Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чужие здесь не водят: новый закон о такси взвинтит цены». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Размер штрафа за отсутствие разрешения на такси в 2022
Размер штрафа за отсутствие разрешения такси указан в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушение |
Наказание |
||
Гражданин |
Должностное лицо |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно |
Штраф 2 000 – 2 500 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 4 000 – 5 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 40 000 – 50 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Порядок назначения штрафа таксисту
В большинстве случаев таксисты получают штрафы от патрульных инспекторов, при остановке с целью проверки. Представившись, сотрудник может обратить внимание на наличие шашек и прочих отметок, указывающих на то, что перед ним такси. Исходя из этого он имеет право проверить прочие документы, наличие всего необходимого для работы официальным порядком. При отсутствии такового он может наложить штраф. Также наказания могут накладываться, если автомобиль оснащен шашками или наклейками, однако водитель заявляет, что не занимается извозом. Если обнаруживается факт того, что машина используется как такси, однако не имеет отметок и прочих необходимых атрибутов, также возникают основания для наложения взыскания (11.141 КоАП).
Составляется протокол с указанием нарушений, на основании которого возникает необходимость в выплате штрафа. Доказательствами выступают сами обстоятельства — отсутствие необходимых элементов или документов, и так далее.
Способы избежать наказания
Проще и надежнее всего избежать штрафов — действовать строго по законодательству.
Важно! Таксист должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, получить государственную лицензию на перевозку и установить в автомобиль все необходимое оборудование и аксессуары.
Конечно, это может быть дорого для некоторых людей, ведь даже если регистрироваться по упрощенной системе налогообложения, придется выложить до двадцати тысяч рублей.
Но кроме этого больше ничего не сможет гарантировать беспроблемную езду и перевозку пассажиров. А учитывая размеры штрафов, которые государство планирует только увеличивать, так и вовсе кроме этого пути никакого другого не останется.
При задержании инспекторами можно попробовать доказать, что пассажира подвозили просто по доброте душевной, а он со своей стороны помог деньгами на бензин. Это же следует указывать и в протоколе, даже если и приезд был осуществлен по заказу.
Конечно, пассажир вряд ли станет помогать в этом, давая ложные показания, однако это самый простой способ выйти «сухим» из подобной ситуации.
Подробнее про штраф и другие санкции
В связи с тем, что за рулем такси в большинстве случаев сидит не его собственник, наказание за работу без лицензии следует разделить на два вопроса: последствия для водителя и для владельца ТС.
Разные виды наказаний предусмотрены в ситуациях, когда лицензия есть, но таксист не может ее предоставить, и, если разрешения нет как такового.
В первом случае степень вины определяется статьей 12.3 КоАП. Водитель будет обязан оплатить штраф в размере 5 000 рублей. Размер наказания при отсутствии права заниматься пассажирскими перевозками регламентируется статьей 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей, наказание для юридических лиц представлено в виде штрафа до 400 000 рублей, а повторное нарушение может привести к временному изъятию ТС
Нюансы оформления разрешения на таксомотор
Разрешение (лицензия) выдается на каждый отдельный автомобиль, владельцем которого (правовая собственность может быть разной) является юрлицо либо ИП. В качестве водителя может выступать наемный сотрудник, имеющий соответствующее водительское удостоверение и стаж работы не менее 3-х лет.
При необходимости получения лицензии на несколько автомобилей, достаточно подать одно заявление. Если на какое-либо ТС придет отказ, на остальных это не отразится. После проверки документов заявитель получит на каждое из них отдельное разрешение такси в виде QR-кода.
Минимальная стоимость автомобиля — 500 т. р. Не старше 2013 года выпуска. Таковы негласные правила для подачи документов на разрешение такси в Москве. Возможно, в области менее требовательны к ТС. Но если в лицензии откажут, назвав несуществующую причину, а такое бывает довольно часто, подумайте над этим.
Штрафы за ведение таксомоторной деятельности без разрешения (лицензии)
Наказание за административные нарушения лицензионного вида деятельности предусматривает штрафные санкции по нескольким статьям КоАП РФ: 14.1. ч.1 и 2; 12.3. ч. 2.1.
- Коммерческая деятельность без статуса ИП или ООО — от 500 до 2 тыс. р.
- Отсутствие у водителя разрешения на перевозку пассажиров — 5 тыс. р.
Штраф за работу ТАКСИ без разрешения | ||
Граждане | Должностные лица | Юрлица и ИП |
2 — 2,5 тыс. р. | 4 — 5 тыс. р. | 40 — 50 тыс. р. |
Кроме взыскания суммы штрафа, легковые автомобили, на которых осуществлялась перевозка пассажиров и багажа без оформления лицензии на таксомоторную деятельность, могут арестовать на 60 дней.
Незаконные пассажирские перевозки
Пассажирские перевозки регламентируются одновременно несколькими федеральными законами РФ. Незаконная перевозка пассажиров является серьезным правонарушением, а в некоторых случаях и преступлением. Основополагающим документом, регламентирующим в том числе и пассажирские перевозки на территории России является ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Так, согласно закону, ответственность за незаконную перевозку пассажиров наступает в случае нарушения правил устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Для незаконных перевозок характерно: -Отсутствие или несоблюдение расписания маршрута. -Несоответствие остановок транспорта принятым нормам.
-Отсутствие условного обозначения транспортного средства. -Отсутствие контактных данных, схемы маршрута. -Несвоевременное извещение об изменении расписания или маршрута. -Осуществление перевозки пассажиров без билета. Для пассажирских перевозок легковым такси на законных основаниях, помимо лицензии, необходимо регистрировать любой заказ в журнале регистрации.
Незарегистрированный заказ для лицензированных такси — это незаконная перевозка пассажиров, карающаяся штрафом. Максимальный штраф за незаконную перевозку пассажиров может быть неприемлемо большим даже для юридических лиц.
Осуществление коммерческой деятельности без разрешения трактуется как незаконное предпринимательство по перевозке пассажиров и в некоторых случаях может повлечь и уголовное преследование. Для того, чтобы начать делопроизводство по этой статье, достаточно заявления в письменной форме.
Кроме того, незаконное предпринимательство само по себе, как правило, подразумевает нарушение еще нескольких законов УК РФ. Таких как, к примеру, уклонение от уплаты налогов. Предпринимателям следует обратить особое внимание на перечень документов, необходимых водителю пассажирского транспортного средства.
Водитель должен иметь все необходимые для работы в РФ документы и водительские права соответствующей категории. Грубые нарушения ПДД водителем пассажирского транспортного средства могут служить поводом для начала разбирательства в отношении юридического лица (транспортной компании). Не следует также забывать и ФЗ «О предрейсовых осмотрах водителей».
Использование транспортного средства, так или иначе непригодного для перевозки пассажиров, также трактуется как осуществление незаконных пассажирских перевозок. При этом речь идет не только о неисправном (не прошедшем технический осмотр) не отвечающем нормам безопасности транспорте, но и о транспорте исправном, но для пассажирских перевозок не предназначенном.
Кодекс об административных правонарушениях регламентирует:
-деятельность организаций без разрешительных документов (статья 14.1.2 Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей; на юридических лиц – 400 000 рублей.);
-нарушения и наказания, предусмотренные в области перевозок легковыми такси (статья 11.14.1 Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 000 рублей; на должностных лиц – 10 000 рублей; на юридических лиц – 30 000 рублей.);
— правонарушения, которые можно совершить в области перевозок любыми видами автотранспорта, осуществляемых по предварительному заказу (статья 11.14.2 Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу. Влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей).
Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров.
В качестве дополнительных мер могут применяться: изъятие транспортного средства, ставшего предметом совершенного правонарушения. Процедура изъятия и возможность ее применения регулируются статьей 27.10 (Изъятие вещей и документов) рассматриваемого документа; задержание транспортного средства (статья 27.
13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Задержание производится на небольшой промежуток времени до выяснения всех обстоятельств, сопутствующих правонарушению или до полного устранения выявленных недочетов в работе или техническом состоянии транспорта; ограничение деятельности или введение временного запрета на определенный вид деятельности (статья 27.16). Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Незаконная перевозка сопровождается нарушением отдельных законодательных актов РФ, поэтому имеет определенные последствия, как для нарушителей, которыми являются перевозчики, так и для пассажиров.
Для владельца транспортного средства — компании, являющейся владельцем транспортного средства и занимающейся незаконной деятельностью последствия, которые наступают после выявления правонарушения, могут быть: в виде штрафных санкций.
При выявлении правонарушения проводится комплексная проверка организации, до завершения которой будут заморожены деятельность компании и все, принадлежащие ей банковские счета. В связи с возможными негативными последствиями можно сделать вывод, что целесообразнее оформить все документы и разрешения на пассажирские перевозки до начала деятельности.
Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде: неполучения комплексной услуги, предусмотренной договором фрахтования.
Как правило, при выявлении правонарушения транспортное средство задерживается, что приводит к невозможности дальнейшего передвижения людей и доставки их в оговоренный пункт назначения; задержек в доставке.
Данный аспект особенно важен при использовании регулярных перевозок, совершаемых по заданному маршруту; При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.
Нарушение правил перевозки людей может повлечь не только наличие материального ущерба, но и причинение вреда здоровью. Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая. Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно. Легализация деятельности перевозчиков одинаково выгодна и компаниям, и пассажирам. Организации могут свободно заниматься своей деятельностью, не боясь наступления негативных последствий, а пассажиры получают максимум комфорта и безопасности.
Сотрудники ГИБДД Отдела МВД России по Пластовскому району на постоянной основе готовы осуществлять контроль за незаконными пассажирскими перевозками. Для этого будут проводиться рейду по проверке законности осуществляемых перевозок, технического состояния пассажирского транспорта, наличие необходимой документации.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.14 1 КоАП:
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Штрафы за нелегальное такси по закону
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2021 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Штрафы за незаконную перевозку можно оплатить несколькими способами. Проще всего для индивидуального предпринимателя будет перечислить деньги со своего расчетного счета.
В связи с особенностями расчета налогов только так он сможет доказать факт понесенных расходов. Если же штрафу подверглось физическое лицо, не имеющее такого статуса, то существует множество способов оплатить необходимую сумму.
Это можно сделать и в Сбербанке, оплачивая квитанцию, предварительно сформированную на сайте ГИБДД, и через систему Сбербанк-онлайн, через аналогичные онлайн-системы других банков. Минусом такого способа оплаты станет необходимость оплачивать дополнительную банковскую комиссию.
Также при помощи заранее сформированной квитанции штраф можно оплатить на почте России, это удобно для жителей небольших поселков, в которых нет отделений банков.
Оплату можно осуществить и на порталах Госуслуги и ГИБДД, где предложены следующие варианты оплаты:
- с банковской карты;
- с помощью систем электронных платежей.
Кроме того, такие системы электронных платежей как Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney предлагают свой сервис по оплате штрафов.
Также можно воспользоваться терминалами Киви или некоторыми зеркальными сервисами, которые предлагают различные специализированные сайты.
Что делать если остановили
Если у автомобилиста нет лицензии, при остановке автомобиля для проверки он может сказать инспектору, что подобрал попутчика. Данное действие не запрещено законом и не предполагает никакой ответственности.
Уполномоченный сотрудник будет требовать лицензию таксиста только в том случае, если факт перевозки пассажиров в коммерческих целях будет очевидным. Также возможно обращение к инспектору со стороны пассажира, если таксист не предоставил ему запрошенный чек после прибытия к месту назначения.
В обязательном порядке наличие разрешения на осуществление перевозки пассажиров проверяется при дорожно-транспортных происшествиях. Особенно актуально данное правило при наличии на автомобиле отличительных знаков такси.
Последовательность действий водителя без лицензии, если его остановил инспектор:
- Если в настоящий момент водитель не перевозит пассажиров — снять опознавательные знаки.
- Не выходить из машины без необходимости. Каждому водителю стоит знать, что даже при требовании со стороны уполномоченного сотрудника покинуть авто, действие это остается на усмотрение автомобилиста. Также излишняя тревожность может выдать таксиста без лицензии.
- Выйти из машины, если инспектор решил осмотреть автомобиль на предмет перевозки запрещенных вещей. Покинуть транспортное средство необходимо и для проверки водителя на опьянение.
- Изменить положение автомобиля в случае, если он мешает беспрепятственному проезду других ТС.
- Получить от инспектора сведения о его ФИО, должности и причине остановки.
- При наличии пассажиров в салоне авто — ответить на вопрос инспектора, используется ли автомобиль в качестве такси. При утвердительном ответе уполномоченный сотрудник потребует предъявить лицензию.
- Позаботиться на наличии видео- или аудиоматериалов разговора с инспектором. Сделать это стоит, чтобы обеспечить возможность оспорить действия сотрудника дорожных служб.
Водителю не удастся избежать штрафа, если в салоне находятся пассажиры, автомобиль оборудован специальными знаками, а лицензия отсутствует. Порой меру наказания удается снизить при наличии диктофонной записи диалога с инспектором и помощи автоюриста.
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.