Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, устойчивые мысли о самоубийстве имеют люди, которые некоторое время находятся в трудно переносимой для себя ситуации — например, после значимых утрат (близких, положения, источника средств к существованию и так далее) или насилия (морального или физического). Таким людям может казаться, что они не справляются, все бессмысленно, они никогда не обретут почву под ногами и никогда уже не будут жить как прежде.

Риски суицидального поведения

Всем попыткам добровольно уйти из жизни предшествует депрессия, уход в себя, отстранение от окружающих и мира. Человек становится апатичным, вялым, неразговорчивым. Теряется интерес ко всему происходящему. Депрессия может проявляться различными расстройствами, в том числе физической болью разной локализации, нарушениями сна, пищеварения.

Поведение может быть также продиктовано психотическими переживаниями. В состоянии психоза человек может слышать голоса, которые требуют от него немедленно выпрыгнуть с окна.

Желание покончить собой, которое не увенчалось успехом, часто приводит к серьёзным заболеваниям. В первую очередь это физические травмы, переломы, глубокие порезы, повреждения внутренних органов. Во многих случаях человек оказывается прикованным к инвалидному креслу и очень ограничен в передвижениях. Возвратиться к прежней жизни абсолютно здоровым даётся далеко не каждому.

Что касается психического здоровья, то здесь наблюдается психопатологическое развитие личности, что приводит к высокой социальной дезадаптации.

По некоторым данным, у людей в возрасте от 15 до 34 лет смерть от суицида входит в тройку самых частых причин смерти. Ежегодно каждый 12-й подросток в мире в возрасте от 15 до 19 лет совершает попытку самоубийства. Россия, увы, одна из стран — лидеров по числу подростковых суицидов.

По мнению исследователей, только 10% подростков, планирующих суицид, имеют серьезное намерение убить себя. Остальные 90% — это те, кто хочет «достучаться» таким образом до близких. Именно поэтому довольно часто в таких случаях попытки самоубийства совершаются дома в выходные дни, в дневное время, — тем самым человек пытается скорее не лишить себя жизни, а усиленно привлечь к себе внимание.

В чем особенности подросткового суицида? В том, что подросток, в отличие от взрослого, не в состоянии адекватно оценить возможные последствия своего поведения. Подростки часто ждут от суицида «второго рождения», подразумевающего, что окружающие переоценят свое отношение к нему, «все поймут и пойдут навстречу», «пожалеют о своем отношении или поведении».

Еще одно отличие — в том, что категоричность и импульсивность, часто свойственные подросткам, могут вести к тому, что причинами суицидальных попыток становятся несущественные (особенно с точки зрения взрослых) причины. Например, конфликт с одноклассниками или учителями, невзаимная влюбленность, проблемы в отношениях с родителями.

Также особенностью подросткового возраста является склонность к рискованному поведению — подростки пытаются нащупать для себя границы дозволенного, иногда переходя их. В результате они могут рисковать жизнью, и этот риск зачастую фатален.

Причины самоубийства в детстве и подростковом возрасте могут быть следующие:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает безвозвратное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно вернуть. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не ранее 18 лет.
  2. Первая половая жизнь, приведшая к ранним разочарованиям. В этом случае возникает ситуация, по мнению подростка, несовместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого человека, нежелательная беременность, изнасилование и т.д.). Суицидальное поведение подростков часто объясняют тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить свою жизненную цель и наметить пути ее достижения.
  3. Дисгармония в семье.Саморазрушительное поведение (алкоголизм, наркомания).
  4. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником которой является нарушение внутрисемейных, внутриучебных или внутригрупповых отношений. 70% подростков назвали различные типы школьных конфликтов предлогом, побудившим их к попытке самоубийства. Но причиной, как правило, являются проблемы в семье. Школьная ситуация играет роль «последней капли», ведь школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
  5. Депрессия также является одной из причин суицидального поведения подростков. Многие черты суицидальности схожи с депрессией. Главный симптом — это потеря способности получать удовольствие от тех вещей в жизни, которые когда-то приносили счастье. Действия и настроения, кажется, блекнут и становятся безвкусными. Психика лишена сильных переживаний. Человек одержим отчаянием, чувством вины, самоосуждением и раздражительностью. Заметно ослабляется двигательная активность или, наоборот, бывают периоды громкой, быстрой, иногда непрерывной речи, наполненной жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто наблюдается нарушение сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются тремором, сухостью губ и учащенным дыханием. Неопределенные соматические жалобы проявляются в виде боли в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно чувствуют свое сопротивление, свой грех и свою никчемность, поэтому они приходят к выводу, что жизнь не имеет смысла. Психогенные причины депрессии часто связаны с утратой: потерей друзей или близких, здоровья или какого-либо знакомого (например, места обычного проживания). Важно помнить, что депрессия почти всегда имеет физиологическое и психологическое объяснение. Депрессия не обязательно означает, что человек психотичен или склонен к суициду.

Нет единой причины для самоубийства. Следует соблюдать особую бдительность при появлении опасных сигналов, если они сохраняются в течение некоторого времени.

В «группу риска» суицида входят подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, «одиночка»;
  • люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками с девиантным или преступным поведением, включая физическое насилие;
  • со стойкой депрессией;
  • суперкритичные к себе подростки;
  • пострадавшие от недавних унижений или трагических потерь, от хронических или смертельных заболеваний;
  • разочарованные несоответствием между ожидаемым жизненным успехом и реальными достижениями;
  • больные или брошенные подростки;
  • из социально незащищенных семей — уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, где произошло самоубийство.

Динамика развития суицидального поведения

Самоубийство — это последнее звено в процессе социальной и личной дезадаптации. Вместе с внешней фазой решение о самоубийстве проходит через внутреннюю форму проявления.

Сразу после осознания неразрешимости любого конфликта или травмирующего события у человека возникают эмоциональные переживания, включающие в себя размышления и идеи об отсутствии ценности в жизни. Они выражаются в таких формулировках, как: «Ты не живешь, но ты существуешь», «В жизни нет счастья» и т.д., особенностью которых является отсутствие четких представлений о собственной смерти, но есть пессимистическое отрицание ценности жизни. Это своего рода «нулевой» цикл в развитии процесса принятия решения о самоубийстве путем совершения саморазрушающих действий.

  1. Первый этап — пассивные мысли о лишении жизни. Для него характерны идеи, фантазии и размышления о смерти, но не о самоубийстве. Примером могут служить такие утверждения, как: «Чтобы так жить, лучше умереть», «Я хочу заснуть и не проснуться» и так далее. При этом значимость подобных заявлений недооценивается или воспринимается в демонстративно шантажирующем аспекте. Внутренняя речь может быть своеобразным диалогом с обществом или человеком, в результате которого по каким-то причинам возникли суицидальные мысли, но также может быть монологом. Это разговор с самим собой, который представляется наиболее опасным с точки зрения разрешения конфликта с помощью жестокого и умышленного самоубийства.
  2. Второй этап — суицидальные намерения. Это активная форма проявления стремления к самоубийству, она сопровождается разработкой плана реализации суицидных планов, продумываются способы, время и места самоубийства.
  3. Третий этап — принятие решения. К суицидному плану добавляется сформированное решение и волевой компонент, побуждающий к непосредственному осуществлению внешних форм саморазрушающих поведенческих актов.
Читайте также:  Линейные нормы расхода топлива

Период между возникновением суицидальных мыслей и попытками их реализовать называется пресуицидом. Его продолжительность может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых состояниях возможно немедленное проявление суицидных намерений без предварительных действий.

Когда обращаться к врачу

Если вы заметили у себя негативные мысли – отношение к смерти изменилось (больше она не кажется чем-то пугающим), желание причинять себе боль, постоянно ощущается одиночество или подавленное состояние, то это может первым звонком, чтобы задуматься о возникшем расстройстве.

Самолечение может в этом случае даже навредить. Лучше обратиться за помощью к грамотному специалисту. Не стоит самостоятельно без назначения врача принимать лекарственные препараты.

Это же касается и случая, когда нестандартное поведение наблюдается у близкого человека. Помните, что возраст суицидального поведения всегда работает против подростков – любые изменения стоит отслеживать и уговорить человека обратиться к врачу. Правда, во многих ситуациях заставлять суицидента не стоит. Нужно стараться ненавязчиво намекнуть, что лучше обратиться за помощью в клинику.

Факторы, влияющие на риск совершения суицида

Социальные факторы. Определенное значение имеют состояние общества и уровень общественной морали. Отмечено, что число суицидов резко возрастает в периоды политической и экономической нестабильности (яркий пример – огромное количество «кастовых» самоубийств финансистов в период Великой Депрессии). Терпимость общества к самоубийству и негласное поощрение «решения проблем» путем самостоятельного ухода из жизни увеличивают риск суицида, а некоторые культурные, религиозные и этнические особенности (например, признание самоубийства смертным грехом или наличие крепких семейных связей) – уменьшают.

Возраст. Наибольшее количество случаев суицида приходится на возраст 15-24 года, 40-60 лет, 70 и более лет. Мужчины заканчивают жизнь самоубийством в четыре раза чаще женщин. Исследователи отмечают увеличение риска суицида «на противоположных концах социальной лестницы». Богатые, хорошо образованные граждане, неквалифицированные работники и безработные совершают попытки самоубийства чаще, чем люди со средним уровнем дохода и образования.

Семейное положение, особенности воспитания. В группе повышенного риска суицида находятся (по мере убывания вероятности) люди, никогда не состоявшие в браке, разведенные, женатые, но не имеющие детей. Склонность к суициду увеличивается при наличии травматического детского опыта, в том числе – эпизодов эмоционального, сексуального и физического насилия, ранней смерти родителей, раннего развода родителей, отсутствии заботы, педагогической запущенности, слишком сурового воспитания при недостатке эмоционального контакта со значимыми взрослыми и т. д.

Особенности характера и личности. Суицидальные тенденции часто возникают при бескомпромиссности, максимализме, демонстративности, повышенной внушаемости, выраженном чувстве вины, неадекватной самооценке (слишком высокой, слишком низкой или нестабильной), наличии хронически неудовлетворяемых потребностей, постоянной или ситуативной (например, вызванной переутомлением) эмоциональной неустойчивости и неумении справляться с фрустрацией. Риск суицида возрастает в период конфликтов, при изменении привычных жизненных стереотипов и утрате старых ценностей. Суицид, как способ решения проблем, выбирают психастеничные личности, люди с инфантильными установками и требованиями в отношениях.

Медицинские факторы. Вероятность суицида повышается при наличии хронического соматического или психического заболевания, при этом успешные попытки самоубийства чаще наблюдаются у пациентов с соматической, а не психической патологией. Чаще всего суицидальные попытки совершают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. В числе других факторов, увеличивающих риск суицида, – недавно перенесенные операции, хронические боли любого генеза, болезни и травмы опорно-двигательного аппарата, ставшие причиной выхода на инвалидность, болезни почек и легких, а также прием лекарственных средств с эффектом снижения настроения (резерпина, кортикостероидных препаратов, некоторых гипотензивных препаратов и др.).

Среди больных с психическими заболеваниями первое место по количеству попыток суицида занимают пациенты с аффективными расстройствами (депрессия, маниакально-депрессивный психоз). Вероятность суицида повышается при сочетании двух или более психических расстройств, например, депрессии и панического расстройства или тревожного расстройства и посттравматического стрессового расстройства. Пациенты с депрессией нередко совершают попытку суицида через некоторое время после начала лечения, когда у них появляется достаточно сил для активных действий. Больные с маниакально-депрессивным психозом чаще пытаются покончить с собой при переходе маниакальной или гипоманиакальной фазы в депрессивную.

Зависимости. Среди лиц, совершивших попытку суицида, много больных, страдающих наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией. Психоактивные вещества негативно влияют на инстинкт самосохранения. Поведение становится импульсивным, способность к критической оценке происходящего снижается. Пациент может совершить самоубийство под влиянием минутного эмоционального порыва. Согласно статистике, 20-25% попыток суицида совершается в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Оценка реакций на стресс в прошлом

Особенности реакций пациента на предшествовавшие стрессовые ситуации можно выяснить, изучая его личную историю. Особое внимание обращается на такие сложные моменты, как начало обучения в школе, подростковый возраст, разочарования в любви, работе или учебе, семейные конфликты, смерть родственников, друзей, детей или домашних животных, развод и другие душевные раны и утраты, которые выявляются в анамнезе. Следует попытаться обнаружить то, что Эдвин Шнейдман (1985) называет десятью общими чертами всех самоубийств — соответствие суицидального поведения общему стилю поведения на протяжении жизни. Мы полагаем, что пациенты склонны преодолевать будущие трудности теми же путями, что в прошлом. Существует вероятность, что человек, который 10 лет назад пережил после смерти матери депрессию и поправился после курса психотерапии, в состоянии справиться без попыток суицида и со смертью любимого ребенка, если позитивные ресурсы в его психологическом поле не претерпели изменений. Однако, если после смерти матери пациент отстранился от людей, пытался отравиться лекарствами, стал злоупотреблять спиртным или у него появились психотические симптомы, то его могут ожидать серьезные неприятности. При оценке этих особенностей поведения особый интерес вызывают прошлые попытки суицида, их причина, цели и степень тяжести. Кроме того, врачу нужно узнать, кто или что является поддержкой для пациента в трудные для него времена. Далее, следует выяснить, был ли пациент в прошлом подвержен депрессии и имеется ли у него склонность к утрате надежды при столкновении с трудностями, — иными словами, склонен ли он к проявлению отчаяния. Самоубийство и серьезные попытки суицида в гораздо большей степени коррелируют с отчаянием, чем с депрессией.

Изучение анамнеза пациентов, подверженных самоубийству, показывает, что, достигая зрелости, они не обладают адекватно развитой способностью к регуляции своего эмоционального состояния. Речь идет о подверженности отчаянию. Каково различие между пациентом, реагирующим на сокрушительную невзгоду горем и печалью, но никогда не перестающим надеяться, и пациентом, впадающим в суицидальное отчаяние при существенно меньшем ударе судьбы? Если считать, что существуют некоторые биохимические различия между людьми, склонными к отчаянию и сохраняющими надежду, то обусловлены ли они только генетическими факторами? Можно высказать предположение, что биохимическая предрасположенность к отчаянию частично определяется различными нарушениями развития, начиная с детства. Дальнейшие исследования могут выявить нейрохимические различия между детьми, получавшими качественную или недостаточную заботу матери. Пока остается неизвестным, какие конкретные нейрохимические механизмы лежат в основе реакции на раннее отвержение, физическо насилие, неэмпатический отклик на панический страх ребенка перед разлукой, частые оскорбления и порицания ребенка.

Дети с отягощенной наследственностью или обделенные эмоциональными связями не способны к развитию функций саморегуляции, которые во взрослом возрасте необходимы для автономного выживания. Отсутствие некоторых из них иногда делает человека склонным к самоубийству. К этим функциям относится способность человека к реальному восприятию себя как отдельной и независимой личности, умение справляться с тревогой и не допускать ее превращения в панику, способность чувствовать свою значимость, способность к контролю и модулированию ярости и умение чувствовать различие между своими желаниями или страхами и реальными обстоятельствами. Другими словами, способность выдерживать проверку реальностью.

Оценка внешних ресурсов поддержки

Только опора на внешнюю поддержку дает возможность суицидентам бороться с захлестывающими их смертоносными аффектами. Неспособные к эмоциональной саморегуляции без опоры на кого-то или что-то за пределами ядра «я» они тем не менее в состоянии сохранять равновесие до тех пор, пока существует необходимый источник постоянной и надежной поддержки. Его утрата может вызвать аффективную бурю и послужить толчком к самоубийству. Обычно в анамнезе пациента содержатся указания на конкретный источник, который он использует для установления эмоционального «гомеостаза». Вновь обращаясь к работам Шнейдмана (1985), можно отметить, что речь идет о четвертой общей черте самоубийства — стрессоре или фрустрированных психологических потребностях.

Существует три класса внешних ресурсов, помогающих пациенту в поддержке внутреннего баланса: значимые другие, работа и специфические аспекты «я». Чаще всего суициденты полагаются на других людей, чтобы чувствовать свою реальность, отдельность, испытывать относительное спокойствие и достаточную ценность. Утрата или угроза потери поддерживающего другого может вызвать взрыв одиночества, смертоносной ярости и презрения к себе. Часто пусковым механизмом суицидального поведения является факт смерти одного из родителей, мужа или жены. В некоторых случаях самоубийство провоцирует смерть любимого домашнего животного. Я знал пациентку, которая всю жизнь гнала от себя мысли о суициде, прибегая к обществу кошек; она настаивала, что все они (их было шесть или семь) являются той самой кошкой, которая была у нее в детстве. Внешне они могли выглядеть по-разному, но в каждой жила душа той самой первой кошки. Благодаря последовательным реинкарнациям она всегда оставалась с ней, даря любовь, спокойствие и душевный комфорт.

Иногда в обеспечении внутреннего равновесия пациенты не зависят от других людей. В этом случае источником их стабильности является работа. Примером может служить история ребенка, выросшего в эмоционально холодной и отстраненной семье. Еще в начальной школе у него появилась страсть к учебе. Он был необычайно одаренным мальчиком, отлично закончил школу, институт и аспирантуру. Его личная жизнь всегда представляла собой некий хаос; люди для него значили очень мало, он относился к ним как к источнику удовлетворения физических потребностей. По словам жены она чувствовала себя «сэндвичем с ветчиной». Однако, в профессиональной деятельности этот мальчик — к тому времени уже известный профессор — был выдающимся человеком. Учеба, а затем преподавание являлись для него всем. Поэтому неудивительно, что увольнение повлекло за собой кризис, который едва не привел к самоубийству. Проблема разрешилась, когда освободилось место в лаборатории коллеги, давшее ему возможность продолжения исследований и проведения семинаров.

Третьим классом ресурсов поддержки являются ценные для человека аспекты его «я». Чаще всего ими являются часть тела или функция организма — пациент не воспринимает их как прочно связанные с остальной, обесцененной частью своего «я». Один пациент, погруженный в изоляцию бухгалтер, страдавший паранойей и хроническими суицидальными тенденциями, продолжал жить только благодаря страсти к бегу трусцой. После ежедневной пробежки он принимал душ и вставал перед зеркалом. Сама мысль об уничтожении атлетически прекрасного тела казалась ему немыслимой. Можно сказать, что его тело было внешним ресурсом поддержки, поскольку отражение в зеркале не воспринималось им как часть собственного «я». Однако оно и не переживалось в качестве внешнего объекта. Оно служило своего рода переходным объектом, поддерживавшим его жизнь.

Важно не только выяснить, какой конкретный ресурс поддержки отказал или угрожает подвести пациента, но и узнать о наличии значимого человека, который желает ему смерти. После самоубийства пациента весьма часто обнаруживают, что кто-то из родственников игнорировал суицидальные угрозы или как-то иначе своим бездействием способствовал наступлению его смерти.

В формулировке риска самоубийства можно выделить следующие основные моменты: определение, кто или что необходимо пациенту для продолжения жизни и является ли этот ресурс доступным, временно недоступным, безнадежно утраченным или имеется угроза его существованию. От отчаяния пациента спасает доступность внешних ресурсов. Однако не менее важным является вопрос, способен ли он оценить эти ресурсы, схватиться за них и использовать, чтобы остаться в живых. Некоторые пациенты испытывают столь сильную боль, что вообще теряют связь с внешним миром и думают только о бегстве от страданий. Рука помощи может быть протянута, но не принята.

Типы и виды суицидального поведения

Существует 2 вида проявлений суицидального поведения:

1. Внутренние.

  • Пассивные мысли.
    Человек задумывается о смерти, но не о самоубийстве. Он считает, что жить ему незачем, его уход никого не расстроит. Появляются фантазии о том, что жизнь внезапно оборвется, например, во сне.
  • Замыслы.
    Появляются конкретные мысли о суициде. Больной выбирает способ самоубийства, задумывается о месте и времени действия.
  • Намерения.
    Принимается окончательное решение. Человек начинает воплощать свой замысел.

Эти три этапа могут завершиться за несколько минут или растянуться на месяцы и даже годы.

2. Внешние.

  • Истинные.
    К желанию покончить с собой приводят долгие размышления о смысле жизни и существующих проблемах. Самоубийство кажется единственным выходом. Решение о суициде продуманное и осознанное. Больной никому не говорит прямо о своих мыслях, поэтому его смерть часто становится полной неожиданностью для окружающих. Хотя по его поведению можно заподозрить, что что-то не так.
  • Демонстративные.
    Заключаются в намеках и открытых угрозах совершить суицид. В этом случае самоубийца обычно не собирается сводить счеты с жизнью. Он лишь хочет быть услышанным окружающими или получить от них что-то. Такой человек не умеет идти на диалог, выстраивать нормальные отношения. Если попытки обратить на себя внимание заканчиваются смертью, это, как правило, трагическая случайность.
  • Скрытые.
    Такие поведенческие проявления присущи тем, кто не решается сознательно причинить себе боль или понимает, что самоубийство – это не выход. Тем не менее больные стараются приблизить смерть, часто неосознанно. Они занимаются экстремальными видами спорта, водят машину в состоянии алкогольного опьянения или на высокой скорости, перебегают оживленные трассы, подсаживаются на наркотики.

Причины суицидального поведения

Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.

1. Личные взаимоотношения:

  • детские психологические и физические травмы;
  • жестокое или равнодушное отношение родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • случаи суицидов среди близких;
  • проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
  • непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
  • развод и расставание с любимым;
  • развод родителей;
  • смерть близкого;
  • измена партнера;
  • несчастная или неразделенная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
  • пережитое сексуальное насилие.

2. Социальное взаимодействие:

  • проблемы и травля в коллективе;
  • избыточные нагрузки на работе и учебе;
  • невозможность наладить контакт с окружающими;
  • влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
  • вынужденная социальная изоляция.

3. Антисоциальное поведение:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
  • стремление к самонаказанию.

4. Материально-бытовые трудности:

  • потеря работы;
  • потеря денег;
  • низкий материальный достаток в семье;
  • проживание в неблагоприятных бытовых условиях.

5. Физическое состояние:

  • хронические боли;
  • неизлечимые патологии;
  • особенности внешности;
  • психические заболевания.

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

Читайте также:  Размер диапазона величины пособия по безработице в 2022 году

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.

Очень редко бывает так, что о готовящемся самоубийстве не знает никто из окружения подростка — ни друзья, ни члены семьи. Он может заявлять об этом как открытым текстом, так и намеками, предупреждая, что устал от этой жизни и думает только о смерти. 75% всех самоубийц подают некие предупреждающие сигналы о своих намерениях. К любым угрозам и попыткам суицида нужно относиться серьезно. Важно понимать, что таким образом подросток просит о помощи.

Практически всегда суицид — следствие не одной проблемы, а нескольких.

Аффективный суицид предотвратить очень сложно, для этого надо находиться рядом. Но если решение об уходе из жизни продумывается и планируется, у близких больше шансов заметить проблему и принять меры. Этому шагу, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поисков выхода. Если подросток совершил одну попытку суицида, это не значит, что она обязательно повторится.

В каких случаях родителям следует внимательно отнестись к ребенку? Какие сигналы неблагополучия важно не пропустить?

Почему люди совершают самоубийства?

Но его утрата – хоть и необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести определенный смысл, и тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. И, наконец, часто события, толкающие к самоубийству, наносят мощный удар по ценностям человека.

Решение совершить самоубийство — это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек самоубийство, то видит в нем не просто действие, ведущее к смерти, но и определенный поступок, несущий «мессадж» для людей, вызывающий их отношение, оценки и мнения.

Типы суицидального поведения

Существует пять основных типов смысла самоубийства: «протест», «призыв», «избежание», «самонаказание», «отказ».

«Протест» — это желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

«Призыв» — это крик о помощи, о недостатке внимания. Смысл самоубийства такого рода – вызвать своей смертью сочувствие, сострадание окружающих.

«Избежание» ставит перед собой цель уйти от страдания или наказания. Так, например, пускает пулю в лоб человек, растративший общественную казну.

«Самонаказание» — нечто вроде диалога двух «я»: судьи и подсудимого. Моральный смысл такого суицида – искупление вины («нет, после такого поступка я не достоит жить»).

«Отказ»: здесь цель самоубийства и мотив поведения почти совпадают, а потому и смысл самоуничтожения можно характеризовать как полную капитуляцию.

Причины роста уровня самоубийств.

Данные о долгосрочной динамике уровня самоубийств и сравнение их уровня в развитых и развивающихся странах демонстрируют парадокс: счеты с жизнью чаще сводят в более развитых странах.

Среди множества причин, которые влияют на повышение частоты выбора добровольной смерти, необходимо подчеркнуть те, которые связаны с общими тенденциями развития человеческой цивилизации.

1. Ослабление социальной интеграции и социальных связей.

По мере развития человеческой цивилизации росла и численность отдельных человеческих сообществ. Чем меньше был круг людей, входящих в сообщество, тем теснее были объединяющие их связи. Поэтому бедные общества с высокой степенью коллективизма демонстрируют низкий уровень самоубийств. В модернизированном обществе число живущих по соседству людей неимоверно возросло, однако социальных связей между ними стало заметно меньше. Раньше в небольшой группе хорошо знакомых людей человек чувствовал себя частью сообщества, теперь он ощущает себя одиноким среди многомиллионной толпы незнакомцев. Растущее одиночество служит одной из наиболее распространенных причин самоубийств в современную эпоху.

2. Снижение роли традиционных религий с одновременно возросшим числом разного рода культов и сект.

Одним из мощнейших факторов сдерживания числа самоубийств в истории человечества выступают религиозные запреты, типичные для авраамистических религий (христианство, иудаизм, ислам). Религиозные запреты испокон веков не подлежали обсуждению или сомнению. Тот рост уровня самоубийств, который наблюдается в новое время, во многом связан с усилением религиозного безразличия и атеистических настроений. Люди не хотят больше воспринимать на веру религиозные догмы и стремятся к самостоятельному мышлению. Однако жить «своим умом» удается далеко не каждому.

С другой стороны, в 20 в. возникает большое количество культов, которые, используя элементы традиционных обрядов, не только не стремятся оградить человека от самоубийства, но наоборот, потворствуют ему. Для многих культов («Народный храм» Джима Джонса, «Ветвь Давидова» Виктора Гутева) добровольный отказ от жизни так же естественен для спасения своей души, как для христианина – соблюдение всех заповедей.

3. Рост разрыва между обыденной жизнью и идеалами массовой культуры.

С развитием научно-технического прогресса люди получили дополнительные возможности проявлять присущую им индивидуальность. Но одновременно с ростом индивидуализма возникает противоположная тенденция – складывается массовая культура, которая начинает диктовать каждому человеку общие для всех идеалы жизни. Благодаря СМИ и шоу-бизнесу тиражируются образцы жизненного успеха и благополучия. Несоответствие этим критериям воспринимается многими людьми не как проявление своей индивидуальности или временные неурядицы, а как личностная несостоятельность и трагедия. Самоубийство, таким образом, становится одной из возможных реакций на несоответствие эталону массовой культуры.

4. Рост благоустроенности при одновременном росте бытовых стрессов.

Ученые давно заметили парадоксальный феномен – если остро встает проблема выживания (во время войн, эпидемий), то это автоматически приводит к повышению ценности отдельно взятой жизни и снижению уровня самоубийств. Именно комфорт и благополучие чаще приводят к самоубийству, чем их отсутствие. Дело в том, что высокий уровень жизни «покупается» в обмен на усиление повседневного стрессового фона. Поэтому кажущееся спокойствие и налаженность жизни в развитых странах обуславливает более высокий уровень самоубийств, чем в бедных странах.

Эту же закономерность можно проследить на примере одной страны. Например, в США уровень самоубийств устойчиво рос в 1900–1920-е, когда страна развивалась весьма успешно; затем Великая Депрессия, Вторая мировая война и «атомный психоз» 1950-х вызвали резкое падение желания американцев добровольно уходить из жизни; когда же в 1960-е начался новый устойчивый взлет качества жизни, то «платой» за это стал взлет и частоты самоубийств (рис. 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *