Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Со скольки лет можно учиться на права для авто или мотоцикла». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любую мотомодель разрешено водить при наличии водительского удостоверения. Чтобы его получить, требуется пройти обучение в автошколе. Начать учебу можно в 14 лет, но сдать на права получится только при исполнении необходимого возраста.
Особенности получения прав на мотоцикл в автошколе
Чтобы получить права в автошколе, нужно сдать теоретический экзамен и практику. С теорией все просто — она принимается в форме тестирования. Вопросы разбираются на занятиях, их можно найти самостоятельно в специальных учебных пособиях и в интернете.
Чтобы сдать теорию, нужно правильно ответить хотя бы на 18 из 20 вопросов. То есть, допускается две ошибки. Если сделать третью, экзамен будет считаться проваленным.
Только те студенты, что удачно сдают теорию, допускаются к сдаче практической части. Экзаменатор принимает практику на автодроме, поездка в город, как при сдаче на права категории Б, не проводится.
Необходимо продемонстрировать пять маневров:
- маневрирование в условиях ограниченного места;
- остановка и торможение в разных условиях;
- парковка мотоцикла и выезд с парковочного места;
- посадка-высадка пассажира;
- пересечение регулируемого перекрестка.
Как обстоят дела в Европе
Правила некоторых стран Евросоюза запрещают любые перевозки детей на двухколёсных мотоциклах.
Например, в Великобритании в ПДД есть сведения, что катание допускается при соблюдении следующих условий:
- Малолетний пассажир в обязательном порядке должен быть в специальном шлеме.
- Ноги должны доставать до подножек.
- Сидеть он должен в соответствующем пассажирском седле.
- Перевозка в коляске допускается только с использованием детского кресла.
В качестве примерного ознакомления можно воспользоваться таблицей, представленной далее.
Таблица 1. Правила перевозки детей на мотоцикле в Европе.
Страна | Условия на мотоцикле | Условия в коляске |
Австрия | Старше 12 лет, при условии, что ноги достают до подножек | Возрастные ограничения отсутствуют, однако дети должны находиться в детском кресле. Высокие могут пользоваться обычными ремнями безопасности |
Бельгия | Старше 3 лет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек | Старше 3 лет в детском кресле и пристёгнутым ремнями |
Чехия | Старше 12 лет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек | Отграничения отсутствуют |
Дания | Возрастных ограничений нет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек | Возрастные ограничения отсутствуют, при наличии ремней безопасности обязательное пристёгивание и сертифицированный мотошлем |
Финляндия | Какие-либо ограничения отсутствуют | Какие-либо ограничения отсутствуют |
Греция | Какие-либо ограничения отсутствуют | Какие-либо ограничения отсутствуют |
Ирландия | Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема | Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема |
Италия | Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема | Возрастных ограничений нет |
Люксембург | Старше 12 лет, при условии надетого шлема и ног, достающих подножек | Возрастных ограничений нет, допускается перевозить не более 2 детей в сертифицированном мотошлеме |
Швеция | Возрастных ограничений нет, ребёнок старше 7 лет должен находиться в сертифицированном шлеме | Возрастных ограничений нет, ребёнок старше 7 лет должен находиться в кресле. Рекомендуется использовать ремни безопасности |
Турция | Возрастных ограничений нет, ребёнок должен находиться в кресле, ноги доставать до подножек, а на голове сертифицированный шлем | Возрастных ограничений нет, ребёнок должен быть в мотошлеме |
Точно определить со скольки лет допускается перевозка детей в Евросоюзе невозможно, так как в каждой стране действуют свои правила, которые могут кардинально отличаться от требований, действующих в соседнем государстве.
Поэтому планируя мотоциклетную поездку в эти страны, рекомендуется ознакомиться непосредственно с их правилами.
Порядок получения прав на управление мотоциклом
Чтобы вас допустили к экзамену на права, нужно подтвердить, что у вас нет медицинских противопоказаний. С какими заболеваниями нельзя садиться за руль, определяет закон. Поэтому в первую очередь нужно пройти медкомиссию, чтобы получить медицинскую справку (форма 003). Для её оформления понадобится паспорт и две фотографии 3х4 см. Далее нужно подать документы на обучение в автошколе. Чтобы не ошибиться с выбором и получить качественные знания, следует обратить внимание на:
- наличие лицензии и аккредитации от МВД РФ;
- отзывы на разных интернет-площадках;
- опыт работы — желательно от 5 лет.
В хорошей автошколе будет современный парк машин, чтобы студенты могли выбрать модель, наиболее близкую к той, на которой они потом будут ездить. Обратите внимание и на возможность сменить инструктора. Важно заниматься с тем человеком, с которым вам комфортно. Перед тем как сдать на права, необходимо пройти обучение. Затем следует экзамен. Испытание состоит из двух частей — теории и практики. Сначала тестируется уровень знаний правил дорожного движения. Затем кандидат показывает свои умения управлять транспортом. В практическую часть входит демонстрация таких навыков:
- скоростное маневрирование;
- безопасная остановка и высадка;
- движение в габаритном коридоре;
- выполнение элемента «восьмёрка»;
- упражнение «змейка»;
- парковка и выезд.
Не всегда экзамен удаётся сдать в первого раза. Повторная пересдача возможна в течение полугода. Если по каким-либо причинам ученик не успевает пересдать практику по мотоциклу, то теоретическую базу на категорию придётся сдавать заново. Итоговая стоимость обучения в школах может колебаться от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона. Полный учебный курс длится около двух с половиной месяцев. В процессе теоретической подготовки студентам обязательно преподают:
- общие правила движения;
- дорожную разметку и знаки;
- особенности работы светофоров;
- основы первой медицинской помощи;
- устройство мотоцикла и его принцип действия;
- безопасность и выбор экипировки.
Можно ли ездить без прав?
Мотоциклист – это водитель, который управляет транспортом повышенной опасности. Поэтому на любой вид мототранспорта нужны права. Ведь права – это подтверждение водительской компетенции.
Но если все-таки вы решились прокатиться на мотоцикле, не имея прав, знайте, что вы рискуете быть оштрафованным. Первое попадание обойдется в 15 000 рублей, а в последующие – уже в 30 000 рублей. Также безответственного водителя могут арестовать на 15 суток, а мотоцикл (мопед/ скутер) могут отправить на штрафстоянку. Предъявляемое водительское удостоверение должно иметь категорию того транспорта, которым управляет водитель. То есть если это мотоцикл более 125 кубов, то удостоверение должно быть категории «А», а не «А1» или «М».
Водитель, выезжающий на дорогу общего пользования, должен помнить о том, что он не один на дороге, есть еще и другие участники движения, и пешеходы. И желательно, чтобы при выезде на общественные дороги, водитель имел хорошо отточенные навыки вождения.
Со скольки лет можно получать ВУ
Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;
- на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
- на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
- на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.
Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.
Необходимый возраст для вождения
Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).
К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:
- масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов) эффективная мощность до 15 кВт
Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:
- до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания) 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)
К мопедам так же относятся:
- квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам скутера с аналогичными рабочими параметрами
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:
Получение прав на другие категории
Выбрав вид транспорта, которым в дальнейшем будет осуществляться управление, можно переходить к изучению условий получения удостоверения и возможности управлять транспортом.
К примеру, перевозка различных грузов производится на транспортном средстве, требующего открытия категории «С». К сдаче экзамена допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста, а к управлению – только после 18 лет. Эти же условия распространяются и на управление трициклами, квадроциклами или легкие грузовики.
ВАЖНО !!! Открытие категории «Д» возможно только после достижения 21-летнего возраста. В этом случае водитель сможет осуществлять управление транспортом с более 8-ми пассажирскими местами.
Если открыть категорию «Д1Е» и «ДЕ», то у водителя появится возможность управлять автопоездом или транспортом с прицепом свыше 750 кг. Эти категории можно открыть с 21-летнего возраста. Управление трамваями или троллейбусами возможно тоже с 21 лет.
Какой вид транспорта называется скутером?
Нередко скутер приравнивают к мопеду или к обычному мотоциклу. Действие неверно. Фактически скутер находится где-то посередине. От мопеда транспортное средство отличается конструктивным происхождением. Если речь идет о скутере, то это облегченная модификация мотороллера. Вышеуказанное транспортное средство в свою очередь является разновидностью полноценного мотоцикла.
В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2020 году они варьируются от категории М до А.
Так, имеют место быть следующие модели скутера:
- гиперскутер – объем двигателя превышает 500 кубических сантиметров;
- максискутер – объём двигателя составляет 250-400 кубических сантиметров;
- мидискутер – объём двигателя равен 125-250 кубическим сантиметрам.
Большой разброс существенно усложняет определение скутера с юридической точки зрения. В ПДД отражены термины «мопед» и «мотоцикл». Уточнения по категориям выполняются на основании скоростных и конструктивных характеристик транспорта. Однако нужно принимать во внимание следующие особенности:
- Большинство моделей скутеров имеют объём двигателя равный 50-125 см в кубе. В результате потребуется получить права категории А1 (ст. 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).
- Мощность двигателя классических моделей мопедов составляет до 50 кубических сантиметрах. Для выезда на дорогу необходимо получить удостоверение категории М.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в 2020 году скутер относится к категории легких мотоциклов А1, однако лишь условно. Многое зависит от конкретной модели.
Нужны ли права на скутер, если есть иностранные права на скутер?
В пункте 12 статьи 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» говорится, что лица, постоянно или временно проживающие или пребывающие на территории России, могут быть допущены к вождению на основании национального водительского удостоверения. Однако если его нет, допустимо использование иностранных или международных прав. При этом нужно соблюдать положения пункта 13 статьи 25. Здесь говорится, что управление транспортными средствами на основании иностранного водительского удостоверения не допускается, если автомобиль или в нашем случае скутер используется для ведения трудовой или предпринимательской деятельности.
Исключение составляют граждане Кыргызской республики и государств, в которых законодательство закрепляет использование русского языка в качестве официального.
Из вышесказанного следует, что езда с иностранными правами на скутер в России в 2020 году допустима. При этом не установлено ограничение во времени, в течение которого лицо может использовать удостоверение на территории РФ.
Любую мотомодель разрешено водить при наличии водительского удостоверения. Чтобы его получить, требуется пройти обучение в автошколе. Начать учебу можно в 14 лет, но сдать на права получится только при исполнении необходимого возраста.
Процесс обучения длится не более двух месяцев, поэтому оптимальный вариант – прохождение, когда сразу можно сдать экзамен на получение прав. В школе для мотоциклистов изучают:
- техническую часть (устройство);
- правила, которые следует соблюдать на дороге;
- практику управления.
Благодаря этому человек приобретает теоретические знания и одновременно учится быть водителем. Вождение производится на специально оборудованной площадке, под руководством преподавателя.
Мотоцикл – специфический класс транспорта. Здесь невозможно, чтобы инструктор сидел рядом. Элементы тщательно объясняются ученику, но выполняет он их самостоятельно. После изучения обязательной программы совершается сдача экзамена в ГИБДД. Для допуска потребуется пройти медицинскую комиссию. Экзамен включает:
- Сдачу теоретического теста – ответы на поставленные вопросы. На это выделяется 20 минут.
- Вождение. Требуется выполнить несколько упражнений: проехать по габаритному коридору, кругу, разогнаться, затормозить, сделать змейку, восьмерку.
Минимальный возраст для управления мотоциклом: что говорит закон
Для того чтобы получить возможность кататься на мотоцикле, сначала придется стать обладателем специального водительского удостоверения. Единственно правильного ответа на вопрос о том, со скольки разрешается управлять мотоциклом, нет: это зависит от характеристик двухколесного транспорта.
До внесения изменений в ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» владельцы мототехники должны были обучаться на категорию «А», однако с 2014 года ситуация изменилась. Теперь для того чтобы ездить на мототранспорте, можно получить водительское удостоверение следующих категорий:
- «А»;
- «А1».
От категории зависит то, с какого возраста можно будет садиться за руль. Так, для получения прав категории «А» минимальный возраст составляет 18 лет, а для получения ВУ категории «А1» — 16 лет.
В чем состоит разница между этими категориями? С «А1» разрешается ездить только на моделях с объемом двигателя до 125 куб. см при мощности до 11 кВт. Если же вы хотите стать полноправным мотоциклистом, которому разрешено управление «тяжелой» мототехникой, то вам нужны права категории «А».
МВД прописало в новом регламенте допуск к экзаменам на права с 16 лет
Рассчитывая на получение прав, рациональнее начинать обучение в автошколе не больше, чем за 2-3 месяца до исполнения 18 лет. Во-первых, так нет риска быстро утратить новые навыки, из чего следует «во-вторых» — учеба непосредственно перед сдачей экзаменов на права в ГИБДД экономически выгодна. Будущему водителю не придется повторно проходить курс, если он забудет ПДД или разучится водить машину. Однако, каждый имеет право самостоятельно выбирать время обучения в автошколе.
В ходе своего небольшого исследования российского дорожного законодательства выяснил, что обучение рекомендуется начинать с правил движения на дорогах, где возрастных ограничений законодатель не устанавливает. В то время как возраст для официального обучения в авто или мотошколе начинается с 16 лет.
По достижении этого возрастного порога допускается по правилам начинать практические занятия. Последнее значится по смыслу норм правил дорожного движения, где сказано, что доверить управление мотоциклом можно гражданину не младше 16 лет, примечательно, что сдать на права можно, а вот получить их лишь в 18.
Немного странный закон по той причине, что срок обучения – 6 месяцев, а в некоторых школах предлагается ускоренный курс в 3 месяца. К своему совершеннолетию ребенок рискует начисто позабыть все, что учил, и утратить все практические навыки.
Для себя сделал лишь сугубо экономический вывод: лучше отправить ребенка учиться на права с 18 лет сразу по нескольким категориям, чем отнимать время, которое он обязан использовать на подготовку к государственной аттестации, на получение мотоциклетных прав. К тому же даже при грубом расчете платить отдельно всегда дороже.
Этого мнения я придерживался до того момента, пока не изучил законодательство повторно и еще раз не услышал просьбу сына о скутере. Нюанс заключается в том, что, если решено приобрести ребенку сие чудо мототехники, о правах задуматься придется. Сравнительно недавно его приравняли, пусть условно, к мопедам. А для данного транспорта необходимо право на управление. Обучение можно начать также с 16 лет и получить удостоверение. Иными словами, на скутере или мопеде ребенок без прав ездить по дорогам общего пользования не сможет.
- Еще один момент заключается в исчислении водительского стажа, от которого напрямую зависит страхование гражданской ответственности, а значит, и стоимость полиса. Чем больше стаж у водителя (безаварийный), тем дешевле обойдется страхование.
- Не стоит забывать и о службе в армии. Еще на стадии отбора кандидатов в «служивые», сотрудники военкомата задают вопрос о наличии прав водителя, выделяя ребят, имеющих сей документ в отельный список. В дальнейшем на этапе распределения по родам войск и частям этот факт также имеет значение. Многие ребята, имеющие права, получают в армии не только опыт, возможность работать водителями, а не ходить в караул, но и повышают квалификации, открывая дополнительно категории, кстати, бесплатно.
- С правами на мотоцикл обучение на прочие категории осуществляется по сокращенным программам, в рамках которых акцент делается на получении практических навыков.
Привычная категории А получила новый подвид – А1. Так, получив право на А1, транспортом из А категории управлять нельзя, а вот обратное допускается. Сие новшество существует с 2014 года. Последнее связано с появлением новых видов мототехники: скутеров, квадрациклов, питбайков.
Какие ограничения по здоровью существуют
При получении водительских прав любому кандидату придётся пройти медицинскую комиссию. Ограничения на управление мотоциклами (категории «А» и А1») существуют следующие:
- эпилепсия;
- стойкие психические расстройства и умственная отсталость;
- алкоголизм и наркомания (в течение 3 лет после наступления стойкой ремиссии);
- слепота на оба глаза;
- острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции;
- слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции;
- ахроматопсия (нарушения цветовосприятия);
- стойкая диплопия (двоение в глазах);
- спонтанный нистагм (подёргивания глаза) при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения;
- хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока;
- состояние после рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений;
- ограничение поля зрения более чем на 20 градусов;
- заболевания, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора;
- отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движения;
- отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах;
- укорочение нижней конечности более чем на 6 см.
Стоимость прохождения обучения в автошколе будет зависеть от определенных факторов, таких как регион расположения и расценки самого учебного учреждения. Обычно стоимость обучения колеблется в пределах от 4 до 10 тысяч рублей, но в некоторых регионах автошколы могут устанавливать расценки в пределах и до 20 тысяч рублей.
При определении того, в какой из школ проходить обучение, не стоит сразу записываться в то заведение, которое предлагает свои услуги по самой низкой цене – за таким преимуществом могут скрываться недостатки в виде низкой материально-технической базы, недостаточной квалификации и опыта обучающих.
Со Скольки Лет Права На Мотоцикл 2020
Человек любого возраста может самостоятельно учиться на права, а точнее приступить к изучению правил по теории в любом возрасте. Чем раньше человек начинает изучать ПДД, тем грамотнее он будет вести себя на дороге. Однако, закон разрешает поступать на обучение в автомобильную школу гражданам не младше шестнадцати лет. А вот получить водительское удостоверение допускается исключительно при достижении 18-ти летнего возраста. Правда, есть некоторые категории прав, которые выдаются гораздо раньше.
Дороги России помнят огромное количество ДТП с участием не достигших 16 лет подростков, находящихся за рулём мопедов и прочих разновидностей легкого мототранспорта без прав. Дети 13-15 лет, которые не встречали запрета самостоятельной езды на городских дорогах, управляли транспортным средством с пивом в руке и проявляли пренебрежение к правилам и к осторожности. По этой весомой причине Правительство РФ приняло решение ввести поправки в ПДД, которые строго запрещают ездить на скутере гражданам РФ, не достигшим 16 лет. Если же подросток младше 16 лет был замечен при езде за рулём транспортного средства, то вся ответственность за данный незаконный поступок возлагается на его родителей.