Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр-2022: в ГИБДД предупредили — проходить придется многим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автомобиль – это средство повышенной опасности, а прицеп для машины – это составляющая её конструкции, причём свободно закреплённая. Когда собственником эксплуатируемого прицепного средства является юридическое лицо, техническая диагностика его исправности – это обязательное условие. Если же возраст ТС не превышает 3 лет с момента его приобретения, предоставлять его на техосмотр не нужно.
Нужен ли техосмотр прицепа для легкового автомобиля
Почему же тогда техосмотр обязывают проходить именно юр. лиц? Ответ на этот вопрос очевиден. Если владельцем агрегата является частник, он, как правило, всегда следит за его техническим состоянием. Юридические лица, как показывает практика, напротив, нещадно эксплуатируют прицепные автомобильные установки для осуществления какого-либо бизнес-процесса. Поэтому они очень быстро выходят из строя и требуют ремонта. Именно поэтому организации и компании обязывают регулярно проверять исправность автоприцепа.
Техосмотр прицепного устройства автомобиля необходим не во всех случаях. Если его владельцем выступает частное лицо, то проходить диагностику нет необходимости. Однако это правило действует только для легковых прицепов массой до 3,5 т. Такие агрегаты не нуждаются в регулярном прохождении техосмотра.
Если же вес автоприцепа превышает 3500 кг, он подвергается диагностике в соответствии с действующим законодательством.
Полезно знать! Владелец прицепа должен зарегистрировать его в ГИБДД в течение 10 дней с момента его приобретения.
Сколько стоит техосмотр машины в 2022 году
Стоимость техосмотра в 2022 и 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?
Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.
Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.
Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:
- заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
- паспорт собственника машины;
- ПТС, если выдан в бумажном виде;
- свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
- документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
- полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).
По истечении 3-летнего срока с момента выпуска заводом, мопеды, мотоциклы, скутеры, легковые и грузовые автомобили должны пройти процедуру техосмотра.
Законом регламентирован период обязательного ТО для каждого типа транспорта:
Категория ТС | Срок с даты выпуска, лет | Частота ТО |
«А», «В», «С», автоприцепы до 3,5 тонн | до з | нет |
3–7 | 1 раз в 2 года | |
более 7 | 1 раз в год | |
«С», «D» и прицепы более 3,5 тонн | любой | 1 раз в год |
«С», «D» перевозящие опасные грузы | 1 раз в 6 месяцев | |
Такси, автобусы категории «Е», ТС для перевозки от 8 человек и более | 1 раз в 6 месяцев | |
Сельхозтехника, башенные краны и другие строительные авто | За 15 дней до каждого использования | |
Спецтранспорт с проблесковыми маячками и сиреной | 1 раз в год |
Итак, периодичность сервисного обслуживания составляет от шести месяцев до двух лет. Время следующего ТО зависит от вида транспорта и даты выпуска.
Этапы проведения техосмотра
Процедура диагностики технического состояния автомобиля предполагает простую последовательность действий.
Алгоритм такой:
- Удостовериться в работоспособности всех проверяемых узлов агрегата и укомплектованности необходимыми для осмотра автомобиля атрибутами.
- Подготовить пакет документов (паспорт или доверенность, ПТС и СТС).
- Записаться на станцию.
- Приехать на чистой машине и предоставить бумаги на проверку оператору.
- Оплатить услуги станции.
- Загнать авто на площадку.
- Дождаться завершения осмотра.
- Получить диагностическую карту.
Порядок прохождения ТО для физлиц
Сегодня техосмотр прицепа чётко регламентируется государственными органами РФ, поэтому если подойти к данному мероприятию максимально ответственно, изучив все формальности и нюансы, тогда проблем возникнуть не должно.
Согласно с установленным законодательством легковое прицепное устройство является имуществом владельца автотранспорта, но по сравнению с автомобилем в периодическом ТО оно не нуждается. Техосмотру подлежат прицепы, вес которых превышает 3 500 кг.
Но любой тип прицепов, вне зависимости от его массы и назначения должен быть зарегистрирован, а при необходимости нужно оформить и соответствующую доверенность. Что касается самого мероприятия по прохождению ТО для прицепов весом больше чем 3 500 кг, тогда ТО следует проходить в обычном порядке.
Если автовладелец приобретает прицепное устройство более 3 500 кг, то на всю процедуру регистрации государство выделяет 10 рабочих дней. Если этот период истекает, то возможно будут наложены санкции в виде штрафа. Помимо регистрации, устройства весом более 3 500 кг должны проходить техосмотр прицепа, а также иметь ОСАГО (страховку).
Перед тем, как отправляться после приобретения прицепа домой обязательно убедитесь, чтобы в сопроводительной документации присутствовали все реквизиты, такие как: наименование, дата изготовления, вес, номер и т. п. Касательно физических лиц, то регистрация проводится в ближайшем отделении ГИБДД.
Кто не сможет пройти техосмотр?
Законопроект предусматривает, что техосмотр не смогут пройти автомобили, которые попадали в серьезные дорожно-транспортные происшествия, то есть машины, которые имели серьезные повреждения. Наличие таких повреждений будут выявлять и анализировать эксперты. Также возникнут проблемы с техосмотром у владельцев, чьи автомобили не отвечают действующим экологическим стандартам «Евро-4», а также машины, возраст которых превышает 15 лет.
Запрет на прохождение технического осмотра также касается и автомобилей, в конструкцию которых были внесены значительные изменения. Кроме этого, невозможно будет пройти процедуру машинам, зарегистрированным за границей, или получившим прописку в Украине. Это касается, в частности, так называемых «евроблях» и битых авто, завезенных в Украину из США.
Особенности прохождения ТО легковых и грузовых прицепов
Не все владельцы прицепов и различных типов знают о новых правилах, действующих для транспортных средств такого типа, а также о том, нужно ли проходить техосмотр на прицеп.
Согласно новым правилам, начавшим свое действие с 1 января 2012 года, которое длится и в настоящее время на протяжении 2017 года, некоторые категории таких ТС освобождаются от обязательного прохождения осмотра.
В эту категорию входят автоприцепы, весящие меньше 3,5 тонны, владельцами которых являются физические лица, такой закон весьма облегчает обслуживание этих ТС, но при этом стоит учитывать, что они должны регистрироваться в ГИБДД.
Если это ТС передается другому лицу, на него оформляется стандартная доверенность, кроме того, после успешного прохождения регистрации прицепу присваивается персональный номер и СТС.
Владельцы транспорта такого типа, которые являются юридическими лицами, желающие узнать, нужен ли техосмотр на прицеп, должны помнить о том, что им придется проходить ТО и получать ОСАГО в сроки, установленные законодательством.
Поскольку новый закон был принят с целью сделать процедуру проведения ТО максимально простой, его правила уже успели оценить многие автовладельцы, столкнувшиеся с трудностями при регистрации ТС различных категорий.
Основные понятия о техосмотре
Регулярное обследование транспортных средств – обязательное требование. Без диагностической карты, подтверждающей удовлетворительное состояние ТС, невозможно получить страховку ОСАГО. Безопасность дорожного движения, кроме непосредственных его участников, обеспечивает и государство, а техосмотр – один из способов это сделать, отсюда и жесткость требований.
Подтвердить исправность средства можно в ГИБДД, у официального дилера транспорта или через аккредитованную техническую службу. Специалисты исследуют основные системы ТС – тормоза, освещение, двигатель, выработка выхлопных газов и другие ключевые детали и узлы.
Внимание! Дополнительный плюс для собственников – своевременная автомобильная проверка помогает предупредить поломку (обнаружить проблему на ранней стадии и исправить).
Периодичность осмотров устанавливается для каждого типа средств индивидуально. Многое зависит от возраста и вида ТС. Например, мотоциклы старше семи лет обязаны проходить ТО ежегодно.
Кто проводит технические осмотры
Технические осмотры проводятся аккредитованными операторами техосмотра и дилерскими центрами.
Дилерские центры имеют право отказать автовладельцу в техосмотре без объяснения причин. Остальные операторы ТО не вправе этого сделать.
В процессе осмотра устанавливается соответствие представленного транспортного средства паспортным данным, проводится осмотр ТС и его проверка средствами технического диагностирования.
После технического диагностирования выдается диагностическая карта, со сведениями о соответствии ТС требованиям безопасности.
Важно! Если в диагностической карте дано заключение о несоответствии ТС, проводится повторный техосмотр после устранения всех замечаний. Если он проводится не позднее 20 дней после проведения предыдущего осмотра, проверяются только те показатели транспортного средства, на которые было дано заключение о несоответствии.
Нужен ли техосмотр на прицеп?
Здесь многое зависит от характеристик прицепа и формы собственности. Начнём с того, что обязательное прохождение техосмотра для прицепов, принадлежащих физическим лицам, упразднено ещё в 2012 году, и это условие остаётся актуальным в настоящее время.
Однако правило действует только для тех прицепов, масса которых не превышает 3 500 килограмм. Если прицеп весит больше 3.5 тонн, техосмотр проводится в установленном законом порядке.
Если прицеп принадлежит юридическому лицу, ТО проводится независимо от его веса. Дело в том, что на такие прицепы оформляется ОСАГО, а техосмотр включён в обязательный перечень документов при покупке полиса. При этом если прицеп изготовлен менее 3-х лет назад, прохождение ТО не требуется.
Если возраст достигает 7-ми лет, техосмотр проводится с интервалом 1 раз в 2 года, прицепы старше 7-летнего возраста проходят процедуру ежегодно.
В основном стоимость проведения услуг зависит от постановки прицепа на учет, смены документов при внесении определенных изменений в конструкцию прицепа, временной регистрации прицепа, снятия прицепа, выдачи дубликата регистрационного документа в связи с хищением или повреждение транспортного средства.
Определение размера стоимости государственной пошлины на любое регистрационное действие регламентирует закон Российской Федерации по статье 333.33 Налогового Кодекса РФ.
Стоимость техосмотра прицепов и полуприцепов:
Категория | Стоимость |
Категория О1 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн. | 600 рублей |
Категория О2 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 тонн, но не более 3,5 тонн | 600 рублей |
Категория О3 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн. | 1050 рублей |
Категория О4 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн | 1050 рублей |
Кто проводит технические осмотры
Технические осмотры проводятся аккредитованными операторами техосмотра и дилерскими центрами.
Дилерские центры имеют право отказать автовладельцу в техосмотре без объяснения причин. Остальные операторы ТО не вправе этого сделать.
В процессе осмотра устанавливается соответствие представленного транспортного средства паспортным данным, проводится осмотр ТС и его проверка средствами технического диагностирования.
После технического диагностирования выдается диагностическая карта, со сведениями о соответствии ТС требованиям безопасности.
Важно! Если в диагностической карте дано заключение о несоответствии ТС, проводится повторный техосмотр после устранения всех замечаний. Если он проводится не позднее 20 дней после проведения предыдущего осмотра, проверяются только те показатели транспортного средства, на которые было дано заключение о несоответствии.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО
ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.
Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:
- Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
- Рулевое управление неисправно.
- Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
- с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
- нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
- Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
- На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
- Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
- Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
- Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
- Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
- Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.