Изменение категории земель и вида разрешенного использования земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение категории земель и вида разрешенного использования земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ЗК РФ, решение об смене ВРИ принимает местная или региональная администрация. В больших городах для этого создаются специальные отделы, которые рассматривают обращения землевладельцев. Узнать о наличии таких ведомств можно на муниципальных сайтах. К примеру, в Москве разрешением подобных земельных вопросов занимается Департамент городского имущества. Причем информация о самой процедуре предоставлена на сайте учреждения.

Когда может понадобиться изменение?

Не всегда ВРИ участка подходит под планы собственника или потенциального покупателя. Растущий спрос на загородную недвижимость приводит к необходимости в преобразовании особых категорий земель в участки применимые под строительство жилых домов (о том, можно ли строить дом на землях сельхозназначения, и какой именно, мы рассказывали тут). Также изменение ВРИ требуется, если предполагается возведение торговой точки или производственных помещений. Еще таким образом можно существенно увеличить стоимость земельного участка, когда в планах перепродажа земли (как определяется кадастровая стоимость земель сельхозназначения?).

  1. Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
  2. Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
  3. Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
  4. После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.

При выделении пользователям земельных участков вводятся некоторые ограничения по их применению. Они определяются в зависимости от месторасположения наделов, характеристик почвы, специфики близлежащих объектов и других факторов. В процессе определения видов землепользования учитываются такие моменты:

  • Собственники или арендаторы земли не имеют права на изменение ВРИ, поскольку это прерогатива соответствующих муниципальных ведомств.
  • Виды распоряжения земельной собственностью, условия их смены указаны в правилах землепользования, застройки. Последние утверждаются госорганами в обязательном порядке.
  • Если на конкретный земельный надел распространяются предписания ПЗЗ, то смена ВРИ разрешается без публичных слушаний, дополнительных разрешений.

Существуют такие разновидности пользования участками: основная, вспомогательная, условно-разрешенная. Две первых допускается изменить без какого-либо одобрения уполномоченных органов. Третья предоставляет возможность строить либо заниматься какой-то деятельностью лишь при соблюдении определенных условий. Поскольку вместе с изменением ВРИ земельного участка корректируются требования к землепользователю, то такая процедура включает в себя согласование, слушание, исправление ПЗЗ.

Как переоформить землю с индивидуального жилстроительства на многоквартирное

Если владелец надела намерен выполнить изменение основного ВРИ на условно разрешенный, применяется последовательность предоставления согласия на последний вид использования земли. В подобном случае нужно отправить заявление в департамент по земельным отношениям. К нему требуется приложить следующий список документов:

  • паспорт надела;
  • правоустанавливающие бумаги на участок или решение уполномоченного госоргана о согласовании места будущего расположения строения;
  • свидетельство о праве собственности на объект строительства;
  • топографическую карту населенного пункта, на которой указаны границы участка;
  • план объекта земельной недвижимости с координатами пограничных точек;
  • документ, подтверждающий личность землевладельца (паспорт, свидетельство о госрегистрации физического либо юридического лица);
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Документы, которые требуются для процедуры

Порядок смены вида разрешенного использования земельного участка, если есть нужный пункт, регламентирующий возможность трансформации, заключается в обращении в местную кадастровую палату. С собой надо иметь:

  • паспорт (оригинал и копию) для каждого из собственников, принимающих участие в решении вопроса;

  • правоустанавливающее свидетельство на землю;

  • согласие всех правообладателей на внесение изменений в Росреестр.

Читайте также:  Возможен ли отказ от приватизации в пользу другого лица

Все остальные выписки госорган получит самостоятельно (путем межведомственного взаимодействия).

Когда необходимо слушание и обращение в муниципалитет, то список будет немного объемнее:

  • паспорт и его копию для всех правообладателей;

  • для ИП — предоставить соответствующий бланк;

  • выписка из ЕГРН о присвоении статуса юрлица или предпринимателя;

  • правоустанавливающее свидетельство на площадь, паспорт, право собственности, согласие арендодателя;

  • планировочные обоснования.

Изменение целевого назначения

А как изменить вид разрешенного использования земельного участка, если перевода из одной категории в другую не требуется?

Примерный алгоритм таков: в земельный комитет вы представляете заявление о смене вида использования вашего участка с пакетом документов. Однозначно вам понадобятся документы на участок — кадастровый паспорт и свидетельство на собственность.

Каждой городской или районной администрацией разрабатывается и утверждается градостроительный регламент. Приложением к регламенту являются правила землепользования и застройки, в которых четко прописывается весь алгоритм изменения вида использования участка.

Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.

На основании требований устава вашего района, города или поселка глава администрации обязан провести публичные слушания по вопросу смены разрешенного использования земли и с учетом результатов принять решение.

Публичные слушания должны пройти не позже месяца со дня подачи заявления, и их проведение должны будете оплатить вы (на основании 39 статьи Градостроительного кодекса РФ). При этом, так как законодательно не установлены правила изменения вида разрешенного использования земельных участков с перечнем документов, а есть лишь ссылки на градостроительные регламенты и уставы муниципальных образований, вам стоит обзавестись текстами и этих документов.

Если отказали в смене ВРИ

В случае получения отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка можно действовать следующими способами:

  • Устранить недостатки, которые послужили основанием для отказа в предоставлении услуги, и обратиться за ее получением повторно.
  • Написать жалобу в прокуратуру по месту расположения органа власти, действия которого обжалуются.
  • Пожаловаться на качество предоставления услуги на Портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Данный сервис сейчас предлагается сайтом в разделе «Порядок обжалования» дополнительной информации об услуге соответствующего муниципального или государственного органа.
  • Прибегнуть к процедуре досудебного (или внесудебного) обжалования действий сотрудника (конкретного должностного лица), принимавшего документы или непосредственно оказывающего услугу.
  • Обратиться с административным исковым заявлением о признании решения об отказе незаконным и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Меняем ВРИ на основной

Поменять текущий вид на один из списка основных проще всего. Для начала соберите следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Выписка из ИСО градостроительной деятельности. Она пригодится для подтверждения того факта, что ВРИ, на который вы хотите сменить текущий, является основным. Ее можно запросить через МФЦ, комитет архитектуры, местную администрацию, департамент градостроительства и пр. Возьмите с собой выписку из реестра и удостоверение личности;
  • Кадастровый паспорт земельного участка. Его можно запросить уже в ходе получения услуги;
  • Выписка из ЕГРН или другой документ, подтверждающий ваше право собственности на участок;
  • Письменное согласие других собственников земли и доверенность от их имени, которая предварительно проверена и заверена нотариусом;
  • Заявление на смену текущего ВРИ. Его можно заполнить на месте или заранее.

Как перевести земельный участок из зоны СХ-1 в зону СХ-2?

Территориальная зона земельного участка устанавливается правилами землепользования и застройки. Если надел относится к зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья), допускающей обработку земли, но запрещающей строительство капитальных объектов, а вы планируете строить садоводческий поселок, придется менять зону на СХ-2 (садоводство). Также владельцы земель обращаются за изменением территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 (сельскохозяйственное производство), когда надо построить животноводческую ферму или объекты для хранения с/х продукции и ее первичной переработки (например, овощехранилище). Для этого нужно внести изменения в ПЗЗ муниципалитета.

Процедура перевода участка из зоны СХ-1 в зону СХ-2 достаточно сложная. Ее этапы зависят от того, разработаны ли правила землепользования или они на стадии создания. Обращение об изменении территориальной зоны рассматривают в местной администрации. В заявлении необходимо отразить следующую информацию:

  • обоснование необходимости перевода участка из СХ-1 в СХ-2;
  • факты невозможности эффективного использования надела в зоне СХ-1;
  • кадастровый номер и адрес территории, данные о правах на нее;
  • просьбу о внесении правок в правила застройки и землепользования.

К заявлению необходимо приложить согласованный проект планировки территории, а в случае дальнейшего раздела участка и проект межевания.

Необходимо заблаговременно запросить у местной администрации список согласований и приложить к заявлению положительные решения. Могут затребовать согласования с Минсельхозом, Роснедра, Рослесхозом, Роспотребнадзором, Росавиацией, собственниками линейных объектов.

Земельные Юристы Геобюро предлагают Вам свои услуги по предварительной оценке возможности изменения территориальной зоны, прохождение всех необходимых согласований или полное выполнение работ по изменению территориального зонирования и вида разрешенного использования.

Читайте также:  Компенсация родительской платы за детский сад в Томске

Как узнать виды разрешенного использования земли

В 2014 году Минэкономразвития РФ выпустило приказ, где установило 13 категорий ВРИ. Их распределили по целевому назначению: для ЛПХ, садоводства, строительства дорог, жилой застройки и т.д.

Органы муниципальной власти самостоятельно формируют для каждой зоны в пределах земель населенных пунктов основные, условно разрешительные и вспомогательные ВРИ. Последние используется как комплементарные и не могут существовать отдельно, потому некоторые участки имеют два ВРИ.

Узнать категорию землепользования надела можно с помощью нескольких сервисов:

  1. Заказать выписку из ЕГРН. Для этого обращаются к порталам Росреестра, Госуслуг. Также допускается прийти в МФЦ, заказать и получить документ очно.
  2. Посмотреть “Публичную кадастровую карту” на сайте Росреестра. Чтобы узнать характеристики земли, понадобится указать адрес объекта и его кадастровый номер.

Как быстро изменить ВРИ?

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

Как производится перевод земель

Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:

  • Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
  • Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
  • В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.

За изменением вида разрешенного использования земельного участка вправе обратиться следующие лица:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • землевладельцы земельных участков, т.е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (абз. 4 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (абз. 5 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

Основания перевода земель сельхозназначения в земли населенных пунктов

Согласно нормам действующего законодательства (Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую») преобразование целевого назначения земельного участка может быть произведено при наличии следующих условий:

  • утвержден акт о консервации наделов определенной категории;
  • определены земельные участки, в отношении которых установлен режим особо охраняемых территорий;
  • издан нормативный акт о расширении действующих границ населенных пунктов;
  • согласовано решение о размещении промышленных объектов на земельных участках сельскохозяйственного направления;
  • разработан план по порядку восстановления плодородия истощенных земельных участков;
  • согласован проект по размещению дорожных магистралей, электрических станций и других коммунальных объектов;
  • принято решение о преобразовании земельных участков, признанных непригодными для использования в сельскохозяйственных целях, в земли, используемые для объектов водной и лесной среды, а также наделов, образующих фонды запаса;
  • утвержден нормативный акт о постройке на земельных наделах объектов социальной инфраструктуры;
  • разработан проектный план по добыче полезных ископаемых;
  • принято согласованное решение об использовании земель сельхозназначения под размещение оборонных объектов.

Вместе с тем, на законодательном уровне установлен запрет на изменение статуса земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых значительно превышает среднестатистическую цену подобных наделов (более чем на 50%). Данное ограничение позволяет государственным органам сохранить земли с высокой плодородностью.

Итак, предположим, рассматриваемому участку присвоена категория земель сельскохозяйственного назначения. О каких видах разрешённой деятельности можно сказать в данном случае? Для чего разрешено использовать такие земли?

  1. Позволяется использовать участок для ведения подсобного хозяйства. Под этим описанием могут иметься в виду самые разные виды деятельности, но они в обязательном порядке должны иметь отношение к сельскохозяйственной деятельности. Как правило (в редких случаях возможны исключения) строительство здесь запрещено.
  2. В некоторых случаях землю выделяют для строительства дачи. Как понятно, строить здесь можно, но такой дом имеет определённые юридические ограничения. Земли сельскохозяйственного использования, данные виды разрешённого использования не позволят получить регистрацию по данному адресу. В определённых случаях участок предоставляется именно для проведения садоводческой или огороднической деятельности. В таких случаях речь идёт о некоммерческих объединениях граждан. Целью таких объединений не должна быть коммерческая деятельность. Скорее, в этом случае речь идёт о деятельности в общественных целях. Наиболее распространены следующие три организационных формы для таких товариществ: товарищество, имеющее некоммерческое направление, потребительский кооператив и некоммерческое партнёрство. Важно заметить, что на этих землях разрешено не только заниматься соответствующими видами сельскохозяйственной деятельности, но и можно построить свою дачу. Законодательство России позволяет физическому лицу провести регистрацию по данному адресу при соблюдении определённых условий.
  3. Ещё одним видом разрешённой деятельности является фермерское хозяйство. Здесь рассматривается объединение граждан, которые занимаются выращиванием или переработкой сельхозпродукции. Основателями здесь может быть один или несколько граждан, владеющих землёй и средствами производства на условиях долевой собственности. Такие земли сельскохозяйственного назначения и виды разрешённого их использования включают в себя содействие развитию фермерских и крестьянских хозяйств.
  4. При занятиях животноводством речь идёт не только о тех землях, где находится скот постоянно, такие земли сельскохозяйственного использования подразумевают включение таких участков, где происходит выпас скота или кошение сена для создания запасов для животных на зимний период.
  5. Иногда может упоминаться такой комплексный вид деятельности, как сельскохозяйственное производство. Здесь разрешено не только выращивать, но и перерабатывать такую продукцию. Если речь идёт о приобретении участка с таким видом разрешённой деятельности, будет разумным прояснить для себя вопрос о том, нет ли здесь каких-либо дополнительных ограничений. Это нужно для того, чтобы не получилось, что был приобретён неподходящий участок, у которого потребуется поменять виды разрешённого использования земли сельхозназначения.
Читайте также:  Как оформить опекунство над ребенком

Перевод в другую категорию

Что делать, если данный участок уже находится в собственности, но всё-таки подходящего вида разрешённой деятельности не имеется? Что делать, если возникает необходимость ходатайствовать об изменении категории земель? Если использование земель сельхозназначения требует изменить их категорию? Это долгий и трудный процесс, однако, всё же это остаётся возможным.

Такие юридические действия не могут быть сделаны в тех случаях, когда право собственности на земельный участок не было надлежащим образом оформлено. Прежде всего нужно получить кадастровый паспорт на эту землю и затем зарегистрироваться в Едином реестре прав собственности на недвижимость.

Хотя это сделать необходимо, такие процедуры могут стоить немало.

При обращении в государственные органы с просьбой, чтобы была изменена категория земли, которая имеет в данный момент сельскохозяйственное назначение, нужно привести соответствующие для этого аргументы. Их перечень приведён в законодательстве.

  1. Предполагаемая консервация земель.
  2. Если данный участок в будущем должен оказаться частью заповедных земель. То есть, он станет частью природной территории, которая будет охраняться в особом режиме.
  3. Известно, что население тех или иных населённых пунктов постепенно растёт и их территория увеличивается. В процессе такого увеличения некоторые территории, которые прежде имели сельскохозяйственное назначение, со временем становятся частью городской территории. Таким образом, расширение территории городов или сёл может быть достаточной причиной для изменения категории данного участка земли.
  4. Современная цивилизация, кроме всего прочего, характеризуется устойчивым ростом промышленного производства. В частности, возможны ситуации, когда на бывших сельскохозяйственных землях происходит строительство промышленных объектов.
  5. Одним из направлений развития становится строительство разного рода линейных объектов. Кроме территории для их размещения, дополнительно для них нужна полоса земли, идущая с обеих сторон и подъездные пути для проведения техобслуживания или ремонта. Иногда для этого могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения. Такие изменения обязательно должны сопровождаться планом, по которому планируется производить рекультивацию земель.
  6. Земля, которая используется для сельскохозяйственной деятельности, со временем может потерять нужные для этого свойства. Причины могут быть различными. При этом возможна передача таких участков в фонд запаса, водный или лесной фонд.
  7. В том случае, если было открыто месторождение полезных ископаемых, использование разрешённого использования земельных участков можно изменить. Но сделать это можно только при условии предоставления плана проведения рекультивации земли.
  8. При дальнейшем развитии местной инфраструктуры могут понадобиться новые объекты, которые имеют коммунальное или бытовое значение. Под них могут отвести бывшие сельскохозяйственные земли, но лишь при том условии, что иным образом это размещение выполнить было нельзя.
  9. Причины, которые соответствуют уровню межгосударственных отношений. Если у РФ есть обязательства перед другими государствами по размещению военных объектов на данных землях. Это является одной из причин, которая может привести к изменению категории участков сельхозназначения.

Указанные причины на законодательном уровне могут быть аргументами для рассмотрения вопроса об изменении категории сельскохозяйственных земель. Однако у рассматриваемого вопроса имеется и другая сторона.

  1. Это имеет место тогда, когда говорят о сельскохозяйственной земле, которая обладает особыми продуктивными свойствами.
  2. Другой критерий запрещения является ценностным. Если кадастровая цена данного участка на 50% больше средней кадастровой цены на землю сельхозназначения в этом районе.

Наиболее распространена такая мотивация, как изменение категории в связи с включением территории в состав земель населённого пункта. Кто уполномочен рассматривать этот вопрос? Обычно это решение принимают органы муниципальной власти. В некоторых случаях такие вопросы решают исполнительные органы государственной власти. Последний вариант имеет место тогда, когда рассматриваемый участок относится к ведению государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *