Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «22. Специальные налоговые режимы, их виды и общие характеристики.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.
Упрощённая система налогообложения
Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.
Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
В 2021 году в России отменили спецрежим ЕНВД. Предприниматели, которые не выбрали ни один другой специальный режим, были автоматически переведены на общую систему налогообложения.
В Минфине пояснили, что ЕНВД перестал отвечать своим целям, так как ранее его ввели в условиях отсутствия контроля за реальными доходами по отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой базы.
Что лучше, обычная «упрощенка», АУСН или патент — можно решить исходя из специфики бизнеса. Но в любом случае необходимо контролировать продажи и прибыль.
«Учет в тетрадке» часто приводит к ошибкам и росту затрат. Вы сможете сократить издержки, если автоматизируете процессы. Для этого подойдет МойСклад — облачный сервис для управления продажами. Кассовое приложение, товароучетная система, CRM и все необходимые формы документов в комплекте.
- Подключите любое число розничных точек: централизованно управляйте товарами, ценами и скидками.
- Печатайте ценники и этикетки, массово меняйте цены: устанавливайте скидку или наценку, изменяйте валюту.
- Торгуйте онлайн: интеграция с интернет-магазином, маркетплейсами, ВКонтакте, Авито.
- Контролируйте все процессы на производстве: от закупки и приемки сырья до производства и реализации готовой продукции.
- Управляйте всеми каналами продаж в одном сервисе. Анализируйте прибыль, сравнивайте, как продаются те или иные товары.
Перечень специальных налоговых режимов, применяемых в 2022 году.
Перечень разрешенных к применению специальных налоговых режимов в этом году достаточно велик, есть из чего выбрать. Будьте внимательны, некоторые режимы действуют не во всех регионах России.
В список спецрежимов входят:
- Упрощенная система налогообложения (УСН); на бухгалтерском сленге — упрощенка.
- Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН), вступила в действие 1 июля этого года.
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), для сельхозпроизводителей.
- Патентная система налогообложения (ПСН), он же патент.
- Налог на профессиональный доход (НПД), самый простой, но исключительно для тех, кто ведет свою деятельность под статусом САМОЗАНЯТЫЙ.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Применяется для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.1 |
Необходимая отчетность |
Налоговая декларация, подается 1 раз в год. |
Вид деятельности |
Основная деятельность – производство сельскохозяйственной продукции, с долей доходов от нее не менее 70%. Рыбные хозяйства, которые имеют в наличии (собственность или аренда) судна, а так же штат сотрудников не выше 300 человек. |
Налоговая база |
Доходы минус расходы. |
Налоговая ставка |
Доходы минус расходы: 6% В зависимости от региона ставка может понижаться, вплоть до 0%. |
Уплата налога |
2 раза в год. За полугодие и за год. |
Ограничения |
Нельзя работать по агентским договорам поручения и комиссии, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления. |
Алгоритм выбора системы налогообложения
Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить — требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.
- Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно – под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ПСН. Торговать оптом можно только на УСН (в пределах лимитов) и ОСНО. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов – у УСН.
- По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения распространяются на ПСН и НПД. Эти режимы разрешены только физлицам. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
- По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения – не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН (130 человек) можно назвать для начала деятельности приемлемыми.
- Лимит предполагаемого дохода для УСН: 219,2 млн. рублей в год. Пожалуй, его трудно будет выдержать торгово-посредническим фирмам и бизнесу с большой долей расходов. Лимит в 60 млн рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным. Самый жесткий лимит — на НПД, поэтому этот режим больше подходит для нерегулярного или совсем мелкого бизнеса.
- Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты – плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
- Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент — подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы.
- После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.
Особенности перехода на спецрежимы
Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.
Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.
Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.
Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
- Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
- Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
- В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
СНР среди субъектов малого предпринимательства
Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:
- Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
- Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.
Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.
Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.
Еще одна популярная система налогообложения, являющаяся альтернативой ОСН — единый налог на вмененный доход. Основное его преимущество — предприниматель уплачивает государству фиксированную сумму налога, величина выручки и прибыли не имеют никакого значения. В то время как общий налоговый режим, УСН и ЕСХН предполагают перечисление в бюджет сумм, пропорциональных росту доходов предпринимателя.
ЕНВД могут применять не все бизнесы, а только те, которые ведут деятельность:
- в сегменте розничной торговли,
- в сфере общепита,
- в области предоставления ветеринарных сервисов,
- в сфере оказания бытовых услуг,
- в области предоставления сервисов по ремонту, техобслуживанию, а также мойке автомобилей,
- в сфере распространения либо размещения рекламы,
- в области услуг по передаче в аренду торговых точек, земельных участков,
- в области гостиничного бизнеса (с некоторыми ограничениями),
- в сфере транспортных услуг,
- в области предоставления в пользование платных стоянок.
Собственно, отмеченные сегменты предпринимательских активностей отлично совместимы со спецификой ЕНВД. Они позволяют генерировать предприятию большую выручку, величина которой в данном случае значения не имеет — в результате платежная нагрузка на бизнес оптимизируется.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Хронологически самым последним из введенных специальных налоговых режимов является система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная система отличается от всех предыдущих особым порядком ее применения.
Основным отличием указанного режима от предыдущих является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы гл. 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности — инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется произвести указанные работы за свой счет и на свой риск (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Порядок и условия раздела будут являться решающим фактором для определения налоговых последствий при применении данного специального налогового режима.
Сущность данного режима заключается в замене уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, за исключением налогов и сборов, особенности уплаты которых предусмотрены гл. 26.4 НК РФ. Согласно п. 7 ст. 346.35 Кодекса инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов.
В отношении тех налогов, которые должны уплачиваться налогоплательщиком, применяющим рассматриваемый режим налогообложения, гл. 26.4 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты. Причем нормы указанной главы носят бланкетный характер, основываясь на нормах соответствующих глав Кодекса по налогам, относящимся к общему режиму налогообложения, и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, установленных по соответствующим налогам.
Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов
В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования [6].
Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах. Установление специальных налоговых режимов не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие специального налогового режима, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории России [8].
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.
Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нужно отметить позитивные и негативные последствия их применения (см. таблицу 1).
Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов
Позитивное влияние |
Негативное влияние |
снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков); |
разукрупнение организаций; |
повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов; |
создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов; |
сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д. |
снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты; |
подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей; |
|
затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д. |
Комментарий к ст. 18 НК РФ
1. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.
Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (могут распространяться на определенные виды деятельности, на определенные категории налогоплательщиков, вводятся как бессрочно, так и на определенное время, могут применяться только на определенных территориях, могут предусматривать как элементы налогообложения, указанные в статье 17 НК РФ, так и иные и прочее).
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В Российской Федерации существует традиционная система налогообложения и специальные налоговые режимы.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, установленном законодательством.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Также организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Также для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Налоговый кодекс РФ указывает строгий перечень организаций, деятельность которых не позволяет применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся: организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, ломбарды, организации, занимающиеся игорным бизнесом, и другие.
Как уже упоминалось выше, вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о государственной регистрации юридического лица при создании. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
При упрощенной системе налогообложения объектами налогообложения становятся:
— доходы;
— доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
— доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ;
— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ.
УСН — система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.
Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.
Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве
Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.
Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:
- определенное количество сотрудников у ИП;
- определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.
Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).
Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Специальный налоговый режим в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции введен гл. 264 НК РФ, вступившей в силу в июне 2003 г. соглашение о разделе продукции (далее СРП) — это договор , который заключается между организацией и РФ. на основании этого договора РФ передает организации (которая называется инвестором) на определенный срок исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении инвестор в свою очередь обязуется отдать государству часть добытого сырья или выплатить денежный эквивалент ее стоимости.
Специальный налоговый режим призван стимулировать инвесторов к заключению СРП — соглашение о разделе продукции. Однако некоторые особенности налогообложения при выполнении СРП соглашение о разделе продукции важны не только для инвесторов, но и для других участников СРП- соглашение о разделе продукции, взаимодействующих с инвестором на основании договоров. Условия, необходимые для применения данной системы:
- соглашение должно быть заключено после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, которые являются объектами СРП (иными словами, сначала право пользования участком недр должно быть выставлено на аукцион, если желающих его купить нет, то это право предоставляется вторично, но уже по конкурсу на условиях СРП);
- соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности , оговоренных в соглашении;
- если соглашение предусматривает раздел произведенной продукции между государством и инвестором, то доля государства в распределяемой продукции не должна составлять менее 32%.
Переход на применение специального налогового режима в виде соглашения о разделе продукции имеет заявительный характер и предполагает подачу в налоговый орган по местонахождению участка недр следующих документов:
- письменного заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика при выполнении СРП;
- соглашения о разделе продукции;
- решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр и иных условиях, чем раздел продукции, и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
При выполнении СРП инвестор освобождается от уплаты ряда налогов , перечень которых зависит от того, какой из двух вариантов раздела продукции применяется при реализации СРП.
Особенности уплаты налогов при применении СРП. В этом случае расчет и уплата некоторых налогов имеют свои особенности. Налог на прибыль уплачивается инвестором только в случае, если СРП заключено на условиях компенсации его затрат.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением СРП. Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов . Доходом налогоплательщика от выполнения СРП признается стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной СРП.
Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком при выполнеНИИ СРП. Расходы налогоплательщика подразделяются следующим образом:
- расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции; расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.
Возмещаемыми признаются расходы, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по СРП в соответствии с программой работ и сметой расходов.
Не относятся к возмещаемым расходам:
1) Понесенные до вступления СРП в силу:
- расходы на приобретение пакета геологической информации Для участия в аукционе;
- расходы на оплату сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения;
Отличия налогообложения при спецрежимах
Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:
- Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
- Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.
Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.
Устойчивая, гибкая, перманентно развивающаяся налоговая система — это одно из важнейших условий стабильного развития предпринимательской деятельности. Существующая налоговая система в РФ начала формироваться в начале 90-х. Важным шагом стало утверждение первой, а затем и второй части Налогового кодекса — главного законодательного акта в налоговой системе РФ. Согласно НК РФ в России действуют два режима налогообложения бизнеса: общий и специальный. Налоговый режим определяет виды и размеры налогов, которые должны быть перечислены в бюджет, а также порядок уплаты этих налогов и представления отчетности. Основным является общий налоговый режим, он применяется по умолчанию. Разработка и введение специальных налоговых режимов стало важным шагом в реализации государственной поддержки развития малых и средних предприятий. Наиболее очевидной характерной чертой специальных налоговых режимов является замена нескольких налогов одним.
В настоящее время в РФ согласно Налоговому кодексу действует пять специальных налоговых режимов:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для сельхозпроизводителей;
- упрощенная система налогообложения (УСНО);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- соглашение о разделе продукции (СРП) .
Соглашение о разделе продукции — это особый специальный режим налогообложения. СРП представляет собой договор, по которому РФ предоставляет инвестору исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предусмотренном соглашением. Инвестор в свою очередь проводит работы за свой счет и несет связанные с этим риски. СРП определяет все условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, налога на имущество, таможенных пошлин, транспортного налога.
Сравним первые четыре специальных режима налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН, т.к. в отличие от СРП они применяются малыми и средними предприятиями. Сравнительная характеристика по данным спецрежимам представлена в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН
Параметр |
||||
Налоги к уплате |
Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО. |
Единый налог на вмененный доход |
Единый сельскохозяйственный налог |
|
Плательщики |
Организации и ИП |
|||
Освобождение от уплаты |
Налог на прибыль (для орг-ций); НДФЛ (для ИП); Налог на имущество; |
НДФЛ (для ИП); Налог на имущество; |
||
Ограничения применения |
Орг-ции, имеющие филиалы / представительства; Если доход за год > 60 млн. руб.; Если стоимость основных средств > 100 млн. руб.; Если доля участия других организаций > 25%. |
Не применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества; Не применяется, если численность наемных работников >100 чел.; Не применяется, если доля участия других организаций > 25%. |
Применяется организациями, если доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %. |
Применяется только в отношении определенных видов деятельности; Не применяется, если доход за год > 60 млн. руб.; если средняя численность наемных работников > 15 чел.; если максимальный размер потенциального годового дохода превышает 1 млн. руб. |
Виды деятельности |
Нет ограничений |
Производство, переработка и реализация собственной сельхозпродукции |
Закрытый перечень видов деятельности |
|
Объект НО / налоговая база / налоговая ставка |
I вар: 6% * Доходы II вар: 15% * Доходы, уменьшенные на величину расходов |
15% * Вмененный доход |
6% * Доходы, уменьшенные на величину расходов |
6% * Потенциально возможный к получению годовой доход / 12 * срок действия патента |
Налоговый период |
Календарный год |
Календарный год |
Период, на который выдан патент (1-12 мес) |
|
Срок уплаты налога |
не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала |
если патент получен на срок: До 6 мес.: не позднее срока окончания действия патента; 6-12 мес.: 1/3 не позднее 90 календарных дней после начала и 2/3 не позднее срока окончания действия патента. |
||
Ведение бухучета / отчетность |
Ведется и представляется 1 раз в год. |
Ведение бухучета не требуется. |
||
Налоговый учет |
Ведется книга учета доходов и расходов (для II вар — закрытый перечень учитываемых расходов). |
Раздельный учет физических показателей по видам деятельности и системам НО. |
Ведется в полном объеме (закрытый перечень учитываемых расходов). |
Ведется учет доходов от реализации в книге учета доходов. |
Льготы и преференции |
I вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 1 до 6 %. II вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 5 до 15 %. Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. — до 0 %; 2017-21 гг. — до 3 % для II вар. Законами субъектов для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению зарегистрированных после принятия такого закона может быть снижена до 0% в течение 2-х налоговых периодов. |
Актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки в пределах от 7,5 до 15 %. |
Право субъектов снизить ставку: Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. — до 0 %; 2017-21 гг. — до 4 %. |
Право субъектов снизить ставку: 1) Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. — до 0 %; 2017-21 гг. — до 4 %. 2)в период 2015-2020 гг. — 0% для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 г., на два календарных лет. |
Уменьшение суммы исчисленного налога |
I вар: Не более чем на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС. II вар: нет |
Не более чем на 50% на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС |
||
Возможность совмещения |
Возможно совмещение |
|||
Переход на иную систему НО |
Добровольно: с начала календарного года |
Добровольно |
||
В обязательном порядке осуществляется переход на общий режим НО: |
||||
с начала квартала, в котором было утрачено право применения |
со следующего квартала после утраты права применения |
с начала налогового периода, в котором было утрачено право применения |
с начала налогового периода, на который выдавался патент, и в котором было утрачено право применения |
|
Возврат на систему НО |
С начала следующего календарного года |
Не ранее чем через год после утраты права применения |
Не ранее чем со следующего календарного года |
|
Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) |
Обязательное |
Необязательное |
Обязательное |
Необязательное |
2018 года налогоплательщики обязаны перейти на новые онлайн кассы |
Анализ статистических данных ФНС РФ за период 2006-2015 гг. показывает общую тенденцию к росту поступлений налогов и сборов от организаций и ИП, применяющих специальные режимы налогообложения (табл.2) . Примечательна структура этих поступлений. В 2015 г. на долю УСНО пришлось 73,5% всех поступлений, на долю ЕНВД — 23%, на ЕСХН — 2% и на ПСН — 1,5%. Отметим, что за рассматриваемый период 2006-2015гг. доля УСНО увеличилась с 51% до 73,5%, доля ЕНВД снизилась с 48% до 23%, доля ЕСХН незначительно возросла с 1 % до 2% .