Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия на Украине: как живут и сколько получают украинские пенсионеры?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?
Дополнительные пособия на работе
Также стоит обратить внимание на новости для чернобыльцев в Украине в 2023 году касаемо рабочих мест на предприятиях и сохранения зарплат. Также стоит рассмотреть еще несколько важных видов пособий, которые предлагаются чернобыльцам от государства в 2023 году. При переводе на более низкий трудовой оклад из-за состояния здоровья сотрудника, ему будет положена выплата на протяжении года. Это сумма разницы между предыдущим заработком и заработком на новой работе до того, как была установлена инвалидность или снятия статуса инвалида (срок до 1 года). Стоит обратить внимание на следующие льготы:
- чернобылец при условии, что он временно не работает, получает выплаты (пособия) сумма, которых составляет 100% от среднего заработка, при этом страховой стаж не учитывается;
- выплата работающим лицам, имеющим группу инвалидности и временную невозможность работать на срок 4-5 месяцев подряд.
Пенсионный возраст в Украине: особенности для категорий населения
Пенсионную реформу в Украине пытаются осуществить уже несколько лет. Она предусматривает три этапа. Мы все еще на первом – этапе солидарной пенсии. Все работающие украинцы платят ЕСВ в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это устаревшая модель, которая действует на постсоветском пространстве. Между тем в Северной Америке и Европе уже давно перешли на другие системы, среди которых самая популярная – система добровольных взносов.
Система добровольных взносов предполагает, что каждый ответственен за собственное будущее. Человек откладывает деньги на индивидуальный счет в негосударственные пенсионные фонды. Те в свою очередь занимаются инвестиционной деятельностью, чтобы через десятки лет те деньги, которые человек отложил, не съела инфляция. При достижении пенсионного возраста человек может получить все деньги сразу, разбить на фиксированные платежи в течение 5 – 10 лет или получать пенсию ежемесячно пожизненно.
Это то, к чему Украина идет. Но сначала нужно пройти переходный этап – накопительная пенсия, когда будут действовать одновременно две пенсии.
Украина взяла на себя обязательство продолжать пенсионную реформу в меморандуме с МВФ, в рамках которого нам должны предоставить 5 миллиардов долларов (2,1 миллиарда уже перечислили). В меморандуме также указали, что Украина не будет вводить новые льготы и пенсии, а также будет пытаться предотвратить увеличение количества пенсионеров.
Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?
Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.
23 января 2020 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 13, части второй статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213-VIII.
Поэтому с этой даты применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей до внесения соответствующих изменений Законом №213, а именно:
На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, не зависимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих
мест:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам;
в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов — после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
е) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пять и более детей — независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 насто��щего Закона.
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Новый механизм начисления пенсий чернобыльцам
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
В соответствии с п. Б) ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, по результатам аттестации рабочих мест и при наличии определенного возраста и стажа после 21.08.92 г..
Так, с 1 апреля 2015 поэтапно меняется пенсионный возраст для женщин, которые будут выходить на пенсию на льготных условиях. Для тех, кто будет иметь право на пенсию по возрасту по списку №2 пенсионный возраст увеличивается с 50 до 55 лет. Повышение льготного пенсионного возраста для женщин будет происходить постепенно, до 2024 года – ежегодно на шесть месяцев.
Имеющийся «специальный» стаж на работах по Списку №2 – 10 лет, при этом общий стаж женщинам-не менее 25 лет. Для мужчин такая возможность возникает по достижении 55 лет, при этом нужно иметь стаж на указанных работах 12 лет и 6 мес. и при общем стаже работы не менее 30 лет. Поэтапно на шесть месяцев за год меняется общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях (как для мужчин так и для женщин). При этом необходимая длительность льготного стажа остается без изменений.
Законодательством гарантировано право на льготную пенсию и тем лицам, которые имеют не менее половины установленного специального стажа, то есть, для мужчин – это не менее 6 лет и 3 мес., Для женщин – 5 лет работы с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 . В таком случае льготные пенсии назначаются по уменьшению пенсионного возраста, установленного ст. 12 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (для чел. – 60 г.., Для жен. – 55 лет.) На 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы – женщинам.
Рассмотрим на примере: у мужчины стаж работы по Списку №2 составляет 7 лет 6 мес., Право на назначение льготной пенсии у мужчины будет после достижения = 60 лет – (7 р.6м. / 2р.6 м.) = 60 г. – 3 р. = 57 лет.
Что такое Список №2 и как его применять?
Как уже было отмечено, право на льготную пенсию имеют те лица, производства, работы, профессии, должности которых предусмотрены Списком №2. При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.1992 г.. И по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.1992 г.. Так, в настоящее время, есть несколько редакций Списков №2, каждый из которых действовал в определенное время, в частности:
- Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР №1173, который действовал с 22 августа 1956 по 26 января 1996
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №10, который действовал с 26 января 1991 года по 11 марта 1994
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №162, действующий с 11 марта 1994 по 16 января 2003
- Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №36, действующий с 16 января 2003 года и по сегодняшний день.
Таким образом, в зависимости от времени работы, нужно применять ту или иную редакцию Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях .
Класс опасности лакокрасочного материала устанавливается по классу опасности наиболее токсичного компонента, входящего в его состав.
Порядком № 383 предусмотрено, что данная профессия по классу опасности в этот период работы включена в Список № 2 (раздел ХХХІІІ) и дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Для оформления пенсии необходимо иметь запись в трудовой книжке. В случае отсутствия сведений в трудовой книжке, определяющие право на пенсию на льготных условиях, для подтверждения специального трудового стажа следует предоставить справку предприятия (или правопреемника).
В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана такая справка.
- Копия трудовой книжки.
- Копия диплома (только стационар, дневное отделение).
- Копия военного билета (для мужчин).
- Копия свидетельства о рождения детей (для женщин).
- Справка Ок-5 (персонификация) берется в любом Пенсионом фонде с паспортом и кодом.
- Распечатка пенсии с коэффициентом стажа и заработка (берется в Пенсионом фонде где вы получаете пенсию с паспортом и кодом, для тех кто уже на пенсии).
- Копия справок про заработок до 2000 года (при наличии).
- Копия приказа про аттестацию льготного рабочего места (при наличии).
- Копия приказов про принятия и увольнения с льготной работы (при наличии).
- Копия карточки формы Т-2 (при наличии).
- Копия льготной справки про периоды работы на льготном месте (при наличии).
- Паспорт.
- Индетификационый код.
Приметка для просчета необходимо брать во внимания 1-11 пункт.
Несмотря на критику накопительной системы со стороны ФРУ (Федерации работодателей Украины) и некоторых экспертов, она необходима для Украины с ее «старением нации» и уменьшением количества населения. По прогнозам профильного комитета количество пенсионеров превысит количество тех, кто платит ЕСВ в фонд уже в 2040, а в 2050 их доля станет на 21% больше.
Да и гляньте сами как будет меняться возрастная структура населения Украины.
Пенсионную реформу в Украине пытаются осуществить уже несколько лет. Она предусматривает три этапа. Мы все еще на первом – этапе солидарной пенсии. Все работающие украинцы платят ЕСВ в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это устаревшая модель, которая действует на постсоветском пространстве. Между тем в Северной Америке и Европе уже давно перешли на другие системы, среди которых самая популярная – система добровольных взносов.
Система добровольных взносов предполагает, что каждый ответственен за собственное будущее. Человек откладывает деньги на индивидуальный счет в негосударственные пенсионные фонды. Те в свою очередь занимаются инвестиционной деятельностью, чтобы через десятки лет те деньги, которые человек отложил, не съела инфляция. При достижении пенсионного возраста человек может получить все деньги сразу, разбить на фиксированные платежи в течение 5 – 10 лет или получать пенсию ежемесячно пожизненно.
Это то, к чему Украина идет. Но сначала нужно пройти переходный этап – накопительная пенсия, когда будут действовать одновременно две пенсии.
Украина взяла на себя обязательство продолжать пенсионную реформу в меморандуме с МВФ, в рамках которого нам должны предоставить 5 миллиардов долларов (2,1 миллиарда уже перечислили). В меморандуме также указали, что Украина не будет вводить новые льготы и пенсии, а также будет пытаться предотвратить увеличение количества пенсионеров.
Свои права на льготный выход на пенсию граждане и гражданки могут отстаивать уже сейчас. Примерный алгоритм следующий:
- собрать необходимые документы, подтверждающие выполнение условий выхода на пенсию по Закону № 1788-XII в редакции до 01.04.2015 года, и записаться на прием в орган ПФУ;
- составить заявление по форме 10 (электронное обращение, регистрируется в информационной системе ПФУ)
- в случае отказа следует обращаться в административный суд.
Однако судебная практика была противоречивой из-за наличия двух законов, одновременно регулируют данный вопрос (№ 1788-XII и № 1058-IV). Суды доходили противоположным выводам учитывая отличные подходы в решении коллизий:
- суды отказывали в иске, ведь КСУ не признавал неконституционным закон о пенсионном страховании № 1058-IV. По мнению суда, именно этот закон является приоритетным, поскольку он принят позже;
- суды удовлетворяли иск, считая, что при наличии коллизий следует с учетом практики Евросуда применять более благоприятную норму.
Представляется, что второй подход выражает сущность социального государства и основывается на принципе правовой определенности. Но даже судьи, стали на сторону ПФУ, считают, что лица, которые выполнили условия выхода на пенсию по старому закону, но к 11 октября 2017 (дата вступления в силу изменений в Закон № 1058-IV), имеют право на пенсию.
Становясь на сторону работников, суды, как правило, признавали неправомерным решение ПФУ и отменяли его, а также обязывали ПФУ (1) повторно рассмотреть обращение с применением показателя возрастного ценза в 45 лет, или (2) просто назначить пенсию по возрасту на льготных условиях. Как видим, формулировки отличаются, но суть выбранного способа защиты похожа.
Положить конец хаосу помогла бы позиция Верховного Суда, но пока узнать ее невозможно. 12 августа Кассационный суд в составе ВС отказал в открытии кассационного производства жители Донецкой области, поскольку дело является незначительной и просмотр ее в высшей инстанции не предусмотрено. Отметим, что статья 328 Кодекса административного судопроизводства Украины позволяет кассационный пересмотр дела, если она представляет значительный общественный интерес. Косвенно это указывает на то, что должного внимания к этой теме нет. Однозначно можно утверждать следующее: решения судеб шахтерок и других работниц в судах вряд ли снизит градус социального напряжения.
Пенсия по Списку №2 назначается мужчинам не в 60 лет, а в 55 лет при наличии 30 лет стажа, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет работа во вредных условиях. Это предусмотрено пунктом «б» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». В вашем случае наличие необходимого льготного стажа не подтверждается. Возможно, на предприятии не была своевременно проведена аттестация рабочих мест. Точные причины, по которым вам не хватило всего одного месяца льготного стажа, нам не известны.
В то же время, если нет 12 лет и 6 месяцев льготного стажа, но есть хотя бы 6 лет и 3 месяца, то за каждые 2 года и 6 месяцев работы по Списку №2 пенсионный возраст у мужчин снижается на 1 год. В вашем случае при наличии 10 полных подтвержденных лет льготного стажа пенсионный возраст может быть снижен на 4 года. При таком раскладе право на пенсию наступает в 56 лет. Но в письме стоит вопрос о праве на пенсию в 54 года. Здесь становятся важны сведения о проживании в зоне усиленного радиологического контроля.
Статьей 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено снижение пенсионного возраста для лиц, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения. В частности, речь идет о лицах, которые постоянно проживали или проживают, работали или работают в зоне усиленного радиологического контроля при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет. Таким лицам пенсионный возраст снижается на 2 года и дополнительно на 1 год за 3 года проживания, работы, но не более 5 лет. Право на снижение пенсионного возраста в данном случае предоставляется только лицам, которые постоянно проживали или постоянно работали в указанной зоне с момента аварии по 31 июля 1986 года, независимо от времени проживания или работы в этот период. Из письма следует, что до 1993 года в Ладыжине вы прожили менее 4 лет. То есть речь о снижении пенсионного возраста в данном случае не идет.
Интересно, что в статье 55 есть пункт, согласно которому пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, имеющим необходимый стаж по Списку №2 (в вашем случае нужно 12 лет и 6 месяцев), возраст выхода на пенсию уменьшается до��олнительно еще на 1 год. То есть по нормам чернобыльского закона есть основное снижение пенсионного возраста и дополнительное – за работу на льготных условиях, которая даже не связана с аварией на ЧАЭС. Но в вашем случае не подтверждается ни статус пострадавшего от указанной аварии, ни наличие полного льготного стажа по Списку №2.
***
В конечном итоге остается рассчитывать на назначение пенсии только в 56 лет, как указано в первой части нашего ответа. В крайнем случае можно пытаться выяснить, почему вам не засчитали один месяц льготного стажа, что лишает вас права выхода на пенсию в 55 лет. Но речь о выходе на пенсию в 54 года с учетом чернобыльского закона, судя по всему, не идет.
Сергей Коробкин, независимый консультант
При определении категории для предприятия обязательно учитываются все факторы трудового процесса, а именно химические, биологические и климатические условия. Размер пенсии у работника по выходу на заслуженный пенсионный отдых будет напрямую зависеть от коэффициента страховых взносов, которые работодатель уплачивал в Пенсионный фонд России. Бывают случаи, когда на предприятии с вредными условиями труда ведется черная бухгалтерия и заработная плата выдается исключительно в конверте. При таких условиях будущему пенсионеру, задействованному на работах с вредными условиями труда, не стоит рассчитывать на положенную повышенную льготную пенсию. Добиться справедливости будет гораздо труднее.
В конце сентября года Госдума приняла изменения в пенсионное законодательство, которыми закреплен общеустановленный пенсионный возраст: 65 лет — для мужчин и 60 лет — для женщин. После принятия закона об изменении пенсионного возраста у будущих пенсионеров возникло много вопросов, в том числе, останется ли право досрочного выхода на пенсию у некоторых категорий граждан. Льготная, или досрочная пенсия — это денежное довольствие, которое может выплачиваться человеку, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста. Для назначения выплат должны быть соблюдены требования, которые с 1 января года не изменятся. На досрочную пенсию, как и раньше, могут рассчитывать:. Первое — это страховой стаж, или определенное количество лет, на протяжении которых из заработка работника должны были отчисляться страховые взносы работодателем. Второе — это трудовой стаж, или время, на протяжении которого человек работал по трудовому или гражданско-правовому договору.
Высокий уровень шума, наличие радиационного фона, большая вероятность травматизма, тяжелые условия труда провоцируют возникновение профессиональных заболеваний, потерю трудоспособности. Постановлением Правительства РФ оговорен перечень опасных работ, должностей, профессий, имеющих право досрочного заслуженного отдыха. Для них льготный выход на пенсию по вредности в 2021 году останется без изменений.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
- заявление установлено образца (уточняется либо у работника отдела кадров, либо у сотрудника ПФР, либо на сайте ПФР);
- паспорт гражданина РФ;
- справка, подтверждающая тяжелые условия труда (оформляется на предприятии);
- копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров и руководителем;
- справка, подтверждающая отработанное время во вредных условиях труда;
- военный билет (для военнообязанных);
- дополнительные документы (справка об инвалидности, свидетельство о браке, разводе, рождении детей, диплом и т.д.).
Если у гражданина имеется в общей трудовой деятельности «вредный» стаж (работа в профессии из списков), то он вправе выйти на заслуженный отдых досрочно. За каждые 2,5 года, отработанных во «вредной» должности, дата выхода на госпенсию мужчину сокращается на 1 год. Так работа в профессии из второго списка в течение 5 лет и остальной стаж на простой работе гарантируют мужчине получение выплат на два года раньше.
Чтобы получать страховые пенсионные выплаты от государства, любой гражданин обязан выполнить ряд условий, которые разработаны и утверждены на законодательном уровне. Речь идет о страховой пенсии по старости, иные категории выплат сюда не относятся.
ВАЖНО! Особый стаж в должности, которую включает список льготных профессий для досрочной пенсии, не включает периоды работы в режиме неполного рабочего дня менее 80 % от общепринятых норм рабочего времени. То есть если вы работали на вредном производстве по совместительству, например, на 40 % времени, то такая работа в льготный «вредный» стаж не войдет.
- наличие полного трудового (страхового) стажа;
- достижение возраста, установленного законодательством;
- наличие требуемой продолжительности льготного стажа по вредности;
- накопление не менее 30 ИПК – индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
Списком № 2 (или «вторая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение допускается суммирование периодов работы, предусмотренных Списком № 1, к периодам трудовой деятельности по Списку № 2.
При этом работнику приходится доказывать сам факт нахождения предприятия в селе, так как данное обстоятельство не указывается в трудовой книжке. Если случай кажется сомнительным для сотрудников Пенсионного Фонда, тогда медработника просят предоставить справку из сельсовета или иного органа самоуправления населенного пункта, где он работал.
Документы о назначении пенсий рассматриваются органами пенсионного фонда не позднее 10 дней со дня их поступления. Уведомление об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования орган, который назначает пенсии, выдает или направляет предприятию, организации или заявителю не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения.
На практике нередки случаи, когда лицо обращается к своему работодателю с просьбой предоставить необходимые для назначения льготной пенсии документы, и у работодателей сразу же странным образом исчезают все необходимые документы. Говорить же о подаче заявления о назначении льготной пенсии через должностное лицо такого работодателя вообще не приходится. Что же делать в таком случае?
Четко разграничить, чем же отличается список 1 от списка 2 не так просто, не углубляясь в законодательные акты, так как многие профессии в них повторяются, что еще больше вводит в заблуждение неподготовленного и не имеющего ранее дела с подобными вопросами человека. Главным различием тут будет степень вреда и опасности для здоровья, организма и жизни работника.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Согласно последним данным, в Украине предложили законопроект, предусматривающий изменение возраста выхода на пенсию для женщин. Авторы законопроекта, зарегистрированного в Верховной Раде «Слугами народа», полагают, что в 2011 году с женщинами обошлись несправедливо. А точнее, время выхода на пенсию не должно зависеть от даты рождения. Если внесенный законопроект будет одобрен, женщины станут пенсионерками намного раньше – в 55 лет. Однако, существует важное ограничение: это станет возможным лишь при отсутствии рабочего места, то есть одновременно работать и получать пенсию в 55 лет запретят.
Что касается мужского населения, в Украине к 2028 году примерно половина 60 летних мужчин смогут выйти на пенсию своевременно. Остальные из-за недостатка стажа будут работать до 63 либо 65 лет. Министерство социальной политики указало, что в 2028 году только 55% мужчин будут иметь необходимый стаж по годам. Оставшимся придется работать до 63 и 65 лет. Количество пенсионеров, которые не будут получать пенсии, будет ежегодно возрастать.
Важно различать пенсию по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет. Таким образом, «возрастные» пенсионные выплаты привязаны сегодня к границе 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Но в ряде профессий пенсия предоставляется по выслуге лет.
Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.
Страховой стаж – важный момент, действующий в Украине с 2004 года. С этого периода он имеет немалое значение, а именно, сколько по времени и в каком объеме работодатель оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, а не тот факт, сколько человек проработал в компании. Следует убедиться заранее, что вам будет достаточно страхового стажа, чтобы точно получать пенсию в старости. В ином случае его можно купить.
Страна | Мужчины | Женщины |
Россия | 60 | 55 |
Германия | 65 | 60 |
США | 65 | 60 |
Беларусь | 60 | 55 |
Польша | 65 | 60 |
Япония | 65 | 60 |
Франция | 67 | 67 |
Канада | 65 | 65 |
Казахстан | 63 | 58 |
На 10 млн работающего населения в стране приходится 12 млн пенсионеров. Это довольно большая разница, которая способствует дефициту в Пенсионном фонде. Поэтому государство вынуждено предпринимать решительные действия по уменьшению количества людей, зависимых от государственного пенсионного пособия.
В Америке и Европе за ближайшее тридцатилетие планируют перейти к пенсионному возрасту в 70 лет. Граждан пенсионного возраста всячески поощряют, чтобы они работали как можно дольше. Так в Японии, например, чем позже выходишь на заслуженный отдых, тем выше пенсия.
Пенсия зависит от минимальной зарплаты и не может быть меньше минимально установленного уровня. Это значит, что она автоматически будет повышаться с ростом этих показателей.
Пенсионная реформа на Украине
Украина втянулась в пенсионную реформу, которая идёт с трудом, и непонятно, куда выведет. Может, не стоило и ворошить такую неподъёмную махину? Однако эксперты уверяют, что реформировать пенсионную систему страны необходимо, поскольку, если ничего не делать, то скоро нечем будет платить пенсии.
Суть новой реформы в том, что система пенсионного обеспечения должна стать трёхуровневой, и с 1 июля 2017 года это должно быть запущено в работу.
- Первый уровень, сегодня именно она и функционирует, это солидарная система.
- Второй уровень, накопительный, наступит, когда работодатель начнёт делать отчисления в специальные накопительные фонды, наполовину частные. Первоначальные отчисления составят 2%, затем каждый год они станут увеличиваться на 1%, а в 2021 выйдут на запланированные 5%.
- Третий уровень означает подключение частных накопительных фондов, которые тоже будут участвовать в пенсионном обеспечении.
Размер пенсии в связи с утерей кормильца
Данный вид пенсии в солидарной системе назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, при наличии у кормильца на день смерти страхового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по III группе инвалидности (см. раздел выше).
Страховой стаж не имеет значения в том случае, если умерший был уже пенсионер либо лицо, которое получило инвалидность в период прохождения срочной военной службы.
Размер пенсии в связи с утерей кормильца равен:
- 50% от размера пенсии по возрасту умершего на 1 нетрудоспособного члена семьи;
- 100% — да 2-х и более нетрудоспособных членов семьи;
- Дети-сироты получат пенсионное обеспечение согласно пенсии по возрасту каждого родителя.
Минимальная пенсия: актуальные новости
В проекте бюджета на 2023 год утвержден минимальный объем пенсии – 2093 гривен. На протяжении года планируется повышение этой суммы – в июле и декабре. Рост пенсионных выплат мог бы быть значительным – всего 36 гривен, но конечное значение будет иметь ход военной операции.
Минимальная пенсионная выплата с июля месяца будет равна 2027 гривен, с декабря – 2093 гривен. Размер минимальных пенсий к концу следующего года составит 3328 грн., если на увеличение прожиточного минимума найдется финансирование, и он увеличится до фактического уровня.
На рост прожиточного минимума повлияет также пересмотр выплат тем пенсионерам, которые начали их получать до 2021 года. В этом случае понадобится провести индексацию. Такие действия повлекут за собой дополнительные затраты.
Льготные пенсии украина 2 список
Если предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций или архивными учреждениями.
Кто имеет право на льготную пенсию? Какой нужно иметь стаж? Какие документы нужно собрать и куда их подавать? Что делать, если пенсионный фонд отказал в назначении льготной пенсии? На эти и другие вопросы можно получить ответы в этой статье. В соответствии с п. Так, с 1 апреля 2021 поэтапно меняется пенсионный возраст для женщин, которые будут выходить на пенсию на льготных условиях. Повышение льготного пенсионного возраста для женщин будет происходить постепенно, до 2024 года — ежегодно на шесть месяцев.
Пенсия По 2 Списку Вредности В Украине В 2021 Году
1) работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, — после достижения 50 лет и при наличии страхового стажа не меньше 25 лет у мужчин, из них не меньше 10 лет на указанных работах, и не меньше 20 лет у женщин, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности, а также от количества лет наработанного «вредного» стажа.
год | Средняя пенсия на Украине, гривен в месяц | Средняя пенсия на Украине, $ в месяц |
2010 | 1033 | 129 |
2011 | 1152 | 144 |
2012 | 1253 | 155 |
2013 | 1471 | 179 |
2014 | 1526 | 125 |
2015 | 1582 | 68 |
2016 | 1700 | 65 |
2017 | 1828 | 68 |
2018 | 2479 | 91 |
2019 | 3019 | 123 |
2020 | 3410 | 120 |
2021 | 3778 | 138 |
2022 | 4370 | 149 |
2023 |
Как изменится размер минимальной пенсии?
После проведения пенсионной реформы размер пенсий изменится как для действующих пенсионеров, так и для тех, кто еще работает.
Как известно, раньше в формуле расчета пенсии вместо коэффициента оценки стажа в 1% использовали 1,35%. Если говорить о пенсиях, назначенных до 2007 года, то это снижение правительство планирует компенсировать благодаря возросшей за три года средней заработной платы с 1197,9 до 3764 грн. Тем временем люди, которые вышли на пенсию недавно, могут лишится части выплат.
Например, человек отработал 30 лет, получал зарплату в два раза выше средней и вышел на пенсию в 2007 году. На сегодня он получает 1876 грн, а после реформы эта цифра увеличится до 2258 грн.
Если человек выходит на пенсию уже в 2017 году, имея «за плечами» 30 лет стажа и зарплату в 1,5 раза выше средней, то до реформы он мог рассчитывать на 2286 грн, а после — на 1694 грн.
Как пояснили в Министерстве социальной политики, раньше из зарплаты в Пенсионный фонд в общей сложности поступало 37%. Но почти 2 года назад правительство решило уменьшить размер взноса до 22%. В итоге пришлось снижать на 25% коэффициент оценки стажа.
Пенсии повысятся для 5,6 млн человек. Около 1,8 млн украинцев получат надбавку более 1000 грн, 1,2 млн человек добавят от 500 до 999 грн, а всем остальным — от 50 до 500 грн.
Как выйти на пенсию по старому закону?
В связи с нововведениями украинцы массово стараются оформить пенсию как можно быстрее. За некоторыми еще закреплено право уйти на отдых раньше, но с подачей документов не стоит затягивать.
Пенсия оформляется через местное управление Пенсионного фонда. Для оформления следует подать соответствующий пакет документов. Перечень требуемых документов также изменился с нововведениями и сейчас включает в себя:
- Паспорт.
- Справку о доходах за последние 5 лет.
- Трудовую книгу.
- Прописку или справку с подтверждением места регистрации.
- Диплом.
- Банковский счет для начисления выплат. Лицевой счет нужен если планируется получение средств через банк, в противном случае пенсия будет начисляться по почтовым ведомостям в отделении по месту прописки.
Дополнительные документы, которые могут потребоваться для оформления пенсии на льготных условиях:
- Документы на детей, если по этому предоставляется особые льготы. Льготы положены многодетным матерям и матерям воспитывающих детей-инвалидов.
- Свидетельство о браке, если предполагаются особые условия.
- Справку о государственном социальном страховании.
- Военный билет, для мужчин и женщин военнослужащих.
- При наличии документы, подтверждающие особые заслуги.
- Документы подтверждающие инвалидность.
- Свидетельство УБД и справки из военкомата подтверждающие прохождение особой воинской службы (при наличии).
- Справку, подтверждающую участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Все нужные документы передаются в местное пенсионное управление, на месте составляется письменное заявление, после чего документы подлежат обязательной проверке. Проверка занимает от нескольких недель до месяца, но пенсия насчитывается с момента подачи.
На период реализации реформы, государством предусмотрена выплата социальной помощи для тех, кто уже достиг нетрудоспособного возраста, но не успел набрать необходимое количество стажа. Размер помощи закреплен в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Для ее оформления следует обращаться в органы социальной защиты населения с аналогичным пакетом документов.
Пенсионный возраст: вопросы и ответы
- Можно оформить пенсию по старому закону?
Да, можно, но для этого следует поспешить с подачей документов в пенсионный фонд.
- Что делать, если не хватает немного стажа, а работать нет возможности?
В Украине есть возможность купить стаж до 5 лет.
- Какой стаж необходим для оформления пенсии военному?
Не менее 25 лет для сотрудников МВД, МЧС.
- Могут ли пенсионеры в Украине продолжить трудовую деятельность?
Да, могут.
С 2022 года изменятся условия назначения пенсии: кто может остаться без выплат
Пенсионная реформа стартовала в Украине еще при президенте Порошенко и была результатом удовлетворения категорических требований зарубежных кредиторов, не безвозмездно наполнявших бюджет страны своими траншами под внушительные проценты.
Правительство Гройсмана, как особую заслугу, презентовала возможность не категорического изменения пенсионного коридора, а создания гибкого коридора.
При этом СМИ говорили о превалировании людей пожилого возраста, невозможности пополнения бюджета ПФУ из перечислений работающих граждан. Основным аргументом были рекомендации ООН, соседние страны, в которых возраст выхода на пенсию уже повысили – РФ и Беларусь, (ныне заклятые враги, с которыми Украина вступила в конфронтацию, опыт которых не должен бы использоваться на своей независимой территории).
Изменения, внесенные в пенсионное законодательство, были немедленно зафиксированы в ЗУ «Об обязательном государственном…». Основные из них — это:
- страховой стаж в новой пенсионной реформе увеличился на год;
- начиная с 29 наработанных лет, или более, можно выйти на пенсионное обеспечение в 60;
- для тех, у кого количество наработанных лет начинается с 19 и до первого ограничения, пенсия начинается в 63 года;
- проработавшие официально 15 и немногим менее 19, выходят на пенсию не ранее 65 лет;
- каждый новый год принесет дополнительные 12 месяцев к требованиям, необходимым для выхода на пенсию в установленное время;
- в 2028 нужно будет 35 лет стажа, чтобы уйти на отдых в 60-летнем возрасте
Это далеко не все нововведения, запланированные правительством Зеленского для будущих пенсионеров. Проблема в том, что он последовательно продолжает начинания Порошенко, предпринятые еще до его избрания. Опубликованная пенсионная реформа в Украине в 2022 году и таблица выхода на пенсию вызвала изначально негодование общественности, однако информационная тактика позволила убедить некоторых граждан в ее необходимости.
Провальная, по единодушному мнению профессиональных финансовых аналитиков пенсионная реформа в Украине, в 2022 году для работающих пенсионеров означает необходимость трудиться за мизерную зарплату. Некоторые из пожилых граждан вынуждены работать, чтобы добавить недостающий стаж и получать немного больше минимальной пенсии, которой недостаточно даже для оплаты коммуналки (1.7 тыс. грн).
Последние новости для женщин 55 лет о пенсионной реформе в Украине неутешительны. Последними на пенсию в 60 лет могли выйти те, кто родился до 31 марта 1961 года. Далее, с изменением требований к страховому стажу, они смогут уйти на заслуженный отдых:
- в 60, при наличии 29 лет;
- в 63, если стаж немного менее и не меньше 18;
- в 65 лет, если у труженицы, которая еще рожала и воспитывала детей для государства, набежало с 15 до 19 лет ТС.
Еще недавно тем, кто работает в сложнейших условиях, пенсии начислялись согласно закону о престижности труда, но теперь нужно руководствоваться исключительно ЗУ о пенсионном обеспечении. Последние новости для шахтеров в пенсионной реформе в Украине 2022 все еще означают возможность получения льготных выплат, но уже по новым условиям:
- 80%, если стаж 15 лет у мужчин и 7,5 лет у женщин;
- расчет производится от 3 ПМ;
- 10 лет под землей – выход на пенсию в 50, но можно и дальше работать;
- максималка, при наличии нужного стажа, лимитирована – не более 17,6 тыс. грн.
Минимальная пенсия рассчитывается по усредненному минимуму. Как льготной категории, шахтерам полагается 5,3 тыс. (для сравнения, сейчас минимальная пенсия не дотягивает по 2 тыс. и ее планируют повысить только тем, у кого есть 30 лет страхового стажа).
Правительство утверждает, что, несмотря на все отчисления работающих и пенсионную реформу, 40-летним пенсия уже не получится. Выход в накопительной: Д Шмыгаль заявил, что уже через год бюджетникам начнут вводить соцпакеты с накопительными пенсиями. М. Лазебная, министр соцполитики, сообщила, что подготовлен законопроект, который может быть принят до конца текущего года и начнет действовать с 2023.
По статистике на 100 трудоспособных украинцев приходится 95 пенсионеров. Эксперты также прогнозируют, что в будущем это соотношение могло составлять 100/114 или 100/ 125 человек. Такие неутешительные прогнозы вызваны ухудшением демографической обстановки в стране. Основным требованием МВФ по оказанию финансовой поддержки стала реализация реформы, при которой количество пенсионеров должно было сократиться. Но поскольку средняя продолжительность жизни в Украине значительно ниже, чем в большинстве стран мира, то было принято решение не подводить пенсионный возраст к слишком высокому показателю, а ввести корректировки в условия начисления.
Ранее право на заслуженный отдых женщины получали в 55 лет, а мужчины в 60, при этом для вычета суммы пенсии в расчет брались фактически отработанные годы. При внедрении реформы возраст существенно увеличивать не стали, существенному реформированию подверглись только требования к стажу. На текущий момент, чтобы выйти на пенсию по этому возрасту требуется иметь не менее 25 страхового стажа. Если необходимое количество не набрано, то начиная с показателя в 15 лет можно уйти на заслуженный отдых в 63 года или в 65 если стаж менее 15 лет.
В связи с нововведениями украинцы массово стараются оформить пенсию как можно быстрее. За некоторыми еще закреплено право уйти на отдых раньше, но с подачей документов не стоит затягивать.
Пенсия оформляется через местное управление Пенсионного фонда. Для оформления следует подать соответствующий пакет документов. Перечень требуемых документов также изменился с нововведениями и сейчас включает в себя:
- Паспорт.
- Справку о доходах за последние 5 лет.
- Трудовую книгу.
- Прописку или справку с подтверждением места регистрации.
- Диплом.
- Банковский счет для начисления выплат. Лицевой счет нужен если планируется получение средств через банк, в противном случае пенсия будет начисляться по почтовым ведомостям в отделении по месту прописки.
На сегодня пенсионный возраст пока постепенно повышается. Это связано с тем, что еще в конце 2018 года специалисты Всемирного банка предложили Кабинету Министров Украины план повышения пенсионного возраста с целью решения проблемы растущего дефицита Пенсионного фонда. Они рекомендовали предупредить об этом население за несколько лет до вступления в силу нового закона, чтобы люди могли адаптироваться к новым условиям. Такая практика «отложенного» повышения успешно применялась за рубежом. Это позволило людям лучше приспособиться к новым правилам. Поддерживает также Всемирный банк и украинскую реформу повышения значения роли страхового стажа.
С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию зависит от количества накопленных лет страхового стажа. Например, если Вы хотите выйти на пенсию в 60 лет, необходимый страховой стаж для этого составляет должен быть не менее 26 лет. Причем до 2028 года количество лет страхового стажа пропорционально растет до 35 лет. А если такого стажа нет, то и за пенсией по возрасту придется обратиться позже.
Кто не сможет получить пенсию в 2022 году
Еще один пункт названного постановления касается женщин, которые родились в период с 1 января по 31 декабря 1962 года. Им к пенсии по возрасту устанавливается надбавка в размере 9% от ее основного размера**, при условии, что им до этого не назначалась какая-либо пенсия. То есть речь идет о пенсиях по возрасту, которые будут назначаться только в течение следующего, 2022 года женщинам, достигающим 60 лет.
Этот пункт, очевидно, требует пояснения. Данная история тянется с 2011 года, когда женщинам начали постепенно повышать пенсионный возраст с 55 до 60 лет. Переходный период предусматривал, что женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливалось повышение в размере 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста (при условии, что до этого им не назначалась какая-либо пенсия). В этом году переходный период как раз заканчивается.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Согласно последним данным, в Украине предложили законопроект, предусматривающий изменение возраста выхода на пенсию для женщин. Авторы законопроекта, зарегистрированного в Верховной Раде «Слугами народа», полагают, что в 2011 году с женщинами обошлись несправедливо. А точнее, время выхода на пенсию не должно зависеть от даты рождения. Если внесенный законопроект будет одобрен, женщины станут пенсионерками намного раньше – в 55 лет. Однако, существует важное ограничение: это станет возможным лишь при отсутствии рабочего места, то есть одновременно работать и получать пенсию в 55 лет запретят.
Что касается мужского населения, в Украине к 2028 году примерно половина 60 летних мужчин смогут выйти на пенсию своевременно. Остальные из-за недостатка стажа будут работать до 63 либо 65 лет. Министерство социальной политики указало, что в 2028 году только 55% мужчин будут иметь необходимый стаж по годам. Оставшимся придется работать до 63 и 65 лет. Количество пенсионеров, которые не будут получать пенсии, будет ежегодно возрастать.
Важно различать пенсию по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет. Таким образом, «возрастные» пенсионные выплаты привязаны сегодня к границе 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Но в ряде профессий пенсия предоставляется по выслуге лет.
Украинцев научили различать понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж». Для первого нужно трудиться, а для второго производить все исчисления в пенсионный фонд.
После начала внедрения пенсионной реформы у населения появилось множество вопросов о том, как изменится стаж для выхода на пенсию в Украине и как будут реализованы изменения на практике.
Существует четыре категории стажа, от которых зависит выход на пенсию:
- Льготный стаж. Такой стаж засчитывается тем, кто работал на предприятиях в течение полного рабочего дня и сталкивался с вредными и опасными условиями работы. Предприятия, имеющие такие издержки производства, приводятся в списках, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Украины.
- Страховой стаж. Такой вид стажа представляется собой некий отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно платились взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса (ст. 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).
- Спецстаж. Специальный стаж выглядит как суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии.
- Общий (трудовой) стаж. Это тот стаж, который действует в большинстве случаев. Его подсчитывают согласно записям в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии.
Известно, что трудовой стаж, который был заработан до января 2004 года, автоматически приравнивается к страховому стажу. Также стоит отметить, что после введения с 1 января 2004 года страхового стажа стало не иметь значения, сколько человек фактически работал. Теперь учитывается в течение какого периода и сколько уплачивал работодатель за работника в Пенсионный фонд.
Так же известно, что с 1 января 2021 года на заслуженный отдых граждане получили возможность уходить в 60, 63 или 65 лет. Этот возраст зависит от количества накопленных лет страхового стажа в трудовой деятельности.
Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.
Часть пенсий в 2021 могут отменить: кого это касается
Несмотря на критику накопительной системы со стороны ФРУ (Федерации работодателей Украины) и некоторых экспертов, она необходима для Украины с ее «старением нации» и уменьшением количества населения. По прогнозам профильного комитета количество пенсионеров превысит количество тех, кто платит ЕСВ в фонд уже в 2040, а в 2050 их доля станет на 21% больше.
Да и гляньте сами как будет меняться возрастная структура населения Украины.
Пенсионную реформу в Украине пытаются осуществить уже несколько лет. Она предусматривает три этапа. Мы все еще на первом – этапе солидарной пенсии. Все работающие украинцы платят ЕСВ в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это устаревшая модель, которая действует на постсоветском пространстве. Между тем в Северной Америке и Европе уже давно перешли на другие системы, среди которых самая популярная – система добровольных взносов.
Система добровольных взносов предполагает, что каждый ответственен за собственное будущее. Человек откладывает деньги на индивидуальный счет в негосударственные пенсионные фонды. Те в свою очередь занимаются инвестиционной деятельностью, чтобы через десятки лет те деньги, которые человек отложил, не съела инфляция. При достижении пенсионного возраста человек может получить все деньги сразу, разбить на фиксированные платежи в течение 5 – 10 лет или получать пенсию ежемесячно пожизненно.
Это то, к чему Украина идет. Но сначала нужно пройти переходный этап – накопительная пенсия, когда будут действовать одновременно две пенсии.
Украина взяла на себя обязательство продолжать пенсионную реформу в меморандуме с МВФ, в рамках которого нам должны предоставить 5 миллиардов долларов (2,1 миллиарда уже перечислили). В меморандуме также указали, что Украина не будет вводить новые льготы и пенсии, а также будет пытаться предотвратить увеличение количества пенсионеров.
Свои права на льготный выход на пенсию граждане и гражданки могут отстаивать уже сейчас. Примерный алгоритм следующий:
- собрать необходимые документы, подтверждающие выполнение условий выхода на пенсию по Закону № 1788-XII в редакции до 01.04.2015 года, и записаться на прием в орган ПФУ;
- составить заявление по форме 10 (электронное обращение, регистрируется в информационной системе ПФУ)
- в случае отказа следует обращаться в административный суд.
Однако судебная практика была противоречивой из-за наличия двух законов, одновременно регулируют данный вопрос (№ 1788-XII и № 1058-IV). Суды доходили противоположным выводам учитывая отличные подходы в решении коллизий:
- суды отказывали в иске, ведь КСУ не признавал неконституционным закон о пенсионном страховании № 1058-IV. По мнению суда, именно этот закон является приоритетным, поскольку он принят позже;
- суды удовлетворяли иск, считая, что при наличии коллизий следует с учетом практики Евросуда применять более благоприятную норму.
Представляется, что второй подход выражает сущность социального государства и основывается на принципе правовой определенности. Но даже судьи, стали на сторону ПФУ, считают, что лица, которые выполнили условия выхода на пенсию по старому закону, но к 11 октября 2017 (дата вступления в силу изменений в Закон № 1058-IV), имеют право на пенсию.
Становясь на сторону работников, суды, как правило, признавали неправомерным решение ПФУ и отменяли его, а также обязывали ПФУ (1) повторно рассмотреть обращение с применением показателя возрастного ценза в 45 лет, или (2) просто назначить пенсию по возрасту на льготных условиях. Как видим, формулировки отличаются, но суть выбранного способа защиты похожа.
Положить конец хаосу помогла бы позиция Верховного Суда, но пока узнать ее невозможно. 12 августа Кассационный суд в составе ВС отказал в открытии кассационного производства жители Донецкой области, поскольку дело является незначительной и просмотр ее в высшей инстанции не предусмотрено. Отметим, что статья 328 Кодекса административного судопроизводства Украины позволяет кассационный пересмотр дела, если она представляет значительный общественный интерес. Косвенно это указывает на то, что должного внимания к этой теме нет. Однозначно можно утверждать следующее: решения судеб шахтерок и других работниц в судах вряд ли снизит градус социального напряжения.
Пенсия по Списку №2 назначается мужчинам не в 60 лет, а в 55 лет при наличии 30 лет стажа, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет работа во вредных условиях. Это предусмотрено пунктом «б» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». В вашем случае наличие необходимого льготного стажа не подтверждается. Возможно, на предприятии не была своевременно проведена аттестация рабочих мест. Точные причины, по которым вам не хватило всего одного месяца льготного стажа, нам не известны.
В то же время, если нет 12 лет и 6 месяцев льготного стажа, но есть хотя бы 6 лет и 3 месяца, то за каждые 2 года и 6 месяцев работы по Списку №2 пенсионный возраст у мужчин снижается на 1 год. В вашем случае при наличии 10 полных подтвержденных лет льготного стажа пенсионный возраст может быть снижен на 4 года. При таком раскладе право на пенсию наступает в 56 лет. Но в письме стоит вопрос о праве на пенсию в 54 года. Здесь становятся важны сведения о проживании в зоне усиленного радиологического контроля.
Статьей 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено снижение пенсионного возраста для лиц, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения. В частности, речь идет о лицах, которые постоянно проживали или проживают, работали или работают в зоне усиленного радиологического контроля при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет. Таким лицам пенсионный возраст снижается на 2 года и дополнительно на 1 год за 3 года проживания, работы, но не более 5 лет. Право на снижение пенсионного возраста в данном случае предоставляется только лицам, которые постоянно проживали или постоянно работали в указанной зоне с момента аварии по 31 июля 1986 года, независимо от времени проживания или работы в этот период. Из письма следует, что до 1993 года в Ладыжине вы прожили менее 4 лет. То есть речь о снижении пенсионного возраста в данном случае не идет.
Интересно, что в статье 55 есть пункт, согласно которому пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС, имеющим необходимый стаж по Списку №2 (в вашем случае нужно 12 лет и 6 месяцев), возраст выхода на пенсию уменьшается дополнительно еще на 1 год. То есть по нормам чернобыльского закона есть основное снижение пенсионного возраста и дополнительное – за работу на льготных условиях, которая даже не связана с аварией на ЧАЭС. Но в вашем случае не подтверждается ни статус пострадавшего от указанной аварии, ни наличие полного льготного стажа по Списку №2.
***
В конечном итоге остается рассчитывать на назначение пенсии только в 56 лет, как указано в первой части нашего ответа. В крайнем случае можно пытаться выяснить, почему вам не засчитали один месяц льготного стажа, что лишает вас права выхода на пенсию в 55 лет. Но речь о выходе на пенсию в 54 года с учетом чернобыльского закона, судя по всему, не идет.
Сергей Коробкин, независимый консультант
При определении категории для предприятия обязательно учитываются все факторы трудового процесса, а именно химические, биологические и климатические условия. Размер пенсии у работника по выходу на заслуженный пенсионный отдых будет напрямую зависеть от коэффициента страховых взносов, которые работодатель уплачивал в Пенсионный фонд России. Бывают случаи, когда на предприятии с вредными условиями труда ведется черная бухгалтерия и заработная плата выдается исключительно в конверте. При таких условиях будущему пенсионеру, задействованному на работах с вредными условиями труда, не стоит рассчитывать на положенную повышенную льготную пенсию. Добиться справедливости будет гораздо труднее.
В конце сентября года Госдума приняла изменения в пенсионное законодательство, которыми закреплен общеустановленный пенсионный возраст: 65 лет — для мужчин и 60 лет — для женщин. После принятия закона об изменении пенсионного возраста у будущих пенсионеров возникло много вопросов, в том числе, останется ли право досрочного выхода на пенсию у некоторых категорий граждан. Льготная, или досрочная пенсия — это денежное довольствие, которое может выплачиваться человеку, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста. Для назначения выплат должны быть соблюдены требования, которые с 1 января года не изменятся. На досрочную пенсию, как и раньше, могут рассчитывать:. Первое — это страховой стаж, или определенное количество лет, на протяжении которых из заработка работника должны были отчисляться страховые взносы работодателем. Второе — это трудовой стаж, или время, на протяжении которого человек работал по трудовому или гражданско-правовому договору.
Высокий уровень шума, наличие радиационного фона, большая вероятность травматизма, тяжелые условия труда провоцируют возникновение профессиональных заболеваний, потерю трудоспособности. Постановлением Правительства РФ оговорен перечень опасных работ, должностей, профессий, имеющих право досрочного заслуженного отдыха. Для них льготный выход на пенсию по вредности в 2021 году останется без изменений.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
- заявление установлено образца (уточняется либо у работника отдела кадров, либо у сотрудника ПФР, либо на сайте ПФР);
- паспорт гражданина РФ;
- справка, подтверждающая тяжелые условия труда (оформляется на предприятии);
- копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров и руководителем;
- справка, подтверждающая отработанное время во вредных условиях труда;
- военный билет (для военнообязанных);
- дополнительные документы (справка об инвалидности, свидетельство о браке, разводе, рождении детей, диплом и т.д.).
Если у гражданина имеется в общей трудовой деятельности «вредный» стаж (работа в профессии из списков), то он вправе выйти на заслуженный отдых досрочно. За каждые 2,5 года, отработанных во «вредной» должности, дата выхода на госпенсию мужчину сокращается на 1 год. Так работа в профессии из второго списка в течение 5 лет и остальной стаж на простой работе гарантируют мужчине получение выплат на два года раньше.
Чтобы получать страховые пенсионные выплаты от государства, любой гражданин обязан выполнить ряд условий, которые разработаны и утверждены на законодательном уровне. Речь идет о страховой пенсии по старости, иные категории выплат сюда не относятся.
ВАЖНО! Особый стаж в должности, которую включает список льготных профессий для досрочной пенсии, не включает периоды работы в режиме неполного рабочего дня менее 80 % от общепринятых норм рабочего времени. То есть если вы работали на вредном производстве по совместительству, например, на 40 % времени, то такая работа в льготный «вредный» стаж не войдет.
- наличие полного трудового (страхового) стажа;
- достижение возраста, установленного законодательством;
- наличие требуемой продолжительности льготного стажа по вредности;
- накопление не менее 30 ИПК – индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Правительство РФ приняло решение об изменении пенсионной системы, которое предполагает с 2021 г. повышение возраста выхода на пенсию. Сообщение вызвало бурное обсуждение, озабоченность, особенно среди лиц, планирующих выйти на заслуженный отдых в ближайшее время. Президент России 29.08.18 г. обратился к гражданам страны с инициативами по корректировке проекта пенсионной реформы.
Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:
До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:
Списком № 2 (или «вторая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение допускается суммирование периодов работы, предусмотренных Списком № 1, к периодам трудовой деятельности по Списку № 2.
При этом работнику приходится доказывать сам факт нахождения предприятия в селе, так как данное обстоятельство не указывается в трудовой книжке. Если случай кажется сомнительным для сотрудников Пенсионного Фонда, тогда медработника просят предоставить справку из сельсовета или иного органа самоуправления населенного пункта, где он работал.
Документы о назначении пенсий рассматриваются органами пенсионного фонда не позднее 10 дней со дня их поступления. Уведомление об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования орган, который назначает пенсии, выдает или направляет предприятию, организации или заявителю не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения.
На практике нередки случаи, когда лицо обращается к своему работодателю с просьбой предоставить необходимые для назначения льготной пенсии документы, и у работодателей сразу же странным образом исчезают все необходимые документы. Говорить же о подаче заявления о назначении льготной пенсии через должностное лицо такого работодателя вообще не приходится. Что же делать в таком случае?
Четко разграничить, чем же отличается список 1 от списка 2 не так просто, не углубляясь в законодательные акты, так как многие профессии в них повторяются, что еще больше вводит в заблуждение неподготовленного и не имеющего ранее дела с подобными вопросами человека. Главным различием тут будет степень вреда и опасности для здоровья, организма и жизни работника.
В 2021 году ожидается немало обновлений для тех, кто вышел на пенсию или только это планирует. В нашей стране пенсионные выплаты по возрасту назначают в соответствии с законом “Об общеобязательном государственном страховании”, а также при соблюдении двух нюансов:
- наличие необходимого страхового стажа;
- достижения возраста 60 лет.
Если будущий пенсионер придет в Пенсионный фонд не позже 3 месяцев со дня достижения им необходимого возраста для получения пенсии, оплата будет назначена со следующего дня после достижения возраста выхода на отдых.
Согласно последним данным, в Украине предложили законопроект, предусматривающий изменение возраста выхода на пенсию для женщин. Авторы законопроекта, зарегистрированного в Верховной Раде «Слугами народа», полагают, что в 2011 году с женщинами обошлись несправедливо. А точнее, время выхода на пенсию не должно зависеть от даты рождения. Если внесенный законопроект будет одобрен, женщины станут пенсионерками намного раньше – в 55 лет. Однако, существует важное ограничение: это станет возможным лишь при отсутствии рабочего места, то есть одновременно работать и получать пенсию в 55 лет запретят.
Что касается мужского населения, в Украине к 2028 году примерно половина 60 летних мужчин смогут выйти на пенсию своевременно. Остальные из-за недостатка стажа будут работать до 63 либо 65 лет. Министерство социальной политики указало, что в 2028 году только 55% мужчин будут иметь необходимый стаж по годам. Оставшимся придется работать до 63 и 65 лет. Количество пенсионеров, которые не будут получать пенсии, будет ежегодно возрастать.
Важно различать пенсию по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет. Таким образом, «возрастные» пенсионные выплаты привязаны сегодня к границе 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Но в ряде профессий пенсия предоставляется по выслуге лет.
Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.
Страховой стаж – важный момент, действующий в Украине с 2004 года. С этого периода он имеет немалое значение, а именно, сколько по времени и в каком объеме работодатель оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, а не тот факт, сколько человек проработал в компании. Следует убедиться заранее, что вам будет достаточно страхового стажа, чтобы точно получать пенсию в старости. В ином случае его можно купить.
Страна | Мужчины | Женщины |
Россия | 60 | 55 |
Германия | 65 | 60 |
США | 65 | 60 |
Беларусь | 60 | 55 |
Польша | 65 | 60 |
Япония | 65 | 60 |
Франция | 67 | 67 |
Канада | 65 | 65 |
Казахстан | 63 | 58 |
На 10 млн работающего населения в стране приходится 12 млн пенсионеров. Это довольно большая разница, которая способствует дефициту в Пенсионном фонде. Поэтому государство вынуждено предпринимать решительные действия по уменьшению количества людей, зависимых от государственного пенсионного пособия.
В Америке и Европе за ближайшее тридцатилетие планируют перейти к пенсионному возрасту в 70 лет. Граждан пенсионного возраста всячески поощряют, чтобы они работали как можно дольше. Так в Японии, например, чем позже выходишь на заслуженный отдых, тем выше пенсия.
Пенсия зависит от минимальной зарплаты и не может быть меньше минимально установленного уровня. Это значит, что она автоматически будет повышаться с ростом этих показателей.