I.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «I.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто получает государственную пенсию


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Надбавки и коэффициенты

Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.

Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.

Условия назначения пенсии по государственному обеспечению

Статьями 7-13 главы 2 Закона установлены условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению для каждой категории граждан. Статья 7 Федерального закона устанавливает условия назначения пенсии государственным служащим, где фиксируется, что назначение пенсии осуществляется на основании некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  1. Служащие, при наличии необходимого стажа службы и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении на основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Закона о гражданской службе.
  2. Гражданские служащие, при наличии стажа службы не менее 25 лет и при увольнении на основании, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о гражданской службе до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности имеют право на пенсию по выслуге лет в случае, если перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия гражданским служащим за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Условия назначения пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей регламентирует статья 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении, при этом некоторые вопросы пенсионного обеспечения таких граждан регулируют нормы Постановления Правительства РФ № 883 от 2 ноября 2009 г. Нормы статьи 7.1 фиксируют:

  1. Право на пенсию за выслугу лет, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, имеют граждане РФ из числа космонавтов — испытателей и исследователей-инструкторов — космонавтов испытателей и исследователей.
  2. Пенсия назначается при оставлении работы в должностях, указанных выше, в отрядах и группах космонавтов, являющихся летно-испытательными подразделениями научно-испытательных и иных организаций. При этом, список соответствующих должностей при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам из числа кандидатов в космонавты, испытатели или исследователи, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, а также заболеваний, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, в независимости от продолжительности выслуги.
  4. Следующие члены семьи погибших/умерших граждан из числа космонавтов имеют право на указанную пенсию:
  • дети погибшего/умершего кормильца, не достигшие возраста совершеннолетия, либо до достижения ими возраста 23, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижении совершеннолетия;
  • родители погибшего/умершего кормильца, которые достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо более раннего возраста, если при этом они являлись инвалидами и находились на иждивении у погибшего/умершего;
  • супруг погибшего/умершего кормильца в независимости от возраста и трудоспособности.

За назначение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава отвечает статья 7.2. Закона, согласно которой:

  1. Граждане соответствующей категории имеют право на пенсию за выслугу лет при условии выслуги не менее 25 лет для мужчин и 20 для женщин, а при оставлении летного дела по состоянию здоровья – не менее 20 и 15 лет соответственно.
  2. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления работы и назначение указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности.

Условия назначения государственной пенсии военнослужащим и членам их семей прописаны в статье 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, которая устанавливает:

  1. Пенсия за выслугу лет или по инвалидности для военнослужащих, а также пенсия по потере кормильца для членов их семей назначается в соответствии с нормами Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
  2. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения службы по призыву в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении инвалидности позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания.
  3. В случае гибели или смерти военнослужащего, проходившего службу по призыву в качестве матроса, солдата, сержанта и старшины не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении смерти позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания, нетрудоспособным членам его семьи назначается пенсия по потере кормильца, при этом нетрудоспособными членами семьи признаются:
  • дети, сестры и братья, внуки в возрасте до 18 лет либо не достигшие 23 лет при обучении на очной форме либо старше, если они стали инвалидом до достижения 18 лет, при этом сестры и братья, а также внуки признаются нетрудоспособными, если они не имеют трудоспособных родителей;
  • один из родителей или супругов, дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего кормильца независимо от возраста или трудоспособности, если он/она были заняты уходом за детьми, сестрами/братьями умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет;
  • родители и супруг погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно или являются инвалидами;
  • родители погибшего, если смерть наступила в период прохождения службы по призыву или после увольнения вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет соответственно;
  • бабушки и дедушки погибшего кормильца, если они достигли возраста 55 и 60 соответственно или являются инвалидами и отсутствуют лица, которые должны их содержать в соответствии с законодательством РФ;
  • вдовы погибших в период военной службы по призыву военнослужащих вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак и достигшие возраста 55 лет.
Читайте также:  Процентная надбавка за выслугу лет в МВД в 2021 году

Важно! При наступлении инвалидности или гибели кормильца в результате совершения им преступления, гражданам, указанным в статье 8, назначается социальная пенсия.

Условия назначения государственной пенсии участником ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда», установлены в статье 9 Закона. Согласно нормам законодательства право на пенсию имеют участники ВОВ и граждане, награжденные знаком блокадного Ленинграда – инвалиды I, II и III группы, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности при совершении гражданами противоправных действий или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (назначается только социальная пенсия).

В соответствии со статьей 10 Закона право на пенсию имеют:

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иное заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы;
  • граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения или эвакуированные из зоны отчуждения или переселяемые из зоны отселения;
  • граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение или в зоне с льготно социально-экономическим статусом;
  • граждане, постоянно проживающие в зоне отселения (до переселения их в другие районы) или занятые в этой зоне на работах;
  • граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства;
  • нетрудоспособные члены семьи граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь или иные заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС либо принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или ставшие инвалидами в результате катастрофы (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает список лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи);
  • граждане и нетрудоспособные члены их семьи, которые пострадали в результате других техногенных или радиационных катастроф.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян­варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы — мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин — 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии — наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от /того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федераль­ном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой стаж, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации , т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсион­ный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенси­онного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Та­ким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному процен­ту в год — с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непос­редственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Получен­ный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии — новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величи­на и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Когда законодатель рассматривал эту норму, высказывались серьезные сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5% выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

Читайте также:  Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами1.

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части — базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Российская и белорусская пенсии

Международные соглашения об условиях выплаты пенсий гражданам – очень сложные документы, но именно они определяют, на какое государство возлагается ответственность по выплате пенсий тем, кто успел поработать в 2-3 странах и остался жить на пенсии в одной из них. Самым первым таким было Соглашение стран СНГ – по нему пенсию выплачивает та страна, где фактически проживает пенсионер (но с учетом стажа, который он заработал в других странах – участницах Соглашения). Похожие документы Россия подписала с рядом других стран.

Но еще в 2006 году между Россией и Белоруссией было подписано новое Соглашение, которое ввело новый принцип выплаты пенсий – каждая страна выплачивает свою часть пенсии. Работает все это так:

  • за стаж в советский период пенсию платит та страна, где фактически живет пенсионер;
  • за период после 13 марта 1992 года пенсию платит та страна, где работал человек;
  • если у пенсионера достаточно стажа и пенсионных прав, он может оформить пенсию в той стране, где живет – и ему зачтут стаж в другой стране (но в случае со стажем в России это работает только до 2002 года).

Другими словами, имея достаточно стажа в России и Белоруссии, пенсионер будет получать пенсию от обеих стран (хотя фактически выплачивать ее будет та страна, где он живет – а потом Пенсионные фонды проведут взаиморасчеты на межгосударственном уровне).

А с 2021 года вступило в силу соглашение на уровне ЕАЭС – в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Условия несколько отличаются от соглашения РФ и РБ – по соглашению ЕАЭС принцип «каждая страна платит за трудоустройство в ней» работает только с момента вступления в силу документа (то есть, только с 2021 года). За предыдущие годы пенсии будут начисляться, как и раньше, кроме Белоруссии.

Правда, в этом соглашении есть и новшество – при невозможности подтверждения зарплаты в другой стране (из списка ЕАЭС) Россия готова добавить по 1 пенсионному баллу за каждый год работы – это поможет выйти на пенсию и получить за этот стаж хоть что-то.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Возрастное ограничение, когда бывший военный может получить вторую пенсию, может быть снято если речь идет о:

  • пострадавших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АС;
  • на иных объектах, относящихся ко категории «техногенных катастроф» («Маяк»).

Право на вторую пенсию у этих лиц возникает с момента наработки 10 летнего гражданского стажа. Можно обращаться за ее начислением даже если фактический возраст военного пенсионера не достиг 63\65 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *