Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снег на голову. Внеплановые проверки работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки
Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.
Документарный контроль проходит в следующем порядке:
- Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
- При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
- Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.
Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.
При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.
Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
- положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
- Административный регламент, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 (далее — административный регламент);
- другие нормативные акты.
Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:
- плановые;
- внеплановые.
Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган.
По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года.
Если работодатель не выплатил причитающиеся суммы сотруднику, то сначала он получит предписание с требованием исполнить обязательство. Когда организация не повинуется, инспектор заставляет директора перечислить деньги, направив ему еще один документ – решение о принудительном исполнении (ст. 360.1 ТК РФ). Если и эту бумагу проигнорируют и не станут обжаловать, то инспектор направит ее судебным приставам для взыскания нужной суммы для работника.
Таблица 1. Распространенные нарушения и ответственность за их совершение по ст. 5.27 КоАП РФ
Действие ИП Организации Должностное лицо Уклонение от заключения трудового договора или оформление гражданско-правового соглашения 5 000–10 000 50 000–100 000 10 000–20 000 Невыплата заработанных средств в срок либо перечисление суммы меньше чем МРОТ, прописанной в договоре 1 000–5 000 30 000–50 000 10 000–20 000 Несоблюдение трудового законодательства 1 000–5 000 30 000–50 000 1 000–5 000
Если жалоба составлена правильно, ее рассмотрят в течение 30 суток. По факту завершения проверки предоставляется соответствующее уведомление. Компанию работодателя проверят. Инспектор имеет право осуществлять любые проверочные действия для того, чтобы осуществить полную оценку условий труда. Для этого выполняется осмотр, производится опрос сотрудников, запрашивается документация для проверки. Так, если поступило сообщение, что организация не платит, в первую очередь потребуют ведомость начисления заработной платы. Когда процедура проверки завершена, оформляется соответствующий акт. В документе перечисляются все факты и выявленные нарушения, даже если они не затрагивают отдельных сотрудников, а касаются всего коллектива в целом. Если наличие нарушений подтвердилось, трудовая инспекция обязана отреагировать.
В отношении работодателя могут быть применены следующие меры:
- выдвижение предписания для устранения допущенных нарушений;
- отстранение сотрудников от работы;
- составление административного протокола;
- подготовка материалов для привлечения нарушителя к ответственности;
- передача информации в другие структуры.
Если выявлено серьёзное нарушение, материалы для проверки передадут в прокуратуру или суд. Однако подобные действия применяются, если права работника нарушены грубо.
Новые способы контроля работодателей
При проведении контрольного мероприятия (планового или внепланового) инспекторы могут применять документарные или выездные проверки. В данном случае нет никаких изменений в части механизма осуществления контроля. Однако при этом сократили сроки проведения этих проверок.
Но теперь трудовая инспекция может использовать новые способы контроля работодателей в сфере трудовых правоотношений — инспекционный визит и рейдовый осмотр.
Инспекционный визит представляет собой краткосрочную проверку в течение 1-го дня, проводимую на территории работодателя. В ходе данного контрольного мероприятия проводится осмотр производств и помещений, осуществляется опрос сотрудников и начальства, а также получение письменных пояснений и истребование документации. Инспекционный визит не предусматривает предварительное уведомление работодателя о его проведении, однако он должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников трудовой инспекции к своей территории.
Рейдовый осмотр представляет собой краткосрочную проверку работодателей, находящихся на конкретной территории. К примеру, это может быть район муниципального образования или областного центра. При проведении рейдового осмотра специалисты ГИТ имеют право не только проводить осмотр, но и опрашивать работников, получать письменные объяснения, требовать документы для проверки и назначать экспертизу.
При рейдовом осмотре работодатели должны обеспечить специалистам ГИТ доступ к производственным объектам и помещениям (исключение — жилые), которые указаны в решении о проведении рейдового осмотра.
Важно! Инспекционный визит и рейдовый осмотр имеют только внеплановый характер. Данные контрольные мероприятия осуществляются по согласованию с прокуратурой, а работодателей уведомлять не требуется.
Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).
Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.
Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.
Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.
При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.
Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.
Возможность проверки по анонимному обращению
Важно! Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе.
При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.
В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).
Что может трудовая инспекция
Государство наделило представителей ГИТ широкими полномочиями при проверке по жалобе, которыми они активно пользуются для борьбы с нарушителями (ст. 356, 357 ТК РФ):
- принимают обращения граждан;
- проводят проверки;
- составляют предписания, протоколы об административных нарушениях;
- наказывают виновников;
- принудительно взыскивают невыплаченную зарплату для персонала;
- анализируют обстоятельства, причины ошибок, принимают меры по их устранению;
- восстанавливают трудовые права граждан;
- передают материалы дела в органы исполнительной власти, суд;
- требуют ликвидации фирмы, если она нарушает нормы;
- отстраняют лиц, не прошедших инструктаж по охране труда;
- расследуют несчастные случаи на производстве;
- запрашивают информацию у других органов;
- выступают экспертами в судебных разбирательствах.
Инспекторы вправе в любое время суток по удостоверению беспрепятственно войти на территорию фирмы, провести проверку, посмотреть необходимые документы, требовать объяснений. Действия представителей ГИТ направлены на восстановление справедливости, прав или интересов не только граждан, но и работодателей.
Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
- положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
- Административный регламент, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 (далее — административный регламент);
- другие нормативные акты.
Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:
- плановые;
- внеплановые.
Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган.
По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года.
Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки
Работодатель имеет право:
- быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
- потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
- получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
- потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
- запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
- присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
- обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
- отказаться от оплаты проверки;
- ознакомиться с результатами проверки;
- предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
- обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
- оспорить применение административного наказания по результатам проверки.
При выездной проверке работодатель обязан:
- предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
- организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
- обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
- вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.
Как вы узнаете о проверке
О проведении плановой проверки инспекторы предупредят заранее не менее чем за 3 рабочих дня заказным письмом или электронным документом, подписанным электронной подписью.
Про внеплановую проверку вам могут сообщить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала в таких случаях:
- проверку проводят по заявлению работника;
- у вас уже прошла проверка, по результатам которой вам выдали предписание об устранении нарушений, но вы их не устранили и ГИТ назначил повторную проверку.
Проверяемые документы
В процессе внеплановой проверки инспекторы могут на законных основаниях потребовать у руководства предоставить документы:
- Учредительные документы и документацию, которая устанавливает специфику работы предприятия (учредительный договор, устав, разные разрешения и лицензии);
- Нормативная документация локального значения (штатное и внутреннее трудовое расписание, график отпусков, документы, в которых указана система ежемесячной выплаты зарплаты);
- Нормативная документация (графики смен, документы, устанавливающие нормы труда, порядок аттестации предприятий и другие);
- Различные договорные документы (трудовые и коллективные договора и соглашения);
- Распорядительная документация (для описания основной деятельности и формирования личного состава);
- Информационно-справочные документы (служебные записки и заявления сотрудников, акты с протоколами и другое);
- Первичная учетная документация по учету кадров предприятия, рабочего времени, а также выплаты зарплаты (личные карточки сотрудников, расчеты для отпуска или увольнения, табель учета рабочего времени);
- Трудовые книжки;
- Регистрационная форма.
Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?
Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:
- берутся пояснения у заявителя;
- изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
- могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.
На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:
- не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
- установлено, что полученная информация не соответствует действительности.
В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).
Какие органы следят за соблюдением трудового законодательства?
Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.
За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:
— Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?
По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.
Какие решения инспектора по труду можно обжаловать
Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.
Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?
Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:
- Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
- Поступление в ГИТ:
- информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
- жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
- заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
- информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2021 году).
- Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.
Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.
Общие положения о проверке по жалобе работника
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).
В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:
- удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
- провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).
Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.
Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.