Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Урегулирование споров между родителями и педагогами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Родители становятся все более требовательными к успехам в обучении собственных детей, а также в отношении педагогического состава к школьникам. Естественной реакцией мам и пап является защита прав учеников, для чего приходится навещать директора, выяснять все проблемные моменты и жаловаться на учителя. Если руководитель школы не идет навстречу и не желает заниматься проблемой, рекомендуется незамедлительно составлять претензию в вышестоящие органы.
Ответ оформляется в произвольной понятной и общедоступной форме. Любое попустительство со стороны преподавателей и возникновение конфликтных ситуаций обычно пресекаются на ранней стадии. Важно не пускать все на самотек и контролировать даже те учебные заведения, которые имеют великолепную репутацию.
Образец ответа на жалобу родителей в школе
Нужно понимать, что это всего лишь просьба, которую имеют право и отклонить, руководствуясь нормами, изложенными в законе. Форма ответа будет сведения о том, что заявление находится на стадии рассмотрения и разъяснения по нему будут предоставлены в установленные законодательством сроки. Отсутствие опыта в составлении подобных документов не должно стать камнем преткновения. Сегодня достаточно много специалистов, которые быстро и доступно помогут составить бумаги и избежать ряда проблем. Кроме этого, профессионалы наметят алгоритм эффективных действий в непредвиденных случаях. Определенной формы жалоба не имеет. В ней указывается основная информация и реквизиты:
Ответ на жалобу родителей в школе
- На регистрацию поступившего заявления законом отводится 3 дня;
- Если решение проблемы за рамками компетенции администрации, то жалоба направляется в другую инстанцию. На переадресацию законом отведено 7 дней;
- Служебное расследование с подготовкой ответа по фактам, изложенным в претензии должно согласно нормам закона уложиться в 30 дней.
- В ходе служебного расследования установлена обоснованность претензий к педагогу, и директор в отношении учителя вынес соответствующее наказание (поставлено на вид, выговор, лишение стимулирующей выплаты и т.п.)/ Тогда в ответе необходимо указать предпринятые шаги;
- При необоснованности претензий, директор вправе отказать в требованиях в отношении к педагогу. Защита учителя от жалобы родителей должна быть четко аргументированной;
- Если решение проблемы вне рамок компетенции администрации школы, письменное обращение для расследования передается в полицию, прокуратуру или другую инстанцию. В таком случае директор обязан направить в их адрес уведомление о переадресации документа.
Образец ответа на жалобу родителей в школе
Нужно понимать, что это всего лишь просьба, которую имеют право и отклонить, руководствуясь нормами, изложенными в законе. Форма ответа будет сведения о том, что заявление находится на стадии рассмотрения и разъяснения по нему будут предоставлены в установленные законодательством сроки. Отсутствие опыта в составлении подобных документов не должно стать камнем преткновения. Сегодня достаточно много специалистов, которые быстро и доступно помогут составить бумаги и избежать ряда проблем. Кроме этого, профессионалы наметят алгоритм эффективных действий в непредвиденных случаях. Определенной формы жалоба не имеет. В ней указывается основная информация и реквизиты:
Часто задаваемые вопросы
Родители имеют право обжаловать неправомерные действия учителя путем обращения к директору школы. Дисциплинарное расследование в отношении педагога проводится только по поступившей жалобе в письменной форме. Соблюдение письменной формы жалобы является обязательным. Поступившая жалоба регистрируется. Копия жалобы обязательно передается учителю, который по существу жалобы должен дать объяснения. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся. Ответ на письменную жалобу должен быть представлен родителям не позднее 30 дней со дня поступления жалобы в письменной форме. Бездействие директора школы по рассмотрению жалобы и непредставление письменного ответа на нее может быть обжаловано родителями в судебном порядке. Учащийся, успешно освоивший программу основного общего образования, имеет право получить среднее (полное) общее образование. Не только выпускник, но и его родители (поскольку право выбора образовательного учреждения ФЗ «Об образовании» (п.2 ст. 50) закреплено за совершеннолетними гражданами) могут написать заявление о приеме в 10 класс. В случае поступления обучающегося в Школу из образовательного учреждения, реализующего программы другого уровня, при приёме в 10 класс проверка уровня освоения образовательной программы по английскому языку обязательна. Отказ в приеме в нашу школу допустим по причине не соответствия уровню освоения образовательной программы основной школы с углубленным изучением английского языка и при отсутствии свободных (вакантных) мест в сформированных классах. Иные мотивы отказа являются незаконными, нарушают право ученика на общедоступность образования. Родители имеют право обжаловать действия директора школы в вышестоящих инстанциях, в том числе и в судебном порядке. При приеме в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.
Обратите внимание => Закон На Шумные Работы В Башкирии
Сроки ответа на жалобу директору школы
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Срок, закрепленный в статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — 30 дней, распространяется на письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Школа и её директор не относятся к этим категориям. Поэтому, если по телефону или на личном приему не получается сразу найти ответ, то целесообразнее обратиться в государственный или муниципальный орган, который занимается образованием. Они обязаны будут ответить на Ваше письменное обращение в течении 30 дней.
Ответы на обращения граждан: примеры
Давайте попробуем пройти все пункты плана, учитывая, что о празднике шариков спрашивали орган исполнительной власти. Руководитель организации понимает, что вопрос находится не в его компетенции. Следовательно, его необходимо переадресовать. Пишется письмо в орган местного самоуправления с просьбой рассмотреть соответствующее обращение.
А заявителю отвечают так: «Уважаемый Максим Сергеевич! Наша организация (назвать) рассмотрела ваше обращение от (указать дату) по поводу проведения праздника воздушных шариков. По сути вопроса сообщаем, данная тема не относится к компетенции (название органа). Ваше обращение было направлено (дата) в местный совет для рассмотрения и ответа, по существу».
Данный ответ необходимо отправить заявителю в течение пятнадцати рабочих дней. Вообще же срок рассмотрения – 30 суток. Но если ответ невозможно дать сразу, необходимы работа нескольких подразделений, то он увеличивается вдвое. На этом делопроизводство не заканчивается. Необходимо дождаться, что скажет местный орган самоуправления, а потом написать заявителю.
«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?
«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд.
Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права.
Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.
В мае 2021 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.
Обращение родителей сопровождались угрозами:
- жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
- применить физическую расправу — 5 случаев.
Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:
- криками и истерикой родителей — 62 случая;
- нецензурной лексикой — 27 случаев;
- хлопанием дверями — 48 случаев.
В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.
Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься.
Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу.
Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни.
Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: “Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались…”. Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».
По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.
Большая часть жалоб связана с:
- неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
- требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
- частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
- пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
- отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
- задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
- замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
- высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).
Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:
- людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
- «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.
С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.
Работа с обращениями родителей
Как правило, в образовательной организации есть работник (например, секретарь), который отвечает за работу с обращениями, в том числе и за работу с обращениями родителей. Получив обращение, такой работник должен: 1) внимательно его изучить, проверить личные данные заявителя, скрепить лист (листы) обращения с приложенными документами или материалами (в случае их наличия); 2) зарегистрировать обращение, проставив в правом нижнем углу первого листа обращения регистрационный штамп с указанием даты регистрации и регистрационный номер документа; 3) внести данные об обращении в журнал обращений. Своевременность рассмотрения и работы с обращением родителей означает выполнение двух условий: во-первых, необходимо соблюсти сроки рассмотрения и приема обращения родителей, и, во-вторых, если в обращении содержится предупреждение о возможности наступления неблагоприятных последствий, принять соответствующие меры до их наступления. Например, если родитель сообщил о том, что на школьной спортивной площадке шатается (не закреплен) турник, нужно сразу вызвать специалиста и его закрепить, чтобы кто-нибудь из обучающихся не получил травму.
Обратите внимание => Ка считается среднесписочная для расчета квоты по инвалидам
Нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения претензий
Основополагающий документ, которым директор школы должен руководствоваться в вопросе реагирования на родительские жалобы – Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Нормативный документ определяет сроки рассмотрения и подготовки ответов на обращения граждан:
- На регистрацию поступившего заявления законом отводится 3 дня;
- Если решение проблемы за рамками компетенции администрации, то жалоба направляется в другую инстанцию. На переадресацию законом отведено 7 дней;
- Служебное расследование с подготовкой ответа по фактам, изложенным в претензии должно согласно нормам закона уложиться в 30 дней.
Игнорирование установленного законодательством регламента чревато для руководства школы административной ответственностью в виде штрафных санкций. Размер административного штрафа в диапазоне 3 000 — 10 000 рублей. В отношении учителя помимо штрафа может быть возбуждено судебное разбирательство, а также применено лишение прав заниматься педагогической деятельностью.
Как наказать учителя за предвзятое отношение к ученику
Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:
- чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
- обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
- наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).
Как наказать учителя за предвзятое отношение к ученику
Их вам могут дать другие сотрудники школы, заметившие нарушения в методах воспитания или поведении коллеги, и родители остальных учеников. Аудио-, фото- и видеоматериалы, а также документы — это все поможет вам обосновать свою точку зрения и доказать то, что по отношению к ребенку была проявлена несправедливость или агрессия со стороны педагога. Обращайтесь к юристам и другим специалистам. Даже если вы не подаете иск на учителя, они порекомендуют вам, как правильно действовать в вашей ситуации. Поговорив с одноклассниками ученика и их родителями, предложите им вместе составить обращение к руководству школы или в департамент. Такие заявления рассматривают более тщательно, и уйти от ответственности у нарушителя не получится. Свидетели Второй совет — озадачьтесь сбором свидетельских показаний.
Как наказать учителя за предвзятое отношение к ученику
Звонит мне чья то маман. Опять из тех же.»Ваш детина маво сыночку обидел, вот прям щас». Все бы ничего, но я блять как раз слушал часы. Вот отчетливо слышу, как моего сына заебуют, он просит отстать, раз, второй и собственно не выдерживает и отвешивает знатных люлей и буквально через 5 минут учительница начинает его грузить, заставляет извинятся , его доводы вообще побоку, сын в слезах.Черт, как назло на сутках был. Может и слава богу, потому что бомбить начало знатно. Звоню жене, бегом говорю забирай ребенка. Сам включаю приложение слушаю, что же будет заливать учительница. И таки да, мой во всем виноват. В итоге захожу в школу, спрашиваю как у нас дела, мне в ответ, что ничего не изменилось, на учебу он ложил, сидит играется в телефон. На справедливое замечание, что у него и телефона то нет, только часы (раскошелился, купил смарт часы с функцией прослушки в любое время) — говорит, что он теперь в часы играет. Ага вместо математики решает примеры по математике в часах, больше там ничего тупо нет. Показал дневник, что одни четверки, это видите ли ее заслуга. Ну ок.
Основные тезисы относительно получения ответа на жалобу от родителей ученика закреплены Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С ними рекомендуется ознакомиться обеим сторонам, участвующим в процессе. Все изложенные правовые нормы вполне могут попираться чиновниками любого ранга.
- на протяжении 3 дней выполняется регистрация поступившего обращения;
- не более 7 дней, если вопрос находится вне компетенции директора и его пришлось передать в соответствующее ведомство;
- в срок до 30 дней, в течение которого жалобу детально изучат специалисты и уполномоченные на это лица.
Нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения претензий
Основополагающий документ, которым директор школы должен руководствоваться в вопросе реагирования на родительские жалобы – Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Нормативный документ определяет сроки рассмотрения и подготовки ответов на обращения граждан:
- На регистрацию поступившего заявления законом отводится 3 дня;
- Если решение проблемы за рамками компетенции администрации, то жалоба направляется в другую инстанцию. На переадресацию законом отведено 7 дней;
- Служебное расследование с подготовкой ответа по фактам, изложенным в претензии должно согласно нормам закона уложиться в 30 дней.
Игнорирование установленного законодательством регламента чревато для руководства школы административной ответственностью в виде штрафных санкций. Размер административного штрафа в диапазоне 3 000 — 10 000 рублей. В отношении учителя помимо штрафа может быть возбуждено судебное разбирательство, а также применено лишение прав заниматься педагогической деятельностью.
Истец, выигравший его на первом этапе имеет право в этот момент не предпринимать никаких шагов, просто подождать начала судебного заседания. У него также есть возможность написать возражение на апелляционную жалобу.
Когда суд принимает этот документ, он уведомляет все стороны процесса. После этого нужно внимательно изучить его, грамотно составить возражение и собрать необходимый пакет документов.
Его подают в суд, где проходило слушание дела. Это необходимо сделать в течение месяца. Суд имеет право продлить срок.
Документы для участников можно разослать при помощи почтовых отправлений. В этом случае нужно использовать заказные письма с уведомлением о вручении и описанием вложений. Таким образом впоследствии можно будет подтвердить факт выполнения требований по отправке бумаг, если сохранить почтовые квитанции.
«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?
«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд.
Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права.
Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.
В мае 2021 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.
Обращение родителей сопровождались угрозами:
- жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
- применить физическую расправу — 5 случаев.
Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:
- криками и истерикой родителей — 62 случая;
- нецензурной лексикой — 27 случаев;
- хлопанием дверями — 48 случаев.
В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.
Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься.
Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу.
Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни.
Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: “Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались…”. Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».
По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.
Большая часть жалоб связана с:
- неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
- требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
- частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
- пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
- отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
- задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
- замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
- высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).
Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:
- людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
- «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.
С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.
«Всегда призываю родителей к сотрудничеству. Практика показывает, что сначала родители встают в позу, обижаются, потом приходят с просьбой о помощи и сами начинают помогать», — пишет учитель за 50, который очень часто сталкивается с жалобами родителей.