Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Зачем ввели новые обязанности

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  1. Право работать, заключать договора. При этом работодатель должен получить на это разрешение. Исключение составляют случае трудоустройства лиц, имеющих вид на жительство, статус временно проживающих, высококвалифицированные специалисты, участники государственных программ переселения, беженцы и дипломаты.
  2. В некоторых регионах России по системе квот брать иностранных сотрудников на работу запрещено.
  3. С 2018 года иностранные граждане не имеют законных прав устраиваться на работу в сфере медицины (работать медсестрами и врачами).

Требования для трудоустройства иностранных граждан:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Пройденный экзамен на достаточно хорошее владение русским языком.
  3. Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен иметь больший срок действия, чем документ, разрешающий находиться на территории Российской Федерации.
  4. Трудоустройство возможно только в том субъекте федерации, где было оформлено разрешение.
  5. Работодатель должен регулярно оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранцев. В ином случае, он рискует попасть под штраф в размере до 1 миллиона рублей.

Учитываются при выдаче квоты на трудоустройство:

  1. Наличие разрешения на въезд в Россию.
  2. Актуальность трудовой специальности.
  3. Наличие родственников в Российской Федерации.
  4. Знание русского языка.
  5. Наличие недвижимости в России.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021 гг.)

Федеральный округ Количество по годам
2017 2020 2021
Центральный 38500 26682 21753
Северо-Запад 10020 13406 6975
Южный Федеральный 10450 4496 1393
Северный Кавказ 7250 2363 2180
Приволжский 19500 10548 5186
Уральский федеральный 8350 21772 19718
Сибирский федеральный 21050 20740 14681
Дальневосточный 8880 38180 36132

Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?

От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:

Категория иностранных сотрудников

Размер страховых взносов

Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 5,1%
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 1,8% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 0%
Высококвалифицированные специалисты
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • МС — 0%

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

  • для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

  • для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

  • если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

  • если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Сравнение налогового и валютного резидентства РФ

Критерии налогового резидентства:

  • Проживание в РФ 183 дня и более
  • Наличие постоянного жилища в РФ в виде
    • собственности на жилое помещение или
    • постоянной регистрации по месту жительства
  • Наличие центра жизненных интересов в РФ в виде
    • местонахождения семьи или
    • местонахождения основного бизнеса или
    • местонахождения работы

Критерии валютного резидентства:

  • Граждане РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве год и более
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в России

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Читайте также:  МВД — правоохранительная деятельность: что это за профессия

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Основы законодательства Российской Федерации

(справочник к комплексному экзамену)

Темы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Сроки

Конституционные обязанности иностранных граждан:

— соблюдать законы РФ;
— уважать Конституцию Российской Федерации;
— не нарушать права других лиц;
— платить законно установленные налоги и сборы;
— обязанность родителей заботиться о своих детях, воспитывать их, обеспечивать получение детьми основного общего образования;
— обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

— беречь памятники истории и культуры.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Гражданско-правовая ответственность в РФ: за гражданские правонарушения. Регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

Дисциплинарная ответственность в РФ (дисциплинарный проступок; замечание, выговор, увольнение). Регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Административная ответственность иностранных граждан в РФ (административное правонарушение; предупреждение, административный штраф, административное выдворение). Регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Формы принудительного возвращения иностранного гражданина в государство его гражданства: депортация, административное выдворение, реадмиссия.

Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ (штраф, обязательные работы, лишение свободы). Регулируется Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Кодекс об административных правонарушениях РФ (Административный кодекс: № 195-ФЗ от 30.12.

2001) – это защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. (Ст. 1.2)

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. (ст. 1.4.1)

По общему правилу иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, может привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Основные виды наказания:

1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида);
4) административный арест;
5) дисквалификация;
6) административное приостановление деятельности;
7) обязательные работы.

Дополнительные виды наказания:

1) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
2) лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида;
3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
4) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. 3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения – менее пятисот рублей.
5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со статьей 26. Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматриваются следующие основания для запрета въезда на территорию государства иностранным гражданам и лицам без гражданства:

  1. На границе иностранный гражданин нарушил таможенные правила, санитарные нормы;
  2. Использовал подложные документы, сообщил заведомо ложные сведения о себе, о цели своего пребывания в России;
  3. Имеет неснятую или непогашенную судимость на территории Российской Федерации или за ее пределами;
  4. Два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
  5. Во время пребывания в России иностранный гражданин уклонился от уплаты налога или штрафа, либо не возместил расходы, связанные с выдворением или с депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме;
  6. Во время предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин находился в Российской Федерации вследствие передачи иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
  7. Не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания (за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в РФ) — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
  • Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в России сокращен, он должен покинуть страну в течение 3 дней.
  • По общему правилу административное выдворение иностранного гражданина из Российской Федерации осуществляется
    — за счет иностранного гражданина,
    — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является данный иностранный гражданин, если иностранный гражданин был принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации.
  • Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы, необходимые для осуществления депортации или административного выдворения, осуществляются за счет средств федерального бюджета РФ.

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Читайте также:  Договор безвозмездного пользования нежилым помещением

В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.

1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):

1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;

2) медицинскую помощь в рамках ОМС;

3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);

4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Срок временного пребывания

Время пребывания иностранных граждан в Российской Федерации ограниченно.

Те, кто въехал в нашу страну по визе, могут находиться на ее территории в течение срока действия выданной им визы. По истечении этого времени иностранец должен покинуть Российскую Федерацию (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах).

Для «безвизовых» иностранцев максимальный срок пребывания — 90 суток. По его окончании иностранец должен покинуть пределы нашей страны (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона об иностранцах). Но если «безвизовый» иностранец заключит трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок его временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год. Отсчет годового периода начинается со дня въезда иностранца в Россию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории нашей страны принимает территориальное отделение ФМС России, о чем делается отметка в миграционной карте (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).

Пример 1. Гражданин Украины въехал на территорию России 1 июля 2008 г. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его. Ответственное лицо пограничного контроля на первой странице миграционной карты в графе «Срок пребывания с… до…» поставило штамп, подтверждающий дату пересечения иностранцем границы, и подпись.

Какова продолжительность временного пребывания иностранного гражданина на территории России?

Решение. Граждане Украины относятся к «безвизовым» иностранцам. Максимальный срок их пребывания на территории России — 90 суток. Если миграционная карта не будет продлена, 28 сентября 2008 г. иностранец должен покинуть РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда иностранец до истечения 90 суток заключает трудовой договор с российской компанией.

Пример 2. Гражданин Украины находится на территории Российской Федерации уже три месяца. До окончания 90 дней с момента въезда в Россию он заключил трудовой договор с ООО «Сигма» (срок действия договора — год), и на этом основании в отделении ФМС России ему продлили миграционную карту.

Сколько месяцев он сможет пребывать на территории России?

Решение. Несмотря на то что иностранец заключил с ООО «Сигма» трудовой договор, срок действия которого равен 12 месяцам, на территории России он вправе будет находиться девять месяцев. Ведь с момента въезда он уже прожил в России три месяца. Его миграционную карту ФМС России продлит с учетом этого времени.

Регион, в котором иностранец имеет право трудиться. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона об иностранцах). Однако запрет может быть нарушен (пп. «а» и «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97):

  • при направлении иностранного работника в командировку по России. Правда, продолжительность командировки ограниченна. Вне пределов субъекта РФ иностранец может трудиться не более десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу;
  • если работа иностранца имеет разъездной характер и такое условие закреплено в трудовом и коллективном договорах. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу.

Организации-работодатели не вправе самостоятельно решать, какие иностранцы могут трудиться вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу. Направлять в командировки по России можно лишь иностранных работников, имеющих определенную профессию или занимающих определенную должность. То же самое можно сказать и об установлении для иностранных работников разъездного характера работ. Наименования таких профессий (должностей) приведены в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607 (Приложение N 1).

О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.

Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).

Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя, патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.

По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.

Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).

Ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан: для чего вводятся

Гражданская правоспособность — возможность иметь права и соблюдать

гражданскую обязанность. Иностранные граждане обладают ГП наряду с коренными жителями Российской Федерации. То есть, им предоставляют национальный правовой режим. Цвет кожи, пол, расовая принадлежность значения не имеют.

Иностранцы могут иметь собственное имущество, использовать жилые помещения, быть наследниками или завещателями, иметь иные права, не противоречащие действующему законодательству. Но приезжие не могут пользоваться по объему большей правоспособностью по сравнению с россиянами.

После установления национального режима Гражданский кодекс предусмотрел ограничения:

  • не разрешено оформлять в собственность земельные участки с/х назначения;
  • нельзя занимать государственные должности: нотариус, судья;
  • не разрешено заниматься архитектурной деятельностью;
  • нельзя быть избирателем на голосованиях;
  • невозможность баллотирования в органы власти;
  • получение патента при трудоустройстве;
  • прочие ограничения, которые устанавливаются местными нормативными актами.

Имеются ограничения, касающиеся определенных типов деятельности. Предпринимательство разрешено при условии, что иностранец зарегистрирован для ведения хозяйственной деятельности в стране пребывания.

Читайте также:  потерял отпускной билет военнослужащего что делать

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:

  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

Любое ИЮЛ должно после своего создания:

  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Щур-Труханович Л.В., специалист по трудовому праву и экономике труда, к.э.н.

Для защиты государственно значимых сфер Российская Федерация предусмотрела ряд ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства . Основные ограничения для занятия иностранных граждан отдельными видами деятельности перечислены в статье 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» .

Далее по тексту — иностранные граждане. Только в тех случаях, когда положение апатрида обусловливает совершение определенных действий, они выделены в тексте понятием «лица без гражданства».
Далее по тексту — Закон.

Согласно абзацу первому подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. Данный запрет корреспондировал с императивной нормой пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», в котором устанавливалось, что муниципальным служащим является исключительно гражданин Российской Федерации. Новый Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июня 2007 года, более лоялен по отношению к иностранным гражданам и допускает возможность занятия ими должностей муниципальной службы и вступает в некоторое противоречие с рассматриваемой нормой пункта 1 статьи 14 Закона. Часть 1 статьи 1 названного Федерального закона предусматривает возможность поступления на муниципальную службу не только граждан Российской Федерации, но и граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Как следует из пунктов 6 — 7 части 1 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

  • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  • наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

В силу статьи 3 Закона и части 4 статьи 15 Конституции РФ если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В большинстве своем международные договоры Российской Федерации, предусматривающие возможность равного с гражданами Российской Федерации допуска иностранных граждан к отдельным видам деятельности, распространяются на иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих в Российской Федерации. В числе таковых:

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29 августа 1997 года;
  2. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 6 января 2001 года;
  3. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 года;
  4. Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 года.

Указанные международные Договоры заключены государствами в интересах своих граждан к обеспечению равных условий их проживания на своей территории и в целях предоставления гражданам одного государства, постоянно проживающим на территории другой страны, правового статуса, максимально близкого к правовому статусу граждан государства проживания, в том, что касается гражданских, социальных, экономических, трудовых, культурных и иных прав. Согласно их положениям постоянный житель (то есть гражданин одной страны, постоянно проживающий на территории другой страны на основании свидетельства, выданного последней) пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане страны проживания, за изъятиями, установленными данным Договором. В числе изъятий, предусматриваемых перечисленными международными Договорами, муниципальная служба не названа, и, следовательно, граждане заключивших эти Договоры стран, имеют доступ к муниципальной службе Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *