Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое лицензионные требования и условия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Лицензионные требования
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 27 февраля 2019 г. № 195. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Что такое лицензионные требования и условия
Глава 2. Лицензионные требования и условия
2.1. Устанавливаются следующие лицензионные требования и условия.
2.1.1. Соответствие собственных средств соискателя лицензии и лицензиата, не являющихся кредитной организацией, требованиям к их размеру, рассчитанному в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
(пп. 2.1.1 в ред. Указания Банка России от 04.07.2016 N 4061-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.2. Наличие у соискателя и лицензиата лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.
Работа лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в лицензиате, не являющемся кредитной организацией, должна являться для него основным местом работы начиная с тридцатого дня после дня принятия решения Банком России о выдаче лицензии соискателю.
(пп. 2.1.2 в ред. Указания Банка России от 17.12.2018 N 5013-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.3. Наличие у лицензиата системы внутреннего контроля, организованной в соответствии с требованиями к системе внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг, установленными Банком России на основании пункта 32 статьи 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2020, N 31, ст. 5065), наличие у соискателя лица, осуществляющего (планирующего осуществлять) функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг.
(пп. 2.1.3 в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.4. Соответствие учредителей (участников), а также лиц, осуществляющих (планирующих осуществлять) функции органов управления, работников соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными актами Банка России.
(в ред. Указаний Банка России от 17.12.2018 N 5013-У, от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.5. Обеспечение нахождения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, не являющегося кредитной организацией, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица), с даты представления документов для получения лицензии в Банк России.
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.6. Принятие соискателем лицензии и лицензиатом необходимых и достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу соискателя лицензии и лицензиата, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица).
2.1.7. Наличие у соискателя лицензии и лицензиата программно-технических средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов Банка России.
2.1.8. Наличие у соискателя лицензии бизнес-плана, составленного на ближайшие три календарных года.
(пп. 2.1.8 в ред. Указания Банка России от 17.12.2018 N 5013-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1.9. Разработка соискателем лицензии, разработка и принятие лицензиатом мер по выявлению конфликта интересов, предусмотренного абзацем первым пункта 5 статьи 10.1-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2019, N 52, ст. 7772), управлению указанным конфликтом интересов и предотвращению его реализации в соответствии с требованиями, установленными Банком России на основании пункта 3 статьи 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2019, N 52, ст. 7772). Указанные меры, а также порядок их реализации должны содержаться во внутренних документах соискателя лицензии и лицензиата.
(пп. 2.1.9 в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензиат должен оценивать себя ежеквартально, определяя значения показателей деятельности по состоянию на последний календарный день квартала.
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объем сделок за счет клиентов, совершенных на торгах российского организатора торговли, должен определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования объемов указанных сделок.
Каждый из объемов сделок за счет клиентов, совершенных на торгах российского организатора торговли, должен быть рассчитан как произведение цены одной ценной бумаги, передаваемой по сделке за счет клиента, и общего количества ценных бумаг, передаваемых по указанной сделке.
Объем сделок за счет клиентов, совершенных на внебиржевом рынке, должен определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования значений следующих показателей, отраженных в ежемесячной отчетности лицензиата, осуществляющего брокерскую деятельность:
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В качестве значений показателя деятельности, предусмотренного строкой 2 приложения к настоящему Положению, лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, должны определяться значения следующих показателей:
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Значения показателя деятельности, предусмотренного строкой 2.1 приложения к настоящему Положению, должны определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования значений следующих показателей:
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Значения показателя деятельности, предусмотренного строкой 3 приложения к настоящему Положению, должны определяться лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, путем суммирования объемов сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок.
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Каждый из объемов сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок, должен быть рассчитан лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, как произведение цены одной ценной бумаги, передаваемой по сделке купли-продажи, и общего количества ценных бумаг, передаваемых по указанной сделке.
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объем сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок, должен определяться лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, на основе информации об условиях сделок купли-продажи ценных бумаг, содержащейся во внутреннем учете в соответствии с пунктом 2.7 Положения Банка России N 577-П.
(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензиат, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, должен определять значения показателей деятельности, предусмотренных строками 4 и 5 приложения к настоящему Положению.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Выбираем код ОКВЭД
ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…
Читать статью Как выбрать систему налогообложения
Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.
На практике различают следующие виды лицензий:
-
Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.
-
Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.
-
Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
-
Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).
-
Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.
-
Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.
-
Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.
-
Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
-
Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.
Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 установлен перечень органов исполнительной власти федерального уровня, которые уполномочены осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Рассмотрим штрафы, которые могут быть выписаны при несоблюдении правил получения лицензии или же ведении лицензируемого направления работы:
- При отсутствии лицензии:
- для ООО: 40 – 50 тыс. рублей;
- для ИП: 4 – 5 тыс. рублей.
Возможно изъятие оборудования, продукции, производственных материалов.
- Если нарушены обязательные условия при выдаче лицензии:
- для общества с ограниченной ответственностью: 30 000 – 40 000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- При осуществлении деятельности с учетом несоблюдения ряда условий при выдаче разрешения:
- для ООО: 30 – 40 тыс. рублей;
- для ИП – 3 – 4 тыс. рублей.
- Если выявлены грубейшие нарушения при соблюдении условий выдачи лицензии:
- для ООО: 40 – 50 тыс. рублей;
- для ИП – 4 – 5 тыс. рублей (приостановка деятельности на срок не более 90 суток).
- Отсутствие лицензии при производстве (продаже) алкогольной продукции:
- от 200 до 300 тыс. рублей. Причем возможны изъятие продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, которые использовались для производства и оборота.
Что такое лицензирование: буква закона
Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — №99-ФЗ).
Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.
Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.
В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.
Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, — они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.
Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.
Ответственность за отсутствие лицензии
Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/
Штрафы за работу без лицензии
- 14.1 (2) – от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья (деятельность без лицензии);
- 14.1 (3) – от 3 до 3 тысяч рублей (несоблюдение необходимых лицензионных требований);
- 14.1 (4) – от 4 до 8 тысяч рублей (грубое нарушение условий лицензии).
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
- отсутствие лицензии — 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства;
- нарушение условий выданной лицензии — 20 тысяч рублей;
- грубое нарушение условий выданной лицензии — 75 тысяч рублей.
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
✏ К деятельности такси эти нормы КоАП и УК РФ не относятся, потому для что для такси надо получать не лицензию, а разрешение региональной администрации. |
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
Лицензионные требования
Один из смыслов выдачи лицензий – контроль соответствия предприятий и предпринимателей, осуществляющих те или иные услуги, определённым требованиям, предъявляемым законом.
Вот, какие требования может предъявлять государство при выдаче лицензий:
- Требования к помещениям и объектам, в которых будет осуществляться деятельность;
- Требования к наличию определённого оборудования, технических средств и документации;
- Требования к сотрудникам (например, может быть необходимо наличие у них определённых знаний, образования, дипломов или других документов, подтверждённого опыта);
- Требования к действующим на предприятии системам производственного контроля;
- Требования к организационно-правовой форме предприятия;
- Требования к размеру уставного капитала предприятия;
- Ряд других требований.
Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности
Рассмотрим возможные последствия нарушений деятельности в сфере лицензирования с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.
Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ст. 14.1 предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии имеет место, когда осуществляется деятельность после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании; деятельность продолжает вестись после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, и хотя в этом случае отрицательное решение может быть обжаловано, однако право заниматься деятельностью, требующей лицензирования, у лица отсутствует; деятельность продолжается после приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий; дельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом; предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст.171 Уголовного Кодекса РФ от 24.05.1996. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство может наступить лишь за нарушение правил лицензирования, установленных федеральным законодательством. В случае нарушения правил лицензирования, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации, уголовная ответственность не наступает. В противном случае основания привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в субъектах Российской Федерации были бы разные.
Статья 172 УК РФ специально посвящена незаконной банковской деятельности. Так, уголовная ответственность возникает за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В соответствии со ст. 203 УК РФ уголовная ответственность возникает за превышение руководителем или служащим частной охраны или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Более строго наказывается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего должностного положения, либо в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб наказываются в соответствии со ст.169 УК РФ. В данном случае воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на весьма важную сферу общественных отношений, связанных со свободным предпринимательством, право на которое предоставлено гражданам Конституцией Российской Федерации (ст. 34) [21].
В Гражданском кодексе РФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличием соответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063).
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
В качестве примера позиции судебных органов относительно исков о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ, можно привести пример из информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.
Специализированный инвестиционный фонд приватизации (продавец) обратился с иском в арбитражный суд о признании недействительным заключенного им договора купли-продажи акций и о применении последствий недействительности сделки. Суд, установив, что инвестиционный фонд, не имея необходимой лицензии, дающей право на занятие соответствующей деятельностью, заключил сделку купли-продажи акций, признал ее недействительной на основании статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Постановлением кассационной инстанции решение было отменено, а производство по делу прекращено со ссылкой на рассмотрение другим арбитражным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал вывод кассационной инстанции ошибочным и принятое ею постановление отменил.
При проверке материалов дела установлено, что инвестиционный фонд осуществлял деятельность, подлежащую лицензированию, в том числе совершал сделки с акциями, при отсутствии соответствующей лицензии. Статья 173 ГК предусматривает право юридического лица, совершившего сделку без лицензии на занятие соответствующей деятельностью, оспорить ее в судебном порядке. Такая сделка признается недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Решение суда первой инстанции, признавшего договор, заключенный инвестиционным фондом, недействительным, принято в соответствии с указанной статьей Кодекса и является правильным.
Подводя итог, можно сказать, что условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является обязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, и соблюдение правил лицензирования. За неисполнение данной обязанности к нарушителям может быть применен тот или иной вид юридической ответственности.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 год/Правовая систем КонсультантПлюс.
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, четвертая) /Правовая систем КонсультантПлюс
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс
5. Уголовный Кодекс РФ от 24.05.1996 г. №63-ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г ( в ред.ФЗ № 200-ФЗ от 31.12.2005г) / Правовая система КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ»/Правовая система КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.111995 г. № 171- ФЗ/Правовая система КонсультантПлюс.
9.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990г./ Правовая система КонсультантПлюс.
10. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. 22.08.2004 «122-ФЗ)/ Консультант.
11. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 9 «Об утверждении Положения о лицензировании туроператорской деятельности»/ Правовая систем КонсультантПлюс
12. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»/Правовая систем КонсультантПлюс.
13. Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №415/Правовая систем КонсультантПлюс
14. Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 №432 «Об утверждении лицензировании деятельности инвестиционных фондов»/Правовая систем КонсультантПлюс.
15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в от 31 августа 1999 г. N 422/99/ Вестник ВАС РФ. 1999. N 12. С. 43 Правовая система / КонсультантПлюс
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2002 г. N А78-4530/01-С2-20/225-Ф02-785/02-С1
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 1998 г. по делу N 1173/98 /Консультант — Судебная практика
18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.
19. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» под ред. Л.Н.Ткача, изд-во. Юрид.дом «Юстицинформ», 2003г.
20. Ершова И.В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005. – 288с.
21. Звоненко Д.П. Новый Закон о лицензировании // Консультант. 2002. N 1.
22. Предпринимательское право Российской федерации: учебник/ отв. ред. Е.П. Губин, С.А. Лахно. М., 2004
23. Сюткина М.А. Новый упрощенный порядок получения лицензий и другие новеллы законодательства о лицензировании /Предприниматель без образования юридического лица ПБОЮЛ № 5 2006 г.
24. Мельничук Г.В. Административная ответственность за нарушение условий лицензирования/Право и экономика №2, 2003г.
Лицензирование — это… Что такое Лицензирование?
Лицензия (lat. litentia) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.
- Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).
- Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне — лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).
- Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
- Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.