Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей по ПДД в машине в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
Правила перевоза детей в автомобиле в 2021 году: основные положения
За рулем автомобиля удобно передвигаться с детьми до детского сада, школы, больницы или же по магазинам. Но далеко не все водители знают, каковы правила перевоза детей в автомобиле в 2021 году. Отсюда возникают проблемы с законом, так как правила перевозки детей нужно знать и неуклонно соблюдать.
Родители обязаны создать для своих детей безопасные условия, чтобы они не пострадали на дороге. Уровень аварийности постепенно уменьшается, но он все еще остается высоким. Самое печальное, что в ДТП нередко страдают дети. Многих неприятностей можно было избежать, если бы родители ответственней подошли к вопросу эксплуатации транспортного средства с несовершеннолетними в салоне. Соблюдение правил это не только требование закона. Это еще личная ответственность каждого родителя.
Правила перевозки детей в такси: обязательно ли в автокресле?
Порядок перевозки детей на транспортных средствах прописан в Правилах дорожного движения, которые утверждены постановлением правительства «О Правилах дорожного движения».
Когда в нашем такси появятся автокресла?
Для решения этого вопроса необходим законодательный акт, который обяжет оборудовать все автомобили такси детскими автокреслами. Либо, как минимум, обяжет службы такси иметь в наличии достаточное их количество. Отдельно стоит отметить ответственность и контроль со стороны властей.
С какого возраста ребенок может поехать в такси один?
На днях у подруги возникла ситуация, при которой пришлось отправить ребенка 10 лет одного (без сопровождения взрослых) на такси к бабушке. При обычных обстоятельствах она бы на такое не решилась, но в тот день все сложилось так, что иного выхода не было.
Времени было не очень много, но мы попытались выяснить как регламентируется перевозка несовершеннолетнего пассажира в такси без сопровождения взрослого. С какого возраста ребенок может ехать в такси без взрослого? Кто отвечает за несовершеннолетнего во время перевозки? Есть ли какие-то гарантии безопасности? Может ли водитель отказаться от заказа, если увидит, что пассажиру не исполнилось 18 лет?
Так много вопросов и пока никаких ответов.
Правила перевозки пассажиров в такси регулируется целым рядом нормативных документов, но там ответа на свой вопрос мы не нашли.
Пришлось обратиться со всеми этими вопросами в службу поддержки одного из крупных агрегаторов такси, работающих по всей России. И хочу вам сообщить, что ответы нас не порадовали. Далее приводятся ответы представителя агрегатора (с нашими комментариями). Итак.
С какого возраста можно отправлять ребенка на такси без взрослого?
Допускается перевозка ребенка с рождения. Ничто не запрещает таксисту принять заказ, даже если единственный пассажир – новорожденный.
Может ли таксист отказаться от выполнения заказа, если узнает, что единственный пассажир – несовершеннолетний?
Может. Надо договариваться с водителем.
Кто отвечает за ребенка в процессе поездки?
Водитель отвечает за безопасную езду вне зависимости от возраста пассажира. При этом водитель не выполняет функции сопровождающего для ребенка.
В любом случае, ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет его родитель (законный представитель), который посадил его в такси.
Необходимо ли предъявлять какие-то документы или писать расписку об ответственности?
Нет, не требуется предъявлять никаких документов и писать расписок.
Хотя, возникает вопрос – если водителя такси остановит сотрудник ДПС и поинтересуется – что это за ребенок, на основании чего и куда он собственно его везет, что водитель должен ответить? Он не знает ни имени ребенка, ни имени того, кто его отправил, ни того, кто его должен встретить. Выглядит как детективная история с намеком на киднеппинг.
Какими локальными нормативными документами регламентируется перевозка несовершеннолетних без сопровождения?
У агрегатора нет никаких регламентов или правил перевозки детей без сопровождения взрослых.
Определены только общие правила безопасности, обязывающие перевозить детей в легковом транспорте с использованием специальных удерживающих устройств (автокресел, бустеров) в зависимости от возраста и веса.
Что в итоге?
После каждого нашего вопроса представитель службы поддержки агрегатора настойчиво напоминал: несмотря на то, что прямого запрета на перевозку несовершеннолетнего пассажира без сопровождения взрослого нет, отправлять ребенка одного с посторонним человеком крайне не рекомендуется. «Ребенка вы отправляете одного с водителем на свой страх и риск» — эта фраза была сказана за разговор раз, наверное, десять.
Кто же спорит? Все понимают, что, например, в Москве деятельность такси регламентирована кое-как. Большинство водителей – гости из ближнего зарубежья, не всегда хорошо говорящие по-русски. Да и правила дорожного движения водители такси соблюдают далеко не всегда.
Удивляет, что порядок перевозки детей без сопровождения взрослых никак не определен в службе такси. Обо всем надо договариваться УСТНО с водителем. А вы готовы доверить жизнь и здоровье собственного ребенка «под честное слово» незнакомому водителю? Возможно собственные правила есть у отдельных таксопарков, но ни законодательство, ни агрегатор не устанавливают никаких ограничений.
Ребенок благополучно доехал к бабушке, но это были очень тревожные 25 минут в жизни мамы. Надеемся, что повторять такое не придется.
Можно ли использовать бустер в каком возрасте ребёнка?
Возвращаемся к нашему главному вопросу о возможности посадить ребёнка в бустер – со скольки лет это можно делать по ПДД в 2023 году? Для ответа нам нужно понять, что такое бустер по закону. И Правила отсылают нас к Техническому регламенту.
Заглянув в последний, понимаем, что детское удерживающее устройство должно соответствовать Правилам ЕЭК ООН №44-04 (Приложение №10 – «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств»). Если Ваш бустер соответствует этим требованиям, то перевозить ребёнка в бустере можно.
Узнать о таком соответствии достаточно просто: на этикетке на самом бустере должна быть соответствующая маркировка. При этом, возможны 2 варианта представления обозначений:
- бустеры российского производства имеют, как правило, маркировку «ЕЭК ООН №44-04» или «ГОСТ Р 41.44-2005» (последний ГОСТ – российский вариант Правил ЕЭК ООН),
- импортные бустеры чаще всего маркируются как «ECE R44/04» – это также значит, что устройство соответствует требованиям Европейской экономической комиссии.
Для того, чтобы не столкнуться с неприятной ситуацией во время переезда в такси, необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы родители и ребенок комфортно себя чувствовали во на протяжении всей поездки:
- предупреждать диспетчера о том, что такси требуется специальное. Машина должна быть оборудована автокреслом или бустером. Диспетчер сможет подобрать автомобиль, соответствующий требованиям клиента
- при заказе автомобиля необходимо предоставлять информацию о возрасте ребенка, ведь в зависимости от количества лет в машину устанавливается различные устройства, обеспечивающие безопасность
- приобретение личного удерживающего устройства, которое будет находиться дома. Это лишит необходимости постоянно думать о том, что нужно не забыть поставить галочку в приложении вызова такси или обсудить все нюансы будущей поездки с диспетчером.
Безопасность ребенка в автомобиле
Любой современный автомобиль предусматривает систему безопасности, созданную для защиты пассажира от травм. Сюда можно отнести конструкцию сидения, ремень, подушки безопасности. Все это поможет остаться целым и невредимым человеку, рост которого больше 150 см, а вес — больше 36 кг. Поэтому детей сажать во взрослые кресла нельзя. Обычный ремень не способен правильно и крепко удержать его тело на месте, если произойдет столкновение. Многие ошибочно полагают, что обеспечивают безопасность ребенка в машине, перевозя его на руках. На деле же в этом нет практического смысла. В случае ДТП, если авто остановится, встретившись с другим объектом, все внутри него продолжит двигаться по инерции, в том числе и тела пассажиров. В таких условиях невозможно удержать ребенка на руках, так как под действием инерции его масса многократно возрастает. Специально для малышей были разработаны детские удерживающие устройства — они адаптированы под параметры тела ребенка, обеспечивают стабильное положение маленького пассажира, фиксируют его на месте, амортизируют удары, дополнительно защищают голову и шею. При этом ребенку достаточно удобно, он не испытывает давление или трение. Разнообразные испытания позволяют сделать вывод, что оптимальное место для установки такого кресла — заднее среднее сидение. По правилам ребенка сажают в кресло без верхней одежды, так прилегание ремней будет правильным. Естественно, если на улице холодно, то салон должен быть заранее прогрет. Детские кресла бывают разными, подбирают их по росту, весу и возрасту. Для детей, которые еще не могут самостоятельно сидеть, используют автолюльки, их пристегивают ремнями.
Правила перевозки детей в машине
Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.
В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.
Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.
Рассмотрим подробно специфику перевозки каждой возрастной группы:
Требования к автобусу
С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:
- Скорость не более 60 км/ч.
- Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
- Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
- Ремни безопасности.
- Тахограф.
- Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к водителю
Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:
- Стаж категории D.
- Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
- Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Изменения в 2022 году в перевозке детей в автомобиле
Основные требования уже очень давно прописаны в ПДД. Но в 2017 году нормы были подвержены некоторым изменениям в рамках общих поправок.
Прежде всего, правки коснулись максимального возраста, при котором использование фиксирующего оборудования является обязательным. Причем под подобным оборудованием понимается не только стандартное кресло, но также бустер, автолюлька и другие аналогичные конструкции.
Ранее людей до 12 лет нужно было возить в авто исключительно в особых креслах. Новые правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году предполагают сокращение максимального возраста до 7 лет. Впрочем, для категории от 7 до 12 лет было решено предусмотреть особенные правила.
Нормы перемещения пассажиров младше 7 лет не изменились. Все также требуется применение фиксирующих устройств на сидениях переднего и заднего ряда. Пассажиров до 12 лет перевозят на заднем ряду, ограничиваясь стандартным ремнем безопасности. Движение на переднем ряду потребует специализированного оборудования для фиксации.
Люди старше 12 лет могут свободно ездить в авто, пристегиваясь стандартным ремнем. Как и для взрослых, этого хватает для обеспечения безопасности.
В ПДД старого образца были упомянуты некие «иные устройства», заменяющие автокресла. Сейчас подобной классификации нет, поскольку применяется общий термин «детские удерживающие устройства».
В старой версии правил не предусматривались требования по установке устройства в салоне машины. Теперь же появилась обязанность пристегивать ребенка и располагать кресло исключительно в соответствии с инструкцией к конкретному оборудованию. Только так можно гарантировать полную безопасность и комфорт.
Водители действительно отказываются везти детей?
Да, такое случается. Причем нередко именно водители-партнеры таких сервисов, как Uber и «Яндекс Go» (и всех остальных, работающих по такому же принципу), объясняют свой отказ тем, что их авто не является такси и, соответственно, оговорка в ПДД на них не распространяется. Не всех пассажиров этот аргумент убеждает.
Строго говоря, исключение, которое сделано в Правилах дорожного движения для автомобилей такси, не означает, что поездки в них настолько безопасны, что уже и детское кресло (или хотя бы бустер) не требуется. На дороге никто от неприятностей не застрахован. Тут скорее вопрос в условиях работы такси.
Нельзя также исключать того, что некоторые водители по каким-то своим причинам не желают возить пассажиров с детьми. Нам такие таксисты объясняли свою позицию так: малыши могут вести себя шумно, пачкают спинки передних сидений своими ножками и вообще хлопот слишком много.
Тот же «Яндекс Go» нашел выход из ситуации, создав отдельный тариф «Детский». Клиент, вызывая машину, указывает, что с ним ребенок, значит, ему нужно удерживающее устройство (тип определяется с учетом веса маленького пассажира). Это гарантия того, что, во-первых, приедет водитель, который готов везти ребенка, во-вторых, поездка будет безопаснее. Но и дороже тоже. Плюс время ожидания может быть больше, иногда существенно.
Что нужно знать о правилах перевозки детей в других странах
Родители, которые планируют путешествовать с детьми на автомобиле по Белоруссии, Абхазии, странам ЕС, США, должны знать, что в разных странах могут быть существенные отличия в правилах перевозки несовершеннолетних пассажиров. Например, в США они отличаются даже в зависимости от штата, где действуют свои законы. Но даже здесь есть общие требования:
- дети до 8 лет ездят только с применением автокресла, при этом оно должно быть сертифицировано и одобрено на федеральном уровне;
- дети с 8 лет до 18-ти должны быть пристегнуты штатным ремнем;
- детей до 4-х летнего возраста перевозить можно исключительно на заднем кресле.
За нарушение этих правил предусмотрены достаточно высокие штрафы, сумма которых может достигать 500$.
Путешествуя с детьми по Европе, нужно знать такие особенности ПДД, которые действуют на территории большинства стран ЕС:
- дети до 12-ти лет, ниже 135 см, должны быть в автомобиле только в подходящем автокресле или на бустере;
- несовершеннолетние дети старше 12-ти лет обязательно пристегиваются ремнем безопасности, даже если их рост меньше 135 см;
- дети выше 135 см, которым не исполнилось 12 лет, также могут ездить в автомобиле без ДУУ, только пристегнувшись ремнем.
Дети, пока им не исполнилось 3 года должны во время движения автомобиля находиться только на заднем кресле. В некоторых европейских государствах, таких как Литва, Эстония, Хорватия, Дания, Португалия, Швеция разрешается размещать маленьких детей на месте переднего пассажира (спиной вперед), с неактивной подушкой безопасности. Сумма штрафа в большинстве европейских стран (Нидерланды, на Кипре, Италии, Франции, Испании, Португалии, Словении) примерно составляет 100 — 400 евро.
В Беларуси дети до 5 лет могут ездить с использованием подходящих ДУУ, пассажиры до 12 лет с использованием автокресла или бустера. Если рост ребенка превышает 150 см, то перевозить его можно без удерживающих устройств, но с обязательным применением ремней безопасности.
Для чего необходимо детское автомобильное кресло?
Согласно закону, каждый водитель обязан позаботиться об установке детского кресла в случае перевозки маленьких детей. Такая необходимость обусловлена некоторыми конструктивными особенностями транспортного средства. Система безопасности, которая обеспечивается штатными ремнями в любом автомобиле, является эффективной только для пассажиров ростом от 150-ти см. Если использовать такие крепежные элементы для людей ниже ростом, то ремни банально будут давить ему на шею.
Категорически запрещено перевозить ребенка на руках. В случае столкновения даже на небольшой скорости вес малыша увеличивается в десятки раз. При таких обстоятельствах удержать очень проблематично, вследствие чего маленький пассажир подвержен чрезвычайной опасности.
Двенадцатилетний возраст, который указывается во всех требованиях к перевозке маленьких детей, выбран потому, что чаще всего именно к этому времени ребенок вырастает до 150-ти см. После этого уже возможно использовать стандартные ремни безопасности транспортного средства.
При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:
- Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
- Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
- Копию разрешений на перевозку детей.
- Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
- Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
- Список перевозимых детей.
- Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
- Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
- Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.
Перевозка сторонним транспортом
Правила ПДД касаются как семейных путешествий, так и поездок с использованием стороннего транспорта. Вызывая такси, стоит предупредить оператора о том, что кроме взрослых в число клиентов входит юный пассажир. Это позволит прислать на вызов оборудованный детским автокреслом автомобиль. Перевозить малыша на руках запрещено.
Сложнее обстоят дела с частными перевозчиками. Они не обязаны оборудовать свое авто детской фиксирующей системой, поэтому родителям придется найти автокресло самостоятельно (можно взять его напрокат или одолжить у знакомых, если модель соответствует возрасту/весу сына или дочери). Не стоит забывать об административной ответственности за нарушение правил – для юридических лиц штраф составляет 100 000 руб., для физических 3 000 руб.