Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор субподряда: условия, расчеты, объем работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).
Нововведения в 44-ФЗ для заказчиков в 2020 г
С 1.04.2020 г. в силу вступают изменения в законе 44-ФЗ, относящиеся к контролю проведения закупок.
Теперь ЕИС будет отслеживать соответствие идентификационного кода закупки и отсутствие превышения финансового обеспечения по контракту. При этом будут проверяться планы-графики, извещения о проведении закупок, протоколы, условия проектов контрактов. Аналогичные сведения не будут контролироваться в планах закупок с апреля 2020 года.
С 1.10.2019 по 31.03.2020 не будет осуществляться «казначейский» контроль соответствия информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок в плане-графике. Вместо этого ответственные органы будут сравнивать информацию об объеме финансового обеспечения в планах-графиках закупок с соответствующими данными, утвержденными и доведенными до заказчика.
Правительство РФ должно решить, какой федеральный орган исполнительной власти войдет в число проверяющих, а значит, будет отвечать за контроль при помощи ЕИС. При этом он будет сопоставлять данные об ИКЗ и объем финансового обеспечения в извещениях с тем, что представлено в планах-графиках, сведения в протоколах будут сравниваться с информацией в извещениях, а условия проектов контрактов – с протоколами. Порядок контроля установит Правительство РФ.
Федеральное казначейство, государственные и муниципальные финансовые организации и органы управления государственными внебюджетными фондами сохраняют полномочия по контролю превышения объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемами финансирования, которые утверждены и доведены до сведения заказчика. Кроме того, они могут отслеживать такие показатели, как соответствие ИКЗ и превышение объема финансового обеспечения контракта, содержащихся в информации и документах, которые не должны быть выложены в ЕИС.
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Правомерность требования согласования субподрядчика.
Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.
С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).
С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным[16]. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.
[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.
[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.
[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.
[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.
[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».
[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.
[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.
[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.
[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.
[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.
[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.
[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.
Понятие и преимущества субподряда
В рамках контрактной системы по 44-ФЗ субподряд предполагает делегирование выполнения работ по договору или некоторым его условиям третьим лицам. Субподряд является одним из механизмов системы госзакупок, проводимых в рамках 44-ФЗ, поэтому не стоит относиться к его использованию как к чему-то негативному.
По договору субподряда, в соответствии с 44-ФЗ, исполнитель передает часть своих обязанностей по тендеру третьему лицу. При этом заказчик сам определяет, какая доля работ должна быть передана субподрядчикам в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса. После чего победитель тендера должен передать объем работ не меньше того, который указан заказчиком в документах — это обязательно условия большинства крупных гос контрактов. Договор с субподрядчиком подписывается, когда уже заключен контракт с организатором торгов, где прописывается конкретный объем и срок выполнения работ.
Если в документации тендера содержится условие о привлечении субподрядчиков по 44-ФЗ, исполнитель обязан передать указанный в условиях договора процент работ на субподряд. Отметим, что заказчик может указать любую цифру в пределах 5–75 %.
Условия договора генерального подряда о привлечении субподрядчиков
Договор генерального подряда представляет собой договор, по которому подрядчик вправе привлекать для выполнения работы субподрядчиков на согласованных с заказчиком условиях.
Согласование условия о привлечении субподрядчиков
Привлечение субподрядчиков может потребоваться подрядчику при заключении, например, договоров на выполнение работ с участием специалистов различного профиля (которых нет в штате у подрядчика) или работ, состоящих из нескольких производственных операций, каждая из которых может быть предметом отдельного договора подряда. В таком случае в интересах подрядчика не включать в договор условие о выполнении работы лично ( п. 1 ст. 706 ГК РФ).
Если стороны при заключении договора подряда допускают возможность привлечения подрядчиком субподрядчиков, то в договоре можно предусмотреть следующее:
- дополнительные условия для привлечения подрядчиком субподрядчиков (согласование определенных лиц, перечня работ и т.п.);
- оплата работ субподрядчика непосредственно заказчиком;
- право заказчика предъявлять субподрядчику требования в связи с нарушением договора субподряда.
Роли подрядчика и субподрядчика
Взаимоотношения заказчик – подрядчик – субподрядчик регулируются при заключении договора подряда и субподряда. Согласно законодательству РФ, подрядчик имеет право обращаться к третьим лицам для исполнения полученного заказа, если в договоре не указаны другие условия. Привлекать субподрядчиков можно в неограниченном количестве, все условия работы, сроки и качество фиксируются договором.
Подрядчики и субподрядчики – это организации или физические лица, имеющие возможность выполнить работы по одному заказу. В отношении субподрядчика подрядчик выступает в роли заказчика или генерального подрядчика. Принципиально эти роли подрядчика различаются лишь на бумаге, по факту субподрядчик несет ответственность за выполнение своей части работ перед подрядчиком. Только в редких случаях, если это предусмотрено договором, заказчик принимает участие в контроле работы субподрядчика.
Договор подряда и субподряда, в чем разница
Договор подряда, в котором оговариваются все условия и сроки выполнения работ, является основным и заключается между заказчиком (конечным потребителем) и подрядчиком, который и берет на себя ответственность по исполнению прописанных в договоре обязательств.
Заказчик имеет право предъявить соответствующие претензии по исполнению договорных обязательств и соответствию конечного произведенного продукта конкретным нормам, правилам и ожиданиям заказчика. В предоставлении гарантии качества работ и принятия на себя административной и финансовой ответственности за проект в целом и состоит основное различие между подрядчиком и субподрядчиком.
Соответственно, субподрядчик несет аналогичную ответственность за невыполнение или несоответствующее договорным условиям исполнение заказа перед подрядчиком. Отношения субподрядчика и подрядчика также находятся в правовом поле и должны соответствовать тем же нормам, которые установлены Гражданским кодексом РФ для договора подряда, где указана степень финансовой ответственности за невыполнение договорных обязательств, а также конкретно указываются состав, сроки и стоимость выполняемых работ.
Контракт, который содержит перечень обязательств, а также сроки выполнения работ заключается между подрядчиком и заказчиком и является основным. Согласно условиям подрядчик соглашается с особенностями проведения работ и в случае выявления заказчиком нарушений, обязуется возместить ущерб или исправить допущенные ошибки.
У заказчика есть право на предъявление претензий, касающихся указанных в договоре обязательств, только если результат не соответствует ожидаемым нормам и стандартам, прописанным в договоре. После того как подрядчик подпишет договор, он предоставляет гарантии (финансовые и административные) о том, что проект будет выполнен в соответствии с договором, что и является отличием между подрядчиком и субподрядчиком.
Субподрядчик также несёт ответственность за несвоевременное или некачественное выполнение работ, но перед подрядчиком. Отношения привлечённой организации и подрядчика регулируются действующим законодательством и должны соответствовать установленным Гражданским кодексом нормам.
В договоре содержится подробная информация о нормах качества, сроках и стоимости исполнения заказа, которых должен придерживаться субподрядчик. В противном случае подрядчик может предъявить претензии. В договоре субподряда должна присутствовать следующая информация:
Услуги субподрядчика оплачиваются средствами, которые будут выделены подрядной организацией. Закон не устанавливает ограничений на количество привлечённых субподрядчиков к исполнению заказа. Но, это касается только тех случаев, когда в основном договоре не прописаны ограничения подобного характера.
Говоря о юридической и финансовой ответственности на примере сферы строительства, подрядчик несёт ответственность перед застройщиком, это касается всего объекта т всех разновидностей работ. Касательно субподрядчика, он отвечает только за конкретную часть заказа в соответствии с заключённым с подрядчиком договором.
Если работы будут выполнены недостаточно качественно или несвоевременно, подрядчик обязуется компенсировать нанесённый заказчику ущерб, используя при этом личные средства. Чтобы не тратить деньги, проблему можно решить с помощью найма другого субподрядчика, который исправит недостатки. При этом, у подрядчика есть возможность подать иск с целью возмещения нанесённого недобросовестным субподрядчикам.
Риски сторон по договору подряда
При выполнении договора подряда возникают риски, связанные с утратой или порчей материалов, оборудования и результата работ. Распределение таких рисков надо прописать в договоре, т.к. Гражданский кодекс оставляет их на усмотрение сторон, кроме случаев, когда такие риски возникли при просрочке передачи или приемки результата работы. Тут действует императивная норма – риск несет сторона, допустившая просрочку (ст. 705 ГК РФ).
Что касается других ситуаций, то по общему правилу риск случайной гибели или повреждения материалов и оборудования несет та сторона, которая их предоставила, если только в этом нет вины другой стороны. Например, если заказчик предоставил материалы, а подрядчик хранил их небрежно, из-за чего они были испорчены или похищены, то ответственность за это будет нести подрядчик.
Чтобы снизить возможные расходы из-за порчи или утраты имущества, материалов, оборудования, результатов работ, в договоре можно указать обязанность стороны застраховать соответствующие риски. Правда, налоговые инспекции зачастую позволяют учитывать расходы на страхование рисков только в рамках строительного подряда, хотя суды считают, что такие расходы можно учитывать при выполнении и других видов подрядных работ.
Особое внимание следует уделить цене договора, то есть цене выполнения работы. Хотя цена и не является существенным условием договора субподряда и может быть определена исходя из стоимости выполнения аналогичных работ, но для того чтобы избежать возможных разногласий между сторонами, цену все-таки лучше указать в договоре, например, путем составления сметы . Цена (смета) может быть приблизительной или твердой.
О порядке составления сметы читайте в статье «Смета на строительство», опубликованной в журнале N 2, 2003, с. 52 — 60.
Твердая цена не может быть изменена по инициативе одной из сторон, даже если фактические расходы субподрядчика на выполнение работ окажутся меньше тех, которые учитывались при установлении цены. В этом случае субподрядчик все равно имеет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, если только подрядчик не докажет, что полученная субподрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (п.1 ст.710 Гражданского кодекса РФ).
Субподрядчик в свою очередь может потребовать изменить твердую цену работы (в сторону ее увеличения, конечно), только если докажет, что такое повышение вызвано существенным изменением обстоятельств (ст.451 Гражданского кодекса РФ). В этом случае подрядчик вправе либо согласиться с требованиями субподрядчика, либо расторгнуть с ним договор.
Если же цена является приблизительной, то подрядчик вправе сделать в договоре оговорку, что оплата работ производится на основании фактических расходов, понесенных субподрядчиком, либо предусмотреть порядок распределения полученной экономии между сторонами.
Перед кем отчитываются субподрядчики?
Находясь в субподряде, компания отчитывается о результатах проделанной работы непосредственно перед главным исполнителем, с которым заключен посреднический договор. Однако согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ работу субподрядчиков контролируют заказчики, если закупка проводится на общих основаниях, а в документации указано требование о привлечении третьих лиц. В этом случае между главным исполнителем и посреднической организацией заключается типовой договор на основании Постановления Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 г.
Также главный исполнитель должен отчитаться перед заказчиком о привлеченных к работе лицах, если (ч.23 ст.34 44-ФЗ):
- сумма федерального контракта превышает 1 млрд ₽;
- сумма муниципального контракта превышает 100 млн ₽,
а общая сумма работ, отданных на субподряд, более 10% от НМЦК.
Функции субподрядчика
Существует несколько функций субподрядчиков, предусмотренных действующим законодательством, а именно:
- Организация мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональному использованию выделенной под работы территории;
- Выполнение работы согласно подписанному договору субподряда и в оговоренные сроки, а также подготовка площадки к следующим по плану процессам;
- Если были явлены какие-либо недочеты в работе или брак, их следует оперативно устранить. Также рекомендуется проверить работу предыдущей бригады с целью своевременного устранения ошибок в случае их наличия;
- Перед началом работ следует провести уборку. Также следует систематически убирать с площадки строительный мусор, включая металл;
- После того, как работы будут выполнены, субподрядчик должен вывезти оборудование, инструменты, стройматериалы и технику в оговоренные ранее сроки;
- Субподрядчик берёт на себя обязательства по соблюдению всех норм качества, а также соглашается с техническими условиями заказа согласно проектной документации и утверждённым законом нормам и стандартам.
Существует несколько функций субподрядчиков, предусмотренных действующим законодательством, а именно:
- Организация мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональному использованию выделенной под работы территории;
- Выполнение работы согласно подписанному договору субподряда и в оговоренные сроки, а также подготовка площадки к следующим по плану процессам;
- Если были явлены какие-либо недочеты в работе или брак, их следует оперативно устранить. Также рекомендуется проверить работу предыдущей бригады с целью своевременного устранения ошибок в случае их наличия;
- Перед началом работ следует провести уборку. Также следует систематически убирать с площадки строительный мусор, включая металл;
- После того, как работы будут выполнены, субподрядчик должен вывезти оборудование, инструменты, стройматериалы и технику в оговоренные ранее сроки;
- Субподрядчик берёт на себя обязательства по соблюдению всех норм качества, а также соглашается с техническими условиями заказа согласно проектной документации и утверждённым законом нормам и стандартам.
Сразу после того, как субподрядчик выполнит порученную ему часть работы, он должен сообщить об этом подрядчику. Если перед этим было установлено какое-либо оборудование, привлечённая организация обязана заниматься его комплексным испытанием. Субподрядчик может приостановить работы и оповестить об этом субподрядчика. Такая ситуация возможна в следующих случаях:
- Полученная техническая документация или предусмотренные для работы материалы, техника и оборудование непригодны или не соответствуют заявленному качеству;
- Указанный в документации способ работ может привести к пагубным последствиям для проекта в целом;
- Иные ситуации, способные негативно отразиться на надёжности и прочности сооружений (в случае со строительством) или неправильный подход к работе, который в результате приведёт к срыву сроков.
Как составить надежный договор субподряда?
Подобные ограничения установлены с целью защиты законных прав и интересов заказчика, который не всегда имеет возможность получить гарантии добросовестности сторонних фирм, привлекаемых подрядчиком. Именно поэтому закон позволяет заказчику с помощью соответствующих пунктов договора контролировать право подрядчика привлекать субподрядчиков.
Оговоренные надлежащим образом в договоре подряда ограничения необходимо учесть при составлении договора с субподрядной компанией. В их числе могут быть:
- необходимость согласовывать выбранных субподрядчиков с заказчиком или сразу указать в договоре допустимый список субподрядчиков;
- ограничения объема или разновидности работ, которые могут быть выполнены субподрядчиком;
- право заказчика контролировать качество работ субподрядчиков и предъявлять им претензии;
- право субподрядчика отказаться от сдачи работ в случае невыполнения обязательств генподрядчика по оплате.
на выполнение субподрядных работ, заключаемый между генеральным подрядчиком и субподрядчикомг. «» 2023 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Генеральный подрядчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Субподрядчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Права и обязанности сторон, а также часто встречающиеся заблуждения
Если предмет договора субподряда, цена и сроки являются первостепенными ступенями, которые нужно указать в договоре, то права и обязанности сторон идут следом за ними, но тем не менее не утрачивают своей важности.
Среди обязанностей субподрядчика стоит выделить порядок начала работы. Субподрядчик должен приступить к работе сразу после того, как генеральный подрядчик выдаст ему заявку, где указано место работы и ее объем.
К обязанностям субподрядчика относится и качественное выполнение его работы. Выполнение своей работы в срок также причисляется к обязанностям субподрядчика. Также субподрядчик должен передать генеральному подрядчику итог своей деятельности, и в случае обнаружения каких-либо недочетов исправить их в указанные генподрядчиком сроки.
Помимо обязанностей у субподрядчика также имеются и права. Например, в случае задержки генподрядчиком выплат за проделанную работу, субподрядчик имеет право взыскать данную задолженность. Также у субподрядчика имеется возможность наложить на задолженность штрафные санкции, что значительно увеличит сумму задолженности генерального подрядчика перед субподрядчиком.
Субподрядчик также при выполнении своей работы имеет право на использование собственных инструментов, но данный нюанс нужно заранее обговаривать в процессе заключения договора субподряда.
Среди прав субподрядчика стоить также отметить его право на приобщение третьих лиц к выполнению поставленной ему задачи по договору субподряда.
Следует отметить, что права и обязанности есть не только у субподрядчика, но и у самого генерального подрядчика. Так, например, генподрядчик обязан предоставить субподрядчику всю исчерпывающую информацию об объекте и сути предстоящей субподрядчику работы.
Также в обязанности генподрядчика входит проведение ежечасной проверки качества выполняемых субподрядчиком работ.
Помимо всего ранее перечисленного генподрядчик обязан оплатить выполненную субподрядчиком работу в сроки, оговоренные в договоре субподряда.
Среди прав генерального подрядчика стоит выделить право на проверку процесса выполнения своей работы субподрядчиком. Это право одновременно является и обязанность генподрядчика.
Существует заблуждение, согласно которому заказчик не может оплачивать услуги подрядчиков до тех пор, пока ему не был выставлен счет. На самом деле это не так. Заказчик обязан оплатить услуги подрядчиков независимо от того был ли ему выставлен счет на оплату услуг.
Также имеется мнение, что у заказчика есть право на подачу искового заявление в случае обнаружения недостатков в работе подрядчиков или требования по устранению данных изъянов в течение трех лет после окончания сроков в договоре субподряда. Это тоже не является действительным фактом. На самом деле эти сроки отличаются. Если недочеты были выявлены в период приема работа, то этот срок равен двум годам. А если недочеты были выявлены позже, то срок будет равен пяти годам. Однако эти сроки даются на то, чтобы доказать, что данные недочеты возникли действительно по вине подрядчика.