Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке движения тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая в настоящее время методика по приёму экзаменов в инспекциях Гостехнадзора соответствует Инструкции «О порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утверждённой Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 807.
Методика, применяемая в Гостехнадзоре при сдаче экзамена
Экзамены сдаются в следующей последовательности:
- по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
- по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получающих квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
- по правилам дорожного движения — теория;
- комплексный (по практическим навыкаем вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.
Билеты по эксплуатации содержат от 5 до 15 вопросов в зависимости от категории трактора или машины, билеты по ПДД содержат 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до шести ответов, один из которых правильный.
Для ответа на каждый билет предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на вопросы всех билетов.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители не сдал, хотя бы один билет. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
Билет считается не сданным, если превышено время экзамена или даны неверные ответы на:
- 2 вопроса, если в билете менее 8 вопросов;
- 3 вопроса, если в билете 8 и более вопросов.
Информация о правильности ответов на вопросы билетов будет показана на экране Вашего монитора только по окончании ответа на вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных Вами и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
В инспекциях Гостехнадзора, повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. На нашем же сервисе Вы можете начать повторный экзамен в любое время, как после неудачной, так и после успешной попыток сдачи.
Билеты ПДД на самоходные машины
Экзаменационные билеты по правилам дорожного движения:
Особенности тротуаров и обочин как элементов дороги:
- это элемент дороги;
- это только обочина;
- не элемент дороги.
Многие вопросы в билетах представлены в виде иллюстраций, но это не означает, что отвечать по ним будет проще. Задания представляют собой вопросы одинаковой сложности.
Должен водитель самоходной машины уступать дорогу пешеходам:
- должен;
- не должен.
Есть преимущества у техники с включенным проблесковым маячком:
- есть;
- нет.
Должен ли водитель трактора уступать дорогу водителю грузового автомобиля:
- должен;
- не должен.
Значение желтого мигающего сигнала светофора:
- нерегулируемый перекресток;
- скорое включение красного сигнала;
- скорое включение зеленого сигнала.
Дистанционная сдача теоретического экзамена
221. По желанию заявителя органом гостехнадзора должна быть предоставлена возможность участия в теоретическом экзамене в дистанционной форме.
Первое важное нововведение — это возможность сдачи теоретического экзамена в дистанционной форме. То есть, если кандидат в водители желает сдать экзамен дистанционно, то ему должна быть предоставлена такая возможность.
Однако нормативный документ не дает никакой дополнительной информации о том, как именно должна быть организована дистанционная сдача. Ведь, например, если экзамен можно будет сдать из дома, то никто не сможет гарантировать того, что давать ответы на вопросы будет сам кандидат в водители, а не другой человек.
Безусловно, дистанционная сдача экзамена — это полезное нововведение. Однако пока что остается непонятным, как именно должна быть организована эта процедура.
Отмена экзамена по ПДД для лиц, имеющих водительское удостоверение
291. Лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение, освобождаются от проверки знаний, указанных в подпункте «ж» пункта 29 настоящих Правил.
ж) Правил дорожного движения Российской Федерации и ответственности за их нарушения.
Новый пункт 291 говорит о том, что если человек уже имеет водительское удостоверение, выданное ГИБДД, то при получении удостоверения тракториста-машиниста в Гостехнадзоре ему не требуется отвечать на вопросы, относящиеся к ПДД.
Обратите внимание, что это не означает, что кандидат полностью освобождается от теоретического экзамена. Он освобождается только от вопросов, относящихся к ПДД. Вопросы из остальных разделов следует сдать.
Какая нужна категория водительских прав
Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).
Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):
- либо удостоверением тракториста-машиниста;
- либо временным удостоверением.
В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:
Категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста | Подкатегория | Какой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов |
A | A1 | Мотовнедорожники |
A2 | Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг | |
A3 | Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг | |
A4 | Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров | |
B | Самодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт | |
C | Самодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт | |
D | Колесная от 110,3 кВт и более | |
E | Гусеничная от 25,7 кВт и более | |
F | Самодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ |
Новые правила для СИМ
Какие ограничения ввели для электросамокатов?
С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и аналогичные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо — СИМ). Максимально разрешённая скорость для них составит 25 км/ч. При этом если водитель СИМ создаёт помехи для пешеходов, он обязан спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет перед ним приоритет.
Водителям СИМ запрещено:
— управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
— возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, имеющих более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
— буксировать СИМ или буксироваться ими самому. Буксировать можно будет только специальные прицепы для СИМ;
— ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».
Нужны ли водительские права для СИМ?
Согласно нормам, для управления СИМ не понадобятся водительские права. Однако инспекторы могут направлять водителей на медосвидетельствование в случае подозрения на алкогольное опьянение. Поэтому ездить на электросамокатах и других СИМ пьяным будет нельзя.
Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?
При получении водительских прав владелец одного или нескольких транспортных средств получает возможность законно использовать свое движущееся имущество по дорогам общественного пользования. При этом в правах четко указаны те категории транспортных средств, которые имеет право водить человек. Так, категория «B «свидетельствует о том, что водитель получает право водить легковые автомобили, весом до 3,5 т. Для транспортных средств в большей массой, в том числе тракторов, должна быть открыта категория «C».
Полученные водительские права дают возможность управлять всеми имеющимися в распоряжении транспортными средствами, но только при условии наличия открытых соответствующих категорий. Соответственно, в случае конфискации водительских прав, человек лишается законного права управлять всеми, без исключения, имеющимися в его собственности, транспортными средствами. В связи с этим можно уверенно утверждать, что при лишении прав на вождения автомобиля, человек автоматически лишается возможности использовать трактор на дорогах общественного пользования.
Важные моменты по самоходным машинам
Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.
Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.
Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.
При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.
Характеристики спецтехники
Помимо основных классификационных признаков (по сфере применения, по типу передвижения, по типу машин), спецтехника имеет ряд определенных характеристик, которые необходимо учитывать при ее покупке:
- Размеры (длина, высота, ширина). Особенно важно учитывать размеры при покупке спецтехники для использования в ограниченном пространстве (в городских условиях, в густых лесных насаждениях и пр.).
- Масса. В техпаспорте любого ТС указывается полная масса вес машины с максимальной загрузкой. Соответственно, чем ниже собственная масса спецтехники, тем больший вес груза она может перевезти. Также на многих региональных и федеральных трассах существует ограничение по массе тяжелые ТС не могут самостоятельно передвигаться по этим дорогам.
- Мощность (грузоподъемность).
- КПД. Чем выше КПД, тем лучше. Другими словами, производители стремятся повысить эффективность работы спецтехники, добиваясь максимального результата при минимальных затратах.
- Дополнительное оборудование. Обычный трактор сам по себе не несет особой ценности. Но ситуация кардинально меняется, если использовать его в комплексе со специальным навесным оборудованием с его помощью можно перевозить грузы, обрабатывать землю, убирать урожай и т.д.
- Степень инновации. Чем современнее оборудование, тем оно эффективнее. Новейшие разработки призваны удовлетворять растущие запросы покупателя, повышать эффективность работы машин и агрегатов.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?
При получении водительских прав владелец одного или нескольких транспортных средств получает возможность законно использовать свое движущееся имущество по дорогам общественного пользования. При этом в правах четко указаны те категории транспортных средств, которые имеет право водить человек. Так, категория «B «свидетельствует о том, что водитель получает право водить легковые автомобили, весом до 3,5 т. Для транспортных средств в большей массой, в том числе тракторов, должна быть открыта категория «C».
Полученные водительские права дают возможность управлять всеми имеющимися в распоряжении транспортными средствами, но только при условии наличия открытых соответствующих категорий. Соответственно, в случае конфискации водительских прав, человек лишается законного права управлять всеми, без исключения, имеющимися в его собственности, транспортными средствами. В связи с этим можно уверенно утверждать, что при лишении прав на вождения автомобиля, человек автоматически лишается возможности использовать трактор на дорогах общественного пользования.
Можно ли получить тракторные права, если лишен водительских прав?
Этот вопрос очень распространен не только среди начинающих, но и среди опытных фермеров. Как уже было сказано выше, лишение водительских прав на использование автомобиля автоматически запрещает водителю управлять и имеющемся в его распоряжении трактором. Но можно ли получить отдельные права для вождения исключительно трактора. Ответ довольно прост – Законодательство не запрещает этого делать.
Для этого потребуется подготовить перечень следующих документов:
- заявление, заполненное от руки в соответствии с образцом;
- справка, подтверждающая отсутствие проблем со здоровьем;
- паспорт или его копию;
- фотографии необходимых размеров;
- если необходимо – водительское удостоверение для получения категорий AII, AIII и AIV;
- документ, подтверждающий то, что человек знает правила дорожного движения на трактор.
Следует сразу отметить, что ПДД на трактор не сильно отличается от правил дорожного движения на автомобиле. Во время обучения курсанта его учат особенностям эксплуатации трактора, которые немного отличаются вождения автомобиля. При этом расшифровка дорожных знаков, дорожной разметки и других правил остается без изменений. Чтобы сдать тракторное ПДД, будущему трактористу следует обращаться в ближайший отдел Гостехнадзора, имея при себе справку о прохождении курса и заранее подготовленное заявление. Выдачей тракторных прав также занимается Гостехнадзор.
Получив необходимые документы, многие лишенные прав на вождение автомобиля люди спешат пересесть на трактор. Однако делать это категорически нельзя, ведь, как уже было сказано выше, в результате лишения водительских прав человек автоматически лишается права управлять трактором, даже если он получил для этого отдельные тракторные права.
Что такое тракторная и самоходная техника?
Данной разновидностью техники принято считать самодвижущиеся машины, оснащенные двигателем и предназначенные для выполнения следующего перечня работ:
- сельскохозяйственные (основное назначение);
- дорожно-строительные;
- промышленные;
- транспортные;
- землеройные и др.
Отличительные черты тракторов — невысокая скорость движения и большая сила тяги. Основные элементы такой техники: двигатель, ходовая часть, трансмиссия, механизмы управления, основное и вспомогательное оборудование.
Основные категории самоходных тракторов по типу используемых двигателей:
- Колесные. Главная особенность этих машин — возможность их применения на асфальтированных дорогах. Однако на грунте сила тяги уменьшается, а на рыхлой почве — и вовсе транспортное средство может буксовать. Эта проблема решается за счет приводов на все колеса. Но такие машины слишком уплотняют землю при передвижении по полю.
- Гусеничные. Для них характерна большая сила тяга, нежели у колесных, невысокая скорость движения (5-40 км/ч), уменьшенное давление на грунт, невозможность движения по асфальтированным дорогам (за исключением моделей с резинотросовыми гусеницами). Все эти свойства делают гусеничную технику незаменимой для работы в сельском хозяйстве.
Какие соответствуют знаки
Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.
Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.
Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.
Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:
- распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
- не распространяются на самодвижущуюся технику;
- или распространяют свое действие именно на самоходные машины.
Литература для сдачи экзамена
Сейчас удастся найти множество учебных пособий, где представлены билеты на разные категории тракторных прав. Некоторые из них имеют комментарии к вопросам и ответы на все экзаменационные билеты тракториста-машиниста, что поможет лучше подготовиться к аттестации в Гостехнадзоре. Что можно изучить перед экзаменом:
- экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин (есть книги для разных категорий), утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- сборник Нормативно-методических материалов для органов Гостехнадзора;
- брошюра «Механизатору о правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста»;
- книга «Требования, предъявляемые к тракторам сельскохозяйственным и лесопромышленным при обязательной сертификации».
Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка
Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:
- Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
- Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
- Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
- Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
- Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
- Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
- Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
- Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
- Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
- Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)