Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стало известно, куда жаловаться на детские и спортплощадки без освещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.
При этом в п. 1.6 и 1.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено:
— функционирование ДОО, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного Роспотребнадзором;
— в целях профилактики возникновения и распространения заболеваний медицинские работники проводят:
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников;
— информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
— организацию и контроль за проведением профилактических мероприятий, и т.д.
То есть, права и обязанности администрации в отношении прогулок на улице детально не регламентированы, но Роспотребнадзор дает заключение для всех этапов работы ДОО, а медработник ДОО должен следить за угрозами здоровью детей.
Условия и порядок освещенности территории ДОО относятся к обеспечению санитарных требований и безопасности образовательных организаций. По данному поводу целесообразно привести выдержку из судебного решения (определение Судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 11 декабря 2012 года (Дело N 33-4110 ) по иску прокурора Ленинского района г. Кирова:
«В соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.
Имеют место другие аналогичные решения судов: апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.12.2013 по делу N 33-9808/2013, определение Ленинградского областного суда от 22.02.2012 N 33а-673/2012 и т.д.
То есть, обратившись к районному прокурору Вы можете инициировать судебное рассмотрение иска в защиту всех воспитанников ДОО (неопределенного числа лиц), поскольку, если на территории ДОО уровень искусственной освещенности менее установленной нормы, что нарушает права обучающихся на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время общеобразовательного процесса и допускает возможность совершения террористического акта и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма, то на администрацию муниципального образования возлагается обязанность по устранению данного нарушения.
— защищать права и законные интересы обучающихся;
— принимать участие в управлении ДОО в форме, определяемой уставом этой организации;
— использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов; и т.д.
Значит, в Вашем случае законом не запрещено участие родителей в разработке и утверждении, например, Правил подготовки и проведения прогулок в ДОО, которые должны стать обязательными для всех работников ДОО и родителей.
Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.
Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.
Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.
Что делать, если требования безопасности не выполняются
Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.
Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.
Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?
Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.
Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.
Освещение детской площадки должно обеспечивать хороший обзор всей площадки, прилегающей территории, входа и выхода с неё. А система освещения быть безопасной, исключающей контактов детей с электричеством, в том числе в случае аварии сети.
При этом оно не должно создавать помех автотранспорту и пешеходам на прилегающих территориях (слепить участников движения), засвечивать окна жилых зданий и учреждений.
В параграфе 7.45 СНиП 23-05-95 указано, что:
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
Параграф 5.4.4 ГОСТ Р 55706-2013 указывает, что:
Для ограничения засветки окон применяют осветительные приборы с ограниченным светораспределением или с экранирующими решетками и козырьками.
Нормы освещения в школе и детском саду по СанПиН
Требования и нормы освещения в детском саду и школе приведены в СанПиН 2.4.2.2821-10. Они предназначены для всех общеобразовательных учреждений. Что касается естественного освещения, то в п. 2.2. указанного документа говорится, что здания учебных заведений должны располагаться так, чтобы были обеспечены санитарные разрывы от соседних строений.
Норма наружного освещения в школе по СанПиН составляет не менее 10 лк на уровне поверхности земли. На практике чаще придерживаются диапазона в 10-40 лк. Для проездов и проходов к площадкам или корпусам достаточно 4 лк.
Существуют и другие важные нюансы, которые должны быть учтены:
- В учебных помещениях необходимо проектировать боковое левостороннее естественное освещение.
- В учебных помещениях должны использоваться потолочные светильники с показателем дискомфорта (Мт) не более 40 единиц.
- В одном помещении не допускается использование ламп накаливания и люминесцентных ламп.
- Классную доску без собственного свечения нужно оборудовать местным освещением – специальными софитами.
- Уровень освещенности на рабочих столах в учебных кабинетах составляет не менее 300-500 лк.
- При проектировании системы освещения должно быть предусмотрено раздельное включение отдельных линий светильников.
освещение на детской площадке
Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.
Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.
Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП.
Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.
В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:
- подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;
Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.
Детские площадки во дворе многоквартирных домов. Кто за них отвечает?
Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.
) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП.
Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.
К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.
Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.
Для подсветки подполий рекомендуется брать светильник с уровнем защиты не ниже IP 44, это предотвратит попадание пыли и влаги на лампу. Норма освещённости для подвала — 20 Лк.
Для придомового освещения используют различные виды осветительных приборов. Обязательный компонент – настенные светильники над входом в подъезды. Иногда настенные светильники размещают на высоте около 8,5 м, чтобы светлым был не только «пятачок» перед дверью, но и подходы к дому.
Практичный вариант освещения – высокие (до 10 м) опоры и мачты с консольными светильниками или прожекторами, размещенные на территории двора по определенной схеме (например, по периметру). Оптимален вариант с торшерными опорами, установленными вдоль проезжей части. Консольные и торшерные фонари освещают не только дорогу, но и автостоянку, и детскую площадку.
Иногда в тесных дворах, где ограничен подъезд к осветительному оборудованию, устанавливают складывающиеся опоры, с обслуживанием которых может справиться всего один специалист. Встраиваемые светильники, световые столбики для маркировки дорожек, разнообразные декоративные светильники не обязательны, но именно они придают двору особый уют.
Творчески комбинируя различные виды типовой осветительной техники, проектировщик способен создать оригинальную световую композицию любой придомовой территории.
Чтобы иметь представление о том, как отстаивать свои права в случае отсутствия освещения, необходимо разобраться в том, как обустроено уличное освещение. Основными пунктами правил СНиП и строительных норм являются:
- памятники и архитектурные объекты обязательно должны освещаться,
- освещение главных дорог и второстепенных осуществляется с учетом вида дорожного покрытия и его способности отражать свет,
- для каждого отдельного объекта предусмотрен конкретный уровень горизонтальной освещенности, так, для магистралей это значение соответствует 20 лк, для дорог районного значения – 15 лк, для улиц вполне хватает 4-6 лк.
Если нет света во дворе, куда жаловаться
В случае отсутствия света во дворе, на совершенно законных основаниях вы имеете право обратиться в местную администрацию. При этом необходимо руководствоваться Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где четко прописано: обязанность по организации уличного освещения возлагается на органы местного самоуправления. Также существует ГОСТ, закрепляющий требования к порядку организации освещения.
Жаловаться идем в администрацию муниципального образования. Поддерживать освещенность улиц и дворов – это их прямая обязанность. Жалоба составляется в письменном виде.
В тексте жалобы нужно сослаться на пункт 4 статьи 14 вышеупомянутого закона, где перечисляется круг обязанностей органов местного самоуправления, в том числе и обеспечение энергоснабжения населения.
К жалобе лучше прикрепить несколько (20-30) подписей жильцов дома, что придаст ей коллективный порядок. В течение месяца ждите ответ.
Дворовое освещение судебная практика
- Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
- Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
- Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.
Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.
Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.
На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.
Справка! Правовой базой для заключения договора с УК является ЖК РФ. Заключать договор с УК могут не только собственники квартир, но и застройщик.
- Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
- Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
- Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:
- подъезды и тротуары;
- парковки и подъездные пути;
- детские площадки и прогулочные дорожки;
- хозяйственные площадки.
Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.
Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.
Куда и как обращаться
Знают ли жители городов, недовольные качеством уличного освещения куда жаловаться на то, что коммерческие организации недобросовестно исполняют свои обязанности? Решение проблемы зависит от знаний горожан своих прав и законов, так как при поломке светильников возле дома и отсутствии фонарей на улице надо обращаться в разные инстанции.
У жителей городов, в зависимости от выявленной проблемы, есть несколько вариантов исправить ситуацию. Они могут обратиться в следующие организации:
- Служба ЖКХ города. Организация занимается эксплуатацией, а также обслуживанием ремонтом сетей уличного освещения, в том числе включает и выключает уличные фонари.
- Администрация или исполнительный комитет города. Организация отвечает за четкое соблюдение стандартов и требований, установленных для организации качественного уличного освещения.
Если площадка уже есть, но старая
До этого мы рассматривали ситуации, когда детскую площадку строят с нуля – например, во дворе новостройки или там, где площадку по какой-то причине не построили ранее. Но чаще всего какое-то благоустройство во дворе есть, почти везде можно найти качели, горку и песочницу. Беда в том, что состояние этого всего может быть плачевным – что для детей не очень хорошо и вообще опасно.
Неважно, насколько старая площадка во дворе – если она уже есть и не соответствует нормативам, ее обязаны отремонтировать. Делать это будет тот, на балансе у кого находится территория – управляющая компания (если территория придомовая) или город (если территория дворовая).
Чтобы заставить УК отремонтировать детскую площадку, нужно немного:
- составить заявление в свободной форме;
- составить акт, в котором изложить претензии к площадке. Акт должен подписать председатель совета дома, и несколько жильцов – необязательно все или большинство. Созывать общее собрание собственников не нужно;
- приложить фотографии площадки;
- подать все это в УК, причем проверить, чтобы обращение зарегистрировали официально;
- дополнительно можно отправить обращение на имя руководителя компании о необходимости привести площадку в порядок.
Учитывая, что городская администрация может проконтролировать состояние площадки (а если там кто-то травмируется, то этим вообще займется прокуратура), вряд ли в управляющей компании откажутся выполнить обращение. Разве что площадка нуждается в полной реконструкции, что будет стоить дорого – тогда работы могут отложить на какое-то время.
При отсутствии освещения на дворовой территории, граждане РФ имеют право обратиться в местную администрацию. Руководствоваться надо Федеральным Законом РФ N 131-ФЗ, где указано, что организацией уличного освещения должны заниматься органы местного самоуправления. Требования к порядку организации освещения закреплены в ГОСТе.
Если во дворе нет света, необходимо жаловаться в орган местного самоуправления — администрацию муниципального образования. Они уполномочены решать вопросы местного значения, в том числе в их обязанности входит поддерживать освещение на улицах и во дворах города.
В жалобе необходимо сослаться на пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в котором имеется перечень обязанностей органов местного самоуправления. В этот список входит пункт обеспечение надежного энергоснабжения населения. Лучше, если жалоба будет коллективной, для этого к ней надо прикрепить более 20 подписей жителей дома. Ответ должен прийти в течение месяца.
ВНИМАНИЕ!В случае отказа гражданин РФ вправе подать исковое заявление в суд, указав факт неисполнения органами местного самоуправления прямых обязанностей.
Не стоит судиться с органами из-за 2-3 неработающих лампочек в фонарях. Принимать кардинальные меры рекомендуется, если во дворе совсем нет света или осветительное оборудование неисправно, несмотря на что его не ремонтируют.
Если необходимо заменить 1-3 лампочки, можно обратиться в комитет городского хозяйства Администрации. Они могут проконтролировать, чтобы соответствующие коммунальные организации решили возникшую проблему.
Виды столбов и порядок их установки
Чтобы уровень света был достаточным для отведенной территории, необходимо светильники устанавливать на определенную высоту. Для этого предназначены специальные опоры, производимые из разных материалов:
- Дерево. Для этого подходят в основном хвойные породы. Стоимость таких столбов невысока, у них небольшой вес и устанавливать их несложно. Также они довольно безопасны в чрезвычайных ситуациях. Однако долговечными они не являются, требуют обработки против гниения.
- Бетон. Цена их также невысока, просты в использовании и имеют долгий срок службы. Однако вблизи таких опор нежелательно протекание грунтовых вод.
- Железобетон. Данный вид опор долговечен, не подвержен коррозии, недорог. Но требует больших затрат при установке и обслуживании.
- Металл (алюминий или сталь). Хотя цена таких столбов довольно высока, они отличаются прочностью и долговечностью.
При установке опор важно уделить внимание фундаменту. Глубина при газонной установке не может быть менее 80 см. При остальных видах монтажа глубина не должна быть менее 160 см.
Среди других требований выделяют:
- промежуток между опорами должен быть не менее 60 см;
- установка опор в один ряд;
- опоры в два ряда выстраиваются в шахматном или прямоугольном порядке.
На расстояние от бордюра дороги влияет интенсивность движения:
- если на дорогах нет грузовых машин – 0,3 м;
- второстепенные дороги – 0,6 м;
- магистрали – 1 м.
В бюджете деревень и небольших поселков не всегда как полагается профинансировано освещение улиц. Установка фонарей вблизи каждой дороги довольно затратное дело. Ежегодно составляется план по снабжению фонарями улиц и местные органы власти рассматривают его согласно бюджету.
ВАЖНО! Есть отдельные места, где установка фонарей обязательна, таковыми являются перекрестки дорог, где высока вероятность аварийных ситуаций, а также учебные заведения и здание администрации.
Отвечает за техническое обслуживание районный отдел Энергосбыта, но контроль за выполнением своих обязанностей возложен на местный муниципалитет. Верным решением будет обращение туда в устной форме, письменно (оформив жалобу) или просто позвонить по телефону.
Что делать, если отказали
Если жители обращаются с жалобой в управляющую компанию, то ответ направляется в течение 7 рабочих дней. Фактически готовое решение жильцы дома получают через 10 дней после направления претензии. Если граждане обращаются в местную администрацию, то их обращения рассматриваются в течение 30 дней.
Не всегда ответ от органов власти и УК положительный. Зачастую работники организации отказываются восстанавливать освещение, ссылаясь на отсутствие финансирования.
Если такое произошло, стоит написать жалобу в прокуратуру или в суд. Однако прежде чем сюда обращаться, необходимо попытаться самостоятельно урегулировать конфликт путем написания претензии на имя руководителя управляющей компании или в местную администрацию.
Запомните! К заявлению прилагаются свидетельские показания и фото, видеофайлы, на которых четко видно, что нет освещения в ночное время суток.
Понятия и параметры
Нормы освещенности измеряются в люксах (сокращенно — лк.) и определяются отдельно для горизонтальной или вертикальной плоскости. Ещё один важный параметр — равномерность освещения, то есть отношение минимальной освещенности к максимальной. Он измеряется коэффициентом от 0 до 1.
Параграф 7.31 и таблица 12 СНиП 23-05-95 определяют нормативы для для дворовых объектов в микрорайонах. Согласно им средняя горизонтальная освещенность на уровне покрытия детских площадок в местах расположения оборудования для подвижных игр должна составлять 10 лк.
В параграфе 7.33 и таблица 13 указаны нормативы для освещенности территорий общественных зданий.
Согласно им групповые и физкультурные площадки, а также площадки для подвижных игр зоны отдыха должны иметь освещенность 10 лк.
Согласно ГОСТ Р 55706-2013 (параграф 4.2, таблица 2) детские площадки относятся ко второму классу объектов по освещению (П2).
Для этого класса существуют нормативы по освещенности (10 лк.) и равномерности освещения (0.3), которые указаны в параграфе 5.2.1 и таблице 6.