Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «об уменьшении размера госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо заявления, где описывается цена иска с расчетом необходимой суммы госпошлины, которую требуется уплатить, в связи с тяжелыми обстоятельствами заявителя, последний должен приложить и письменные подтверждения указанных обстоятельств, не позволяющих ему выплатить пошлину в полном объеме.
Заявление об уменьшении размера госпошлины
Важно помнить в процедуре составления заявления о снижение государственной пошлины:
- перед тем как составлять ходатайство о снижении государственной пошлины внимательно изучите льготы, возможности освобождения от уплаты госпошлины (так, например, иски направленные на защиту прав потребителей, защиту прав работника, заявления в рамках уголовного судопроизводства и иные – не облагаются пошлиной, поскольку истцы в силу закона освобождены от ее оплаты);
- правильно рассчитайте цену иска, влияющую на размер государственной пошлины, так как, например, траты на адвоката, на эксперта, почтовые – не являются исковыми требованиями, подлежащими включению в сумму для расчета пошлины;
- моральный вред – это требование неимущественного характера, государственная пошлина для граждан 300 рублей, даже если истец заявит сумму возмещения в 1 000 000 рублей (по трудовым, потребительским делам и др. государственная пошлина и вовсе не оплачивается).
Необходимые приложения
К заявлению прикладывают:
- справку, подтверждающую доходы;
- справку, выданную в Центре занятости (подтверждает статус безработного);
- копию трудовой книжки;
- при подсчете дохода, получаемого заявителем, в расчет берется факт наличия у него иждивенцев. Поэтому будет лучше приложить к заявлению свидетельства по каждому ребенку и документы по прочим иждивенцам, материально зависимым от истца;
- также учитывается решение суда, согласно которому он выплачивает алименты на детей, содержит родителей и прочих членов семьи;
- в случае нахождения истца в браке, прилагают справку, подтверждающую уровень доходов членов семьи;
- учитываются также документы из медучреждений в случае получения заявителем медпомощи или же покупки лекарств, необходимых для поддержания здоровья или других жизненно-важных препаратов.
Получается, что при подготовке заявления для уменьшения размера госпошлины, к делу подходят в индивидуальном порядке, – во внимание берется каждый фактор.
👨 Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?
Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.
Отказ от иска, как изменение иска
Отказ от иска предполагает отказ заявителя от своих материальных и правовых требований, что влечет окончание судебного процесса. Таким образом изменение иска может заключаться в отказе заявителя от судебной защиты права, например, когда истец во время рассмотрения спора приходит к выводу о нецелесообразности предъявленного требования к ответчику.
Отказ допускается до вынесения решения. Для его оформления необходимо оформить ходатайство в суд.
Но такая замена серьезно осложнит работу суда, поскольку новый иск не прошел стадию подготовки дела к судебному разбирательству, в которой судья должен определить круг лиц, участвующих в деле, определить необходимые доказательства и совершить другие процессуальные действия (ст. 142 ГПК). В действующем законодательстве нет нормы права, предусматривающей последствия такой замены, однако следует прийти к выводу о том, что при одновременном изменении основания и предмета иска суд должен прекратить производство по делу ввиду отказа истца от иска и разъяснить истцу, что новое исковое требование он может предъявить в самостоятельном производстве. Правовым основанием для такого решения вопроса является п. 4 ст. 219 ГПК. Изменение иска в предусмотренных ч. 1 ст. 34 ГПК пределах создает для истца благоприятные условия по защите своих интересов.
Изменение иска в гражданском процессе
Законом предусмотрена возможность изменения иска после возбуждения гражданского дела в суде. Не всегда получается верно составить иск сразу, зачастую некоторые обстоятельства становятся известны после подачи искового заявления, уже в процессе разрешения спора в суде. Иногда истец понимает, что неправильно заявил исковые требования, и они не смогут полностью обеспечить восстановление его нарушенных прав.
Важно
В некоторых случаях позиция истца может измениться исходя из возражений ответчика. Истец имеет право на изменение иска, а конкретнее его предмета или оснований, может увеличить или уменьшить размер исковых требований, полностью или частично от них отказаться либо заключить с ответчиком мировое соглашение по делу. Рассмотрим подробнее, когда необходимо изменять свои требования, какие последствия влечет изменение иска.
Заявление об уменьшении размера госпошлины
Образец заявления (ходатайства) об уменьшении размера госпошлины подготовлен с учетом последних изменений процессуального законодательства.
При обращении в суд истцам необходимо заплатить госпошлину. Размер госпошлины зависит от цены иска, при этом для имущественных споров госпошлина может достигать 60 000 руб. Для удобства расчетов советуем использовать калькулятор госпошлины. Кроме того, обращаем внимание, что для большой категории споров существует возможность вообще не платить госпошлину, поскольку существуют льготы ее по уплате: « Госпошлина в суд » . Но когда оплата этого сбора обязательна, суд не примет иск или жалобу к производству без доказательств его оплаты. В этом случае истец может использовать заявление об уменьшении размера госпошлины.
Ходатайство об уменьшении госпошлины подается в письменном виде одновременно с совершением соответствующего процессуального действия. Например, при подаче искового заявления, апелляционной жалобы и т.п.
Суд может уменьшить размер госпошлины вплоть до полного освобождения от ее уплаты. Но только при наличии доказательств тяжелого материального положения заявителя. Когда ни финансовое, ни имущественное положение истца не позволят ему оплатить госпошлину в полном размере. В качестве письменных доказательств можно использовать справку о размере заработной платы, справку о размере пособия по безработице или о размере получаемой пенсии. Для неработающих граждан обязательно приложить к ходатайству копию трудовой книжки. Приложите документы на иждивенцев, если истец обязан содержать их за свой счет. Это могут быть копии свидетельств о рождении, справки о составе семьи. Если в семье несколько человек, истец может представить сведения о доходах и членов своей семьи.
Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд
В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.
Нововведения при уплате госпошлины
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
Рассмотрение судом заявления об уменьшении размера госпошлины
Заявление рассматривается судьей единолично. Без проведения судебного заседания, одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления к производству суда и возбуждении гражданского дела. Руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставления ложных сведений. Об уменьшении госпошлины будет вынесено соответствующее определение, на которую можно подать частную жалобу.
Если суд откажет в удовлетворении заявления об уменьшении размера госпошлины, иск остается без движения. Устанавливается процессуальный срок и истец может доплатить госпошлину, подать заявление об исправлении недостатков иска. Если же по заявлению об уменьшении размера госпошлины вынесен отказ и истец не доплачивает необходимую сумму, иск считается не поданным и возвращается истцу вместе со всеми документами.
Предоставление отсрочки
Отсрочка или рассрочка выплаты госпошлины предоставляется волею суда и предполагает, что внесение суммы произойдет через некоторое время.
Желательно чтобы гражданин указал период выплаты платежа ко времени вынесения решения суда. В таком случае, при вынесении решения в пользу истца, обязанность по выплате ляжет на ту сторону, которая проиграла дело.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Заявление о предоставлении отсрочки направляется лишь в той ситуации, когда на то есть основания. Одновременно с заявлением заявителю нужно приложить документы, которые подтвердят финансовое положение или другие основания, по которым платеж не должен быть произведен.
Основанием для предоставления отсрочки может быть сложное финансовое положение человека, вызванное:
- Временной нетрудоспособностью, которая вызвана продолжительной болезнью;
- Полной потерей трудоспособности;
- Проходящей процедурой банкротства;
- Наличием у человека материального ущерба, вызванного стихийными бедствиями или катастрофическими явлениями;
- Маленькая зарплата.
Нужно учесть, что существует ряд причин, которые не будут являться основанием для отсрочки.
К таковым можно отнести:
- Несовершеннолетние дети-иждивенцы;
- Долговые обязательства, в частности, взыскиваемые с помощью судебных приставов;
- Отсутствие постоянного дохода;
- Отсутствие у гражданина какого-либо имущества;
- Серьезное влияние окажет величина получаемого дохода.
Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений
Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.
Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:
- охраны гражданских прав;
- данных населению страны законом свобод и их интересов;
- интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.
Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:
- приговора;
- постановления;
- определения;
- решения суда.
Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.
Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
- организаций общественного типа;
- объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
- ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
- пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.
Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.
В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд
Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:
- освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
- уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
- предоставить рассрочку по оплате денежной величины.
Основания для подачи заявления
Правовым основанием для снижения суммы взыскания является 39 статья ГПК РФ и 49 АПК РФ. Такую возможность истец реализовывает в любой момент после подачи иска, но до рассмотрения дела по существу. Процессуально не имеет значения, подано ли заявление об уменьшении исковых требований непосредственно в заседании либо направлено заблаговременно, через канцелярию суда, образец заявления в обоих случаях меняться не будет. Фактические основания для уточнения объема взыскания:
- ответчик добровольно исполнил часть обязательств;
- обнаружена арифметическая ошибка в расчетах;
- стали известны новые обстоятельства, имеющие значение для дела;
- судебная экспертиза определила сумму ущерба в меньшем объеме.
Ходатайство об уменьшении госпошлины в суд общей юрисдикции
В силу пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, притом, что имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Наличие на иждивении несовершеннолетних детей, долгов, подтвержденных исполнительными листами и возбужденными исполнительными производствами, увольнение с работы и подобные обстоятельства сами по себе не дают оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, ибо не являются достаточным подтверждением такого финансового положения лица, которое не позволяет уплатить госпошлину.
Примерный расчет размер госпошлины на практике
Проще всего будет понять, как определяется госпошлина при уменьшении алиментов, рассмотрев конкретный случай из деятельности суда по решению подобных вопросов.
В этом году в районный суд поступил иск от алиментоплательщика Демидова А.Г. с требованием снизить размеров алиментов на десять процентных пунктов от суммы заработка. К общему пакету документов прилагался, в том числе, и чек о внесении госпошлины на сумму 0,3 тыс. руб. Он произвел фиксированный платеж, так как пришел к выводу, что его заявление не может быть оценено в денежном выражении.
Такое положение дел не удовлетворило судью, и иск был оставлен без рассмотрения. Было выставлено требование доплатить недостающую часть государственной пошлины, отталкиваясь от суммы исковых требований.