Причины, по которым Церковь допускает развод

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины, по которым Церковь допускает развод». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Брак и Венчание в Православии

Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:

«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».

Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.

Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:

«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».

Преподобный Паисий Святогорец учил:

«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).

Современные основания для расторжения церковного брака

В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.

Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.

Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.

Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.

Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.

Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.

Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.

Расторжение брака в Ветхом Завете

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.

Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.

Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).

Читайте также:  Верховный суд отдал наследство гражданской жене

Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.

Высокое учение Нового Завета о браке

Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).

Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).

Причина расторжения брака в ранней Церкви

На основании одностороннего толкования высказываний Христа и апостола Павла о нерасторжимости брака по «всякой» произвольной причине в римско-католической церкви впоследствии появилось ложное учение, согласно которому церковный брак при жизни супругов нерасторжим и упраздняется только смертью одного из супругов [19]. Однако древняя неразделённая Церковь как на Западе, так и на Востоке признавала, при определённых обстоятельствах, возможность расторжения брака. Это учение впоследствии сохранила Православная Церковь. Она основывалась на словах Спасителя в Евангелии (Матф. 5:32 и 19:9), допускающих развод по вине любодеяния одного их супругов, а также на высказывании в ветхозаветной книге Притчей Соломона: «Иже изгонит жену добру, изгонит благая: держаи же любодейцу безумен и нечист» (Притч. 18:23) [20].

Апостол Павел, хотя прямо не говорил о возможности развода, но подтверждал, что христианский брак подразумевает выполнение условий, ранее предусмотренных Ветхим Заветом: мужья должны кормить, одевать своих жен и разделять с ними супружескую любовь. «Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29). «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 4, 5).

Понимая брак как вечный союз двух людей, православная Церковь признавала, что он фактически упраздняется грехом, супружеской изменой, прелюбодеянием. «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор. 6: 15), — писал апостол Павел.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Духовник благословил…

– А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда?

– Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно – на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате – это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там.

– То есть сам брак – не добровольное решение супругов?!

– Да. Духовник говорит: «Ты – выходи за вон того, а ты – женись вот на этой, благословляю!» – и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей жениться на каком-то парне из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.

Опять же, как у нас можно встретить во многих книгах и брошюрках: «Ослушаться духовника – это страшный грех. Живьем в аду сгоришь, если духовника ослушаешься! Если духовник благословляет, значит, так и надо! Слово духовника (или старца) – это слово Божие – его нельзя ставить под сомнение, ибо послушание превыше поста и молитвы…» Вот под этим соусом, бывает, люди выходят замуж и женятся, совершенно не думая сами. Причем, если на выезде «Супружеских встреч» мы просим супругов: «Вспомните время, когда вам было хорошо, когда вы гуляли вместе под ручку, когда смотрели друг другу в глаза, когда мечтали всю жизнь провести вместе, когда просто от того, что вы находитесь рядом, вам было хорошо», – тут получается, что у этих людей такого даже и не было никогда в их жизни.

Читайте также:  Жилая и общая площадь квартиры: что входит, как определить и рассчитать

Это одна из специфических проблем православных людей. Слава Богу, уже не такая массовая, но она есть.

– Но ведь святые отцы пишут, что нужно собственную волю отсекать, действительно, что «послушание выше поста и молитвы». Казалось бы, логично: для чего тогда людям принимать собственные решения, если они могут проявить святое послушание?

– Начнем с того, что на каком-то этапе истории Церкви Православной – примерно веке в пятом – монашество, которое появилось преимущественно в пустынях как отшельничество, начинает распространяться и в городах. Строятся городские монастыри. Монахи перестают быть чем-то диковинным, далеким, живущим в пустыне – они здесь, рядом, и миряне могут их видеть. Часто это люди святой жизни, которые отрешились от всего земного, которые свято блюдут устав, молятся, как никто, постятся, как никто, очень скромные, смиренные, преисполненные добродетелей…

Постепенно возникла идея, что монашество – это путь идеальной христианской жизни, что миряне должны во всем монахам подражать, что подлинные христиане – это монахи, а миряне – это как бы «недоделанные» монахи, те, кому «слабó» принять постриг.

Так что в среде мирян стал культивироваться комплекс по поводу того, что они не ушли в монахи, что они от этого как бы второсортные христиане.

Как только эта точка зрения появилась и стала культивироваться, возникла и другая: что миряне должны хотя бы стремиться уподобляться монахам во всем, насколько это возможно.

В монашеской жизни действительно существует такое важное понятие, как духовное послушание. Но в наши дни этим словом называются очень разные вещи: и административное подчинение архиерею или игумену монастыря, и просто некая трудовая повинность в духовной семинарии или монастыре (на послушание отправляют на поле, в коровник, еще куда-то).

А «послушание» в его изначальном смысле – это некое духовное руководство духовником-старцем, что важно – добровольное, когда послушник вверяет свою волю в руки своего духовного наставника, который, действительно, явил святость жития. Человек, видя эту святость жизни, хочет у него научиться, поэтому доверяется ему, живет рядом с ним, следует его примеру и регулярно, что важно, открывает ему свои помыслы. Каждый вечер послушник приходил к своему старцу и рассказывал – причем, что важно, без оценки, хорошо это или плохо – какие события происходили, какие помыслы и чувства у него при этом возникали, и уже сам старец давал оценку тому, что происходит, советовал, как послушнику себя вести. Причем у такого старца было один-два или три послушника максимум.

Практику откровения помыслов, кстати, многие путают с исповедью.

– А в реальности?

– В реальности это было возможно только в монастырях, для мирян пытаться исповедь превратить в откровение помыслов – это безумие! Большинство приходских священников – вовсе не духоносные старцы, и прихожан у них – не два-три человека.

Тем не менее сама идея духовного руководства из монашества перешла и к мирянам. Правда, что это такое, они до конца так и не поняли, но поняли, что обязательно нужно иметь духовника, который за тебя все решает, а ты – исполняешь послушание. К сожалению, некоторые священники такой тип отношений чуть ли не навязывают: «Мне, а не кому иному, ты обязан послушаться, только у меня обязан исповедоваться, только мои советы выполнять…»

Кто сказал, что это так? Ведь тот же преподобный Иоанн Лествичник советует: искуси старца, прежде чем доверить ему волю свою – тот или не тот это человек, чтобы ему послушаться. Опять же, со временем этим словом стали называть еще административное подчинение начальствующему в церкви или в монастыре, что вносит еще бóльшую путаницу.

Какова процедура повторного брака в Церкви?

Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.

Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:

1) паспорт

2) свидетельство о расторжении первого брака в ЗАГСе

3) свидетельство о заключении первого церковного брака

4) письменное согласие на расторжение церковного брака от первой (первого) супруги (супруга).

Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.

Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.

Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.

Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:

  • измену одного из супругов или противоестественные пороки
  • аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям
  • смену веры одним из супругов (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии)
  • неспособность к супружеской жизни и, как следствие, к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены
  • болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие)
  • вступление мужа или жены в другой брак
  • алкоголизм и наркоманию одного из супругов
  • риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму
  • сводничество
  • длительное отсутствие одного из супругов
  • несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия
  • попытка суицида.

Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедypa расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Читайте также:  Удостоверение матери-одиночки: какие нужны документы и как сделать фото

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  • Измена одного из супругов,
  • Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  • Смена веры одним из супругов,
  • Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  • Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  • Вступление мужа или жены в другой брак,
  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  • Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  • Сводничество,
  • Длительное отсутствие одного из партнеров,
  • Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.

Как развенчаться после развода

После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.

Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.

Правила расторжения брака в церкви

Можно ли развенчаться в церкви после развода? Конечно же, можно, но для этого имеется свой порядок. Чтобы развестись в православной церкви, вам необходимо обратиться к батюшке, который в свое время вас венчал с вашим мужем. Рассказать, что желаете развестись и готовы на разрыв церковных уз. Если у вас не вышло найти священнослужителя, который вас в свое время венчал, то обратитесь к тому, которого вы сможете найти. Жизнь не предсказуема, время идет и люди меняются, как и меняют место работы.

Вам предстоит разговор со священнослужителем, где вы расскажите все обстоятельства, повлекшие к принятию подобного решения. Он расскажет о всех вытекающих последствиях, какова процедypa при котором проходит развенчание церковного брака. После беседы, вам понадобиться написать обращение к епископу епархии.
В нем должны быть указаны следующие моменты:

  1. Место, в котором вы венчались и дата венчания;
  2. Написать краткую историю ваших взаимоотношений в браке;
  3. Изложить подробно, что послужило причиной развалом ваших семейных уз.

После завершения документа, вам потребуется приложить пакет документов. Передается все священнику, с которым вы беседовали, он напишет собственный рапорт по ситуации, после чего передаст епископу ваше обращение.

Как происходит эта процедура

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут. Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

Развод после венчания. Можно ли развестись венчанным супругам

Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.

В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

В отличие от светского брака, основанием для расторжения брака церковного не могут быть такие распространенные причины, как «несходство характеров», «отсутствие общих интересов», «сексуальная неудовлетворенность». Суть у таких причин одна: супруги перестали получать удовольствие от совместной жизни.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *