Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифы страховых взносов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Общий тариф страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).
Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):
- 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – свыше предельной величины.
Льготы по страховым взносам для субъектов МСП
Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
- организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».
Как это будет выглядеть в отчетности
Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:
Отчетность |
Срок предоставления с 2023 г. |
РСВ |
Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом |
Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц |
Не позднее 25-го числа следующего месяца |
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
С 2023 года будет установлен единый тариф по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Напомним, что в ИФНС уплачиваются взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ с выплат работникам.
По общему правилу единый тариф, в который войдут все налоги с зарплаты в 2023 году, будет установлен в следующих размерах:
- 30% – для взносов, исчисляемых в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – для взносов, исчисляемых свыше установленной единой предельной величины базы.
Как видим, базовый тариф в пределах лимита не меняется. Сейчас работодатели тоже в общем случае платят взносы суммарно по тарифу 30%, но этот налог состоит из 3-х частей:
Назначение взноса | Отчисление в процентах |
на ОПС | 22% |
на ОМС | 5,1% |
на ВНиМ | 2,9% |
Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»
Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.
«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.
Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.
Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.
Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.
Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.
Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.
Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.
Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.
Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.
Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.
Пониженные тарифы страхвзносов в 2022 году
В 2022 году субъекты МСП в сфере общепита получили новые льготы по страхвзносам, при условии, что они соответствуют критериям, указанным выше по коду ОКВЭД, среднесписочной численности, размеру доходов и среднего заработка.
Иные компании, включенные в реестр МСП, имеют право применять пониженные тарифы. Их размер — 15% с выплат сверх МРОТ (аа. 17 п. 1 ст. 427 НК). А в пределах лимита страхвзносы считаются по стандартной ставке 30%.
Для перехода на льготные тарифы страхвзносов субъекты МСП не подают заявление. Кроме того, право на сниженные тарифы не зависит от кода ОКВЭД, указанного в реестре МСП (Письмо ФНС от 12.08.2020 г. № СД-4-3/12972). Для использования права необходимо лишь быть включенным в реестр МСП.
Расчет страхвзносов для этих плательщиков производится таким образом:
Часть зарплаты в пределах МРОТ |
Часть зарплаты свыше МРОТ |
|
Тариф взносов для субъекта МСП |
|
|
Общий размер тарифов по страхованию |
30% в пределах МРОТ |
15% с суммы зарплаты свыше МРОТ |
Санкции за несвоевременную уплату СТВ
Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:
- при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
- некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
- иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.
Штрафы:
Нарушение | Штраф, % от неуплаченной суммы |
Просрочка в предоставлении отчетности | 5,0
Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа |
Занижение базы – основы для определения размера СТВ | 20,0 |
Умышленная неуплата СТВ | 40,0 |
Дополнительные страхвзносы: процент отчисления в Пенсионный фонд
Работа на вредном или опасном производстве дает гражданам право на досрочный выход на пенсию. Работодателями, выплачивающими таким сотрудникам доходы. Должны начисляться дополнительные страховые «пенсионные» взносы. Тарифы таких допвзносов установлены ст. 428 НК РФ – на их размер влияет класс опасности, определенный в результате спецоценки условий труда (СОУТ).
Размер страховых взносов в ПФР по доптарифам:
Класс опасности (по результатам спецоценки) |
Подкласс условий труда |
Тариф |
Опасный (4) |
4 |
8% |
Вредный (3) |
3.4 |
7% |
3.3 |
6% |
|
3.2 |
4% |
|
3.1 |
2% |
|
Допустимый (2) |
2 |
0% |
Оптимальный (1) |
1 |
0% |
Функциональные особенности внебюджетных фондов
Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.
Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.
К функциям государственных внебюджетных фондов относят:
- влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
- обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
- оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
- предоставление денежных займов для иностранных государств.
Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.
ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.
Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.
Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:
- ВБФ имеют целевую направленность;
- средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
- большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
- имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;
Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:
- Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
- Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
- ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
- Правовой режим денежных средств.
- Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.
Что касается пониженной ставки
В соответствии со ст. 427 НК РФ для некоторых плательщиков определены пониженные страховые тарифы, а именно:
- для субъектов предпринимательской деятельности в сфере ИТ-технологий;
- для предприятий, выплачивающих заработную плату и иные вознаграждения членам экипажей судов, числящихся в международном реестре судов РФ;
- организации non-profit (кроме государственных/муниципальных учреждений), на УСНО, чья деятельность входит в список п. 1 ст. 427 НК РФ;
- благотворительные организации на УСНО;
- иные организации и субъекты предпринимательской деятельности, поименованные в ст. 427 НК РФ.
Согласно Федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства могут уплачивать страховые взносы по пониженной ставке с 1 апреля 2020 года, с условием, что до 1 апреля 2020 года они были включены в соответствующий реестр.
Как работает пониженная ставка:
- До зарплаты в размере 1 федерального МРОТ применяется обычная ставка 30%;
- Свыше зарплаты 1 федерального МРОТ применяется пониженная ставка 15% (10% на ОПС, 5% на ОМС, 0% на ОСС).
Страховые взносы за сотрудников в 2021 году
Взысканию страховых платежей подвергаются все легальные открытые доходы трудоспособного населения, полученные как оплата труда или выплаты, установленные налоговым или трудовым кодексом. А именно:
- премии;
- дополнительные поощрения, выраженные в денежной форме;
- заработная плата;
- оплата за использование интеллектуальной собственности.
Несмотря на ожидаемое повышение тарифов с 5,1% до 5,9%, соответствующий законопроект все же не был принят на рассмотрение. Взнос оплачивается с любого поступления работнику, независимо от уровня его дохода. Предельный размер не установлен.
Этот тариф немного различается для определенных категорий лиц, проживающих на территории России. Стандартные выплаты в пределах установленного НК РФ лимита включительно составляют 2,9%. Если он превышен – сбор не взимается. Максимальная годовая сумма ОСС на случай травматизма, получения инвалидности, профессиональных заболеваний или рождения ребенка – 865 тыс. руб. Эти тарифы распространяются на:
- граждан государства;
- иностранцев без гражданства, не являющихся квалифицированными работниками;
- граждан государств Евразийского экономического союза;
- специалистов из стран-участников ЕЭС, которые временно или постоянно проживают в России;
- людей без гражданства, временно или постоянно пребывающих на территории государства, являясь высококвалифицированными работниками.
Исключение составляют иностранцы, временно проживающие в России, которые не являются при этом квалифицированными специалистами. Для них выплаты до достижения лимита включительно составляют 1,8%, свыше него – не снимается взнос.
Важно, что если до 15 апреля не подтвердить свой вид предпринимательской деятельности, то ФСС установит его автоматически на самом высоком уровне. Изменить его не получится вплоть до конца текущего отчетного года.
Для всех категорий населения этот вид страхования остается одинаковым. До установленного НК РФ предела он составляет 22%.
Максимальный годовой объем отчислений равняется 1 млн. 150 тыс. руб. Если этот размер превышен, ежемесячный платеж – 10%. Несмотря на то, что в 2021 году планировали отменить граничную норму страховых взносов, данный законопроект принят не был.
Даже если предприниматель в данный момент отошел от дел, не получает прибыль или вообще несет убытки, обязательные фиксированные взносы для него не отменяются. Он обязан вносить их в соответствии с временем своей регистрации как ИП. Исключение составляют определенные периоды:
- призыв на срочную службу в вооруженные силы;
- уход за пожилым родственником или человеком с инвалидностью;
- нахождение с супругом, состоящим на военной службе, в местах, где нет возможности продолжать вести предпринимательскую деятельность даже удаленно;
- отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 года;
- выезд за границу из-за дипломатической деятельности супруга, состоящего на государственной службе.
В это время ИП освобождается от обязательных сборов, но необходимо предоставить документальное подтверждение. Отсутствие дохода на вышеперечисленных основаниях должно быть отражено в налоговой декларации.
Большинство льгот на снижение обязательных взносов отменят, оставив общий тариф 30% для всех. Раньше планировали повысить его до 34%, но в итоге пока ставка зафиксирована на этом уровне бессрочно. Это сделано на основании Федерального закона от 03.08.2018. Есть исключения, для которых предусмотрена упрощенная система налогообложения в течение 6 лет с 2021 по 2026 годы.
Пониженные тарифы рассчитываются для отдельных категорий предпринимателей и организаций.
- Благотворительные и некоммерческие организации уплачивают только сборы для Пенсионного фонда в размере 20%.
- Государственные и муниципальные учреждения, работающие в сфере оказания социальных услуг населению (медицина, искусство, культура, общественный спорт, образование), а также организации, работающие в сфере научно-технических разработок и исследований. Для них тоже предусмотрен только пенсионный страховой взнос 20%.
- IT-компании, занимающиеся созданием и внедрением нового программного обеспечения или баз данных, их модификацией, тестированием и обеспечением сопровождения. Для них устанавливаются отдельные тарифы – 8% в ПФ, 2% на социальное страхование и ОМС – 4%.
- Организации, выплачивающие какие-либо денежные вознаграждения членам экипажа торговых судов или тех, что состоят в военно-морской службе Российской Федерации, освобождаются от страховых выплат вообще. Исключением являются только транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов.
- Компании или студии, создающие анимационную, кинематографическую или любую другую медийную продукцию, платят 8% в Пенсионный фонд, 2% в ФСС и 4% для медицинского страхования.
- Организации, принимающие участие в проекте «Сколково» ограничиваются только отчислениями на ПФ в размере 14 %.
- Для ИП, проживающих и ведущих предпринимательскую деятельность на территории особой свободной экономической зоны Крыма и Севастополя установлены тарифы 6%, 1,5% и 0,1%. Это ПФ, ФСС и ФОМС соответственно.
- ИП, работающие в особой экономической зоне Калининградской области – 6, 1,5 и 0,1%.
- Представители свободного порта Владивосток – 6, 1,5 и 0,1%.
Виды платежей, которые совсем не облагаются страховыми взносами, обозначены соответствующей статьей 422 НК РФ, в которой и можно найти их полный перечень.
Просрочил – плати штраф
За нарушения правил порядка отчисления и уплаты во внебюджетные фонды предусмотрены различные меры ответственности. Если страховые взносы уплачиваются при более поздних сроках, начисляются пени. За каждый день они составляют одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка на означенный период. Причем пени могут взыскать принудительно, сняв их с банковских счетов неплательщика или за счет его имущества.
К злостным физическим или юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты во внебюджетные фонды, может быть применена и более суровая мера – штраф. Его накладывают в случае неполной уплаты сумм страховых взносов, либо намеренного искажения отчетности. Это 20 процентов от суммы недоимки, в более серьезных случаях штраф может достигнуть 40 процентов от не заплаченной суммы. Сумма штрафа зависит от числа календарных дней, за которые совершена просрочка.
Объем средств, выделяемых на социальную поддержку граждан, напрямую зависит от уровня экономического развития страны. Фонды финансирования социальных программ формируются из национального дохода, который в свою очередь создается трудоспособным населением, а затем перераспределяется через бюджетную систему и внебюджетные фонды.