Льготы при поступлении в вуз 2023 в подробностях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы при поступлении в вуз 2023 в подробностях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

Для незрячих:

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

Для слабовидящих:

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Формы получения образования

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

1. Формы получения образования Обучение в образовательной организации Обучение вне организации
2. Формы обучения · очная;

· очно-заочная

· семейное;

· самообразование.

3. Способы организации учебного процесса · личное посещение;

· сетевой вид

· дистанционное;

· посещение преподавателей на дому

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.

Программа переобучения граждан на базе РАНХиГС

В апреле 2022 года стартовала программа переобучения граждан на базе РАНХиГС. Пройти обучение можно по 989 специальностям. Для граждан подготовлено 115 тысяч мест.

В первую неделю прием начался в 44 филиалах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сейчас подать заявку на переобучение можно в один из 130 филиалов по всей стране.

На базе РАНХиГС обучают:

  • менеджменту;
  • финансам;
  • IT-технологиям;
  • дизайну;
  • маркетингу и рекламе;
  • продажам.

Льготы работникам образования в городе и селе в 2021 году

Для некоторых лиц предусмотрено право поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов. Вот эти граждане:

  1. Призеры и безусловные чемпионы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр.
  2. Получившие призы в чемпионатах Европы, а также те, кто занял первое место.
  3. Победители проводимых в школах международных и российских олимпиад.

Все перечисленные достижения обязательно должны быть подтверждены документально.

В процессе сдачи вступительных экзаменов при равном количестве балов, свободное место отдается человеку, который относится к одной из следующих льготных категорий:

  1. Выпускники таких учреждений, которые находятся в ведении государственных структур.
  2. Дети военнослужащих, уволенных по причине достижения определенного возраста или по здоровью. Ребенок в этом случае может поступить только в случае, если стаж превысил 20 лет.
  3. Абитуриенты, получившие право поступить на бакалавра за счет федерального бюджета.

Они получают место при поступлении в ВУЗ, если нет первоочередных инвалидов. Также преимущество отдается тем кандидатам, которые прошли дополнительные профильные испытания в процессе поступления по специальной федеральной программе.

Льгота для поступающих инвалидов, доступна один раз до исполнения 20 лет. Если вступительные экзамены сдает инвалид 1 и 2 группы, комиссия предоставит им дополнительно до 1,5 часов на подготовку к экзаменам.

Льготы при поступлении в колледж для детей инвалидов в 2021 году

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.

В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Читайте также:  Сокращенная форма дознания - что это? Особенности дознания в сокращенной форме

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Права студентов-инвалидов в России в 2022 году

Вопрос №1. Родители абитуриента инвалиды 1 группы. Имеет ли он право на льготы при поступлении в Вуз?

Предусмотрено зачисление без экзаменов кандидатов, которые стали призерами и победителями Олимпиад и профильных соревнований. А также категории инвалидов 1 и 2 групп, дети инвалиды. Все поступающие имеющие право на льготу должны подтвердить ее документами.

Вопрос №2. Могут ли льготные студенты претендовать на место в общежитии в родном городе?

Место в общежитии для студентов учебных заведений предоставляется на основании территориальной удаленности от места жительства. Если студент прописан в пределах города или области претендовать на жилье в общежитии он не вправе.

Вопрос №3. Какая стипендия выплачивается студентам по целевому договору обучения? Положена ли социальная выплата?

Студентам очного обучения в ВУЗах назначается стипендия социальная – льготникам, академическая – по результатам сессии, определяется для каждого студента в зависимости от проявленных способностей. Целевой студент получает выплату на своем предприятии.

Вопрос №4. Какие льготы предоставляются студентам в городском транспорте?

Для льготного проезда в городском и пригородном сообщении нужно предъявить ученический билет и оформить проездной абонемент. Скидка предусмотрена до 50%, если нет других льготных условий.

Вопрос №5. Может ли студент обратиться за помощью в ближайшую к ВУЗу поликлинику.

Да, по российскому законодательству, на основании прописки или временной регистрации гражданин имеет право прикрепиться к лечебному учреждению. Там же пройти бесплатную медкомиссию один раз в три года.

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

  • инвалидность I и II группы;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Льготы для детей-инвалидов в области образования

Отказ может быть лишь в тех случаях, если:

  • Поздно поданы документы;
  • Количество абитуриентов превышает выделенные квоты;
  • Если студент сдает экзамены, то уровень знаний низкий.

По последнему пункту возможна апелляция, если абитуриент-инвалид считает оценку заниженной. Тогда создается апелляционная комиссия, которая может отменить предыдущую оценку знаний.

Важно! Вуз не может отказать инвалиду в поступлении в связи с тем, что в учебном заведении нет условий для людей с ограниченными возможностями. По закону должен быть обеспечен доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске.

Родители школьника или сам абитуриент, собрав необходимый перечень документов, могут:

  • Отнести их лично в филиал вуза или колледжа;
  • Отправить бумаги по почте;
  • Отправить документы на электронный адрес вуза.

Важно! Целесообразно предварительно созвониться с учебным заведением, узнать весь перечень документов и сроки их подачи, также спросить о дополнительных условиях и нюансах поступления.

Помимо социальных пособий, оформленных через службу социальной поддержки по месту жительства, студент-инвалид 1 и 2 групп также имеет право на получение индивидуальной материальной помощи. Для этого стоит обратиться в администрацию вуза с письменным заявлением. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.

Важно! Материальная помощь выплачивается по решению администрации вуза и при условии, если студент не имеет задолженностей по предметам.

  1. Федеральным законом от 27.06.2018 N 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописана возможность учебы инвалида-студента в нескольких вузах одновременно — в 5 вузов на 3 специальности в каждом.
  2. Теперь при поступлении не понадобится предоставлять заключение МСЭ об отсутствии противопоказаний к обучению, будет достаточно обычной медицинской справки.
  3. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписала приказ о внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования. Согласно этому приказу, за победы в конкурсах профессионального мастерства люди с инвалидностью получат дополнительные баллы при приеме при поступлении.

Илья: Я инвалид детства по зрению хочу сказать, что не стоит поступать в те вузы, где не предусмотрена инфраструктура для незрячих людей. Нам необходимы материалы для учебы рельефно-точечным шрифтом Брайля или наличие ассистента, который будет зачитывать все необходимые конспекты. Должны быть все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой. Для разных групп инвалидов должны быть обеспечены и дополнительные условия, так для слабовидящих нужно: индивидуальное освещение не менее 300 люкс, увеличивающее устройство, крупный шрифт – в любых документах.

Константин Григорьев, юрист: Да, подобные условия должны быть созданы и для инвалидов других категорий. Так, для глухих и слабослышащих: звукоусиливающая аппаратура, сурдопереводчик, тифлосурдопереводчик. Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме. Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут надиктовывать ответы или сдавать их устно – в зависимости от специфики заболевания.

Екатерина: Получить 2 группу инвалидности сейчас ттрудно, комиссия пытается всем дать 3-ю. Насколько я понимаю. с третьей группой никаких льгот инвалид при поступлении в вуз не имеет.

Льготы при поступлении в колледж

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Правом на поступление в пределах особой квоты обладают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

В случае успешного прохождения вступительных испытаний в рамках общего конкурса и при прочих равных условиях преимущественным правом зачисления на образовательные программы бакалавриата и специалитета обладают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны (п.2.7.3. Правил).

Для поступления в пределах особой квоты, а также для получения преимущественного права зачисления (при прочих равных условиях) при поступлении на программы бакалавриата и специалитета необходимо предоставить справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Рассчитывать на льготы при поступлении в колледж могут представители нескольких льготных категорий граждан:

Вид льготы Кто вправе претендовать
Право на поступление без прохождения конкурса аттестатов (экзамены сдавать нужно)
  1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения.
  2. Военнослужащие по контракту (если они несут военную службу непрерывно на протяжении как минимум 3 лет).
  3. Инвалиды I и II группы (единственное условие — специфика образовательного процесса не должна быть противопоказана индивидуальной программой реабилитации).
  4. Молодежь не старше 20 лет, если единственный родитель является инвалидом I группы.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Военнослужащие, отправленные в запас и являющиеся командирами на момент подачи документов в колледж.
  7. Дети, рожденные на зараженных радиоактивными отходами территориях.
  8. Участники мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Поступление без вступительных экзаменов
  1. Участники сборной России в общеобразовательных олимпиадах на международном уровне (даже если не заняли призовые места).
  2. Победители и призеры школьной олимпиады, проходившей согласно Порядку шкльных олимпиад.
  3. Чемпионы Олимпийских игр (имеющих отношение к спорту и культуре) — при поступлении в колледжи спортивной и культурной направленности.
  4. Победители и призеры общероссийских школьных олимпиад.
Преимущественное право при зачислении в спорных моментах и в случае набранного одинакового количества баллов
  1. Абитуриенты, уволенные в прошлом с воинской службы.
  2. Граждане, проживающие или трудящиеся на территориях с льготным социально-экономическим статусом.
  3. Лица, проживающие или трудоустроенные на территории зон с правом на отселение.
  4. Иные федеральные льготники.

Льготы для инвалида при поступлении в ВУЗ в 2021 году

На этапе выбора вуза помощником станет сайт «Инклюзивное образование». Там, помимо прочего, есть данные о том, как в каждом из учебных заведений обстоят дела с доступной средой для инвалидов. На странице каждого вуза три раздела: «Готовность к обучению слабовидящих», «Готовность к обучению слабослышащих» и «Готовность к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Все современные ВУЗы предлагают поступающим специальные подготовительные группы обучения. Они предназначены для тщательной подготовки поступающих в институты и университеты на базе предварительного сданного ЕГЭ.

На данные категории лиц также распространяются особые льготные условия для впервые поступающих. Это относится к таким гражданам, как:

  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Дети с инвалидностью;
  • Сироты, которые остались без родителей;
  • Лица до 20 лет, которые имеют на попечении хотя бы одного родителя с инвалидностью 1-ой группы;
  • Пострадавшие в ЧАЭС.

Важно! Все без исключения категории граждан должны иметь на руках документы, подтверждающие наличие полного среднего образования.

Для некоторых лиц предусмотрено право поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов. Вот эти граждане:

  1. Призеры и безусловные чемпионы Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр.
  2. Получившие призы в чемпионатах Европы, а также те, кто занял первое место.
  3. Победители проводимых в школах международных и российских олимпиад.

Все перечисленные достижения обязательно должны быть подтверждены документально.

В процессе сдачи вступительных экзаменов при равном количестве балов, свободное место отдается человеку, который относится к одной из следующих льготных категорий:

  1. Выпускники таких учреждений, которые находятся в ведении государственных структур.
  2. Дети военнослужащих, уволенных по причине достижения определенного возраста или по здоровью. Ребенок в этом случае может поступить только в случае, если стаж превысил 20 лет.
  3. Абитуриенты, получившие право поступить на бакалавра за счет федерального бюджета.
Читайте также:  Запрос котировок в электронной форме по Федеральному закону №44 и №223

Они получают место при поступлении в ВУЗ, если нет первоочередных инвалидов. Также преимущество отдается тем кандидатам, которые прошли дополнительные профильные испытания в процессе поступления по специальной федеральной программе.

Льготы работникам образования в городе и селе в 2021 году

Чтобы льготная группа граждан могла воспользоваться положенными правами, в процессе прохождения процедуры вступления важно подтвердить данное право специальными документами. Вот самые распространенные бумаги и справки, которые могут потребоваться:

  1. Инвалиды с детства – медицинская карта, где четко обозначен диагноз.
  2. Дети военнослужащих, которые стали инвалидами или погибли в процессе выполнения положенного долга – справка с места работы или свидетельство о смерти.
  3. Дети, имеющие родителей с инвалидностью – подтверждающие медицинские документы.

Каждый отдельный случай, связанный с поступлением, рассматривается отдельно. Этим занимается юридическая служба и преподавательская комиссия ВУЗа. Внимательно изучается личное дело каждого абитуриента, его достижения, успехи и награды, если принималось участие в соревнованиях и олимпиадах.

Даже, если было принято решение предоставить поступающему место в ВУЗе, оценка его знаний и возможностей не прекращается. Важно не просто предоставить возможность абитуриенту бесплатно обучаться, но дать ему базу для получения качественного образования и эффективного развития личности. Подобный грамотный подход поможет инвалиду беспрепятственно найти достойную работу. Можно интегрироваться в социальное общество, выстроить карьеру, несмотря на разные ограничения, связанные с заболеванием.

Алексеева Елена Николаевна, проректор по учебной деятельности ОрелГТУ.

Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.

Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.

Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.

Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.

Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.

Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.

Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.

Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.

В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.

  1. ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
  2. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.

Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.

К инвалидам относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • инвалиды детства;
  • дети-инвалиды.

Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.

Читайте также:  Расторжение брака: что нужно знать

Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

1. Формы получения образования Обучение в образовательной организации Обучение вне организации
2. Формы обучения · очная;

Формы получения образования

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

1. Формы получения образования Обучение в образовательной организации Обучение вне организации
2. Формы обучения · очная;

· очно-заочная

· семейное;

· самообразование.

3. Способы организации учебного процесса · личное посещение;

· сетевой вид

· дистанционное;

· посещение преподавателей на дому

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

Для незрячих:

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

Для слабовидящих:

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Как поступить в вуз людям с ограниченными возможностями

Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.

Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

  • инвалидность I и II группы;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
  • справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Для вас установлены следующие виды льгот:

  • Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
  • Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
  • Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.

В здании вуза должны быть:

  • Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
  • В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
  • Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.

Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.

Стипендия студентам-инвалидам

Администрация учебного заведения предоставляет студентам с инвалидностью получать индивидуальную материальную помощь. В отдельных случаях данной категории студентов полагается стипендия. Она может быть двух видов:

  • Для учащихся;
  • Социальная.

В первом случае все понятно. Что касается социальной стипендии, то она получается только после обращения в специальную службу социальной поддержки. Писать заявление и передавать его требуется в органы социальной защиты по месту проживания. Выплаты будут предоставлены при наличии подтверждающих документов.

Важно! Доказательства права подтверждения необходимости в получении социальной поддержки следует предоставлять каждый год!

Размер положенной стипендии сегодня выплачивается в таком размере:

Категория ВУЗа Размер стипендии
Средние проф/заведения 730 рублей
ВУЗы 2010 рублей

Это минимальные суммы положенной для студентов стипендии. Окончательные величины устанавливаются администрацией определенного конкретного учебного учреждения. Более того, выплаты каждый год пересматриваются, проводится индексация.

Если у студента появляется задолженность по предметам, выплата стипендии прекращается. Как только долги гасятся, перечисление средств автоматически возобновляется в положенном порядке.

Преимущества для молодых специалистов

Чтобы мотивировать молодых людей интересоваться профессией преподавателя, государство установило специальные дополнительные преференции. Выпускники профильных ВУЗов получают доступ к таким льготам, как:

  1. Первые три года выплачивается з/п выше среднего.
  2. По результатам трехлетней работы выплачивается существенная премия.
  3. Бесплатный проезд на городском транспорте.

В обязательном порядке выплачиваются «подъемные». Это особая форма единовременного пособия. Его размер устанавливается исключительно региональными властями. Подобная дотация перечисляется только при выполнении следующих условий:

  • Заключение трудового договора на срок более, чем три года;
  • ВУЗ закончен с отличием;
  • Между получением диплома и выходом на работу не было перерыва.

Поясняя последний пункт, стоит отметить, что молодой специалист должен устроиться на работу в течении трех месяцев после получения образования.

  1. ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
  2. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *