Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность врачей и клиник за нарушение санэпидрежима». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Административная ответственность за санитарное правонарушение
Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.
Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:
- 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
- 5 – требования к питьевой воде;
- 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
- 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
- 35 – обращение с отходами производства и потребления.
Когда дисциплинарные взыскания являются адекватным наказанием
По закону рассматриваемый вид взыскания разрешается налагать на сотрудника исключительно в ситуации, если последний совершает дисциплинарный проступок. Проще говоря, это целесообразно, лишь когда работник либо совсем игнорирует возложенные на него обязанности или исполняет не в полной мере.
Какие дисциплинарные взыскания имеет право применить работодатель к сотруднику
В перечень таких деяний входят в общих случаях следующие:
- прогулы, то есть неоправданное отсутствие служащего на работе более 4-х часов (причем подряд!);
- неисполнение обязанностей, перечисленных либо в трудовом соглашении или же в должностной инструкции;
- отказ от обязательных действий.
Перечень последних приводится в:
- том же трудовом договоре;
- внутренних регуляторных актах, действующих на предприятии;
- должностных инструкциях.
Самыми распространенными санитарными нарушениями следует считать:
- непрохождение медицинского освидетельствования;
- игнорирование правила требующего от персонала ношения спецодежды.
В перечне общих взысканий, налагающихся на сотрудников, числятся следующие:
- выговор;
- предупреждение;
- увольнение.
Кроме того, дисциплинарная ответственность может заключаться и в:
- отстранении от работы;
- снятии с должности.
Впрочем, в некоторых случаях допустимо практиковать такого рода взыскание и за действия, не имеющие отношения к трудовой дисциплине, но рассматриваемые в Административном или Уголовном кодексах.
Помимо общих видов наказаний, есть и специальные – они налагаются в соответствии с законодательством либо положениями, относящимися к конкретному виду службы. При этом работодателю категорически запрещается использовать санкции, не приведенные нормативными документами. Нарушивших это требование ждет кара, предусмотренная в Административном кодексе (статья 5.27).
Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил
В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
- Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
- Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
- Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства санитарной категории
Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:
- выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
- выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
- лишиться права на принятие определенной должности;
- лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
- посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
- посетить исправительные работы на срок до одного года;
- лишиться свободы на срок до года.
При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:
- обязательные работы на период до 480 часов;
- исправительные работы от полугода до двух лет;
- принудительные работы на период до пяти лет;
- лишение свободы на срок до пяти лет.
Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:
- административная (глава 6 КоАП РФ);
- уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
- дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.
Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.
Привлечение к административной ответственности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения санитарного законодательства
Вопрос: Вопрос:Я работаю юрисконсультом в одном из учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.В соответствии со главные государственные санитарные врачи от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 настоящего Кодекса.После введения в действие (01.07.2002) Кодекса в наше учреждение поступают протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками органов внутренних дел на руководителей и других работников (в т.ч. продавцов, менеджеров по продажам, администраторов и даже бухгалтеров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом пищевых продуктов.Согласно примечанию к руководители и другие работники организаций (не являющиеся должностными лицами по определению ), совершившие
Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства понесут те, кто совершил интересующее нас противоправное деяние – отказался от соблюдения обозначенных в статье правил. Разумеется, не всегда нарушения производятся намеренно, однако, в большинстве случаев это не имеет никакого значения, так как последствия в любом случае наступили, и они имеют негативный характер. Нужно помнить, что чем тяжелее преступление, тем также тяжелее будут меры ответственности, которые применяются в связи с ним по отношению к нарушителю закона.
Лес – природная ценность, которую обязано защищать, как государство в целом, так и граждане страны. Ответственность за нарушение лесного законодательства выражена различными наказаниями, довольно жесткими, поэтому, нарушитель рискует попасть в серьезные неприятности, не соблюдая установленные на государственном уровне правила. В специальной статье мы более конкретно поговорим о последствиях, ожидающих «лесных» преступников.
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья” (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых:
Руководитель организации обеспечивает:
– наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;
– выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
– должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
– организацию производственного и лабораторного контроля;
– необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
– прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
– наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
– своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
– организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
– выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
– наличие санитарного журнала установленной формы;
– ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и
– условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
– организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
– исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
– наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
– проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
– наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
– организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 – 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 – 14.46, частями 1 – 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:
-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, – об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;
должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.
Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование
Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.
Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.
Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).
Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.
Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?
Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.
С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?
В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.
Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:
- раскаяние допустившего нарушение лица;
- «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
- принятие действий для предотвращения вредных последствий;
- добровольное прекращение самих действий;
- оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
- возмещение вреда;
- устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
- признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.
Кем налагается дисциплинарное взыскание?
Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.
Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?
Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.
Виды взысканий за санитарные нарушения
Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф:
граждане — от 100 до 500 должностные лица — от 500 до 1000; ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток; юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток |
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта | Штраф и приостановление деятельности
Граждане — от 500 до 1000, должностные лица от 1000 до 2000, ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток, юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок |
6.5 Нарушение требований к воде | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 2000 до 3000 ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 5000 до 10000 ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания | Должностные лица — от 3000 до 7000
Юрлица — от 30000 до 70000 Повторное нарушение Должностные лица — от 10000 до 15000 Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток |
Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.
Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 55—57 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения, Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.
Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя), или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.
Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или у его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.
Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц,
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей,
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг,
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»,
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.
Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?
Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.
Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.
В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.
Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.