Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 153 ГК РФ. Понятие сделки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь рассмотрим случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Толкование принципов ст. 54.1. от ФНС. Порядок сбора доказательств при проверке
Под «искажением» ФНС понимает умышленные действия налогоплательщика, например:
-
создание схемы «дробления бизнеса» без экономического обоснования с применением специальных режимов (УСН, ЕНВД);
-
искусственное создание условий по использованию пониженных ставок налога, налоговых льгот;
-
неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
-
нереальность сделки (отсутствие факта ее совершения).
К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения отнесены:
-
неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц,
-
отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учёта заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
Комментарии к ст. 153 ГК РФ
1. Сделки — наиболее распространенные юридические факты, влекущие возникновение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Круг сделок не ограничен названными в ГК и других законах; возможно совершение сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (п. 1 ст. 8), а также сочетающих элементы различных сделок. Применительно к договорам это прямо оговорено в п. 3 ст. 421 ГК.
2. Субъектами сделок являются граждане и юридические лица, а также государственные и муниципальные образования (см. гл. 5 ГК), которые в ст. 153 не названы, однако вправе выступать в гражданском обороте на равных началах с иными субъектами гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 124 ГК).
3. Сделки представляют собой действия, направленные на достижение определенного правового результата. Следовательно, сделка — это волевой акт и для ее совершения необходимо наличие дееспособности, которая по-разному определяется для граждан (ст. ст. 21, 26 — 28 ГК) и юридических лиц (ст. 49 ГК) и может быть ограничена в отношении некоторых сделок.
4. Направленность сделок на достижение определенного правового результата отличает их от «юридических поступков», к которым относятся такие действия, как нахождение вещи (ст. 227 ГК), клада (ст. 233 ГК), создание авторского произведения и др. Правовые последствия юридических поступков наступают в силу закона, независимо от намерения совершающих их лиц и наличия у них дееспособности.
5. Сделка — правомерное действие, которое должно соответствовать требованиям законодательства, и этим она отличается от неправомерных действий — деликтов (гл. 59 ГК), а также неосновательного обогащения (гл. 60 ГК), если такое обогащение возникает в силу действий субъекта гражданского права. Несоответствие сделки предписанным законодательством требованиям влечет ее недействительность, последствия которой применительно к отдельным видам таких сделок различны (§ 2 гл. 9 ГК).
6. Сделки совершаются субъектами гражданского права свободно: своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК). Однако законом может быть предусмотрено понуждение к совершению некоторых сделок, например заключение договора в обязательном порядке (ст. 445 ГК и коммент. к ней).
В тех случаях, когда сделка совершается через представителя (гл. 10 ГК), в ее возникновении участвует воля последнего. В некоторых случаях ГК допускает заключение сделок в чужом интересе (гл. 50 «Действия в чужом интересе без поручения»).
7. Сделка — институт гражданского права и ее следует отличать от актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК).
Правовая сила актов названных органов основывается не на правилах ГК, а на нормах административного права и должна оцениваться с точки зрения норм этого права. Последствием недействительности таких актов является возмещение причиненных убытков (ст. 16 ГК и коммент. к ней).
Основания для истребования документов
Наиболее распространенным основанием для истребования у налогоплательщика документов (информации) по ст. 93.1 НК РФ является конкретная сделка. Любой налоговый орган, который проводит мероприятия налогового контроля, не являющиеся проверками, может истребовать по ней любые документы.
Указание в требовании конкретной сделки является достаточным для истребования документов по п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Отсутствие же ссылки на проведение мероприятия налогового контроля суды считают недостатком формального характера.
Такие требования должны содержать достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделку. Такая информация может касаться сторон сделки, ее предмета, условий совершения.
В НК РФ отсутствует запрета на включение в одно требование сведений сразу о нескольких сделках, в том числе с несколькими контрагентами.
Для идентификации стороны сделки не всегда достаточно указания в требовании только ее наименования. Если в требовании отсутствует ИНН, налогоплательщик в ответе вправе сослаться на невозможность корректного установления конкретного лица, в отношении которого надлежит представить документы. В то же время, нередко идентифицировать физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, лишь по ИНН невозможно.
Период, за который разрешено запросить документы о конкретной сделке, ограничен установленными сроками их хранения. Указание в требовании конкретного периода говорит о том,что истребуемые документы относятся к существовавшим в тот период договорным отношениям.
Если конкретная сделка в требовании не обозначена, а основаниями его направления названы «осуществление иных целей и задач налогового контроля», «обоснованная необходимость», то обязанности его исполнять нет.
Требование, возлагающее обязанность представить счета-фактуры, товарные и товарно-транспортные накладные, платежные документы, договор с актами выполненных работ за определенный период в отношении контрагента, без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой они истребуются, является незаконным.
При отсутствии в требовании указания на конкретную сделку истребование информации о номенклатуре, количестве продукции, реализованной в истекшем периоде, сведений об остатках товарно-материальных ценностей, перечне основных средств, расшифровке счетов бухгалтерского учета, расшифровке кредиторской и дебиторской задолженности, причем за несколько лет, противоречит п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
На требование налогового органа, с очевидными нарушениями НК РФ, налогоплательщику следует ответить письмом, попросив уточнить основания для истребования документов. Привлечение к ответственности за неисполнение подобных требований неправомерно.
С 1 апреля 2020 года вступили изменения в ст.93.1 НК РФ. Согласно п. 2.1, введенному в эту норму, могут истребоваться документы об имуществе, имущественных правах, обязательствах организации или индивидуального предпринимателя, не исполнивших решение налогового органа о погашении недоимки. Размер недоимки должен превышать 1 млн руб. Причем требование о представлении документов вначале направляется лицу, имеющему указанную задолженность. Если оно их не представило, требование направляется иным лицам, располагающим документами об имуществе или имущественных правах должника.
Такие документы следует представить налоговому органу в течение десяти дней.
На практике в качестве основания истребования документов налоговые органы указывают «конкретную сделку». Но за этим нередко фактически скрывается либо предпроверочный анализ налогоплательщика, который как отдельная форма контроля НК РФ не предусмотрен, либо проверка налоговой отчетности. В этом случае п. 2 ст. 93.1 используется налоговыми органами как способ обойти запреты на истребование документов в рамках камеральной проверки, установленные ст. 88 НК РФ.
Другой комментарий к Ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (см. комментарий к ст. 3 Кодекса). Как указал КС России в Определениях от 4 декабря 2003 г. N 441-О и 442-О , исходя именно из этого принципа законодатель закрепил в п. 1 ст. 40 Кодекса общее правило, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки (если иное не предусмотрено той же статьей); пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
———————————
Справочные правовые системы.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 указано, что ст. 40 Кодекса закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.
2. Пункт 2 ст. 40 Кодекса предоставляет налоговым органам право проверять правильность применения цен при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов, но только в следующих случаях, указанных непосредственно в этом же пункте.
Между взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 2).
Основания, по которым лица могут быть признаны взаимозависимыми для целей налогообложения, и порядок такого признания установлены ст. 20 Кодекса (см. комментарий к ст. 20 Кодекса).
По товарообменным (бартерным) операциям (подп. 2 п. 2).
В гражданском законодательстве не используется понятие товарообменных (бартерных) операций. Обмен товарами осуществляется в рамках такого гражданско-правового договора, как договор мены (см. комментарий к ст. 39 Кодекса).
При совершении внешнеторговых сделок (подп. 3 п. 2).
Как определено в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» , внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
В статье 2 указанного Федерального закона даны также следующие определения:
внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;
внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;
внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;
внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;
внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в ст. 33 указанного Федерального закона.
При отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (подп. 4 п. 2).
Определения понятий идентичных и однородных товаров даны соответственно в п. 6 и 7 ст. 40 Кодекса (см. ниже).
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 при разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, судам предписано исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 Кодекса. Следовательно, указано в Постановлении, в иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке.
3. В случаях установления отклонения цен товаров, работ или услуг, примененных сторонами сделки, в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговые органы в соответствии с п. 3 ст. 40 Кодекса вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Как указал КС России в Определении от 4 декабря 2003 г. N 441-О, условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные для этих случаев ст. 40 Кодекса, применяются только когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу. Такое регулирование направлено на обеспечение безусловного выполнения всеми физическими и юридическими лицами обязанности платить законно установленные налоги, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы.
В Определении от 5 июля 2005 г. N 301-О КС России также указал, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований; возникающие при этом споры подлежат разрешению арбитражным судом, который в т.ч. проверяет причины и фактические обстоятельства непредставления налогоплательщиком необходимых для исчисления налога документов и принимает решение исходя из того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Кодекса); поэтому сам по себе факт непредставления налогоплательщиком документов в связи с их изъятием следственными органами не может служить безусловным основанием для применения расчетного пути исчисления налогов.
———————————
Документы и комментарии. 2005. N 20.
В пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда суд признал необоснованным доначисление налоговым органом на основании п. 3 ст. 40 Кодекса налога на прибыль по сделке между взаимозависимыми лицами, поскольку отсутствовали доказательства того, что цена услуги, примененная сторонами по этой сделке, отклонялась от рыночной цены более чем на 20%: налоговый орган в ходе проверки не исследовал вопрос об уровне отклонения цены сделок от рыночных цен; при этом рыночные цены вообще не устанавливались, а в целях перерасчета налога на прибыль использован показатель себестоимости услуг (услуги были проданы по ценам ниже себестоимости).
Согласно п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4 — 11 комментируемой статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, перечисленные непосредственно в п. 3 ст. 40 Кодекса.
Какими способами можно доказать реальность сделки
Сделки, которые совершаются не в реальности, а на бумаге, – предмет деятельности фирм-однодневок, с которыми постоянно сражается налоговая служба. Если контрагент будет заподозрен в «проблемности», налоговики в ходе проверки могут попытаться доказать, что хозяйственная операция не имела места в действительности, а только значится таковой по документам. И даже если в настоящий момент все хорошо, в будущем контрагент может быть взят проверяющими органами на заметку. Поэтому всегда лучше иметь на руках доказательства чистоты и добросовестности совершения сделки в тот момент, когда это происходило.
Рассмотрим, как можно противодействовать попыткам налоговиков признать сделку не имевшей места в действительности.
Статья 105.14. Контролируемые сделки
1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:
1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.
2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;
7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 284.3 и 284.3-1 настоящего Кодекса;
8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;
9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.
3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 — 9 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.
Если изучить судебные дела, в ходе которых рассматривались взаимосвязанные сделки по 223 ФЗ, можно заметить, что обычно суд классифицирует явлением мероприятия, довольно очевидно преследующие одну и ту же цель. Взаимную связь судьи выявляют именно на фоне выводов о том, каковы были реальные цели в каждом конкретном случае.
Взаимосвязанные сделки для целей определения крупной сделки это такие, которые можно было бы объединить в одну, но при таком подходе она оказалась бы требующей одобрения. Впрочем, строго ограниченных критериев не существует, поэтому обстоятельства, позволяющие говорить о взаимной связи, судья выбирает исходя из личного взгляда на дело, из специфики случая. Сделки по своему виду, характеру нередко оказываются таковы, что аналогичных случаев в судебной практике еще не было, что и вынуждает юристов буквально «изобретать позицию на ходу».
Оказание мнимых услуг
С появлением и активным развитием фриланса появилась новая схема, согласно которой, компания заключает договор на оказание услуг, по факту же все работы выполняются ее же сотрудниками. Таким образом, фактические расходы так и не покидают границ предприятия. Так же есть услуги, оказание которых очень сложно проверить, а доказать еще сложнее:
- Анализ продаж в различных разрезах
- Анализ структуры ассортимента и продуктового портфеля
- Анализ клиентской базы и ее динамики и т.д.
- Мониторинг эффективности работы персонала
- Контент-анализ
- Разработка стратегии выведения нового товара (услуги) на рынок
- Разработка регламентов
- Ценовой мониторинг
- Мониторинг участников заданного сегмента рынка
- Мониторинг вашего присутствия в сети Интернет
- Разработка системы мотивации
- Мониторинг спроса и рыночных трендов
- Исследование конкурентов
- Разработка планов и стратегии маркетинга
- и т.д.
Ответственность за отмывание денег
Кодексом административных правонарушений (статья 15.27) и Уголовным кодексом (статья 174) предусмотрена ответственность за это деяние.
Наказание может включать штраф до ста двадцати тысяч рублей или в размере годового дохода.
Если был доказан факт легализации в особо крупных размерах, нарушителю грозит:
— штраф до двухсот тысяч рублей;
— принудительные работы сроком до двух лет;
— лишение свободы на тот же срок с выплатой штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей.
Если преступление совершено группой лиц, наказание будет более суровым.
Важно помнить, что отмывание денег – это незаконная деятельность, которая угрожает безопасности и финансовому спокойствию нарушителя, не позволяет обществу гармонично развиваться.
Использование нелегальных финансовых схем позволит сократить сумму налоговых выплат. Однако вероятность наступления негативных последствий гораздо больше, чем получение данной выгоды.
В соответствие с налоговым законодательством, сделка признается фиктивной в случае, если основанием для ее заключения выступало получение налогоплательщиком необоснованной экономической выгоды. В статье разберем, как ФНС определяет фиктивные сделки и какая ответственность предусмотрена за их заключение
Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?
Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2021 году. А период, за который нужно их направить — 2017–2020 годы. Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2017 год в 2021 году, ведь прошло уже более 3 лет?
Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов. А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.
А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.
Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 5 лет. Этот срок применяется с 17.03.2021, ранее срок хранения был установлен на 4 года. При этом ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.
Таким образом, если инспекторы при встречке в 2021 году запросили у вас документы за 2017 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.
Подробнее об ответственности, возникающей в рамках встречек, читайте в публикации «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».
Что представляет собой контролируемая сделка
Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).
Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:
- суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
- физлицо подчинено другому по должности;
- партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.
Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).
Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.
Налог КИК или из чего формируется налоговая база?
Для реализации целей НК РФ прибыль определяется посредством учета следующих доходов:
- получаемые КИК дивиденды;
- средства, которые получены в процессе распределения прибыли и иных имущественных ценностей организаций и иных лиц;
- проценты от облигаций и других долговых облигаций;
- доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, оплата за пользование любым авторским и смежным правом на произведения искусства, литературы, науки, в том числе кинематографические произведения, телевизионные, радиовещательные и компьютерные программы, а также вознаграждение за предоставление в пользование товарного знака, патента, а также объектов промышленного права таких, как чертежи, модели, планы, секреты производства и др.;
- доходы от реализованных акций, уступок прав в иностранные организации, которые не являются юридическими лицами согласно личному закону;
- средства, полученные от операций на фондовом рынке при помощи финансовых инструментов, используемых в срочных сделках, а также их производных;
- доходы, полученные в результате операций с недвижимым имуществом;
- доходы от арендных и субарендных сделок, исключая договоры об аренде морских и воздушных судов, а также контейнеров, используемых в морских перевозках;
- доходы, полученные от реализованных инвестиционных паев ПИФов;
- вознаграждения, полученные в сфере оказания услуг, среди которых юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, консультационные, а также доход, полученный в результате проведенной научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- доходы от реализации трудовых ресурсов, например, услуги по предоставлению персонала;
и другие доходы.
Ответственность за нарушение законодательства о КИК.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.
При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.
Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.
Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.
Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.
Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)
Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).
Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.