Договор поставки товаров для государственных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор поставки товаров для государственных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответственность при поставке для государственных и муниципальных нужд устанавливается согласно общим правилам о договорной ответственности. В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наряду с возмещением убытков возможно взыскание неустойки (пени, штрафа). Значительная существенность поставки для государственных и муниципальных нужд определила довольно обширное использование законной неустойки и увеличенную как преддоговорную ответственность54, так и в целом ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее осуществление некоторых обязанностей. Так, например, при безосновательном уклонении поставщика от заключения контракта поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, установленной в проекте контракта.

Договор поставки товаров для государственных нужд

1. Значение и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют как участники гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК). Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Следует отметить, что для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. Потребности государства определяются исходя из необходимости реализации федеральных государственных программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

Государственные и муниципальные предприятия при ведении своей деятельности, а также в целях рационального использования финансирования должны производить закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Гражданским кодексом РФ. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.506-522 ГК РФ).

Государственные и муниципальные нужды – это потребности соответствующей организации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функции, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со сметами расходов данной организации в пределах лимитов бюджетных ассигнований. Государственные и муниципальные предприятия должны заключать договор поставки путем проведения торгов. Это необходимо для создания конкуренции с целью закупить товары, услуги по ценам, качеству и характеристикам, заявленными в документации для проведения таких торгов.

Необходимость обеспечения интересов государства в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве отдельного, самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров. Обязательства же по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров. Правовое регулирование и рассмотрение особенностей договора поставки товаров для этих нужд является основной целью данной курсовой работы.

Непосредственным объектом исследования является договор поставки товаров (государственный контракт) для государственных или муниципальных нужд.

Задачами данной курсовой работы являются:

  • дать понятие договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
  • определить значение и сферу применения данного договора (контракта)
  • исследовать источники правового регулирования договора поставки товаров.
  • изучить субъекты данного договора.
  • рассмотреть порядок заключения, исполнения и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта и договора поставки товаров для нужд государства и муниципалитетов.
Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями. Во-первых, к отношениям по поставке товаров для нужд государства и муниципалитетов субсидиарно применяются первоначально нормы § 3 главы 30 ГК РФ «о договоре поставки товаров», а затем общие положения § 1 главы 30 ГК РФ «о купле – продаже», при отсутствии соответствующих специальных правил. Во-вторых, эти отношения, в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле — продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров (п. 2 ст. 525 ГК РФ).

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, их числу относятся следующие акты:

  • Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г.№ 60-ФЗ, действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд;
  • Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г № 79-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания государственных материальных резервов;
  • Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ, которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем как для федеральных, так и региональных государственных нужд;
  • Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупки для государственных или муниципальных нужд оформляются государственными (муниципальными) контрактами и договорами поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Чтобы заключить государственный или муниципальный контракт необходимо заполнить проект контракта, который был изначально приложен к извещению о закупке, включить информацию о победителе, предложенную им цену и в некоторых случаях — характеристику поставляемой продукции из заявки. Заполненный проект контракта необходимо направить поставщику (исполнителю) для подписания. Получить обратно подписанный им контракт и обеспечение его исполнения. Проверить документы и подписать контракт.

Поставщик или исполнитель обязан заключить госконтракт если он принял, доведенный до него заказчиком заказ, либо стал победителем проведенного конкурса для размещения этого заказа. В отдельных случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) госзаказа является обязательным для него. Например, федеральное казенное предприятие не может ни при каких условиях отказаться от доведенного до него госзаказа. Коммерческие организации различных организационно — правовых форм, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, обязаны принять доведенный до них госзаказ, а следовательно и заключить контракт на поставку этих товаров. При этом оговариваются условия возмещения гозаказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.[4]

В статье 529 Гражданского кодекса Российской Федерации подробно расписан порядок и сроки заключения государственного контракта. А именно проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект госконтракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.

Если же была проведена электронная процедура, то контракт заключается в электронной форме и все взаимодействие сторон и урегулирование возможных разногласий проходит на электронной площадке. После бумажных процедур контракт заключается на бумаге.

Если сторона – исполнитель готова заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком, то в этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику, либо составляет протокол разногласий к контракту и передает на согласование госзаказчику. 30 дней предоставляется заказчику для рассмотрения протокола разногласий к контракту.

Здесь также возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии редакции контракта с его условиями, или отклонить протокол разногласий. В случае отклонения протокола разногласий, а также при истечении тридцатидневного срока, заключение которого является обязательным для госзаказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной на рассмотрение арбитражного суда в течение 30 дней.

Сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о принуждении к заключению госконтракта. Государственный контракт должен быть оформлен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов. Данная норма указана в пункте 4 статьи 528 ГК РФ.

Контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). При этом должно быть выдано государственным заказчиком извещение о прикреплении которое будет служить основанием для заключения договора поставки непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем.[5]

Получив вышеуказанное извещение поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить проект договора покупателю. Если покупатель направит поставщику подписанный проект договора, но с протоколом разногласий, поставщик должен согласовать протокол и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть также переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Уклонение поставщика предоставляет покупателю право обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора. Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При данных обстоятельствах вопрос, о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю, должен быть решен заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от него принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю.

Читайте также:  Как заменить товар на аналогичный по гарантии?

Таким образом следует вывод, что государственный контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством.

Чтобы заключить контракт с победителем торгов ему направляется проект для подписания.

Также в соответствии с контрактом, поставка товаров может осуществляться конкретному покупателю на основании извещения о прикреплении, выданного государственным заказчиком. При этом поставщик не вправе уклоняться от заключения контракта.

Способы размещения заказов

Для процесса размещения правительственного или муниципального заказа предусмотрены несколько способов:

  • разного рода торги на конкурсной основе;
  • аукцион, включая и в электронном виде;
  • запрос котировок тарифов на продукцию;
  • всевозможные товарные площадки.

Что касается третьего пункта, то стоит его рассмотреть подробнее.

Когда данные о необходимой продукции для различного рода нужд доносятся максимальному количеству исполнителей, для чего информацию оглашают на официальном сайте, а затем из числа предложенных тарифов выбирается сторона, которая выдала наименьшую цену для выполнения данного соглашения, это и считается запросом котировок цен на товары.

Замечание 1

Особое внимание законом уделяется последовательности заключения государственного или муниципального контракта (ст. 528 ГК), а также заключенному на его основании соглашению предоставления продукции для различного вида нужд (ст. 529 ГК).

Существует два пути предоставления продукции для правительственных или магистратских нужд:

  • напрямую заказчику;
  • третьему лицу, но непосредственно по распоряжению исполнителя.

Согласно ст. 532 ГК, заказчик считается поручителем по обязательству в случае, если осуществляется поставка продукции для государственных или местных нужд.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Ответственность сторон за нарушение договора поставки

Прежде всего надо сказать, что ответственность устанавливают сами стороны. Но до применения ответственности надо установить – а было ли нарушено обязательство? Выше мы говорили о том, что обязательство должно быть чётко сформулировано и установлены сроки его исполнения.

Важно!

Например, если в договоре кроме общей фразы «поставщик должен поставить товар» нет конкретики – какой именно товар, в каком количестве, куда поставить, срок поставки, то предъявить претензии поставщику за непоставку не получится.

Если же будет указано наименование товара, причём не просто «мебель», а с подробным описанием или ссылкой на модель, с обязательством продавца доставить товар в определённые сроки, то в этом случае при несоблюдении сроков можно будет применить ответственность за нарушение договора поставки. Но, какие бы ни были в договоре указаны жёсткие санкции за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки, если не сможете доказать нарушение самого обязательства, то и санкции применить не сможете.

Важно!

Самое важное – это не размер пени и штрафов, а грамотное формулирование условий договора, потому что требовать неустойку можно только в том случае, если будет доказано нарушение договора.

5.1. Поставку (отгрузку) товаров по договору Поставщик обязуется осуществлять по-месячно (период поставки): [значение] число месяца поставки в адреса каждого из [вписать нужное] получателей партиями, согласованными сторонами настоящего договора по количеству и ассортименту поставок в графике поставки.

5.2. Стороны договора согласились, что Поставщик вправе осуществить досрочную поставку товара (очередной партии товара) при наличии у него письменного (письмо, телетайп, факс, телеграмма и т.п.) согласия Покупателя. В исключительных случаях получатель, имея объективные возможности, должен принять досрочно поставленный Поставщиком товар (его партию) без согласия Покупателя.

Ответственность за возможные последствия несогласованной с Покупателем досрочной поставки партии товара по договору несет Поставщик.

5.3. Товар, поставленный Поставщиком досрочно и принятый получателем в установленном условиями договора поставки порядке, засчитывается в счет количества товара, подлежащего поставке (отгрузке) в очередном месячном периоде поставки.

8.1. Стороны договора согласились, что базисным условием поставки товара по настоящему договору является следующее: франко-вагон железнодорожной станции отправления.

Моментом передачи товара при этом является момент получения Поставщиком от перевозчика — железной дороги надлежащим образом оформленной товаро-транспортной накладной при сдаче товара (груза) к перевозке.

8.2. Поставщик обязуется одновременно с передачей партии продукции (товара) в очередном периоде поставки передать Покупателю (в лице получателей) сертификат качества на данную партию товара, необходимый получателю при хранении, перевозке, розничной реализации или переработке товара.

8.3. В случае, когда сертификат качества товара не передан Поставщиком в установленном выше порядке, Покупатель (получатель) вправе отказаться от товара и потребовать возмещения убытков.

Библиографический список

  1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование.
  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения.
  3. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: Дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2003.
  4. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Изд. Красноярского ун-та, 1998.
  5. Демкина А.В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций. М.: Норма, 2012.
  6. Иоффе С.В. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 97.
  7. Колесник О.Н. Государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд в Федеральной пограничной службе Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.
  8. Латынцев А.В. Обеспечение исполнения договорных обязательств. М., 2002.
  9. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3.
  10. Тарабаев П. Некоторые вопросы защиты прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для публичных нужд // Хозяйство и право. 2006. N 3.
  11. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Ч. 2.
Читайте также:  Как получить субсидию на оплату ЖКХ

Ответственность по договору поставки

Ответственность сторон за нарушение обязательств может наступить в случае причинения ими имущественного ущерба друг другу из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора. Гражданский кодекс предусматривает следующие виды ответственности:

  • полное или частичное возмещения убытков (ст. ст. 15, 393 ГК РФ);
  • уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • выплата пострадавшей стороне неустойки за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору (ст. 330 ГК РФ);
  • товарная неустойка или предоставление неденежного возмещения, которое должен совершить должник при нарушении обязательства.

Нарушение срока поставки

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). По факту применения этой нормы, а также п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках сформирована обширная арбитражная практика. Как правило, если доказан факт нарушения продавцом срока поставки товаров, судьи признают правомерным применение штрафных санкций. При этом они нередко снижают сумму неустойки, если считают, что ее размер несоразмерен последствиям нарушения условий контракта (см., например, Постановление ФАС ДВО от 27.02.2012 N Ф03-7188/2011).

Правила ст. 333 ГК РФ предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Для справки. Пунктом 2 ст. 16 Закона о государственном материальном резерве предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за недопоставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей. За просрочку поставки материальных ценностей с поставщика взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств.

Заключение государственного (муниципального) контракта — заманчивая перспектива для многих производителей и торговых организаций, которая может решить проблему сбыта продукции. Однако поставка товаров для государственных нужд налагает на продавцов большую ответственность: государственный (муниципальный) контракт в обязательном порядке содержит условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательства. Как правило, это не одно, а целый ряд указаний на основания применения ответственности. Таким образом, перед тем как принять решение об участии в аукционе, конкурсе, проведении запроса котировок, организация должна трезво оценить свои силы и возможности, внимательно изучить конкурсную документацию о требованиях, предъявляемых к товарам. Ну а если в силу различных причин организация торговли, заключившая госконтракт, стоит перед фактом необходимости уплаты договорной неустойки, она может попытаться снизить ее размер в суде.

117. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд

  • По государственному (муниципальному) контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу (покупателю) по отгрузочной разнарядке.
  • Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, орган власти субъекта РФ, а муниципальным заказчиком – местный орган самоуправления.
  • Государственный (муниципальный) заказчик может передать право на заключение государственного (муниципального) контракта другим лицам – получателям бюджетных средств, если бюджетные средства предназначены на поставку конкретных товаров, выполнение работ, оказание услуг.
  • Размещение государственного (муниципального) заказа может происходить:
  • • путем проведения торгов (аукцион, конкурс);
  • • без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказов на поставки биржевых товаров, размещение заказов у единственного поставщика).

Существенным условием контракта является предмет (наименование и количество товара, его качество, комплектность, ассортимент, тара и (или) упаковка). Обычно определяются также цена, срок, порядок исполнения договора, меры обеспечения и ответственности.

По общему правилу оплачивает товары, поставленные на основе государственного (муниципального) контракта, государственный (муниципальный) заказчик. Если же он выдает уведомление о прикреплении поставщика к определенному покупателю и те, в свою очередь, заключают договор поставки, товары, поставленные на основе такого договора, оплачивает их непосредственный получатель как сторона договора.

Форма контракта и договора простая письменная.

Данный договор является разновидностью договора поставки. Его назначение – оформление закупки товаров, необходимых государству с целью обеспечения его нужд в различных сферах экономики. В соответствии с договором, поставщик берет на себя обязательство передать в оговоренный срок товары в собственность госзаказчику.

Договор поставки товаров для муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством и рядом федеральных законов. Особенность соглашения состоит в том, что одним из участников правоотношений является государство.

Товары поставляются в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом и заключенным на его основании договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Законодательство устанавливает повышенные требования к заключению и исполнению всех соглашений, субъектом которых является государство. Значительное внимание уделяется вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий таких соглашений.

Договор составляется в письменной форме, его должны подписать все стороны сделки. Предметом соглашения выступает любая продукция, которая приобретается для использования в хозяйственных целях. Необходимо отметить, что для госнужд можно закупать, как правило, только товары отечественного производства (исключение — страны ЕАЭС).

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд могут выступать:

  • госзаказчик (в этой роли выступают органы исполнительной власти, государственные учреждения, федеральные и казенные предприятия);

  • поставщик (государственные и частные компании и предприниматели);

  • получатель товара (может быть лицо, не являющееся госзаказчиком).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *