Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Когда проводят медицинский осмотр
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Кому не требуется медосмотр
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Почему необходим медицинский предрейсовый осмотр для водителей?
Основная цель этого процесса— оценить самочувствие и здоровье сотрудника. В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние водителя привести к угрозе безопасности дорожного движения. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда — для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния предболезни, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.
Система предрейсовых осмотров «АСПО™» проводит проверку по более чем 40 показателям и использует интеллектуальную технологию определения потенциально опасных состояний.
послерейсовые медосмотры
Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.
Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.
Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?
Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.
За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Обоснование
- 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
- Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
- Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей
За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.
- Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
- для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
- Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
- – руководителя – на 5000 руб.;
- – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.
Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
- Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
- Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
- Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
- предварительные;
- периодические;
- предрейсовые;
- послерейсовые.
Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.
Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?
С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.
Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).
Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.
Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.
Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.
Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
- В чем заключается послерейсовый медосмотр
- Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
- признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
- острое профзаболевание или отравление;
- признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.
Если во время послерейсового медосмотра выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, проводится контроль трезвости. Он представляет собой клиническое обследование и исследование выдыхаемого воздуха и мочи на наличие в них различных групп психоактивных веществ.
Даже из названия вытекает вывод, что предрейсовые медицинские осмотры требуется проводить перед каждой отправкой в путь. Исключение делают только для экстренных оперативных служб. У них нет времени на то, чтобы прерывать свою работу.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
Не стоит забывать о проверках медицинского характера, проводимых вне очереди. Они – для водителей с отклонениями, выявленными за время обязательных процедур. Организации имеют право нанять медицинского сотрудника в штат, чтобы проводить эту проверку. Нанятый специалист медицины обычно и разъясняет порядок прохождения.
Тема 11: Должны ли офисные водители проходить медицинское обследование?
В разделе
«Консультации»
Вы можете задать любой вопрос по административно-хозяйственной деятельности, направив его на электронный адрес и получить консультацию экспертов Ассоциации «Объединения АХП».
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ:
Захарова
Екатерина Анатольевна |
Кулаченкова
Алена Игоревна |
Пахмутов
Александр Сергеевич |
Поплавская
Татьяна Юсифовна |
Егменова
Наталия Алексеевна |
Масленникова
Татьяна Юрьевна |
Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом
При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.
Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:
- ФИО и должность;
- информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
- дата, с которой работник будет отстранен;
- возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.
Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.
Особенности проведения медосмотра
Чтобы сделать условия труда более безопасными и исключить наличие несчастных случаев при движении, проводятся предрейсовые осмотры – медицинский работник проверяет состояние здоровья водителя. Для предрейсовых медосмотров водителей в 2021 году нововведения отсутствуют, но ранее в этой сфере произошли значительные изменения. Поговорим о них подробно.
Правила проведения осмотров регулируются законодательством. Утвержден определенный порядок, который должен соблюдаться. Необходимость медосмотра признана обязательной для выявления различных заболеваний и симптомов, которые могут помешать водителю осуществлять свою деятельность, а также для проверки наличия алкогольного опьянения, которое является причиной для недопуска сотрудника на рабочее место.
Все лица, которые исполняют обязанности водителя, должны проходить такие осмотры, вне зависимости от специфики их деятельности. Это касается водителей такси, курьеров, сотрудников грузовых служб, тех, кто работает на спецмашинах на предприятии и прочих шоферов.
При этом организация осмотра является ответственностью работодателя. Это может делать как приглашенный медицинский работник, который не числится в штате, так и сотрудник, который входит в штат. В любом случае, проводящий осмотры работник должен иметь соответствующую лицензию, которая дает ему право на такую деятельность.
Лицензирование деятельности по проведению предрейсовых осмотров: общие положения
В соответствии с п. 3 ст. 23 федерального закона «О безопасности…» от 10.12.1995 № 196, лица, осуществляющие трудовую деятельность в качестве водителя транспортного средства, обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Порядок и правила проведения такого медосмотра установлены приказом Минздрава РФ «Об утверждении…» от 15.12.2014 № 835н.
Согласно п. 8 приказа № 835н осуществлять его могут только лица, имеющие медицинское образование, или организации, имеющие статус медицинских. Обязательным условием для получения права на осуществление деятельности по проведению медосмотров является наличие соответствующей лицензии.
Полномочиями по лицензированию организаций, занимающихся медицинской деятельностью (в том числе по проведению медосмотров), согласно постановлению Правительства РФ «Об организации…» от 21.11.2011 № 957, обладают Росздравнадзор и его территориальные подразделения. Размер госпошлины за выдачу лицензии составляет 7,5 тыс. руб.