Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфликт между учителем и учеником: кто прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.
Учителя не принимают в школе ни одного решения
Школа — это всего лишь верхушка образовательного айсберга, учитель — незначительный винтик в этом огромном механизме. Система образования абсолютно деспотична, в ней царит строгая иерархия. По сути, учителя не принимают в школе ни одного хоть сколько-нибудь важного решения. Очень часто педагогам на совещаниях приходится выслушивать заявления о том, что учителя — это обслуживающий персонал, «не нравится, ищите другую работу». От директора школы тоже мало что зависит, основные решения принимаются в комитетах, департаментах, министерствах. Сложно посчитать, сколько чиновников от образования приходится на одного учителя, но думаю, что немало. Главная их функция — проводить проверки в школе. Декларируемая цель проверок — следить, чтобы права детей не нарушались. На деле это оборачивается самыми нелепыми требованиями. Например:
- в каждом кабинете должен висеть термометр;
- несколько лет назад в каждом классе обязали повесить объявление «К окнам не подходить» (думаю, что дело здесь не в возможных снайперах, засевших на крышах, а в том, что «ребенок может выпасть из открытого окна»);
- на парты необходимо наклеить кусочки цветной изоленты (якобы это маркировка, которая обозначает… в общем, что-то обозначает).
Приведу ряд цитат из аналитической справки, сформированной по результатам проверки Рособрнадзора в 2018 году. Согласно этому документу в школьных документах были выявлены следующие нарушения:
- «использование понятия “родители (законные представители)” вместо “родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся”»;
- «…используется понятие “дети” вместо понятий “обучающиеся”, “воспитанники”»;
- «…используется понятие “лицензия на образовательную деятельность” вместо “лицензия на осуществление образовательной деятельности”» и т.д.
Каждый чиновник от образования, начиная от директора школы и заканчивая, как мне кажется, министром, озабочен тем, чтобы не потерять свое место. Качество образования чиновника волнует мало. Главное — чтобы на вверенном ему участке не было каких-либо происшествий, а показатели были хорошими. Может быть, поэтому чиновники любят изображать горячую любовь к детям и трепетное отношение к их правам.
Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.
С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.
Обязанности школьников
Кроме прав ученик должен знать свои обязанности. Для этого школьника тоже должны с ними ознакомить.
- Уважение – важный аспект. Только при уважительном отношении вы сможете наравне общаться с педагогами и учениками.
- Здороваться с взрослыми ученик должен первым. Это лежит в азах воспитания ребенка.
- Уважение к труду. Здесь стоит обратить внимание, что уважаться нужно и педагогов, и уборщиц и другой персонал.
- Соблюдение режима школы – важно для воспитанного школьника.
- Такой пункт, как добросовестное отношение, не лежит в рамках закона, но он его подразумевает.
- При непосещении или прогулах нужно иметь подтверждение о наличии серьезной причины пропуска. Это может быть медицинская справка, а также записка от родителей.
- Устав школы нужно соблюдать. Особенно на это стоит обратить внимание, если школьника об этом просит администрация школы.
- Устав также подразумевает наличие опрятной и чистой одежды.
- Техника безопасности – очень важный пункт. Его нужно обязательно соблюдать.
- При обнаружении незнакомых предметов, подозрительных вещей нужно обратиться к взрослым.
- Поддержание порядка на территории школы – важный пункт для ученика.
Права и обязанности несовершеннолетних
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
– Конвенция ООН о правах ребенка.
– Семейный кодекс РФ.
– Трудовой кодекс РФ.
– Гражданский кодекс РФ.
– Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
– Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
– Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
С рождения ребенок имеет права:
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
обязанности:
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
ответственность:
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
- за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
- соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
ответственность:
- перед детским общественным объединением и его участниками.
с 10 лет добавляются права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
- с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
обязанности:
- выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного вреда;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
С 15 лет добавляются права:
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
ответственность:
- за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
- за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляется обязанность:
- встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Итак, педагоги не хотят, родители не могут… Каков результат? Отсутствие взаимопонимания двух сторон, между которыми страдает ребенок.
Давайте зададим главные вопросы — хорошо это или плохо, когда школьный учитель подконтролен со всех сторон? Верно ли утверждение, что школа должна быть максимально открытой системой, а гражданское общество выступать в роли цензора? Правы ли родители, которые не имея педагогического образования, диктуют как надо учить их детей?
На наш взгляд, самая главная проблема состоит в том, что сегодня между школой и родителями разрушено доверие. Очевидно, что для гармоничного развития личности ребенка и во имя его будущего необходимо принять за аксиому фразу «семья должна стать хорошей школой, а школа хорошей семьей». Жизненно необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Важно научиться и родителям и педагогам выстраивать и грамотно соблюдать границы ответственности. Нужно четко определить, за что отвечает учитель, что остается на усмотрение родителей, и какова мера ответственности самого юного участника процесса образования — ребенка. Только гармоничное сотрудничество педагога с родителями может стать залогом успешной воспитательной деятельности. Не секрет, что эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Что запрещено ученикам в школе
Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:
- Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
- Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
- Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
- Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
- Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на внутришкольный учет и оштрафовать родителей.
- Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
- Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
- Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
- Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
- Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
- Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.
Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.
Обязанности ученика в школе
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
- Ученик должен соблюдать школьный режим.
- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Обязанности школьника
Вторая группа имеет также большое значение, поскольку именно от понимания круга своих обязанностей ребенок или подросток-школьник осознает свою долю ответственности. Эту группу можно условно разделить на требования к общему поведению и обязанностям на занятиях. Требования к общему поведению школьника в учебном заведении:
- Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
- Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
- В случае пропуска занятий в учебном заведении, школьник обязан предъявить классному руководителю справку из медицинского учреждения либо заявление родителей о причинах пропуска.
- Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
- Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
- Выглядеть опрятно.
- Принимать участие в уборке школьных классов, дежурству по школе, уборке пришкольной территории.
- Заботиться о своей безопасности и здоровье.
- Уважать право собственности учебного заведения, его сотрудников, других учащихся.
Законодательные основы
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Формы нарушения детских прав в школе
Нарушение прав ребенка в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:
- Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
- Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
- Угрозы учителя.
- Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
- Показательное негативное отношение педагога к ученику.
- Присвоение обидных прозвищ.
- Распространение слухов о личной жизни ребенка.
- Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.