Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить свои деньги с ТК, если груз поврежден…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Что представляет собой утрата или порча груза экспедитором? (транспортной компанией)
Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью. Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты. Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.
В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.
Ответственность за причинение вреда чужому имуществу
Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.
Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению. Само по себе повреждение груза — это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.
Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки. Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое, к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей, утраченная деталь тренажера, утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.
Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности. В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции. За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза.
На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо. Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.
Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.
Как возместить убытки с физического или юридического лица?
И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.
Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?
Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:
- Какой ущерб причинен товару;
- Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
- Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.
Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.
Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?
Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.
Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.
Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.
В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.
Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.
Закон и договор, которыми можно обосновать претензию
При отправке груза транспортной компанией (далее — ТК) между отправителем и исполнителем, как правило, заключается договор транспортной экспедиции. Возможно, договор не подписан на бумаге, но заказавшее перевозку груза лицо самим фактом сдачи груза и подписания накладной присоединяется к договору, который размещен на официальном сайте ТК. Транспортная компания по договору именуется экспедитором.
Кроме договора действия экспедитора регламентированы главой 41 Гражданского кодекса РФ и специальным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Более подробное регулирование — в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.
Экспедитор обязуется за вознаграждение выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть экспедитор должен организовать доставку (самостоятельно или с помощью третьих лиц) вверенного ему груза:
- В целости и сохранности.
- В нужное место нужному лицу.
- В определенные договором сроки.
Сколько ждать ответа, дальнейшие действия
Транспортная компания, получившая претензию, должна ответить на нее в течение 30 дней с даты получения. Клиент письменно уведомляется о том, будет ли удовлетворена претензия или оснований для этого нет (п. 5 ст. 12 закона № 87-ФЗ). Если ответ от ТК отрицательный, то он должен обязательно содержать причины, по которым клиенту отказано.
Если ответ на претензию положительный, то цель претензионного порядка достигнута — остается только договориться о порядке выплаты денежных средств. Если же получен отказ (частичный отказ) либо ответа вообще не поступило в течение 30 дней, клиент имеет полное право обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
***
Претензия транспортной компании о повреждении, утрате, недостаче груза поможет решить возникшую проблему еще до обращения в суд. Грамотно составить ее вы можете, воспользовавшись нашими рекомендациями, данными в статье.
В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.
Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;
Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.
Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.
Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.
Некоторые распространенные опасности при перевозке грузов
- Случайные воздействия
Во время погрузочно-разгрузочных работ товары могут быть повреждены в результате случайных ударов. Товары, как правило, проходят через множество погрузочно-разгрузочных операций от фабрики до торгового склада. Поэтому всегда существует риск случайного удара — удары друг о друга, удары о стенку контейнера, прокалывание зубцами вилочного погрузчика или падение с высоты и так далее.
- Сжатие силы, складывающиеся при хранении и транспортировке, могут оказывать чрезмерное сжимающее усилие на нижний слой товаров. Эта проблема может усугубляться вибрацией и уплотнением при транспортировке товаров на судне, вагоне или грузовике.
- Удары и вибрация
При обработке и транспортировке товаров они подвергаются ударам и вибрации. В зависимости от способа обработки или транспортировки они могут быть довольно серьезными. Например, море может быть очень неровным, когда судно плывет. Грузовик. проезжающий по горной местности, будет подвергаться огромным ударам и вибрации.
- Экстремальная температура и влажность при хранении или транспортировке.
Акт о повреждении груза
В акте о повреждении отправления следует указать:
- дату, время и место его составления;
- лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
- состояние упаковки, указывающее на повреждение;
- наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
- вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
- при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
- при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
- если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.
Законы, регулирующие перевозки
В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:
Официальное название закона | Номер и дата выпуска | Что содержится в нормативах |
О транспортной экспедиционной деятельности | Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ | Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь |
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта | Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ | Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках |
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов | Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 | Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара |
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом | Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 | Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон |
Перевозка, глава 40 | Гражданский кодекс Российской Федерации | Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность |
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн | Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 | Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна |
Ответственность экспедитора и перевозчика за повреждение (утрату) груза при ДТП
Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.
Дорожно-транспортное происшествие не может быть признано следствием непреодолимой силы, непредвиденной ситуацией и прочим форс-мажором, хотя судебная практика показывает, что бывают и такие ситуации, однако бремя доказывания лежит на перевозчике: он должен доказать, что подобную ситуацию не мог предвидеть и сделал все возможное во избежание порчи/утраты груза. Типичные аварии, лобовое столкновение со встречным автомобилем не являются той самой — непредвиденной ситуацией.
Стоимость услуг транспортного юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / жалобы | от 4000 р. | от 5000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 20000 р. | от 25000 р. |
Как написать претензию в транспортную компанию о повреждении груза
Перед тем, как приступить к обсуждению написания претензии, необходимо коснуться момента обнаружения повреждений. Это далеко не маловажный аспект. Повреждения могут быть обнаружены после получения груза.
Например, вскрыв упаковку, станет очевидной трещина на стекле двери. В таком случае, процесс доказывания факта непричастности получателя груза, к его повреждению будет очень сложным.
Очень важным моментом является договор, на основании которого доставлен груз. А именно, доставляется ли он по договорённости транспортников с изготовителем (продавцом) имущества или с получателем.
В первом случае, перевозчик является субподрядчиком, а во втором, субъектом, оказывающим транспортные услуги.
Указание на этот момент, имеет своей целью, подчеркнуть важность установления кто именно несёт ответственность перед грузополучателем. От этого зависит, кто должен писать претензию о том, что произошло повреждение груза при автомобильной перевозке.
Часто бывает так, что перевозчик не виноват, товар был изначально бракован, но брак был скрыт упаковкой. При таких условиях может возникнуть необходимость доказать свою непричастность к порче товара, и писать о том, что он был некачественный изначально. Так что, осуществляя приём груза, нужно учитывать эти обстоятельства, в целях минимизации рисков.
Если транспортная фирма отказала в компенсации
Отказ перевозчика компенсировать потери – типичная ситуация, если вы обратились в первую попавшуюся фирму и не стали подписывать договор. Но вернуть деньги можно. Составьте судебный иск, подробно опишите обстоятельства перевозки и порчи имущества. Приложите чек на оплату, потребуйте возвращения уплаченной суммы. Также попросите суд компенсировать стоимость испорченных вещей.
Обнаружив, что товар после перевозки испорчен, сразу составьте акт – в нем опишите обстоятельства произошедшего. Укажите как можно больше подробностей: именно этот акт будет главным доказательством вашей правоты в суде. К составлению документа необходимо привлечь сотрудников транспортной фирмы – иначе акт не будет считаться действительным. А чтобы у вас было больше оснований требовать компенсации, приложите показания свидетелей и результаты экспертизы.
Как написать претензионное письмо
При написании претензии руководствоваться следует подписанным договором поставки. В нем прописана ответственность перевозчика перед отправителем или получателем. Во втором случае – личная заинтересованность сотрудника-транспортника составить рекламационный акт при приемке груза с указанием каждого обнаруженного дефекта.
Но дефект может быть скрыт упаковкой, тогда в целях сбора доказательной базы необходимо сфотографировать ее целостность и открытый груз в коробке с трещинами или сколами. Акт приемки товара и полученные фотографии прикладываются к документу.
Реквизиты, обязательные для претензии:
- от кого, кому и в рамках какого договора;
- дата и место получения продукции;
- когда и в каком размере груз был оплачен;
- какие повреждения обнаружены и как это зафиксировано, с обязательным размером ущерба, подтвержденным экспертным мнением;
- требование о возмещении убытка в заявленном размере;
- список приложений.
Подпишите и поставьте дату.