Формирование кадастровых дел объектов недвижимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование кадастровых дел объектов недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная цель проведения кадастровых работ – это необходимость внесения новой записи в Росреестр по конкретному земельному наделу для отображения всех сведений по нему. По итогу такой деятельности составляется кадастровый план, который подлежит постановлению на учет в Государственном кадастре.

Субъекты кадастровой деятельности

Такие работы выполняют кадастровые инженеры. Ранее для того, чтобы иметь право выполнять кадастровые работы и являться кадастровым инженером, необходимо было иметь квалификационный аттестат. С июля 2016 г. требования к кадастровым инженерам изменились. Теперь таковым может являться физическое лицо, которое в обязательном порядке состоит в одной из саморегулируе- мых организаций кадастровых инженеров (далее — СРО КИ). Стать членом СРО КИ можно только при соблюдении следующих условий:

  • 1) наличие гражданства Российской Федерации;
  • 2) наличие высшего образования но специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается Минэкономразвития РФ, или наличие высшего образования по не вошедшим в этот список специальностям или направлениям, при наличии дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
  • 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет (стажировка);
  • 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний;
  • 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
  • 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
  • 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн рублей).

Кроме того, обязательным условием вступления в СРО КИ является также отсутствие ограничений, связанных с исключением кадастрового инженера из СРО КИ. Так, нельзя претендовать на членство в СРО КИ:

  • 1) в течение двух лет в случае, если кадастровый инженер был исключен по одному или нескольким основаниям, включающим:
    • — нарушение обязательных условий членства в СРО КИ, к которым относятся: соответствие установленным условиям принятия физического лица в СРО КИ, соблюдение требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности, внесение установленных СРО КИ взносов,
    • — принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, которые связаны с подготовленным кадастровым инженером межевым планом, картой-планом территории (а также кадастровыми документами в отношении других, помимо земельных участков, объектов недвижимости) и суммарное количество которых составляет 25 и более процентов от общего количества решений при условии, что таких решений было принято не менее двадцати,
    • — принятие за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,
    • — неосуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган кадастрового учета межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение трех лет,
    • — непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета актов согласования местоположения границ земельных участков;
  • 2) в течение шести месяцев, если кадастровый инженер был исключен за неуплату членских взносов более чем за три месяца;
  • 3) в течение срока дисквалификации либо срока, во время которого кадастровый инженер лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, в случае если данный срок превышает два года.

Еще одно из ограничений заключается в том, что если кадастровый инженер был исключен из СРО КИ по причине представления им подложных документов при принятии в СРО КИ или был признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, то он не вправе претендовать на членство в СРО КИ.

Следует отметить, что для лиц, имевших на 01.07.2016 действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, предусмотрены переходные положения:

  • — право осуществления кадастровой деятельности наряду с кадастровыми инженерами до 1 декабря 2016 г.;
  • — для включения в состав членов СРО КИ не требуется прохождения стажировки и сдачи теоретического экзамена;
  • — требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 г.

По новым требованиям, для подтверждения профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, национальным объединением СРО КИ организуется проведение теоретического экзамена: создается экзаменационная комиссия, проектируется и внедряется автома?газированная информационная система, разрабатываются и утверждаются тестовые задания в соответствии с программой экзамена, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2016 № 406 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности». Согласно этому документу, программа включает четыре раздела, каждый из которых вносит свою долю в общую структуру вопросов:

  • 1. Объекты недвижимости (20% от общего количества вопросов);
  • 2. Кадастровая деятельность (50% от общего количества вопросов);
  • 3. Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета (20% от общего количества вопросов);
  • 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (10% от общего количества вопросов).

Например, раздел 2 «Кадастровая деятельность» включает следующие темы:

  • 1. Кадастровый инженер. Формы организации кадастровой деятельности.
  • 2. Основания для выполнения кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ.
  • 3. Представительство. Доверенность.
  • 4. Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  • 5. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
  • 6. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  • 7. Страхование гражданской ответственности кадастрового инженера.
  • 8. Условия членства и исключения кадастрового инженера из саморе- гулируемой организации.
  • 9. Стажировка претендентов на получение квалификации «кадастровый инженер».
  • 10. Результат кадастровой деятельности (межевой план, технический план, акт обследования).
  • 11. Землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и другая документация, используемая при выполнении кадастровых работ.
  • 12. Объекты землеустройства и иные объекты, сведения о границах которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
  • 13. Государственная геодезическая сеть, опорные межевые сети. Государственная система координат, местные системы координат.
  • 14. Определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
  • 15. Определение площадей объектов недвижимости.
  • 16. Восстановление на местности границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках но координатам характерных точек таких границ и контуров.
  • 17. Точность определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
  • 18. Устранение несоответствий в местоположении границ земельных участков.
  • 19. Комплексные кадастровые работы.
  • 20. Средства измерений. Методы обработки результатов измерений.
  • 21. Согласование местоположения границ земельных участков.
  • 22. Определение местоположения помещения в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения.
  • 23. Обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.
  • 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление кадастровой деятельности.
  • 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
  • 26. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

III. Общие правила внесения сведений в Реестр

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения:

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);

4) о снятии с учета объекта недвижимости;

5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений;

Читайте также:  В Казахстане изменились правила техосмотра

6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

Принятием органом кадастрового учета указанных решений является внесение в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений.

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

1) о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее — решение о приостановлении);

2) об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости (далее — решение об отказе).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с пунктом 34 Порядка принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений (далее — решение об отказе во внесении сведений).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отклонении заявления об в исправлении технической ошибки.

Указанные решения, принимаемые уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета (далее — решение), оформляются в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью данных должностных лиц и зарегистрированного в регистрационно-контрольной форме, за исключением решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица.

20. Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении принимается на основании:

имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, в том числе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета;

заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на ранее учтенный объект недвижимости.

Абзац 5 утратил силу согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121.

Особенности формирования кадастрового дела

Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.

Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ;
  • план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
  • проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
  • справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
  • технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).

Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.

Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:

  • планы расчёта;
  • журнал номеров участков на местности;
  • реестр делянок по всему государству.

Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
Рекомендуем ознакомиться:

Постановка на кадастровый учет земельного участка

  • различные учётные книги;
  • справочная информация из налогового органа;
  • список участков в публичной собственности.

Документация земельного кадастра

Сведения о земельных участках, территориальных зонах, их параметрах, границах, лицах, имеющих права на участки, вносятся в государственный кадастр. Состав сведений и документов государственного земельного кадастра определен ФЗ-221 «О государственном кадастре», конкретный перечень дан в ст. 12.

Разрешается подача документов в органы кадастра и в бумажной, и в электронной форме.

Документы государственного земельного кадастра это:

  • кадастровые дела;
  • кадастровые карты.

Требования к ним установлены федеральным законом «О государственном кадастре», а также и подзаконными актами. Например:

  • Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»
  • Приказ Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (с изм. от 23.03.2009) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.2014 N 467 «Об утверждении Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  • Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2010 г. № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

В перечисленных выше нормативных актах разъясняется понятие каждого используемого в них термина.

Кадастровая документация делится на основную, производную и вспомогательную.

  • в первую категорию включают реестр, кадастровые дела, карты;
  • во вторую – книги учета документов, выданной информации, и своды записей о координатах опорной межевой сети;
  • в третью – аналитические материалы, доклады, записи о праве собственности на землю государства или муниципальных образований или регионов.

Кадастровое дело земельного участка

Создание кадастрового дела объекта учета- завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом.

Экономические зоны — разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ администра­тивно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки зе­мельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли.

Кадастровое дело земельного участка

Создание кадастрового дела объекта учета- завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом.

Экономические зоны — разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ администра­тивно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки зе­мельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли.

Что такое технический и межевой планы?

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Особенности формирования кадастрового дела

Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.

Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ;
  • план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
  • проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
  • справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
  • технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).

Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.

Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:

  • планы расчёта;
  • журнал номеров участков на местности;
  • реестр делянок по всему государству.

Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
Рекомендуем ознакомиться:

Постановка на кадастровый учет земельного участка

  • различные учётные книги;
  • справочная информация из налогового органа;
  • список участков в публичной собственности.

В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:

  • план деления;
  • номера участков;
  • графическое изображение деления на карте.
Читайте также:  Договор подряда с авансом - образец

По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.

Особенности учета земель

Для выполнения кадастрового учета органами власти, правообладателями земли подается заявление в компании, которые выполняют подобные работы. Для этого необходимы правоустанавливающие документы на землю и на межевание участков. Все должно быть соответствующим образом оформлено. Для этого не могут быть приняты документы, в которых есть подчистки или приписки.

Заявка фиксируется в книге учета. Выполнение процедуры предполагает проверку документов, создание описаний участков, присвоение номеров, изготовление планов и формирование кадастровых дел. Кадастровый учет осуществляется в течение месяца с подачи заявки. После работы выдаются планы земельных участков. Процедура учета полностью бесплатная. Работа по осуществлению учета подлежит страхованию.

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

Особенности формирования кадастрового дела

Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.

Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ;
  • план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
  • проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
  • справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
  • технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).

Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.

Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:

  • планы расчёта;
  • журнал номеров участков на местности;
  • реестр делянок по всему государству.

Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
Рекомендуем ознакомиться:

Постановка на кадастровый учет земельного участка

  • различные учётные книги;
  • справочная информация из налогового органа;
  • список участков в публичной собственности.

В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:

  • план деления;
  • номера участков;
  • графическое изображение деления на карте.

По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.

Орган, оформляющий кадастровое дело

Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:

  • определить границы участка;
  • контролировать земельные ресурсы;
  • при учёте, первичном или вторичном.

Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:

  • комитет по землеустройству;
  • управление землеустройством.

Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления.

Рекомендуем ознакомиться:

Что такое межевое дело и где его получить

Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.

При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.

Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.

Представлен он в виде двух составляющих:

  • номер района по кадастровому плану страны;
  • номер участка из единого реестра.

Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.

При оформлении документов на учёт земельного надела необходимо нанять частных специалистов, аккредитованных на проведение кадастровых работ. Данное условие действует и на государственные органы при учёте наделов в публичной собственности. Особое внимание необходимо уделить заполнению документов. Документы, в которых будут обнаружены правки либо приписки, будут считаться недействительными, а кадастровые работы необходимо будет осуществить заново.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.

Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:

Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;

планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;

оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;

обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;

информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .

Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов:

1. единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения кадастра, формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории.

2. Обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения). Кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.

3. Сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации.

Соблюдение выше перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение кадастра недвижимости.

Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.

В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.

Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.

Читайте также:  Признание брачного договора недействительным

Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).

Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.

Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.

Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.

Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).

Архивно-информационная – создает многоцелевой специализированный комплекс для накопления, хранения, обработки, передачи данных о земле и недвижимости заинтересованным юридическим и физическим лицам на базе современных технических средств.

Основные принципы ведения кадастра недвижимости установлены федеральным законом №221 от 24.07.2007 г «О государственном кадастре недвижимости»

1. Единство системы кадастровой информации и документации, стандартизованный подход к составу, структуре и способам хранения информации.

ГКН осуществляется на всей территории Российской Федерации на основе единой технологии, единой системе информации и документации, обеспечивая общедоступность и непрерывность актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и электронных носителях, приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа кадастрового учета и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших документов (заявочный принцип). Кадастровый учет проводится только в результате волеизъявления физических, юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В государственный кадастр недвижимости вносятся и сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (

1.3Организация кадастровой деятельности в России

Учетом и оценкой земель и объектов недвижимости в разные годы занимались различные организации (табл.1.)

С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно Закону орган кадастрового учета Росреестр ( с 1 марта 2009 года Роснедвижимость и Роскартография упразднены) курирует вопросы ведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), который содержит как сведения о кадастровом учете земельных участков, так и информацию о технической составляющей объектов недвижимости.

Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее – обособленные подразделения).

Ведение государственного кадастра недвижимости

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *