Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему Алматы нужен бесплатный общественный транспорт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возмещение затрат операторов автобусов складывается не от продажи билетов, а оплачивается напрямую из городского бюджета собственнику автобуса за километры пробега как «плата за доступность». Ключевой критерий расчёта за доступность автобуса — это лизинговая стоимость выбранной модели автобуса для каждого конкретного маршрута. Предположим, газовый 12-метровый автобус итальянской фирмы IVECO вместимостью 100 пассажиров, стоимостью €250 000 имеет срок эксплуатации 7 лет, или 2555 дней, что предполагает возмещение капитальных затрат по лизингу автобуса €100 в день. Сложив амортизацию, операционные затраты, рентабельность, сервис и разделив на пробег, получим «плату за доступность», выраженную в километрах пробега автобуса по маршруту. Условно 1 км пробега автобуса IVECO по маршруту будет стоить для городского бюджета €1, или 500 тенге. Плата за доступность — €1/км.
Многие исторически сложившееся длинные 35-километровые автобусные маршруты Алматы сильно устарели и неэффективны, поскольку длинный участок разнороден по пассажиропотоку, рельефу и необходимому типу автобуса. Бесплатный общественный транспорт позволяет значительно оптимизировать, «разорвать» длинные неэффективные маршруты на две части и пересмотреть схему движения автобуса, поскольку пересадка для пассажиров становится бесплатной. Разрывной маршрут предполагает разделение длинной дистанции в 35 км на подводящий маршрут длиной 20 км и магистральный маршрут длиной 15 км. Магистральные прямолинейные маршруты обслуживаются большими вместительными 12-18-метровыми автобусами по выделенным линиям, а подводящие маршруты из спальных районов и пригорода используют маленькие, экономные 7-10 метровые бусики. При этом резко возрастает эффективность обоих маршрутов, их равномерная заполняемость и комфорт пассажиров.
Основания для обжалования
Если пассажир своевременно не оплатил проезд, и это было выявлено в ходе контрольной проверки уполномоченной службой, у него не так много шансов обжаловать выписанный штраф. Единственная возможность это сделать – доказать, что подобное действие не является административным правонарушением. В частности, если будет установлено, что:
- гражданин хотел оплатить поездку, но не смог этого сделать по независящей от него причине;
- контролер своими действиями превысил должностные полномочия или нарушил закон (например, не предъявил удостоверение);
- штраф за безбилетный проезд был выписан по ошибке, так как пассажир его оплатил.
Согласно данной норме, граждане могут быть привлечены за безбилетный проезд на следующих видах транспорта:
- пригородные морские, внутренние водные;
- морские, внутренние водные дальнего следования;
- воздушные судна;
- автобус междугородних маршрутов.
Таким образом, нарушая правила проезда на указанных видах общественного транспорта, гражданин может быть оштрафован за:
- отказ приобретать билет;
- отказ предъявить билет контролеру (в случае, если поясняет, что он имеется в наличии). Сказать, что вы оплатили проезд, но по каким-то причинам вам забыли выдать билет, не получится. Дело в том, что для должностных лиц, реализующих билеты, предусмотрена административная ответственности за невыдачу купленного проездного документа. К примеру, в соответствии со ст. 10.2 КОАП РФ города Москвы, которая была введена в мае 2018 года, предусмотрен штраф в размере до 1000 рублей для водителя, не выдавшего пассажиру билет при фактической его оплате.
Ответственность по статье 11.8 КОАП РФ может наступить уже с 16 лет, штраф составляет 100 рублей (на воздушном судне – 200). Родители, которые не купили билет своим детям, обязаны будут оплатить половину этой суммы штрафа.
ГКУ «Организатор перевозок»: официальный сайт, штрафы для Москвы
Это бесплатный сервис, при помощи которого можно получить информацию, касающуюся штрафов за безбилетную езду в московском муниципальном и городском транспорте. На официальном сайте имеется напоминание о том, что на погашение штрафов предоставляется 60 дней с момента оформления.
Статья 20.25 КоАП Российской Федерации предполагает увеличение размера штрафа в два раза, если требование было проигнорировано и штраф не был оплачен. Для столицы установлены специальные меры ответственности за правонарушение в виде безбилетного проезда. Законом Москвы за номером 45 от 18 апреля 2014 года предполагается:
- Штрафовать безбилетников на 1 тыс. руб. Это за то, что человек не посчитал нужным купить билет (разовый или проездной). Тот факт, что пассажир купил билет, но умудрился его потерять, не снимает ответственности.
- Взимать 2,5 тыс. руб., если в результате проверки будет выявлено, что пассажир не стал оплачивать проезд на основании поддельного (недействительного) льготного удостоверения.
Важно! Штраф — мера административной ответственности, игнорирование и уклонение от которой влечет за собой наложение других ограничений.
Где и как оплатить штраф?
Для того, чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте, необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Ввести установленный идентификатор начисления, указанный на бланке выданного постановления (отмечен в графе УИН). Он же может проставляться и в соответствующей квитанции об оплате.
- Любой из способов оплаты должен предусматривать ввод единого уникального идентификатора начисления. Уточнить способы и возможности тех или иных платежных инструментов можно запросто на ресурсе услуг города Москвы. После того, как в соответствующие графы будут введены серия и номер выданного на руки Постановления, для правонарушителя откроется раздел «Детально», с указанием реквизитов «Идентификатора».
- Важно отметить, что ввод как серии, так и номера Постановления осуществляется без дополнительной простановки пробелов в форму. Ввод серии предусмотрен исключительно кириллицей.
- Среди многочисленных способов оплаты штрафных Постановлений стоит отметить использование сервиса портала государственных услуг Москвы. Для этого необходимо лишь проследовать инструкции, указанной на сайте.
- Стандартным вариантом является оплата штрафа посредством использования банковских сервисов, что отличается выгодностью и удобством в первую очередь для жителей различных других регионов, имеющих непосредственный доступ к сети Интернет и располагающих счетом в банке. Важно отметить, оплата наложенного штрафа за безбилетный проезд предусматривается определенным банком в зависимости от регламента оказанных услуг. Стоит предварительно уточнить возможность проведения подобного платежа, обратившись за помощью к банковскому служащему.
На подачу жалобы имеет право лицо, которому был выписан штраф или его законный представитель. Для этого заполняется специальный бланк, в котором указывается следующая информация:
1. Шапка. Содержит данные о заявителе (ФИО, место проживания, контакты).
2. Основная часть. Здесь указывается ФИО контролера, которым был выписан штраф, номер квитанции и сумма к уплате. Заявитель приводит основания того, почему постановление требуется отменить, приводя доказательства. Обязательно нужно ссылаться на нормативные документы.
3. Допускается наличие приложений, которые доказывают невиновность заявителя.
4. В конце проставляется дата составления заявления и подпись заявителя с расшифровкой.
Подать жалобу можно в учреждение под названием «Организатор перевозок» по почте на следующий адрес: 127299, г. Москва, улица Космонавта Волкова, дом 31.
На рассмотрение жалобы отводится 10 дней с момента подачи, в течение этого срока орган должен дать свой ответ. Копия постановления будет отправлена заявителю на указанный в обращении адрес.
ГКУ «Организатор перевозок» напоминает о необходимости своевременной оплаты штрафа за административное правонарушение (в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу).
Неуплата штрафа в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, влечет наложение штрафа в двукратном размере (ст. 20.25 КоАП РФ), но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
В соответствии со статьей 10.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 18.06.2014) «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» штраф за безбилетный проезд пассажира составляет 1000 (Одну тысячу) рублей, за неправомерное использование льготной персонифицированной карты — 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей.
Какие права у контролера и кондуктора
Кондукторы и контролеры — представители перевозчика, а не органа исполнительной власти. По закону они могут потребовать от безбилетного пассажира оплатить проезд либо отказаться везти его дальше — если есть такая возможность. Высадить пассажира из самолета или с морского судна получится не всегда, а выкидывать безбилетника за борт закон запрещает. Применять силу, чтобы высадить безбилетника из транспорта, тоже нельзя.
Если возникла неприятная ситуация с билетом, всегда уточняйте, кто перед вами. Если тысячу рублей требует непонятная женщина в маршрутке на Магадане — не торопитесь отдавать ей деньги. Велика вероятность, что эти деньги пополнят ее личный бюджет. Оплатите проезд, и все. А если с вас продолжают требовать штраф — сошлитесь на требования КоАП.
ГКУ «Организатор перевозок» Санкт-Петербурга советует обратиться в полицию по телефону 02 или 112, если контролер требует оплатить штраф на месте и не выписывает постановление. Таких мошенников могут привлечь к уголовной ответственности.
Но запомните, что платить за проезд придется в любом случае.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Москвичи не хотят платить штрафы: «Я оплатил проезд, а они из меня «зайца» делают»
Контролер выписывает штраф за безбилетный проезд в московском трамвае.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Система «без турникетов» в общественном транспорте классная. Не нужно толпиться у первой двери. Заходишь в любые двери, сам оплачиваешь проезд с помощью валидатора. Но появилась проблема с «зайцами». О ней предупреждали сразу, поэтому и добавили контролеров на маршруты. Вот только штрафы выписывают даже тем, кто «зайцем» становиться не планировал. Рассказываем, что делать в таких ситуациях.
Случай №1. Оплата телефоном «заморозилась»
Доказывать, что он не «заяц» пришлось жителю Москвы Денису Бечину. Парень зашел в автобус №1 на площади Гагарина. Оплатил проезд, приложив телефон к валидатору возле первой двери, и проследовал в конец автобуса. Зашла контролер и стала проверять «Тройки», проездные. Подошла к Денису.
— Она попросила показать push-смс об оплате. А мне на телефон сообщение еще не пришло. Ситуация странная: я знаю, что точно оплатил проезд, на валидаторе была «зеленая галочка», но смс еще не пришла. В службе поддержки банка ответили, что платеж был и будет обработан в течении трех дней. Контролер сказала, что это тянет на штраф, — рассказал «Комсомольской правде» Денис Бечин.
После долгих доказательств, Денис приложил карту к другому валидатору и оплата прошла — смс пришла. Контролер махнула рукой и вышла из автобуса. Денис уже подумал, что сам «нокосячил» и первый раз не плотно приложил карту или еще что-то. Но через три дня банк все же списал деньги. В итоге, оплата прошла дважды.
Что пошло не так? Один из валидаторов был не подключен к интернету, поэтому оплата прошла с задержкой (деньги были «заморожены»).
Как быть? Контролер, как объяснили в «Мосгортрансе», должна была считать информацию с мобильного телефона — пассажир должен открыть приложение (например, Apple Pay или Samsung Pay) и показать изображение банковской карты.
Случай №2. Не успел пройти к валидатору
История Екатерины Смирновой не единичная, это происходит почти каждое утро в часы-пик. Кто-то намеренно не оплачивает проезд, делая вид, что не может пробраться к валидатору, а кто-то случайно. Так вышло, что Катя проехала одну остановку в поиске карты «Тройка» в сумке, в этот момент в троллейбус №41 вошла контролер. Девушка сказала, что прямо сейчас оплатит проезд, но контролеру этого было недостаточно и та стала грозить выписать штраф за поездку «зайцем».
Валидатор в одном из автобусов Москвы.
Фото: Евгения ГУСЕВА
Что пошло не так? Девушка не вовремя оплатила проезд.
Как быть? Желательно подготовить карту заранее. Если подошел контролер, посмотрите, кто перед вами — сотрудник ГУП «Мосгортранс» (не имеет права выписывать штраф) или ГКУ «Организатор перевозок» (имеет право выписывать штраф).
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф
Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.