В чем состоит наказание Родиона Раскольникова

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем состоит наказание Родиона Раскольникова». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.

Раскольников был уверен, что способен исправить общество, что он «право имеет» убивать и вершить суд. Но его уверенность рушится под гнетом человеческих чувств, мук и терзаний.

Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Внутренние переживания и отчуждение

После того, как совершено фактическое преступление – убийство старухи-процентщицы – наказание начинается сразу же. Заключается оно во внутренних переживаниях героя. Несмотря на то, что совесть его остается спокойной до самой каторги, его состояние мечется из одного края в другой. Он то готов пойти и сдаться полиции, то радуется, что подозрения отводятся от него.

Сразу же после совершения убийства Раскольников осознает, что жизнь уже не будет прежней. Он больше не сможет чувствовать себя наравне со всеми. Мучительное чувство отчужденности, разъединенности со всем человечеством одолевает героя. Даже самые близкие и любимые люди – мать и сестра, теперь мучительны для него. Он видит их любовь, но не способен принять ее, ведь он – убийца. Раскольников сознательно отрезает себя от мира любимых людей, сам наказывая себя за свое преступление.

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова в «Преступлении и наказании» на первый взгляд может показаться сложной для понимания, но на самом деле она довольно проста. Главный герой разделил весь род человеческий на две категории: «обыкновенных» и «необыкновенных» людей. В то время как «необыкновенный» человек имеет право совершать любое преступление и нарушать закон, если считает это нужным, «обыкновенный» человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон.

Читайте также:  Какие изменения в законодательстве планируются в 2023 году

Роковой момент совершения преступления

Чтобы лучше понять, в чём смысл этой опасной идеи о социальном неравенстве, процитируем, как сами герои литературного произведения понимали, что несёт в себе теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Один из важнейших персонажей романа Достоевского Порфирий Петрович резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Даже не мотря на то, что на страницах книги герой Порфирий Петрович представляется нам душевным и сочувствующим человеком, он не может понять и не принять идеи Раскольникова. Он спорит с главным героем, его переполняют чувства негодования и недоумения.

Сопоставление со Свидригайловым

Чтобы лучше описать заблуждение Раскольникова, писатель ввел в произведение образ Свидригайлова. Хоть идеалы этого героя, кажутся, не совпадают с Родионовыми, основной его принцип жизни: можно делать плохие поступки, но только во благо. В случае со Свидригайловым его злые поступки были не редкостью: он зарабатывал на жизнь мошенничеством в картах, случайно убил слугу и, вероятно, «помог» своей жене уйти в мир иной.

Вначале может показаться, что он не такой, как Родион. Его образ — абсолютная противоположность Раскольникову как во внешнем виде (старый, но при этом ухоженный и всегда хорош собой), так и в своем поведении (умеет добиваться цели, великолепно понимает человеческую психологию и имеет много полезных связей). Помимо этого, продолжительное время Свидригайлов с успехом убеждает и Родиона и себя в том, что для них неприемлемо чувство вины, у Аркадия Ивановича есть только одна слабость — неуемные желания. Но ближе к окончанию романа эта иллюзия пропадает.

Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.

Раскольников был уверен, что способен исправить общество, что он «право имеет» убивать и вершить суд. Но его уверенность рушится под гнетом человеческих чувств, мук и терзаний.

Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Наказание Раскольникова», увидеть в нем не просто отбывание срока на каторге, а настоящие терзания преступника.

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.

Причины преступления Раскольникова

  • Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.
  • Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.
  • Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом — разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он — «Наполеон», что он может убить старуху ради счастливого будущего.

  1. люди гениальные люди обычные, то есть «материал»
  2. Раскольников надеялся доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон», который может переступить через убийство ради светлого будущего.
  3. Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.
Читайте также:  Трудоустройство в Италии для россиян, украинцев и белорусов

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна ) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

  • Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?
  • Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за «светлое будущее» его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).
  • Раскольников считал старуху-процентщицу «вошью», недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:
  • была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего — все предназначалось какому-то монастырю
  • Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими «благородными» намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не «освободил» Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.

О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:

Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.

К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.

Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.

По прошествии нескольких дней Раскольников уже не в состоянии объяснить даже самому себе, зачем он совершил это убийство. В исповеди Сонечке он заявляет, что убил не старушку, а себя. В этом и заключается наказание Раскольникова – убив «вошь», он убивает сам себя, свою идею, свое спокойствие. Все, что было дорого Раскольникову убито вместе с процентщицей и ее сестрой, и никогда больше Раскольников не сможет жить нормальной жизнью.

Читайте также:  О выплате денежной компенсации взамен выдачи молока

«Наполеоном сделаться»

Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
— Раскольников. Часть 5, глава IV
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV

Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.

Раскольников был уверен, что способен исправить общество, что он «право имеет» убивать и вершить суд. Но его уверенность рушится под гнетом человеческих чувств, мук и терзаний.

Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Наказание Раскольникова», увидеть в нем не просто отбывание срока на каторге, а настоящие терзания преступника.

  • Сочинение Эгоизм — что такое
    Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни. Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
  • Сочинения по творчеству Пушкина
    А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы
  • Сочинение Андрей Болконский в романе Война и мир (Образ и характеристика)
    Большое число различных персонажей изобразил в своем произведении Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Все они имеют свой нрав, актуальные цели. Андрей Болконский представляется одним из самых красочных персонажей.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *