Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности приостановления выездной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Какие установлены сроки представления документов по требованию ИФНС?
Сроки ответа на требование налоговиков и представления документов зависят от того, по какой статье их требует ИФНС.
Вид налогового контроля |
Норма по НК РФ |
Срок с даты поступления требования |
|
Требование документов на основании ст. 93 НК РФ |
|||
Камеральная или выездная проверка (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний) |
ст. 93 |
10 рабочих дней |
|
Дополнительные мероприятия налогового контроля (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний) |
ст. 93 п. 6 ст. 101 |
||
Дополнительные мероприятия налогового контроля после проверки сделок между взаимозависимыми лицами |
ст. 93 п. 6 ст. 101 п. 6 ст. 105.17 |
||
Налоговый мониторинг |
ст. 93 п. 3 и п. 5 ст.105.29 |
||
Камеральная проверка ставки 0% по НДС и вычетов при реализации товаров, работ, услуг (кроме проверки ставки 0% по НДС по международным авиа— и ж/д перевозкам, а также при авиасообщении с Крымом и Севастополем) |
ст. 93 п. 15 ст. 165 |
20 календарных дней |
|
Камеральная или выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков |
ст. 93 |
20 рабочих дней |
|
Дополнительные мероприятия налогового контроля консолидированной группы налогоплательщиков |
ст. 93 п. 6 ст. 101 |
||
Камеральная проверка ставки 0% по НДС:
|
ст. 93 п. 3.9 ст. 165 ст. 93 п. 5 или 5.1 ст. 165 ст. 93 п. 6.1 ст. 165 |
30 календарных дней |
|
Контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами |
ст. 93 п. 6 ст. 105.17 |
30 рабочих дней |
|
Камеральная и выездная проверка иностранных компаний |
ст. 93 |
||
Дополнительные мероприятия по налоговому контролю иностранных компаний |
ст. 93 п. 6. ст. 101 |
||
Камеральная или выездная проверка доходов по гос. или муниципальным ценным бумагам, эмиссионным ценным бумагам, которые выпущены российскими компаниями, если доходы выплачены иностранным компаниям, которые действуют в интересах третьих лиц:
|
ст. 93 ст. 214.8 ст. 93 ст. 310.2 |
3 месяца |
|
Требование документов на основании ст. 93.1 НК РФ |
|||
Встречная проверка, если по отношению к контрагенту проводятся:
|
ст. 93 п. 1 ст. 93.1 ст. 93 п. 1 ст. 93.1 п. 6 ст. 101 ст. 93 ст. 93.1 п. 7 ст. 105.17 ст. 93 ст. 93.1 п. 6 ст. 101 п. 7 ст. 105.17 |
5 рабочих дней |
|
Камеральная проверка по отношению к участнику договора инвестиционного товарищества |
ст. 93 п. 1.1 ст. 93.1 |
||
Документы по сделкам за рамками проверок |
ст. 93 п. 2 ст. 93.1 |
10 рабочих дней |
|
Документы и сведения об имуществе, имущественных правах и обязательствах при недоимке более 1 млн. руб. |
ст. 93 п. 2.1 ст. 93.1 |
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Приостановление (приостановка) выездной налоговой проверки в 2019 году
Приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году, или как говорят «приостановка выездной налоговой проверки» как и раньше, возможно. В отличие от продления выездной налоговой проверки, основания и порядок приостановления выездной проверки прямо прописаны в налоговом кодексе РФ.
Налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку вправе провести приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году по основаниям и в порядке, установленных в пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году всегда должно быть оформлено решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку и мотивировано, в соответствии с кодексом.
Возобновление проведения выездной налоговой проверки возможно только после оформления отдельного решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку.
Внимание !
В 2019 году Решение о проведении выездной налоговой проверки, Решение о приостановлении выездной налоговой проверки, Решение о возобновлении выездной налоговой проверки, а так же соответствующие требования о предоставлении документов (статья 93 НК РФ), требования по «встречным» проверкам (ст.93.1 НК РФ) оформляются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Что могут проверять в ходе выездной проверки
В ходе выездной проверки (далее будем сокращать – ВП) инспектора могут смотреть правильность расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Единственное условие – они должны относиться к промежутку времени, охватываемому ВП (п. п. 4, 17 ст. 89 НК РФ).
ВП может быть тематической – когда проверяют один налог или взнос или комплексной – когда делают ревизию всех, имевших место в периоде, платежей в бюджет.
Что конкретно будут смотреть — укажут в решении о проведении ВП. Поменять предмет уже начатой ВП или выйти за рамки указанного в решении инспекторам нельзя (п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 1.2 Письмо ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
Для некоторых ВП есть дополнительные нюансы.
Например, у участников региональных инвестиционных проектов (РИП),в том числе бывших, сверх обычного предмета могут смотреть:
- соответствие показателей реализации РИП требованиям НК РФ и региональным НПА;
- выполнение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части финансов, направленных на капвложений РИП.
Период за пределами трех лет
Увеличение глубины проверки допускается, если плательщик:
- Подал уточненку за период, который выходит за рамки стандартной глубины ВП (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом допускается и повторная ВП этого периода, если в уточненке окажется снижен налог к уплате или прирастет убыток или сумма налога (сбора) к возмещению;
- Участник РИП (в том числе бывший). Изучать с ВП могут отрезок глубиной до 5 лет, если по проекту капвложения должны были сделать в течение 5 лет со дня включения в реестр участников РИП;
- Инвестор или оператор по соглашению о разделе продукции (СРП). Смотреть могут любой период в течение срока действия СРП (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
- Исключен из реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области. За пределами трехлетнего периода могут ревизовать (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ):
- налог на прибыль — в части прибыли от реализации инвестпроекта;
- налог на имущество — по имуществу, которое было создано или приобретено при реализации инвестпроекта.
Сколько длится выездная налоговая проверка (ВНП)
При проведении выездной налоговой проверки (далее — ВНП) контролирующие органы опираются:
- на НК РФ;
- приказ ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ в части используемых форм документов о приостановлении и порядка продления сроков проведения выездной налоговой проверки (далее — приказ № ММВ-7-2/189@);
- приказ ФНС РФ от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ (далее — приказ № ММ-3-06/281@);
- письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и др.
Сколько длится выездная налоговая проверка:
- До 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). При наличии веских оснований продолжительность увеличивается до 4 месяцев. Максимальный срок выездной налоговой проверки может составить 6 месяцев.
- 6 месяцев при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).
Сколько может составить максимальный срок выездной налоговой проверки по ОП
Выездная налоговая проверка не может продолжаться больше 1 месяца, если она проводится для контроля за деятельностью отдельного обособленного подразделения (далее — ОП, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).
Приказ № ММВ-7-2/189@ разрешает увеличивать продолжительность ВНП предприятий, имеющих ОП.
Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки при этом следующий.
Количество ОП |
Дополнительные условия |
Максимальный срок |
Менее 4 |
|
4 месяца |
От 4 до 9 включительно |
— |
4 месяца |
Более 10 |
— |
6 месяцев |
Продолжительность выездной налоговой проверки
ФНС РФ вправе продлевать срок налоговой проверки и даже делать это не раз, если имеются весомые основания. В списке оснований, по которым сроки выездной налоговой проверки могут быть увеличены, имеются такие:
- проверкой охвачено предприятие, имеющее статус крупнейшего;
- если у проверяемой компании имеется 4 и более обособленных подразделений или дочерних отделений, то срок налоговой проверки увеличивается до 4-х мес. Также на 4 месяца сроки проведения налоговой проверки могут быть пролонгированы, если число отдельных представительств не превышает 4-х, но удельный вес приходящихся на них налогов составляет не менее половины общей суммы, либо доля активов, учитываемых на балансе этих филиалов, составляет также не меньше 50 % от стоимости имущества фирмы. При наличии в фирме 10 и более отдельных подразделений срок проведения выездной проверки увеличивается до 6 месяцев. Увеличение сроков до 6 месяцев относят к исключительным случаям. В других условиях закон предоставляет право определения исключительности ситуации налоговым органам;
- получение в процессе осуществления выездной проверки сведений, свидетельствующих о наличии у проверяемой компании нарушений налогового законодательства и требующих дополнительной проверки;
- при возникших обстоятельствах, для преодоления которых потребуются силы и время, например, стихийные бедствия на территории, где идет проверка.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:
- Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
- Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
- Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
- Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
- Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов
Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:
-
выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
-
выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № MM-3-06-333@, опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.
- Нагрузка по налоговым сборам. В зоне пристального внимания оказываются хозяйствующие субъекты, показатель деятельности которых заметно отличается от среднего значения по отрасли, ежегодно публикуемого на официальном сайте ФНС.
- Доля вычетов по возмещению НДС. В данном случае критерием, определяющим перечень претендентов, выступает превышение порога в 89% от общей начисленной за двенадцать месяцев суммы.
- Среднемесячная заработная плата в пересчете на штатную единицу. Основанием для выезда налоговиков является предоставление отчетности с данными ниже отраслевых. Анализ информации по конкретному направлению деятельности проводится территориальными подразделениями Росстата, а также субъектными органами УФНС.
- Экономическая рентабельность. Критическое отклонение от нормы — результат, отстающий от среднеотраслевого значения на >10%. Для оценки риска достаточно сопоставить собственные итоговые показатели ведения бизнеса с информацией, представленной на сайте ФНС.
- Баланс прибылей и убытков. Активный рост расходов по отношению к доходам за определенный срок — повод для проведения налоговых проверок, особенно в тех случаях, когда отрицательная динамика фиксируется на протяжении более чем двух календарных лет.
- Вовлеченность в торговые операции цепочки из нескольких контрагентов. Систематическое увеличение количества участников, выступающих в качестве посредников, вызывает подозрения проверяющих, оценивающих целесообразность подобной схемы.
- Деятельность, сопряженная с повышенными рисками. К данной категории относятся сделки, заключаемые с фирмами-однодневками, привлечение к работе сотрудников, имеющих инвалидность и т.п.
- Нарушение сроков представления в ИФНС запрашиваемой документации или пояснений, в частности — в рамках камеральных проверочных мероприятий.
- Периодическая смена юридического адреса организации, следствием которой становится «миграция» между разными контролирующими ведомствами.
- Достижение лимитов, отведенных для налогоплательщиков, применяющих специальные льготные режимы. В качестве «приближения» рассматриваются показатели, разница которых с официальным нормативом составляет пять и менее процентов.
- Сумма вычета от профессиональной деятельности. Частные предприниматели, использующие ОСНО, оказываются в зоне риска в тех случаях, когда размер возмещения по декларации превышает 83% от общего дохода.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Порядок истребования документов при проведении камеральной проверки
Налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать документы при выявлении ошибок в декларации и представленных налогоплательщиком документах.
Цель камеральной проверки – убедиться в правильности заполнения налоговых форм, соответствии данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщают налогоплательщику с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.
Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Причем без выхода на предприятие: оно само представит в налоговый орган необходимые для проверки документы.
Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных Налоговым кодексом для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки. В первую очередь это касается запрета проведения повторной выездной проверки.
Предоставленное налоговому органу право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы ограничено сущностью камеральной проверки.
Фирма должна представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию.
Обратите внимание
Инспекторы вправе требовать у организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).