Избирательное право и избирательная система

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Избирательное право и избирательная система». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных преподавателей и профессоров. В качестве теоретической базы была использована Конституция Франции 1958 года, а также Избирательный Кодекс 1956г.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-

воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопро-

ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра-

тивных споров.Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

3, Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Парижская коммуна 1871 г. и конституционные законы 1875 г.

1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од-

нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание,где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди-

тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения

страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной

власти титулом «президент Республики».

Государство и право Франции в новое время конец XVIII начало ХХ вв.

Вместе с тем католическая религия объявлялась официальной и основой власти короны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обещала быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискованных земель церкви и эмигрантов.

В поисках выхода из него королевская администрация объявила о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Для участия в них были избраны 561 депутат от привилегированных сословий (дворянства и духовенства) и 584 депутата от буржуазного «третьего сословия».

Однако, как было сказано выше, избирательная система различается для муниципалитетов с населением менее 3500 жителей и для коммун, в которых проживает более 3500 жителей. Так, в муниципалитетах с населением менее 3500 жителей депутаты муниципальных советов избираются по мажоритарной системе в два тура. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях, как уже указывалось только что, голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах.

Предпосылки Великой буржуазной революции

Во Франции вплоть до последней четверти XVIII века господствовал абсолютизм, основу которого, как известно, составляли феодальные отношения. Но в недрах феодального строя постепенно стали зарождаться и развиваться буржуазные отношения. Об этом свидетельствовало возросшее значение мануфактур в экономике страны. Причем некоторые мануфактуры являлись довольно крупными. Развитие мануфактур позволило увеличить производство промышленных товаров, что способствовало значительному расширению французского экспорта. За период с 1716 по 1784 год вывоз промышленных товаров вырос более чем в три раза.

Буржуазные отношения проникли и в сельское хозяйство страны. Здесь в некоторых провинциях наметилась имущественная дифференциация крестьянства и появление зажиточных крестьян, которые стали прибегать к наемному труду батраков из безземельных крестьян. Развитие мануфактур проникло и в деревню, где получила распространение так называемая рассеянная мануфактура. Крестьяне заготавливали для скупщиков-мануфактуристов пряжу, расчесывали хлопок и т.д.

Конституция Франции 1799 г. Режим 1-й империи (1804–1814 гг.)

Конституция 1799 г. была разработана в течение одного месяца и была самой краткой из всех ранее принимавшихся конституций во Франции. Она состояла всего из 95 статей и строилась по принципу разделения властей. Законодательная власть вручалась: Сенату, Государственному совету, Трибунату и Законодательному корпусу. Сенат состоял из 24 членов не моложе 40 лет, пожизненно избираемых своим же составом из кандидатур, представленных Законодательным корпусом, Трибунатом, Первым консулом. Компетенция Сената состояла в том, чтобы из национального списка выбирать соответственно членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов. Только Сенату предоставлялось право окончательно утверждать или отклонять законопроекты. Кроме того, он осуществлял функции конституционного надзора, так как должен был стоять на страже Конституции.

Таким образом, мы видим, что внешне главная задача Сената состояла в формировании всех основных звеньев государственной власти. При этом обращает на себя внимание специфичность избирательного права, которое лишало избирателей какого то ни было влияния на политическую жизнь. Выборщики должны были только намечать кандидатов в депутаты, а вот их отбор и утверждение должно было производиться «охранительным Сенатом».

Государственный совет состоял из 30–40 членов, назначавшихся 1-м консулом, которые занимались составлением законопроектов. Помимо прочего, члены Государственного совета обладали правом законодательной инициативы. После того, как Государственный совет разрабатывал проект закона, последний поступал в Трибунат, который состоял из 100 человек в возрасте не менее 25 лет. Этот орган избирался на 5 лет и ежегодно обновлялся на 1/5. В Трибунате проходило обсуждение законопроектов и их первичное утверждение. Он также имел право отклонить законопроект, разработанный Государственным советом. И, наконец, законопроект, одобренный Трибунатом, попадал в Законодательный корпус, состоящий из 300 депутатов в возрасте не менее 30 лет. Законодательный корпус также избирался на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5. Основная его задача состояла в том, чтобы путем тайного голосования и без обсуждения голосовать целиком за доработанный Трибунатом законопроект.

Таким образом, законодательная власть по этой Конституции распределялась между четырьмя органами, компетенция которых была сознательно сужена. Это приводило к тому, что ни один из перечисленных органов в отдельности не обладал законодательной властью в полном объеме.

Исполнительная же власть вручалась трем консулам, причем Первый консул обладал правом решающего голоса, а все остальные – совещательным. Второй и Третий консулы имели лишь право заносить в журнал заседаний свои особые мнения.

Первым консулом, избиравшимся на 10 лет, конечно же, стал Бонапарт. В его компетенцию входило: обнародовать законы, назначать и отзывать членов Государственного совета, министров, посланников, офицеров армии и флота, членов местной администрации, а также назначение (без отзыва) уголовных, гражданских, мировых, кассационных судей.

Таким образом, власть Первого консула распространялась на весь госаппарат, куда входило 9 министерств, и армию.

Судебная власть была представлена высшими и низшими судами, а также судами кассационными и апелляционными, которые комплектовались, как указывалось выше, Первым консулом лично.

Постепенно Бонапарт из революционного диктатора стал превращаться в диктатора единоличного и готовить свертывание революции. Здесь необходимо отметить, что все мероприятия, проводимые Бонапартом в целях укрепления личной власти, находили поддержку у народа. Это было связано в большей мере с тем, что, проводя удачные военные кампании против войск европейской коалиции, он приобретал огромный авторитет внутри страны. Так, в знак «признательности за заключение выгодного Франции мира» был проведен плебисцит по вопросу о назначении Бонапарта пожизненным консулом с правом назначения своего преемника. Одновременно с провозглашением Бонапарта пожизненным консулом был внесен ряд существенных изменений в Конституцию. Еще больше был урезан парламентаризм: состав Трибуната уменьшался до 50 человек, и возможности свободной дискуссии в нем были отныне крайне ограничены. Сенат получил право издания «сенатус-консультов» – чрезвычайных законов, не подлежащих обсуждению Трибунатом. Сенату также было предоставлено право роспуска законодательных собраний и внесения изменений в Конституцию. Урезаны были и прерогативы Государственного совета; право обсуждения мирных договоров было передано вновь созданному личному совету при Первом консуле.

3 мая 1804 г. Трибунат высказался за назначение Наполеона императором и установление наследственной власти. Вслед за этим 18 мая 1804 г. Сенат принимает сенатус-консульт, которым «во имя славы и благоденствия республики» Наполеон провозглашается «императором французов».

Именно провозглашение Франции империей можно, по нашему мнению, считать действительным концом Великой буржуазной революции. Получилось так, что все жертвы, которые понес французский народ в этот период, были принесены в угоду личной власти Наполеона, который вверг Францию в войну со всей Европой. Эта война очень дорого стоила французскому народу и привела, в конце концов, к поражению Наполеона от войск европейской коалиции и его свержению.

Реставрация монархии во Франции (1814–1848 гг.)

В апреле 1814 г., после вступления в Париж войск европейской коалиции, Сенат принял решение возвести на престол брата казненного в 1793 г. короля Людовика XVI – графа Прованского, принявшего имя Людовика XVIII.

Реставрация Бурбонов во Франции в 1814 г. не могла совершаться на почве дореволюционных общественных отношений. Нельзя было игнорировать завоевания революции и те жертвы, которые понес за них французский народ. Именно по этим причинам страны-победительницы, в которых, за исключением лишь Англии, господствовали феодальные отношения в абсолютных монархиях, не пошли на реставрацию феодализма во Франции.

Законодательным закреплением нового государственного строя стала Конституционная Хартия, которая была принята 4 июня 1814 г.

По этой Хартии Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Принцип разделения властей оставался незыблемым, хотя и не совсем последовательным. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – пэров и депутатов.

Исполнительная власть, которая принадлежала королю и министрам, была значительно шире, чем законодательная. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Он назначал и смещал министров, префектов, прокуроров, судей и вообще всех должностных лиц, осуществлял командование вооруженными силами страны, руководил ее внешней политикой, созывал палаты на ежегодную законодательную сессию. Очень серьезные права принадлежали королю и в законодательной сфере.

Читайте также:  Взыскание алиментов за прошедший период

Рассмотренная выше Конституционная Хартия просуществовала сравнительно недолго. 14 августа 1830 г. принимается новая Хартия, более либеральная, чем Хартия 1814 г. Она содержала «Декларацию гражданских прав» и провозглашала «народную монархию». Существенные изменения произошли в палате пэров, численность которых была уменьшена в два раза, и они были лишены права передавать свое звание по наследству. Уменьшался возрастной и имущественный ценз для избирателей. Вследствие этого число избирателей во Франции увеличилось почти в два с половиной раза (с 100 тыс. до 240 тыс.). В несколько раз были расширены права палаты депутатов, которая получила право формировать правительство и требовать от него отчета. Король по этой Хартии потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона. Однако право назначать пэров пожизненно у него осталось.

С 1846 по 1848 гг. страна переживает ряд кризисов – торгово-промышленный, финансовый, политический. Во Франции вновь складывается революционная ситуация. В оппозиции к правящему режиму находились промышленники, торговцы и быстро растущий рабочий класс. В феврале 1848 г. происходит восстание парижских рабочих под лозунгом: «Даешь социальную республику!». К рабочим присоединяется Национальная гвардия. Луи Филипп отрекается от престола и бежит за границу. Режим «Июльской монархии» пал.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Вторя республика во Франции. Конституция 1848г

Европейские революции 1848–1849 гг.

Февральская революция 1848 г. во Франции, как и в 1830 г., породила своего рода революционные волны, прокатившиеся по Европе. Но, разумеется, в каждом случае для народного возмущения были свои причины. Так, в германских государствах к начинавшемуся движению за национальное объединение страны добавилось несколько неурожаев, а затем и сильный экономический кризис 1847 г. В ряде германских городов толпы голодных громили лавки и продуктовые склады, чтобы захватить продовольствие. В Рейнской области, наиболее промышленно развитой части Германии, в марте 1848 г. вспыхнули волнения. В Кельне, главном городе области, городские низы требовали немедленных демократических реформ.

Парижанин с республиканским флагом

Одновременно волнения начались и в центре страны, в Берлине. В течение десяти мартовских дней там происходили демонстрации и стычки горожан с полицией. Испуганный накалявшейся обстановкой, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV объявил о скором введении конституции и отмене цензуры печати. Но это привело к кровавой стычке у королевского дворца: одни берлинцы явились туда, чтобы выразить поддержку монарху, а другие стремились предъявить королю новые требования. В итоге охрана открыла огонь по толпе. Начались уличные бои (18–19 марта), в которых погибли примерно 200 человек.

Прусский король пошел на уступки: назначил буржуазно-либеральное правительство, затем была введена конституция (декабрь 1848 г.), которая, в целом сохраняя привилегии дворянства, давала некоторые права и буржуазии. Но германская буржуазия еще не была так сильна, как, например, французская. Поэтому она не сумела возглавить стихийный народный протест и заставить власть пойти на большие уступки. В результате революционные события в ряде германских земель привели лишь к декоративным (чисто внешним) переменам.

Более бурными и противоречивыми были революционные волнения в Австрийской империи. В ее состав к тому времени входило множество национальных (неавстрийских) земель: польские, венгерские, чешские, южнославянские, итальянские. К середине XIX в. из 37 млн. жителей империи самих австрийцев в ней было всего 7 млн, т. е. 19 %. Поэтому к общим для большинства европейских стран внутренним противоречиям (между отмиравшим феодальным и новым буржуазным укладом) в Австрийской империи добавлялась национальная проблема.

Расстрел демонстрантов в Берлине

В марте 1848 г. волнения вспыхнули как в самом центре Австрии – в Вене, так и в ряде ее национальных областей. Против восставших были брошены войска, но подавить волнения удалось далеко не сразу. Император Фердинанд I дважды бежал из Вены и в конце концов вынужден был отречься от престола в пользу своего племянника, 18-летнего Франца Иосифа (декабрь 1848 г.). Кое-где революционные волнения улеглись сами, но в ряде мест они были подавлены силой. В Венгрии повстанцы сопротивлялись до лета 1849 г. Но после прибытия туда по просьбе Франца Иосифа 150-тысячного русского войска революция была подавлена.

Провозглашение независимости Венгрии

Революция в Австрийской империи потерпела поражение. Но, как и в Германии, она привела к некоторому укреплению буржуазного уклада путем проведения умеренных реформ.

Чем отличались революционные события 1848–1849 гг. в Германии и в Австрии? В какой из стран и почему они протекали более масштабно и активно?

Утопические и радикальные течения

Многочисленные революции и восстания первой половины XIX в. во многом носили стихийный характер. Но в значительной мере они вдохновлялись и различными радикальными теориями, переживавшими в ту пору свой расцвет. Пользовалось популярностью, например, уже известное вам заговорщическое учение О. Бланки – бланкизм.

Росло число сторонников и у другого радикального течения – анархизма (или анархо-коммунизма). Его сторонники призывали к уничтожению любой власти вообще (по-гречески «анархия» означает «безвластие»). Анархисты считали, что на смену государству должен прийти всеобщий союз (федерация) свободных самоуправляющихся общин. Основоположником анархизма считается английский священник Уильям Годвин (1756–1836), который видел в постепенном уничтожении собственности и государства «политическую справедливость». Годвин верил, что к этому можно прийти путем постепенного «перевоспитания» общества, к насилию он не призывал. Но его последователи все чаще выдвигали лозунги насильственного разрушения государства.

Отметим тут, прежде всего, что подлинно демократические выборы — это выражение суверенных прав, принадлежащих населению страны, свободное волеизъявление которого лежит в основе полномочий и легитимности государственной власти. Право граждан избирать и быть избранными в ходе периодических подлинно демократических выборов — это международно-признанное право человека и гражданина. Подлинно демократические выборы служат цели мирного разрешения борьбы за политическую власть в стране и поэтому играют центральную роль в поддержании мира и стабильности. В тех странах, где государственная власть избирается законным путем в ходе подлинно демократических выборов, возможности для недемократических посягательств на нее существенно ограничены. Итак, определившись в том, что же понимается под теоретическим базисом демократических электоральных стандартов и принципов, перейдем к анализу действующего законодательства Франции и практики его реализации на предмет его соответствия задекларированным выше позициям.

По мнению автора данного исследования, совершенно очевидно, что анализ действующего избирательного законодательства Франции на предмет его соответствия базовым демократическим стандартам необходимо начать с анализа самой мажоритарной системы относительного большинства, применяемой при выборах Национального собрания. Мажоритарная двухтуровая система относительного большинства действовала на всех выборах в Национальное собрание Франции с 1958 года по 1981 год, и после однократного отказа от нее на выборах в 1986 году в интересах пропорциональной системы, снова была возобновлена в конце 1986 года. При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа. Вероятно, французский законодатель считает эту систему достаточно эффективной для решения текущих задач парламентской деятельности, однако назвать ее хоть сколь ни будь отвечающей общеевропейским демократическим электоральным стандартам, увы, не приходится. Традиционно уже много лет во Франции существует ситуация где партии большинства, собирающие менее 50% всех голосов избирателей, имеют почти 75% мест в парламенте.

По мнению автора данного исследования, мажо­ритарная система относительного большинства, применяемая во Франции, является одной из наименее демократических избирательных систем, основными пороками которой являются:

· значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными» и не учитываются при распределении мандатов;

· искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную из­бирательную систему, наиболее ярко во Франции проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия» (в американском варианте, как мы уже указывали выше в работе – «джерримендеринг»).

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВО ФРАНЦИИ

А. ЛОРАН

ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ: ИЕРАРХИЯ И ЗАВИСИМОСТЬ (Перевод)

В эпоху Пятой Республики электоральный ритм ускорился. До конца 70-х годов французские избиратели голосовали на четырех видах выборов — на президентских, парламентских, кантональных и муниципальных. С 1979 г. в соответствии с различными, изменяющимися с годами электоральными практиками они получили также возможность выбирать депутатов в Европейский парламент, а начиная с 1986 г. — региональных советников. К этим шести видам избирательных кампаний следует добавить референдумы. В период с 1958 г. они проводились девять раз. С течением времени избирательная система Франции усложнилась, однако за последние годы мажоритарный принцип, или мажоритарная составляющая выборов в виде системы голосования в два тура, все же сохранился.

Тем не менее несмотря на то, что связи между выборами становятся все более и более тесными, не все избирательные кампании имеют одинаковое политическое значение. Общенациональные выборы — президентские и парламентские — играли решающую роль в той мере, в какой они позволяли структурировать партийные предпочтения вокруг различных избирательных союзов, которые складывались в зависимости от типа избирательной системы, допускающей

голосование в два тура1. Однако с учетом регулярности общенациональных выборов очевидно, что другие избирательные кампании не являются изолированными, и в этом смысле они чаще всего предшествуют или следуют за общенациональными выборами. Такие выборы обычно квалифицируются как промежуточные, или выборы второго порядка, так как они не имеют значимости в общенациональном масштабе. Тем не менее они не оторваны от общенациональных дебатов и частично интегрированы в цепочку выборов. Так, например, в настоящее время многие движения участвуют в выборах разного уровня, даже несмотря на то, что каждая избирательная кампания сохраняет свои специфические черты и вносит вклад в гомогенизацию электорального поведения.

I. Выборы и типы избирательной системы во Франции

Избирательная система ввиду своей устойчивости определяет специфику некоторых стран, особенно тех, где принята мажоритарная система с одним туром (Великобритания, Канада)2, во Франции же она часто подвергалась изменениям. За последние 20 лет было проведено не менее восьми реформ3, каждая из которых затрагивала отдельные элементы избирательной системы, принятой на различных видах выборов. Последняя реформа 2003 г. касалась региональных и европейских выборов4.

Читайте также:  Как получить имущественный вычет при покупке квартиры в ипотеку

В Пятой Республике уже давно доминирует мажоритарная двухтуровая система голосования за одного кандидата (SUMADT — scrutin uninominal majoritaire a deux tours). Она не применяется только на муниципальных выборах. Эта система является в некотором смысле на-

1 Необходимо также подчеркнуть значение первых референдумов в Пятой Республике и прежде всего референдума 1962 г., который позволил отделить правящее большинство от оппозиции.

2 В Великобритании эта специфика была несколько размыта, поскольку в 1999 г. на выборах депутатов в Европарламент отказались от мажоритарной системы с одним туром.

3 Практика изменений избирательного законодательства не нова. Если взять, например, парламентские выборы, то с 1871 г. во Франции было проведено 10 реформ. Martin P. Les systèmes électoraux et les modes de scrutin. — Р., 1997.

4 Закон от 9 апреля 2003 г.

шим «обычным правом»1. Однако ввиду полного или частичного использования пропорциональной системы на многих выборах (европейских, региональных, муниципальных) начиная с конца 80-х годов господство мажоритарного принципа было подорвано. Сегодня после проведения в 2003 г. реформы избирательной системы наблюдается сосуществование различных типов избирательной системы (табл. 1). Президентские, парламентские и кантональные выборы проводятся по мажоритарной системе (ВИМАБТ). Тем не менее для каждой избирательной кампании характерны свои правила, и прежде всего это относится к условиям прохождения во второй тур. Пропорциональная система используется с 2004 г. на выборах в Европарламент при голосовании по межрегиональным избирательным округам (восемь больших избирательных округов)2. Блоковая двухтуровая система голосования, с мажоритарной системой во втором туре, применяется с 1983 г. на муниципальных выборах3 и с 2004 г. — на региональных4. Таким образом, избирательная система с течением времени усложнилась, однако принцип голосования в два тура сохранился, о чем свидетельствует его использование в пяти из шести видов выборов.

собранием

Именем французского народа

Национальное собрание в срочном порядке приняло следующий закон:

Ст. 1. В ближайшие 30 дней со дня опубликования настоящего закона каждым мэром коммуны, совместно с двумя делегатами, постоянно проживающими в кантоне и указанными мировым судьей, будет составлен список избирателей…

Ст. 2. Список этот будет включать в алфавитном порядке… всех французов старше 21 года, имеющих право пользоваться своими гражданскими и политическими правами, в настоящее время имеющих жительство в кантоне и проживающих в коммуне или кантоне не менее трех лет…

Ст. 3. Срок проживания избирателя будет установлен на основании:

1) списка личного обложения или списка лиц, вносящих натуральный подорожный сбор;

  • 2) декларации отцов и матерей… и других родственников, проживающих в данном месте более трех лет;
  • 3) декларации предпринимателей и хозяев относительно тех лиц, которые находятся в услужении или постоянно работают у них, в том случае, если эти лица проживают в доме хозяина или в помещении, предназначенном для производства…

Избирательная система одной из т. н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира. Даже политическая чехарда с принятием ряда разнообразных Конституций и, соответственно, многочисленных поправок к ним во второй половине XX века не позволяют нам усомниться в стабильном базисе электоральной системы Франции. Однако, так или иначе, уже на протяжении многих лет основной задачей достаточно разветвленных структур гражданского общества Франции является задача конституционно-правового противодействия превращению избирательного процесса страны в определенный способ незаконного захвата и удержания государственной власти.

В 1974 году Франция, одна из последних среди государств мира, предоставила своим гражданам право голоса с 18 лет. Этому предшествовала длительная законодательная борьба демократических сил за относительную демократизацию французского избирательного права. Однако до сих пор не отменен антидемократический и реакционный ценз оседлости для граждан, равный 6 месяцам. Существует еще целый ряд антидемократических электоральных позиций французского законодательства, которые подлежат своему полному снятию или, во всяком случае, конституционно-правовой модификации. В данном контексте, прежде всего, дадим самую общую характеристику избирательной системы Франции.

Кризис Июльской монархии. Причины революции во Франции

Период с 1830 по 1848 год принято называть Июльской монархией. После июльской революции в 1830 году во Франции установилась конституционная монархия. Законодательная власть перешла к французскому королю — Луи Филиппу и двухпалатному парламенту. При выборах в парламент был сохранен имущественный ценз[1], поэтому большинство рабочих и мелких собственников были лишены права голоса. На принятие законов решающее влияние оказывала финансовая аристократия, сосредоточившая в своих руках все промышленные предприятия, банки, железные дороги.

В период Июльской монархии положение рабочих, городской и деревенской бедноты ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались 40-е годы. В 1847 году начался кризис перепроизводства товаров, охвативший все промышленные страны, в том числе и Францию.В результате экономического кризиса во Франции началось сокращение производства, сотни тысяч рабочих оказались выброшены на улицу без средств к существованию. Усугубили тяжелую экономическую ситуацию неурожаи 1845-1847гг. картофеля и хлеба, из-за них резко выросли цены на продукты питания, что усилило недовольство народа Июльской монархией.

Революционные настроения подогревала коррупция[2] властей, продвижение французским королем в парламент своих сторонников, покровительство короля финансовой аристократии и игнорирование интересов низших слоев населения.

Свержение монархии и провозглашение республики

22 февраля 1848 года, в ответ на запрет правительства устраивать собрания оппозиции, тысячи жителей Парижа вышли на баррикады[4], начались первые столкновения с полицией и правительственными войсками. Среди восставших преобладали рабочие и городская беднота, в меньшей численности были представители мелкой и средней буржуазии, торговцы, интеллигенция. Правительственные войска уклонялись от борьбы с восставшими, а иногда даже переходили на их сторону.

Запоминаем новые слова!

Оппозиция — группа лиц, противопоставляющая себя господствующей власти, правящей политической партии.

С началом революции во Франции король Луи Филипп отправил в отставку ненавистное народу правительство. Однако восставших это не удовлетворило, они требовали отречения Луи Филиппа от престола.

Всеобщее избирательное право

Противоречие демократизации XIX в. состояло в том, что широкие массы все еще не имели доступа к реальному управлению страной из-за многочисленных цензов или особенностей политической системы. Например, британский парламент играл решающую роль в стране, но даже после реформы в нем оказалось меньше половины возможных избирателей. В отличие от него, рейхстаг Германии собирался на основе всеобщего избирательного права, но имел меньший вес в политической системе страны.

Борьба за расширение избирательного права стала одной из главных проблем эпохи. Против выступали короли, императоры, депутаты и прочие правящие круги, не желавшие делиться властью. Потому изменение избирательного законодательства в сторону послабления постоянно наталкивалось на сопротивление.

В первом туре кандидаты от партий «Вперед, Республика» и «Демократическое движение» вместе получили 32,3% голосов. Но по результатам двух туров у них вместе 348 мандатов из 577 (60,3%). Такой огромный перекос – следствие мажоритарной системы. Более того, наблюдается эффект «сфабрикованного большинства», когда партия или коалиция, поддерживаемые менее чем половиной избирателей, получают в парламенте более половины мест. Такой эффект является характерным для французских выборов.

Искажения касаются и других партий. В таблице 1 сравниваются доли голосов в первом туре и доля полученных мандатов для наиболее крупных партий. Если оценить по данным для крупных партий и групп мелких партий индекс диспропорциональности Лузмора-Хэнби (полусумма модулей отклонений числа мандатов от числа голосов), то он окажется равным 32,8% – это очень высокий показатель диспропорциональности.

Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. Постепенное становление буржуазного государства начавшееся во второй половине XIX в. в Японии, в ходе которого абсолютистская монархия превращалась в дуалистическую монархию буржуазного типа, не было связано с победоносной буржуазной революцией.

Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции» прежде всего от «западных варваров». Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, к окончательному утверждению экономической и политической самостоятельности владетельных князей — представителей крупных феодальных домов — даймё («большое имя»). Владения даймё охватывали провинции или группу провинций. Они лишь номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном («великим полководцем»), представителем одного из крупнейших и сильнейших феодальных домов. Первый сёгунат, приведший к фактическому отстранению от управления японского императора, который сохранял лишь религиозно-ритуальные функции, был установлен в Японии еще в XII в.

Определенной централизации государственной власти с помощью военной силы добились лишь сёгуны из династии Токугава, в период третьего сёгуната (XVII–XIX вв.). Тогда же наиболее законченные формы приобрело в Японии и сословное деление, скрепленное законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. Самурайское, дворянское сословие — было неоднородным. Высший слой феодальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, занимавших все административные посты при сёгуне, в том числе и в его правительстве «бакуфу» («военно-полевая ставка»), и тодзама-даймё — «внешние» князья, отстраненные от дел управления.

К высшему слою самурайского сословия принадлежала и придворная (при императоре) аристократия (кугэ), полностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая от нее «рисовые пайки». За счет «рисовых пайков» жила и основная масса служилого военного самурайства, входящая в армию сёгуна или того или иного даймё. Самураи противостояли трем низшим сословиям. Только им принадлежало право занимать административные посты, государственные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба.

В XVIII в., по мере развития ремесленного производства, домашней мануфактурной промышленности, феодальное сословие торговцев, занимающее самую низшую ступень феодальной лестницы, начало играть все более важную роль. Следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия, подпадающего под все большую зависимость от растущего торгово-ростовщического капитала. Крупнейший торговый дом Мицуи стал с XVII в. финансовым агентом самого сёгуна, а затем банкиром императора.

В результате обеднения даймё самураи потеряли своих покровителей, а вместе с тем и «рисовые пайки», пополняя армию недовольных правящим режимом. Недовольство сёгуном, ущемлявшим феодальную вольницу, зрело и среди значительной части даймё. Углубился с развитием товарно-денежных отношений и процесс расслоения японского крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тяжелейшими арендными платежами, налогами, голодом, злоупотреблениями администрации, грабежом ростовщиков, становится главной силой все более грозных народных, так называемых «рисовых бунтов».

Восстановление императорской власти. 1868 г. ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи» (Мэйдзи — «просвещенное правление» — официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868–1912 гг.). Введение одним из первых актов нового правительства специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной императорской власти), или «Мэйдзи-исин». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Эти события не переросли в буржуазную революцию в прямом смысле этого слова. В Японии в это время не было ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отстаивать цели буржуазной революции, в частности ликвидацию феодализма, абсолютистского режима и пр.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Требования «реставрации Мэйдзи», соответствующие ранним этапам социальной, буржуазной по своей сути революции, стали формой проявления феодального национализма, усилившегося под прямым воздействием проникновения в Японию западного капитала.

В 1865 году Англия и затем США, стремящиеся «открыть» Японию, превратить ее в форпост своей колониальной политики на Дальнем Востоке, с помощью «политики канонерок» добиваются ратификации сёгуном неравноправных торговых договоров, на основании которых «страна заходящего солнца» приравнивается в торговом отношении к полуколониальному Китаю.

Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходило по мере все большего осознания правящими кругами, самураями — «дворянскими революционерами» необходимости «возрождения и единства страны», создания сильного централизованного государства, способного обеспечить ее независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому — проведение буржуазных по своему характеру реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х гг. борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем — кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановления власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии: буддизму — религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто — обожествляющая императора.

Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется «тэнноизм» (от слова тэнно — Сын Неба, древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.

Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение японской религиозной традиции веротерпимости (японцы, как известно, поклонялись божествам различных религий). Используемый правящими кругами как инструмент идеологического завоевания масс, он служил не только решению национальных задач Японии, но и в силу своей националистической направленности последующей агрессивной внешней политике Японии.

Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного участия народных масс. Пик крестьянских выступлений в форме так называемых «рисовых бунтов» падает на 1866 г. В 1867–1868 гг. народный протест носил характер скорее традиционных для Японии ритуальных шествий и плясок, которые часто инициируются самими правящими кругами, чтобы «выпустить пар» народного недовольства.

Революция 1848 года. Вторая империя во Франции

Восстание 10 августа 1792 года привело к власти представителей средней буржуазии – жирондистов, которые по требованию Парижской коммуны сразу же взялись за радикальное изменение государственного строя. Так, уже 10 августа 1792 года был принят Декрет «О созыве Национального конвента», а 11 августа был принят Декрет, определяющий новый порядок выборов.

21 сентября 1792 года в Париже открылись заседания Конвента, избранного на основе новой избирательной системы. В состав Конвента вошло 750 депутатов, из которых около 200 принадлежало к жирондистам, около 100 – к якобинцам (за них голосовал Париж). Большинство же депутатов не принадлежало ни к одной из этих группировок. Не имея четких политических взглядов, они в зависимости от складывающейся обстановки примыкали то к одной, то к другой из указанных группировок. Современники в насмешку называли их «болотом». Так была создана законодательная ветвь власти.

Организация же исполнительной власти четко переплеталась с судьбой арестованного короля Людовика ХVI. Учитывая антимонархические настроения народа, Национальный Конвент начал свою работу актом об отмене монархии. Дальнейшая судьба короля Людовика ХVI весьма схожа с судьбой английского короля Карла I. 21 января 1793 года он был гильотинирован по приговору Национального Конвента. Во Франции впервые за ее историю была установлена республика, которая была законодательно закреплена декретом Конвента от 25 сентября 1792 года. В это же время вводилось новое летоисчисление, которое начиналось с первого года Французской республики.

Отстранение от исполнительной власти короля и его министров вынудило Конвент создать новый исполнительный орган, который назывался Временный Исполнительный Совет. Другим органом исполнительной власти являлся Комитет общественного спасения, созданный специальным Декретом Конвента 6 апреля 1792 года. Он состоял из 9 членов Национального Конвента, избираемых путем поименного голосования. Ему поручалось наблюдать и ускорять ход правительственных дел, вверенных Временному Исполнительному Совету, постановления которого он мог даже приостанавливать, если сочтет их противоречащими интересам нации, – с обязательством немедленно уведомить об этом Конвент. Судебная власть была направлена в основном на борьбу с контрреволюцией. Так, 2 октября 1792 года создается Комитет общественной безопасности, состоящий из 30 членов, а 10 марта 1793 года учреждается Чрезвычайный уголовный трибунал в Париже. Этот трибунал состоял из присяжных и 5 судей, которые назначались Конвентом относительным большинством голосов.

Жирондисты уже в первые месяцы августовского восстания получили от революции все, чего они добивались. Вполне естественно, что они не были заинтересованы в дальнейшем углублении революции. Подобно фейянам они превратились в контрреволюционную силу. Между тем антифеодальная революция еще была далека от своего завершения. 20 миллионов крестьян ждали справедливого решения аграрного вопроса, который не был решен на первом этапе революции. Правлением жирондистов были недовольны мелкие торговцы и рабочие. Постепенно недовольство переросло в вооруженные восстания против существующей власти.

Возмущение широких народных масс политикой жирондистов вылилось в вооруженное восстание против них. 2 июня 1793 года Париж под руководством якобинцев изгнал из Конвента депутатов-жирондистов. Власть перешла в руки якобинцев – представителей революционной мелкой буржуазии, находящейся в тесном союзе с народом. Эти события ознаменовали конец второго этапа революции и начало третьего.

Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.

Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.

Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».

Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.

Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.

Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.

В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.

Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.

Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.

Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *