Кому можно и кому нельзя применять УСН

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому можно и кому нельзя применять УСН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика по этому вопросу многочисленная и неоднозначная. Причём суды не всегда усматривают криминал в действиях ООО и руководителя-ИП, особенно когда управляющий показывает высокую эффективность.

Порядок признания расходов на УСН

Чтобы вычесть из доходов какой-либо расход, фирма или ИП на УСН 15% должны соблюсти три правила.

Расходы, принимаемые к учету, должны быть:

  • поименованы в перечне из статьи 346.16 НК РФ;
  • экономически обоснованы, то есть связаны с извлечением прибыли. Если налоговики при проверке усомнятся в нужности расхода для бизнеса, а предприниматель не сможет обосновать, этот расход снимут, а налог доначислят.
    Пример: Транспортная компания может смело включать в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, покупку грузовика, а вот затраты на спальный гарнитур обосновать вряд ли получится.
  • документально подтверждены. Если нет документа, подтверждающего расход, упрощенец не имеет право учитывать его для налогообложения.

Порядок признания расходов прописан в статье 346.17 НК РФ. Учитывать их можно, когда будут выполнены два условия:

  • вы перевели деньги за товары или услуги;
  • товары вам отгрузили, а услуги оказали.

Кто может и кому нельзя работать по УСН

УСН в России очень распространена, возможно, потому, что закон предусматривает, что воспользоваться ею могут любые предприятия и организации, оказывающие определенный перечень работ и услуг для населения. Исключения составляют:

  • Инвестиционные фонды, банки, ломбарды, микрофинансовые организации и иные финансовые структуры
  • Негосударственные пенсионные фонды, страховые организации
  • Организации с филиалами
  • Бюджетные организации
  • Те компании, которые занимаются организацией и проведением азартных игр и тому подобных мероприятий
  • Компании, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
  • Организации, занимающиеся добычей и продажей полезных ископаемых (кроме распространенных, например глина, песок, щебень, торф и других)
  • Предприятия, зарегистрированные в других государствах
  • Компании, в которых доля участия других компаний составляет более 25% (кроме некоммерческих организаций, бюджетных образовательных учреждений)
  • Предприятия, производящие подакцизные товары (спирт, алкоголь, табак, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла, полный список смотрите в ст.181 НК РФ)
  • Компании, в штате которых более 100 работников
  • Организации, перешедшие на ЕСХН
  • Те предприятия, остаточная стоимость основных средств которых составляет более 100 млн. рублей
  • Компании, которые не сообщили о переходе на УСН в сроки и в порядке, установленные законом

Надо заметить, что в этой части Закона периодически происходят изменения, поэтому рекомендуем периодически отслеживать этот перечень.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности прописаны в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Закона об аудите).

В свою очередь, аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона об аудите).

Перечень сопутствующих аудиту услуг прописан в федеральных стандартах аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона об аудите). Речь здесь идет о следующих услугах: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации. Данный вывод следует из п. 4 Правила (стандарта) N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (введено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523).

Отметим, что аудиторская деятельность не лицензируется. Однако все аудиторы обязаны иметь документы, подтверждающие их членство в саморегулируемой организации аудиторов (ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона об аудите).

Также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими могут оказывать прочие услуги. В Информационном сообщении Минфина России от 28.01.2010 «Для пользователей аудиторских услуг» прозвучало, что речь здесь идет абсолютно обо всех услугах, связанных с аудиторской деятельностью, оказание которых не влечет возникновения конфликта интересов. При этом данные услуги не являются аудиторскими услугами в смысле Закона об аудите. Речь здесь идет, в частности, о следующих услугах (ч. 7 ст. 1 Закона об аудите):

  • постановке, восстановлении и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерском консультировании;
  • налоговом консультировании, постановке, восстановлении и ведении налогового учета, составлении налоговых расчетов и деклараций;
  • анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическом и финансовом консультировании;
  • управленческом консультировании, в т.ч. связанном с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридической помощи в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • автоматизации бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценочной деятельности;
  • разработке и анализе инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов и т.д.

Не секрет, что лица, находящиеся на «упрощенке», от бухгалтерского учета в его классическом варианте освобождены. Организации при применении УСН должны вести бухучет только в отношении основных средств и нематериальных активов. Указанный вывод следует из п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете). Правда, из этого правила есть и исключения. К примеру, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет акционерные общества, компании, выплачивающие дивиденды, фирмы, совмещающие УСН с ЕНВД и т.д.

В зависимости от объема работы ведение бухгалтерского учета может быть передано на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете). Минфин России в письме от 16.07.2010 № 03-11-06/2/112 сделал вывод, что компании, применяющие УСН, вправе принимать в составе расходов бухгалтерские услуги, если данные услуги выполняются специализированной фирмой. Кстати, в указанном случае вопрос был об оказании следующих услуг:

  • ведение бухгалтерского и налогового учетов;
  • кадровое делопроизводство;
  • расчет заработной платы и налогов с фонда оплаты труда;
  • ведение операций по расчетному счету, подготовка и отправка платежных документов в банк;
  • ведение кассовых операций;
  • подготовка и сдача отчетности в налоговую инспекцию, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд;
  • сопровождение проверок контролирующих органов.

Финансисты в своих разъяснениях от 01.08.2007 № 03-11-04/2/193 напомнили, что лицензии на оказание бухгалтерских услуг не требуется.

Если же говорить об индивидуальных предпринимателях, то здесь не все так просто. Ведь Закон о бухучете касается только организаций (п. 1 ст. 4 Закона о бухучете). Так что в случае принятия в учете бухгалтерских расходов приготовьтесь к спорам с налоговиками. Тем более что обосновать бухгалтерские расходы все-таки можно. Здесь вам помогут определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 366-О-П и от 04.06.2007 № 320-О-П. Судьи указали, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

УСН: учесть затраты на услуги по управлению организацией нельзя

ООО на общем режиме налогообложения могут включить расходы на управляющего-ИП в состав расходов по налогу на прибыль. Но с упрощенкой дела обстоят иначе.

Про УСН «Доходы» мы говорить не будем. На этом режиме расходы для расчета упрощенного налога не учитываются.

На УСН «Доходы минус расходы» перечень затрат в целях налогообложения строго ограничен ст. 346.16 НК РФ. И дело в том, что расходы на услуги управляющего-ИП в данный перечень не входят. Следовательно, учесть их при расчете упрощенного налога нельзя (Письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694).

Индивидуальный предприниматель может свободно распоряжаться своими денежными средствами. Но у компании могут возникнуть проблемы, если управляющий-ИП слишком увлечется снятием денег со своего счета. Особенно, если это будет происходить сразу после получения вознаграждения.

Банки могут увидеть в этом признаки обналичивания и заблокируют счет ИП и самой организации. Поэтому лучше избегать постоянного снятия денег со счета предпринимателя.

В законодательстве РФ нет четкого определения консультационных услуг:

  • Абз. 6 ст. 148 НК РФ, касающейся места реализации работ/услуг, содержит перечень услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские и т. д.
  • Ст. 779 ГК РФ посвящена договору возмездного оказания услуг, а к услугам в этой статье относят аудиторские, консультационные, информационные услуги. То есть в данном случае консультационные услуги отделены от бухгалтерских, налоговых, аудиторских, маркетинговых и других видов услуг.
  • Вид деятельности 70.2 ОКВЭД-2 и его подвиды включают в себя консультирование по вопросам управления, однако предоставление бухгалтерских, аудиторских, налоговых и некоторых других услуг выделено в отдельные виды деятельности (ОК 029-2014, утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). В предыдущем ОКВЭД, который прекратил действие 31.12.2016, консультационные услуги объединялись с аудиторскими, налоговыми и бухуслугами в виде деятельности под номером 74.1 (ОК 029-2007, утвержден приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст).
  • Некоторые специалисты считают консультационные услуги широким понятием — любая помощь клиенту при решении проблем, возникающих в ходе его деятельности, имеет право называться консалтингом (Мишурова И. В., Лысенко Н. А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 14). Другие специалисты рассматривают консультационные услуги как разновидность информационных (Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. 2004. С. 100).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе содержит следующее определение консультационных услуг: это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение/оценку проблем/возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом (ст. 1 Договора о ЕЭС, подписанного 29.05.2014).
Читайте также:  В 2023 году больничные оплатят по новым правилам: Кто будет получать больше

Почему так важно знать, что именно относится к консультационным услугам? Дело в том, что расходы на консультации — спорный вопрос при расчете упрощенного налога.

Если затраты на полученные консультации нельзя квалифицировать как бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги или материальные расходы, то признать их расходами для целей исчисления УСН не получится.

Как отразить в бухучете получение консультационных услуг, читайте в статье «Бухучет — проводки по услугам».

Как на УСНО учесть расходы на бухгалтерию?

При выбытии ОС может возникнуть ситуация, при которой необходимо будет пересчитать налоговую базу по налогу при УСН, доплатить налог и пени.

  • Обязанность пересчитать налоговую базу и сумму налога возникнет тогда, когда объект ОС выбывает до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов (со сроком полезного использования свыше 15 лет, если выбывает до истечения 10 лет с момента признания расходов).

В этом случае за весь период эксплуатации ОС до даты его выбытия необходимо пересчитать налоговую базу по УСН, включив в расходы лишь сумму начисленной по правилам главы 25 НК РФ амортизации, а не полную его стоимость, доплатить авансовые платежи по итогам отчетных периодов, налог и пени. В учетной политике в целях налогообложения необходимо предусмотреть метод амортизации, в соответствии с которым будет пересчитываться налоговая база.

  • Пени по авансовым платежам начисляются с 26-го числа по дату уплаты следующего авансового платежа. За 9 месяцев пени по авансовым платежам по налогу при УСН начисляются по дату уплаты налога по итогам за налоговый период, т.е. по 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Уточненную декларацию необходимо подать только за год, в котором затраты на приобретение ОС были отражены в расходах, поскольку за этот год налоговая база была занижена, а значит, произошло уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Представление уточненной декларации за последующие годы — это право организации, а не ее обязанность, т.к. при расчете налоговой базы не были учтены в расходах суммы амортизации, что не привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
  • Если объект ОС продается после истечения минимального срока владения, то пересчитывать налоговую базу не требуется.
  1. Должны отвечать общим требованиям признания расходов: быть обоснованными, документально подтвержденными, направленными на получение дохода.
  2. Расходами на оплату труда признаются только те выплаты работникам, которые указаны
    в ст. 255 НК РФ.
  3. Выплаты должны быть предусмотрены законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами.
  4. Нормируемые расходы в целях налога на прибыль принимаются в тех же нормативах при УСН.
  5. Оплата труда работников, которые непосредственно участвуют в создании (достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении) основных средств, относится на расходы по правилам списания основных средств, т.к. затраты на оплату труда включаются в формирование первоначальной стоимости объектов основных средств или НМА.
Включаются в расходы на оплату труда затраты (ст. 255 НК РФ) Не являются расходами на оплату труда затраты (ст. 270 НК РФ)
Начисления по тарифным ставкам, должностным окладам Суммы начисленных дивидендов и другие выплаты, произведенные из средств, оставшихся после налогообложения
Начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии (за производственные результаты) и надбавки Вознаграждения, предоставляемые руководству или работникам, помимо выплачиваемых по трудовым договорам
Денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений
Возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилья (в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда) Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях
Другие Материальная помощь
Другие

Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»

Главой 26.2 НК РФ установлен ряд общих ограничений для применения данного спецрежима. Наиболее весомые из них следующие:

  • предельный размер доходов – 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • средняя численность работников за налоговый период – не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение (или по итогам) налогового периода учреждение применяет усн, превысит приведенные величины, то оно утратит право на применение «упрощенки» с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения, и должно будет
перейти на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

При этом хотелось бы отметить, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется внести ряд изменений в упрощенную систему налогообложения. Одним из новшеств предполагается введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСНО в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением упрощенной системы налого­обложения. Но на момент подготовки данного материала никаких законодательных инициатив в данном направлении не принято.

Рассмотрим приведенные ограничения для применения УСНО подробнее.

На основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, применяющего УСНО, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

При этом п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ[2] предусмотрено, что индексация на коэффициент-дефлятор указанной в п. 4 ст. 346.13 НК РФ величины предельного размера доходов налогоплательщика приостановлена до 2020 года.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов увеличение предельного дохода налогоплательщика по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 05.09.2019 № 03‑11‑11/68565).

Соответственно, ожидать, что в 2020 году предельный размер доходов для целей применения УСНО увеличится, не стоит.

Но для автономных учреждений важно, что согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, исчисляемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные субсидии рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, автономное учреждение должно учитывать для целей применения УСНО только доходы от приносящей доход деятельности. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (Письмо Минфина РФ от 13.08.2019 № 03‑03‑06/1/60951).

Порядок определения средней численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 (Письмо Минфина РФ от 04.02.2019 № 03‑11‑11/6229).

Средняя численность работников организации включает в себя:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, показатель «средняя численность работников организации» предусматривает учет работников в целом по организации, без распределения по видам деятельности. В связи с этим усн автономное учреждение применяет усн для целей применения пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ учитывает среднюю численность работников в целом по организации (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 03‑11‑06/2/72772).

Режимы налогообложения в РФ 2021

Наш ответ: Да.

Сегодня индивидуальный предприниматель (ИП) — может возглавлять юридическое лицо (ООО) как единоличный исполнительный орган в качестве управляющего индивидуального предпринимателя.

Данный вариант управления юридическим лицом (ООО) является абсолютно законным. Часто используется на практике для оптимизации налогов и увеличения привлекательности организации как более надежного контрагента. Зачастую привлекает внимание налоговых инспекторов для систематических проверок на предмет уклонения от уплаты налогов. Имеет свои преимущества и недостатки.

Расскажем об этом подробнее в нашей статье.

Может ли ИП быть управляющим ООО? Закон утверждает такую возможность. Но перед назначением ИП руководителем ООО необходимо продумать все нюансы такой налоговой оптимизации. Важно учесть все тонкости оформления договора с управляющим индивидуальным предпринимателем. Данный договор должен нести разумную деловую цель, содержать намерения учредителей в получении экономического эффекта. Ведь в противном случае, такая «неправильная» налоговая оптимизация может привести лишь к минимизации налоговых обязательств общества и соответствующими доначислениями.

У такого решения есть определённые преимущества, риски и недостатки.

  • Повышение степени ответственности руководителя. Дело в том, что директор на должности рискует материальной ответственностью, а функции ИП в этой же роли относятся к сфере гражданско-правовых отношений. Следовательно, предприниматель за несоблюдение законов рискует своим имуществом;
  • Оптимизация зарплатных налогов: важно понимать, какие налоги платит ИП. С заработной платы директора ООО вынуждено платить 13-процентный НДФЛ и отчисления в страховые службы, что в совокупности достигает почти трети от зарплаты. ИП управляющий ООО, если он работает, например, по схеме УСН «Доходы», отчисляет всего 6 процентов от дохода. При этом ИП самостоятельно уплачивает все страховые взносы за себя в фиксированном размере;
  • Существует разница и в квалификации дохода: директор получает зарплату, а управляющий ИП – вознаграждение за работу на должности управляющего;
  • Может быть выбран не один ИП-управляющий, а несколько. Подобный шаг, когда есть управляющие, действующие на основании управленческого договора, открывает возможности для построения эффективной структуры менеджмента.
  • За счет расходов на управляющего можно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Согласно п. 18 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
  • Наличные деньги, полученные ИП с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды. Таким образом, благодаря ИП – управляющему гарантируется легальная обналичка. У Вас появляется возможность выводить на ИП серьезные суммы денежных средств.
  • Налоговые консультанты не рекомендуют заключение договора управления ООО, если ее единственный учредитель является управляющим ИП данной организации. Судебная практика не в пользу предпринимателей подтверждает данные выводы.
  • Существуют риски переквалификации заключённого с управляющим-ИП договора со стороны налоговой инспекции и ПФР — с вознаграждения за работу на должности управляющего в трудовой договор.
  • Оформить новое ООО можно только с руководителем — физическим лицом. Сразу поставить управляющего индивидуального предпринимателя во главе предприятия невозможно. Данные действия оформляются только на существующем предприятии с внесением изменений в ЕГРЮЛ. При этом, в уставе ООО должна быть отмечена возможность передачи роли единого исполнительного органа другой организации или ИП.
  • Если организация применяет УСН «Доходы минус расходы» уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по управляющему индивидуальному предпринимателю не получится.
  • Существует риск доначисления налоговой инспекцией налога на прибыль организаций, сочтя выплаты управляющему необоснованными с экономической точки зрения или в связи с отсутствием деловой цели.
Читайте также:  Договор найма жилого помещения для постоянного проживания между физ лицами

Деловыми целями для найма ИП-управляющего могут быть — повышение уровня ответственности руководителя, необходимость антикризисного менеджмента, возможность регулирования вопросов расторжения договора и вознаграждения с управляющим.

Не упустите и такие мелочи как экономически необоснованные выплаты управляющему. Например. Руководитель получал ежемесячный оклад в размере 30 000 руб. Далее решением учредителей (участников) общества принято решение взять его на должность управляющего фирмой в качестве управляющего индивидуального предпринимателя. В последствии функции руководителя не изменились, он продолжил управлять фирмой в качестве индивидуального предпринимателя, но вознаграждение выросло до 200 000 руб. Это небезопасно. Такая форма оптимизации налогообложения приводит к доначислениям.

  1. Все взаимоотношения между управляющим-ИП и ООО должны быть оформлены документально. Отчеты управляющего ИП должны содержать сведения о фактическом объеме и характере проделанной работы. Перед управляющим должны быть поставлены конкретные задачи и цели, которые он должен выполнить на этой должности. Например, Вы можете заключить договор об управлении, предусмотрев обязанность управляющего в виде увеличения дохода компании с 70 млн до 150 млн руб.
  2. Виды деятельности по ОКВЭД индивидуального предпринимателя должны содержать управленческие функций.
  3. Финансовое участие общества должно ограничиваться только выплатой вознаграждения управляющему индивидуальному предпринимателю. Вознаграждение управляющего ИП должно напрямую зависеть от финансовых результатов организации. Нет прибыли — нет и оплаты. Это основное различие между управляющим ИП и директором, который работает за оклад.
  4. Для осуществления своей трудовой деятельности в качестве управляющего, индивидуальный предприниматель должен нести соответствующие траты, например, канцтовары, оргтехника, арендная плата, представительские расходы.
  5. Для минимизации негативных последствий необходимо оформить договор управления так, чтобы его положения максимально отличались от трудового договора.
  6. Вознаграждение управляющего индивидуально предпринимателя не должно быть завышенным или фиксированным, например, варьироваться в зависимости от реальной прибыли юридического лица.
  7. Договор с управляющим не должен содержать трудовые гарантии или предоставление соц.пакета, например, оплачиваемый больничный, гарантированный отпуск, условия премирования, сверхурочные компенсационные выплаты и прочие.
  8. Договор-управления должен содержать разумную деловую и экономическую цель, планируемый результат, например, выход на некоторую прибыль, стабилизация финансового положения и т. д.
  9. Устав юридического лица, как и договор-управления не должны содержать упоминания о контроле над работой управляющего органа со стороны учредителей или участников общества, в т.ч. и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей.
  10. Управляющий индивидуальный предприниматель не вносится в штатное расписание юридического лица и он не должен соблюдать внутренний трудовой распорядок дня.
  11. Договор не должен свидетельствовать о том, что управляющий — номинальный. Реальный управляющим действительно управляет и в случае налоговой проверки он должен быть готов дать разъяснения по своей работе.
  12. Договор должен быть ограничен сроком. В теории, законодательство не запрещает заключать бессрочные договоры с управляющим, но на практике бессрочный — значит трудовой. Поэтому заключайте договор на один год и перезаключайте при необходимости.

Отметим такой факт. Исходя из практики сегодня, желательно чтобы управляющий-индивидуальный предприниматель являлся управленцем различных фирм, не связанных между собой коммерческой деятельностью или взаимозависимостью. Тем самым Вы исключите подозрение налоговых инспекторов в минимизации налоговых обязательств Вашего конкретного бизнеса. При грамотном подходе, управляющий индивидуальный предприниматель является законным способом снижения налогов и получения легальной наличности.

Переход на ОСНО с УСН в любое время

Бывае так, что НКО применяет УСН 6% и не ведет деятельности, приносящей доход. Но в течение года по незнанию, неожиданно или случайно, в организацию поступает выручка, и надо заплатить с нее 6%, о которых не думали. Опишу классическую ошибку.

Некоммерческую организацию просят выполнить социальный проект. Руководство не вникает в суть и заполняет все необходимые документы для получения денег, формируя смету на целевое финансирование, т.е. без налогов. Но после получения денег, увидев основание платежа или после выполнения проекта, когда плательщик требует акт оказанных услуг, понимает. НКО оказало платную социальную услугу, и с нее надо еще заплатить 6%, но в смете этих денег не было, изменить смету у гос.заказчика невозможно, не отчитаться и провалить проект нельзя. Получается, что проект выполнен без прибыли, а налоги 6% надо заплатить сверху, из собственных средств, кошмар.

Но шанс изменить ситуацию есть. Можно нарушить условие применения УСН и «сбросить» НКО на ОСНО в текущем квартале. Самый простой способ, открыть филиал.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал;
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ;
  3. С этого квартала у Вас ОСНО;
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю;
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС.

При упрощенной системе уплачивается налог по ставке 15% с налоговой базы «доходы минус расходы» или 6% с базы «доходы». «Упрощенка» освобождает от уплаты:

  • налога на прибыль организаций (ставка 20%);
  • налога на имущество организаций;
  • НДС (ставка 18%).

Для начала в общих чертах прикинем экономическую выгоду применения УСНО. Допустим, что налогоплательщик создал добавленную стоимость в размере 1 000 руб., в том числе НДС по расчетной ставке 18/118 – 152,54 руб., налог на прибыль по ставке 20% – 169,49 руб. с базы 847,46 руб. (1 000 — 152,54). Тогда в распоряжении налогоплательщика остается 677,97 руб. (1 000 — 152,54 — 169,49). При УСНО же будет заплачено 150 руб. (1 000 х 15%), то есть останется 850 руб.


Право на УСНО получают те АУ, которые не имеют филиалов и у которых остаточная стоимость имущества, приобретенного за счет доходов от внебюджетной деятельности, не превышает 150 млн руб., среднесписочная численность – 100 человек, а доходы от внебюджетной деятельности – 150 млн руб. в год.


Для большинства коммерческих организаций УСНО однозначно выгоднее общей системы налогообложения. Но что касается автономных учреждений, для них общий подход неприемлем. Дело в том, что АУ традиционно работают в социально значимых отраслях, которые льготируются и по другим налогам, что снижает значимость УСНО в законной налоговой оптимизации.

Альтернативные льготы по налогу на прибыль. Согласно п. 1.1, 1.9, 1.11 ст. 284 НК РФ по налогу на прибыль применяется ставка 0% к базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан, туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Альтернативные льготы по НДС. В силу пп. 2 – 4, 14 – 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС:

  • медицинские услуги;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • услуги в сфере образования;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей;
  • работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия.

Экономия по налогу на имущество. Как следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ, «упрощенка» освобождает от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). То есть если автономное учреждение обладает имуществом, налог с которого уплачивается по кадастровой стоимости, УСНО не поможет выводу из-под налогообложения этой части имущества. Однако согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества облагаются исходя из кадастровой стоимости, только когда организация владеет ими на праве собственности или хозяйственного ведения. На государственные (муниципальные) учреждения, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, положения ст. 378.2 НК РФ не распространяются, поскольку собственниками этого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования. Такая позиция изложена в письмах Минфина РФ от 28.07.2014 № 03-11-06/2/36924, от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062.

Читайте также:  Подпрограмма Обеспечение жильем молодых семей

«Упрощенка» по ставке 6% с базы «доходы» выгодна при высокорентабельной деятельности (такой как сдача имущества в аренду). Ставка 15% с разницы между доходами и расходами подходит для менее рентабельных видов деятельности (например, для оказания услуг).


Напомним, что в силу п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Если федеральное АУ осуществляет платную деятельность, затраты на уплату налога на имущество распределяются между основной и внебюджетной деятельностью посредством использования коэффициента платной деятельности. Возникает вопрос: в какой части налога на имущество (в полной или лишь в той, что приходится на платную деятельность) полагается льгота по УСНО? Отвечая на него, контролеры в Письме № 03-11-06/2/36924 сообщили следующее. Нормы п. 2 ст. 346.11 НК РФ (о том, что УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций) применяется в отношении всего имущества АУ – вне зависимости от источника его приобретения. Значит, в размер субсидий автономных учреждений, использующих «упрощенку», не должны быть включены затраты по налогу на имущество. В противном случае произойдет изъятие средств из бюджета, а чем это чревато – наглядно демонстрируют судебные процессы по уплате страховых взносов АУ-«упрощенцами», к рассмотрению чего мы и переходим.

Нюансы исчисления страховых взносов. Применяя «упрощенку», налогоплательщики в силу пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. В свою очередь, организации должны заниматься социально значимыми видами экономической деятельности, такими как:

  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Организации (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.)).

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Глава 2. Налогоплательщики УСН.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Главой 26.2. Налогового Кодекса РФ.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 48 Главы 4 Гражданского кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября 2006 г.) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым Кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Зачем совмещать налоговые режимы

Каждый спецрежим дает возможность платить меньше налогов, чем на ОСНО. А их совмещение иногда позволяет добиться еще большей экономии. Так бывает не всегда, и в каждой ситуации нужно производить расчет, чтобы выяснить, какой из вариантов окажется выгоднее.

Рассмотрим на примере варианта «УСН + ЕНВД», как это происходит на практике.

ООО «Альфа» работает на УСН (объект «Доходы минус расходы») и занимается двумя видами деятельности: оказывает услуги по ведению бухучета и продает в розницу канцтовары и экономическую литературу.

  1. Площадь магазина — 100 кв. м.;
  2. Общая налоговая база за год (разность между выручкой и затратами) составляет 13 000 тыс. рублей, в том числе:
    • по услугам — 10 000 тыс. рублей;
    • по рознице — 3 000 тыс. рублей.

Налоговый учет на предприятиях ЖКХ

Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое беремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.

Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:

  • численность работников компании не достигает 100 человек;
  • доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
  • стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.

Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.

УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.

Какие отчеты нужно сдавать на УСН 15%

Для ООО на УСН 15 процентов единый налог заменяет НДС, налоги на прибыль и имущество, для ИП на УСН 15 процентов — НДС, НДФЛ и налог на имущество. Предприниматели и организации на этой системе налогообложения предоставляют в ФНС единую декларацию по УСН, а также другие отчеты, зависящие от специфики бизнеса.

ИП и ООО на УСН 15% с работниками дополнительно готовят:

  • отчеты 2-НДФЛ по каждому сотруднику за год — для ФНС;
  • ежеквартальный расчет по страховым взносам — для ФНС;
  • отчеты СЗВ-М и СЗВ-ТД ежемесячно, СЗВ-СТАЖ раз в год — для ПФР;
  • отчеты 4-ФСС ежеквартально — для ФСС;
  • отчет о среднесписочной численности сотрудников за год — для ФНС;
  • расчет по форме 6-НДФЛ за год — для ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *