Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Женщины, на которых запрещено жениться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как известно, ислам запрещает вступать в брак с махрамами. Например, с отцом и матерью, с братом и сестрой и их детьми, дядями и тётями, дедушкой и бабушкой. Но брак с другими родственниками, которые не являются махрамами, дозволен. Например, брак с двоюродными братьями и сёстрами и другими дальними родственниками.
1. Мужчине нельзя жениться на женщине, родной по крови, за исключением двоюродных сестер со стороны отца или матери. Ученые однозначно определили, что не является махрамийей двоюродная сестра со стороны отца или матери, то есть на ней можно жениться. Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Харам жениться на матери, дочери, родной сестре, родной тете и дочери родного брата или сестры».
2. А что касается родных по груди, то на ком из родных по крови запрещается жениться, то и на соответствующих родных по груди запрещается жениться. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил: «Что запрещено родным по крови, то запрещено и родным по груди». Этот хадис передали имамы Муслим и Аль-Бухарий.
3. Нельзя жениться на женщинах, родных в результате никаха, то есть на жене отца, деда и выше или на жене сына, внука и ниже. Эти женщины уже не являются чужими. С ними можно находиться наедине, и они могут показать то, что мать может показать своему сыну, как свои волосы, ноги и т.п.
Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Запрещено жениться на женах своих сыновей». Запрещается жениться на матери жены, даже после развода с женой, и даже если не был совершен половой акт. Также сказано в Кур‘ане, что «если мужчина заключил с женщиной никах, то ему уже запрещено когда-либо жениться на ее матери» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).
Запрещается жениться на дочери жены, если был совершен половой акт с женой. Но разрешается жениться на ее дочери после развода с ее матерью, в случае, если не был совершен половой акт с ее матерью. Об этом сказано в Кур‘ане: «Нельзя жениться на дочери жены после никаха с матерью в том случае, если имел с последней половые отношения» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).
4. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах, если они родные и по отцу и по матери или же по отцу, или по матери, независимо от того, родные они по крови или по груди. Но разрешается жениться на родной сестре бывшей жены после развода с женой или после ее смерти. Об этом сказано в Аяте 23 Суры «Ан-Ниса». Значение этого Аята: «Запрещено одновременно жениться на двух родных сестрах».
Подобный случай произошел с благочестивым ‘Усманом бин ‘Аффаном – третьим халифом, да будет ему милость Аллаhа Всевышнего. Халиф был женат на госпоже Рукайе, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Когда она умерла, он женился на ее сестре Умм-Кульсум, которая тоже умерла. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то я бы выдал ее замуж за ‘Усмана».
Если у кого-либо одновременно есть четыре жены и одна из них умерла или же он разошелся с ней, только тогда он имеет право жениться на другой, то есть мужчине нельзя иметь одновременно более четырех жен. Передано, что `Али бин Аби Талиб имел четырех жен. Это произошло после смерти его жены, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, – госпожи Фатимы. В Исламе это разрешается.
А также нельзя быть женатым одновременно на женщине и ее тете (родной сестре матери или отца). Но разрешается жениться на тете жены после развода с женой.
Запрещается жениться на молочной матери, молочной бабушке и выше, дочери молочной матери, внучке молочной матери и ниже. Запрещено женщине выходить замуж за молочного сына, его сына, его внука и ниже. Но женщина может выйти замуж за брата молочного сына, его отца, дядю или деда, если они не являются ей родными по груди.
Женщина, достигшая половой зрелости, кормящая чужого ребенка, становиться ему молочной матерью, если при этом выполняются следующие два условия:
– Ребенку в это время должно быть не более двух лет по лунному календарю. Если кормила ребенка после того, как ему исполнилось два года, то он не может быть молочным сыном.
– Женщина должна кормить его не менее пяти раз, по мнению имама Аш-Шафи’ий, по школе имама Абу Ханифа достаточно покормить один раз. Одним кормлением считается, когда ребенок принял грудь и сам прекратил есть.
Если женщина по каким-то обстоятельствам прервала кормление, а затем через некоторое время продолжила – это считается одним разом. Если ребенок прекратил есть по причине того, что играл или заснул на короткое время, или потому, что во рту много молока, а затем продолжил, то во всех этих случаях кормление считается одним разом.
Если есть сомнение, кормила ли пять раз или меньше, было ли во время кормления ребенку меньше или больше двух лунных лет, то в этом случае женщина не является ему молочной матерью.
Если же упомянутые условия выполняются, то женщина становится ребенку молочной матерью, ее муж – молочным отцом, брат мужа – молочным дядей, ее дети – молочными братьями (сестрами).
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)
Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.
Брак с родственниками
Здесь возникает вопрос, лучше вступать в брак с родственниками или с чужими людьми? Следует отметить, что брак с родственниками имеет много плюсов. Во-первых, родственники лучше знают о характере друг друга, так как больше общаются между собой. Во-вторых, брак между ними ещё больше укрепляет родственные связи, что приветствуется исламом. В-третьих, они идут друг другу на уступки при определении размера калыма, приданного и свадебных расходов. В-четвёртых, благодаря родственным связям брак будет более крепким, так как супруги будут лучше следовать морали, понимать и прощать друг друга. В-пятых, такие браки реже распадаются, потому что при разногласиях между супругами их родители и ближайшие родственники пытаются помирить их. Поэтому многие люди стремятся по мере возможности заключить брак с родственниками.
Но многие учёные убеждены в том, что лучше не заключать брак с близкими родственниками, такими как двоюродные братья и сёстры. Более того, они в иных случаях предлагают запретить такие браки, утверждая, что главный недостаток браков между родственниками ― это вероятность рождения неполноценных детей. Ведь, согласно статистике, неполноценные и отсталые в физическом и психическом отношении дети, подверженные разного рода болезням, чаще рождаются от браков между родственниками. Если вы сами изучите этот вопрос, то убедитесь в этом так же, как и автор настоящей книги.
Разумеется, учёные не утверждают, что неполноценные дети рождаются только в браках между родственниками, они встречаются и в других семьях. Но путём сравнения можно убедиться, что от браков между родственниками они рождаются чаще. Учёные также не утверждают, что все браки между родственниками приводят к такому результату. Мы знаем много семей, где супруги приходятся друг другу родственниками и у них вполне здоровые дети. В тех же семьях, где имеется неполноценный ребёнок, остальные дети, как правило, полноценные и здоровые. Учёные говорят лишь то, что если сравнить браки между родственниками с браками между чужими людьми, то не трудно убедиться в том, что неполноценные дети чаще рождаются в первых браках.
Они считают, что причина рождения неполноценных детей заключается в наследственных болезнях, утверждая, что они передаются детям от родителей путём неполноценных генов, которые имелись в ком-нибудь из предков. Особые гены иногда передаются от отца, а иногда от матери, а иногда от них обоих. И если такие гены передадутся ребёнку и от отца, и от матери, то вероятность его заболевания увеличивается.
Поэтому в браках между родственниками высока вероятность того, что у одного из предков супругов были больные гены, которые могли передаться как мужу, так и жене, и потому могут проявиться у их ребёнка. В браках же между чужими людьми такая вероятность значительно ниже. Таким образом, рождение неполноценных детей в браках между родственниками лишь вероятность, но вероятность высокая и большая. Поэтому лучше всего избегать её реализации.
Один из американских психологов пишет: «Исследования специалистов в области генетики показали, что многие браки между родственниками заканчиваются тем, что на свет появляются неполноценные дети. Конечно, не все подобные браки приводят к таким последствиям, ведь миллионы людей, которые сейчас живут на свете, родились от браков между родственниками. Во многих странах, особенно в скандинавских и США, молодые люди до вступления в брак проходят генетическое обследование. И лишь в случае положительных результатов они вступают в брак.
Некоторые генетики считают, что надо постепенно запретить браки между двоюродными братьями и сёстрами так же, как запрещены браки между родными братьям и сёстрами, или хотя бы обусловить их прохождением специальных медицинских обследований, чтобы удостовериться в совместимости будущих супругов и маловероятности рождения отсталых детей.
По мнению учёных, причина того, что в браках между родственниками рождается много неполноценных детей, заключается в том, что существует более двух тысяч видов генетических заболеваний. Каждый здоровый человек может быть потенциальным носителем двух-трех генов наследственной болезни. И поскольку в таких браках вероятность совмещения таких генов больше, постольку и вероятность рождения неполноценных детей выше на тридцать процентов.
Что же касается тех родственников, от браков которых рождаются нормальные, здоровые дети, то, к счастью, они не являются носителями плохих генов, и потому такая опасность минует их. В странах Скандинавии на каждого гражданина заводится медицинская книжка, которая фактически выполняет роль их генеалогического древа. В ней можно увидеть, чем болели несколько поколений предков человека. На основании этой книжки выдаётся медицинский сертификат о том, могут ли молодые люди заключить брак или нет»[115].
Другой учёный пишет: «Слепота, сопряжённая с умственной отсталостью, — это болезнь, связанная с головным мозгом. Она бывает двух видов. Первый вид наблюдается в детях. Так, ребёнок рождается здоровым, но через несколько месяцев в нём проявляются признаки болезни. Его умственные способности никак не развиваются и постепенно он теряет свое зрение. И в возрасте двух-трёх лет он умирает слабым и худым. Эта болезнь вызывается больным геном. Второй вид не проявляется до шести-семи лет, после чего умственные способности снижаются, а зрение теряется. И примерно к двадцати годам человек умирает. Эта болезнь также вызывается больным геном. Она встречается относительно реже и чаще в браках между двоюродными братьями и сёстрами по отцовской линии»[116].
Третий учёный пишет: «Вероятность возникновения гетерозиготы намного выше среди супругов, которые приходятся друг другу близкими родственниками и имеют общих предков, чем среди тех, кто таковыми не являются. Кроме того, эта вероятность зависит от степени близости родства, т.е. чем ближе супруги друг другу с точки зрения родства, тем выше вероятность гетерозиготы»[117].
Также он пишет: «Если у семейной пары, которая имеет общих предков, рождается неполноценный ребёнок, то в этом нет ничего удивительного, так как вероятность того, что у него гетерезиготный организм, очень высока. В таких случаях основа вероятностей коренится в нездоровых генах общих предков. В генетике потомки общих предков называются кровными родственниками. Следует отметить, что слова “кровное родство” не имеют ничего общего с группой крови и т.п. Здесь подразумевается то, являются ли они гетерозиготными или нет. Поэтому кровное родство существует между родственниками первой категории, а ими можно называть тех, кто имеет общего деда или предков.
Коэффициент кровного родства состоит из вероятности передачи аналогичных генов ребенку от обоих родителей, которые приходятся друг другу родственниками. Например, коэффициент кровного родства ребёнка от брака между детьми двух братьев равняется 161%. Это означает, что ребёнок, рождённый в таком браке, с вероятностью на 161% является гетерозиготным»[118].
В другом месте он пишет: «Смертность среди детей, рождённых в браке между родственниками, намного выше, чем среди тех, кто родился в браке между не родственниками. Рост смертности среди детей от брака между родственниками колеблется в зависимости от коэффициента кровного родства. На основе проведенных исследований сделан вывод, что из тысячи детей, рождённых в браках между не родственниками, умирают около 40 детей, а из тысячи детей, рождённых в браках между детьми братьев, примерно 60-80»[119].
Как видно, специалисты в области генетики уверены, что количество неполноценных детей намного больше в браках между родственниками, чем между не родственниками. И статистика подтверждает их мнение. Поэтому автор этих строк рекомендует по мере возможности избегать брака между близкими родственниками. Да, вероятность рождения неполноценных детей в таких браках остается лишь вероятностью, которая существует и в других браках, но здесь она выше и больше. Поэтому не стоит заключать такой брак, ведь лучше предотвратить его, чем родить на свет неполноценного ребёнка, которому будет трудно жить и который усложнит жизнь своим родным и близким.
Понятие, условия брака в мусульманском праве
Говоря о важности брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин должен серьезно отнестись к заключению брака и серьезно подойти к выбору спутницы жизни.
Согласно Исламу в первую очередь в выборе жены нужно смотреть на ее благонравие благочестие, на ее богобоязненность и воспитание. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Чаще всего в Исламе ответственность в поиске жены лежала на семье жениха, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. Если кандидатура устраивала семьи обеих сторон, жениха и невесту, то наступало время для помолвки. При этом обе стороны оговаривали размер калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д.
Законность процедуры заключения брака обусловливается следующими условиями:
1. Необходимо чтобы жених и невеста были из числа мусульман. Говоря на запрет брака мусульманки и не мусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют». Хотя иудеи и христиане и не являются язычниками, о которых здесь говорится, запрет мотивируется теми же соображениями. Коран не запрещает брак между мусульманином и христианкой или иудейкой, но по мнению сподвижников Пророка и многих исламских ученых он нежелателен. Объясняется это тем, что дети от подобного брака должны быть воспитаны по исламским традициям и законам, но так как воспитывает детей в основном мать, то дети могут не получить должного исламского воспитания.
2. При заключении брака необходимо, чтобы на процедуре бракосочетания присутствовали обе стороны или их представители.
3. Крайне желательно чтобы при бракосочетании присутствовал опекун невесты(отец), при его отсутствии – дед, дядя, брат или другой близкий родственник. Присутствие отца невесты подразумевает его добрую волю и согласие на брак дочери.
Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна
4. Наличие как минимум двух свидетелей-мусульман.
5.Необходимо согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж против ее воли. Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: «Желаю этого», то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.
6. Жених и невеста не должны быть близкими родственниками, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.
7. В случае заключения брака с еще одной женой, жены не должны состоять в родственных отношениях между собой.
8. Запрещен временный брак.
9. Необходима договоренность о размере и времени выплаты калыма, кроме того невеста иметь право требовать калым, который положен ей по ее социальному статусу.
10. В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь тогда, когда она получит развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае систематического несоблюдения кем-либо из супругов своих супружеских обязанностей.
11.Совершеннолетие жениха и невесты.(Совершеннолетие в Исламе не определяется четко определенным возрастом, совершеннолетним считается человек достигший половой зрелости).
Законодательство Иордании устанавливает особые правила для заключения брака, когда разница в возрасте будущих супругов слишком велика. Согласно иорданскому закону(ст.7),если жених более чем на 20 лет старше невесты, не достигшей 18 летнего возраста, договор может быть заключен только после того, как судья убедится в добровольном желании девушки выйти замуж.
За многие столетия Ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упование на награду в жизни иной.
Мусульманин верит, что все их поступки, мысли и слова открыты взору Божию. С приобретением главной цели – угождения Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные мысли, в их жизни все меняется. Бог, Создатель и Устроитель Вселенной, неподвластен для осознания ограниченным разумом человека, и если бы не Его желание одарить человеческие существа знанием о Себе, внушать им любовь к Себе, и направлять их жизни на путь процветания и счастья, то людям так никогда и не удалось бы обрести спасительную веру в Него. Эта важная концепция ислама известна как «пророчество». Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли вседа появлялись провидцы. О многих из них известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.
Верят мусульмане и в то, что земная жизнь не исчерпывает возможности человеческого бытия. Жизнь мусульманина начинается не с рождения, а в тот самый момент, когда Богу угодно будет сотворить живую душу. И оканчивается жизнь не тогда, когда придет смерть, а в тот миг, когда Бог решит эту душу растворить. Краткий период времени, проведенный мусульманином на Земле, не считается прожитым зря. Земная жизнь предлагает ему многочисленные уроки и испытания, выдержать которые ему нужно, для дальнейшего духовного развития. Чтобы пройти все испытания и искушения необходим духовный образец для подражания. Люди Откровения и посланники Бога своей жизнью являли людям тот образец, однако всегда находились недобросовестные последователи, искажавшие смысл их учений. Итак, подводя итоги, можно сказать, что брак и семейные отношения в Исламе можно изучать вечно, все это таит множество интересных фактов, институт семейных отношений в Исламе достаточно сложен в осмыслении, где то несет ярко выраженный патриархальный характер, но если заглянуть вглубь, он достаточно справедлив. Интересен и тот факт, что несмотря на жесткость и резкость мусульманского права, на сегодняшний день, число разводов в мусульманских семьях гораздо ниже, нежели в других.
Д) Определение совершеннолетия
Принцип определения совершеннолетия, по шариату, достаточно прост. Учитывая отсутствие общего мнения в этом вопросе среди ведущих мазхабов как суннитского, так и шиитского направления, признаки достижения совершеннолетия сводятся к следующему:
Вырастание грубых волос в нижней части живота
Выделение семени
Достижение 15 лет для мальчиков и 9 лет для девочек
При этом появление волос на лице, груди, подмышками, а также «ломание» голоса по шариату не относится к признакам, указывающим на наступление совершеннолетия. Персидский поэт XII века Саади Ширази, помимо указанных признаков, главным свойством совершеннолетия называл богоугождение. Не проходящий же по этому признаку не является совершеннолетним.
По наступлении совершеннолетия человек становится мукаллафом, то есть шариатообязанным, и должен сознательно подчинить себя требованиям всего «божественного закона». Естественно, в случае нарушения норм ислама, совершеннолетний уже будет подлежать взысканию как после смерти (в жизни дальней), так и здесь (в жизни ближайшей) соответственно степени и природе преступления.
Совершеннолетними считаются люди в возрасте от 16 до 34 лет; возраст от 34 до 51 года носит название «кухул» (взрослый, средних лет), термин «шейх» употребляется для обозначения более пожилого возраста.
Обязательные условия для женитьбы мусульман
Чтобы брак был признан официально, мусульманам необходимо соблюдать такие условия:
- не состоять в кровном или очень близком родстве между собой;
- опекун невесты должен дать согласие на ее брак;
- желание пожениться у жениха и невесты должно быть обоюдным;
- на церемонии бракосочетания должны присутствовать минимум 2 совершеннолетних свидетеля;
- если женщина разведена, то необходимо выдержать послеразводный период (три месяца), а если она вдова — то время траура;
- если женщина развелась или овдовела, но осталась беременной — жениться на ней можно только после рождения ребенка;
- заключаемый брак не должен быть ограничен по времени;
- заключенный брачный союз должен быть публично оглашен.
Можно ли христианке выйти замуж за мусульманина
Христианка может выйти замуж за мусульманина, но будет жить в браке невенчанной, значит, в грехе.
Христианская вера такой брак не признает, считая его сожительством. Если она готова на этот шаг, значит берет на себя ответственность за свою судьбу и отворачивается от своего Создателя.
В Библии такие браки называются «великим злом» и «грехом перед Богом», который невозможно смыть за всю свою жизнь. Вина будет «выросшей до небес», поступок будет считаться «беззаконием, превышающим голову».
Священная книга всех христиан не одобряет браки с людьми других конфессий, это понятно из изречений Ветхого завета: «жен брать и выходить замуж только со своего народа». Новый завет также настроен против и устами Павла (апостола) говорит, что «замуж только в Господе», а мусульманин ходит не под нашим Богом.
Подробно изучить эту тему поможет книга отца Даниила, где он размышляет о подобных браках.
Брак мусульманина и христианки — позиция Православия
В Ветхозаветные времена существовал строгий запрет на брак с иноверцами (Исх. 34, 16). Нарушение этого запрета влекло за собой гнев и наказание Бога (Втор. 7, 4). Например, Всемирный потоп был следствием смешения верных Богу людей с неверными (Быт. 6, 2-3). Также из-за связи с филистимянкой Далилой погибает ветхозаветный герой Самсон (Суд. 16). Пострадал от этого грехопадения и царь Соломон (3 Цар. 11, 3).
Бытует ошибочное мнение, что Новый Завет полностью отменил запрет на брак с иноверцами. Однако Церковь всегда продолжала благословлять браки только с единоверцами. В Новом Завете можно найти лишь указание на то, что уже существующий брак не должен распадаться из-за разной религиозной принадлежности супругов (1 Кор. 7: 10-14).
В апостольские времена язычники массово становились христианами. Поэтому была распространённой ситуация, когда один из супругов крестился во Христа, а другой оставался язычником. Апостол Павел говорит, что такие супруги должны оставаться вместе, и выражает надежду на то, что неверный тоже обратится ко Христу, видя плоды христианской жизни своей второй половинки. Христиане же в те времена вступали в брак лишь с христианами. Такая норма сохранялась в России вплоть до революции 1917 года. Союз с иноверцем, например, брак между мусульманином и православной, считался незаконным.
Сегодня же в «Основах социальной концепции РПЦ» указано, что благословляется брак только с единоверцем. Но межконфессиональный союз признаётся законным, хоть и без благословения и освящения Церковью. В документе отмечается, что
«общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью”».
В подкрепление этого тезиса можно привести слова святого Амвросия Медиоланского:
«Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то, как может быть брак там, где нет согласия веры».
Мусульманская свадьба. Никах — правила проведения
Мусульманская свадьба – никах, имеет несколько особенностей, которые интересно будет знать для тех, кто решил соединить свои семейные узы. Некоторые пары приходят читать никах совсем не подготовленными к этому важному торжеству в их жизни. А ведь у этого обряда есть свои тонкости, которые будет интересно узнать. Поехали!
1. В Исламском праве слово никях означает религиозное соглашение, делающее дозволенным отношения между мужчиной и женщиной, не имеющих с точки зрения религии препятствий, для вступления в брак. То есть брачующиеся не должны быть близкими родственниками — единокровными или молочными братьями, сестрами. Если в детстве мать одного из брачующих кормила молоком другого, то по исламу они считаются родными братом и сестрой и им запрещен брак между собой. Кстати, двоюродные в исламе не считаются единокровными родственниками, и они могут спокойно читать никах.
2. Никях становится достоверным при наличии предложения и согласия (араб. – иджаб и кабуль). Иджаб и кабуль являются столпом никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь. Иджаб и кабуль это слова, которые традиционно используются при заключении акта никяха. Однако обязательным условием является, чтобы эти слова ясно указывали на заключение брака.
3. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям. Если первая часть из сказанного имеет отношение к мусульманскому вероучению и является условием никаха, то второе, то есть калым – ничего общего с исламскими канонами не имеет. Калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.
4. Женщина может запросить любой махр у мужчины, но он не должен быть меньше стоимости 33, 6 граммов серебра. Но не усердствуйте в махре, вдруг он будет непосилен для жениха и он убежит!
5. Брачная проповедь, которую рассказывает имам мечети – необязательна для процесса никаха, но она символизирует процесс никаха и прошения у Всевышнего баракята – благословения. Поэтому после проповеди и проводится чтение аятов Священного Корана и дуа – прошение у Всевышнего за брачующихся, чтобы у них всё в жизни было хорошо.
6. Мусульмане предпочитают пятницу для чтения никаха, так как это один из самых благословенных дней. Также этот день недели является праздничным. Это связано с тем, что по мусульманскому поверью в пятницу есть час времени, когда принимаются все молитвы и прошения (дуа). Но необходимо знать, что в зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет!
7. Приглашать на никах родственников и друзей, а затем их угощать, накрывая стол, является благородным делом, сунной пророка Мухаммада. Когда посланник Господа Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, узнал о том, что его сподвижник Абдурахман ибн Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение зарезав хотя бы одного барана».
Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафии и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб), то есть обязательности!
8. Никах не может заключаться на определенный срок. Он – бессрочен. Нельзя, например, никах заключить на месяц или год.
9. Единственным делом, которое расторгает никах – является развод (талак) сказанный жене мужем три раза. Но знайте, что после этого, для того, чтобы вместе жить необходим новый никах при соблюдении ещё жестких условий! Поэтому прежде чем произнести талак три раза, подумайте 100 раз!
Традиционные свадебные наряды жениха и невесты
Наряды молодоженов имеют большое значение на мусульманской свадебной церемонии. Они обязательно должны соответствовать традициям. Мужчина должен быть в тюбетейке и длинном до щиколоток халате (галабее), дорого расшитом золотыми или серебряными нитями. В отличия от женского платья, свадебная одежда мусульманского мужчины не должна быть шелковой или подчеркивать рельефы тела.
Свадебное платье для невесты шьется с использованием дорогих и ярких тканей разных цветов: атласа или натурального шелка. Важно, чтобы ткань не просвечивалась. Обязательное условие для наряда невесты – длинный рукав, закрывающий руки, а высокий ворот должен прикрывать грудь и плечи. Красавица мусульманка никогда не наденет на свадьбу облегающее или открытое платье, ведь согласно Корану, женщина не должна выставлять напоказ своей красоты.
В мусульманских традициях есть четкие запреты, касающиеся похорон:
- умирающего человека нельзя оставлять одного, при нем всегда кто-то должен быть;
- в процессе омовения запрещено переворачивать покойного на живот;
- покойникам не обрезают волосы и ноги, эта процедура должна происходить только при жизни;
- нельзя проводить похороны по традициям других народов и на территории кладбищ других религиозных течений;
- Джаназ-намаз (погребальная молитва) нельзя совершать пока солнце в зените, его проводят только во время восхода или захода светила;
- женщинам нельзя присутствовать на похоронах;
- на могилы нельзя приносить цветы и венки.
В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
- никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
- будущие супруги должны достичь брачного возраста;
- недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
- на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
- совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
- жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.
Интересно! По исламской традиции махр не должен быть чрезмерным или слишком маленьким.
Условия заключения никаха во многом напоминают те, что принято соблюдать при светской регистрации брака. Это говорит о том, что они прошли проверку временем и многократно подтвердили свою состоятельность.
Разница между «никахом» и венчанием
Также, как православное венчание, никах является религиозным свидетельством брака.
К тому же проводить церемонию имеет право не только представитель духовенства, но и мирянин, хорошо разбирающийся в постулатах веры.
При заключении никаха главным свидетельством считается не юридический документ, который чаще всего вообще не выдаётся, а показания присутствовавших свидетелей.
Кроме того религиозное бракосочетание всегда предшествует походу в ЗАГС и для мусульман оно гораздо важнее государственной регистрации отношений. Что касается венчания, оно, согласно правилам, не может быть проведено без предоставления священнику свидетельства о заключении брака.
Венчание не проводится во время постов, накануне и в дни церковных празднеств, и чаще всего проходит в пятницу или воскресенье. Никах может совершаться в любой день года, в зависимости от пожеланий молодых.
Строгого дресс-кода для исламской церемонии бракосочетания не требуется — жених и невеста должны быть одеты соответственно общепринятым мусульманским нормам, в то время как при венчании девушка обязана облачиться в белое платье и покрыть голову фатой.
«Наша семья — исключение»
«Ира, тебе нужно принести таз с водой и помыть мне ноги». У меня был шок: «Я тебе должна мыть ноги? Я что, служанка?» С этого разговора началась совместная жизнь в русско-чеченской семье Ирины и Аднана. С тех пор прошло более тридцати лет. У Ирины и Аднана Эльдархановых трое сыновей, они по-прежнему вместе. При этом Ирина не забитая домохозяйка, а глава крупной столичной компании по производству шоколада.
…Ирина и Аднан встретились в Москве в 1975 году. Молодой человек спросил у девушки: «Вы не знаете, как пройти в ближайший кинотеатр?» Обоим оставалось пробыть в столице несколько часов. Ирина должна была ехать в Ленинград продолжать учёбу в институте. Аднан после преддипломной практики возвращался в Грозный. Потом полтора года Ирина дважды в день бегала к институтскому почтовому ящику. Их родителей любовь детей не приводила в восторг. Но Аднан твёрдо решил делать предложение. «Мы сыграли две свадьбы — сначала у меня на родине, в Хабаровске, потом — в Грозном, — рассказывает Ирина. — Первые 15 лет наша семья прожила в столице Чеченской Республики, здесь родились трое наших сыновей. Мне пришлось носить косынку, длинную юбку, о брюках я вообще забыла. В чеченском доме, когда приходят гости, женщины сидят отдельно от мужчин. А так хотелось быть рядом с любимым. Или взять мужа под руку на улице, но там и это не принято. Я пошла на ряд ограничений, но взамен получила заботу. В республике мне часто помогали незнакомые люди, говоря: «Ты не просто сноха этой семьи, ты сноха всего чеченского народа». В 22 года я стала главным инженером республиканского объединения. Муж, чтобы поддержать меня, пошёл ко мне в подчинённые. В 28 лет я уже была директором оптового предприятия «Росторгодежда». Чувствовала огромное уважение и поддержку. И со своей стороны была очень аккуратна в отношениях с мужем. Понимала: если вдруг развод — дети по чеченской традиции останутся с отцом. Я со своим русским менталитетом не смогла бы это пережить. При этом мне часто приходилось видеть, как чеченские жёны, уходя от мужей, оставляли детей. Борются за детей единицы. Родственники мужа говорят: «Ты уйдёшь с тем, с чем пришла в эту семью». Приняла ли я ислам? Нет. Более того, я крестилась, прожив в браке больше 20 лет, мне было 44 года. Свекровь переживала по этому поводу: мол, нас с мужем не смогут похоронить на одном кладбище и детям это будет неудобно. Но во мне глубоко сидят свои традиции, через которые я не могу переступить. А мои сыновья — мусульмане. Они пока холостяки, но уже попросили нас с отцом подыскивать им в жёны чеченских девушек. Наверное, потому, что у большинства женщин-мусульманок на первом месте семья, а не карьера». — «Но ведь вы сделали карьеру». — «Я по натуре трудоголик. Старалась и работать, и семьёй заниматься. Правда, дети сейчас считают, что я должна уделять им больше времени». — «Что же всё-таки самое главное в межнациональном браке?» — «Нужно реально смотреть на вещи и понимать, сколько сложностей впереди. Когда Аднан после свадьбы сказал про таз с водой, я была готова развернуться и уйти. Тогда он мягко объяснил: «Ну ты принеси таз, и я опущу ноги. Обычай надо соблюсти. Для того чтобы наша жизнь сложилась». Я принесла этот таз, он опустил ноги. Если бы мы всё это оговорили заранее, я была бы к этому готова морально. Сегодня я готова мыть ему ноги и пить эту воду».