Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Случается, что водители сбивают пешеходов, которые кинулись им под колеса сами, чтобы получить денежную компенсацию сразу на месте. Мошенники в этом случае точно рассчитывают траекторию падения, чтобы получить лишь небольшие повреждения. Опасаясь приезда ДПС «виновный» водитель пытается загладить свою вину деньгами.

Обычно так поступают те, кто не знает, что пешеход несет ответственность, как и все остальные участники движения. Если такое произошло, то нужно дождаться приезда ДПС и добиться составления протокола, в котором будет зафиксирована вина самого пешехода, а не водителя. Разногласия может вызвать и ситуация, когда пешеход переходит дорогу в положенном месте, но его, например, не видно, так как улица не освещена.

В этом случае по ПДД он обязан подсвечивать себе дорогу, но такое бывает крайне редко. Доказать вину водителя при таких ДТП довольно сложно, так как формально виноват пешеход. Случается и так, что пешеходный переход закрыт на реконструкцию, а других вариантов для прохода просто не оставлено. В этом случае, пешеход, нарушивший правила, вполне может обратиться с регрессным иском к дорожным службам.

Если возникла спорная ситуация не нужно скрываться с места аварии. Нужно обменяться контактами со всеми участниками ДТП, давать пояснения, участвовать в составлении схемы и протокола, который потом вы же можете обжаловать. Проследите, чтобы в протоколе точно отображалось положение машин, схема вашего движения, место нахождение потерпевших, свидетелей.

Точное отображение ситуации может стать доказательством вашей невиновности. В помощь пострадавшим – данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения. С их помощью можно восстановить аварию поминутно и определить, кто был ее виновником.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Какой штраф грозит пешеходу за нарушение ПДД

Будут ли ужесточать штрафы.

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.

Говоря о законодательном регулировании рассматриваемого вопроса, следует отметить два основных источника положений, которые позволят скоординировать поведение лиц на пешеходных переходах, а также повлиять на таковых. При этом нормативно-правовые акты регулярно обновляются за счёт вносимых предложений, вытекающих из характера поступков нарушителей.

Обязанности указанной категории лиц устанавливаются специальными положениями, регулирующими движение автомашин, а штрафы пешеходу и конкретные меры принуждения за такие нарушения КоАП РФ.

Чтобы определиться с тем, почему назначаются штрафы пешеходу за нарушение ПДД, сначала нужно отметить список обязанностей, возлагаемых на такового законодателем:

  • преодоление проезжей части должно осуществляться людьми только там, где специально для этого отведены места;
  • если отсутствуют специальные разметки для преодоления проезжего участка, то лицо должно двигаться только по линии боковых участков (например, тротуара или обочине);
  • пересекать дорогу при отсутствии соответствующих обозначений допускается только по прямой траектории, перемещение по диагонали запрещается;
  • лицам требуется самостоятельно оценивать уровень защищённости лиц на дороге, а не перекладывать всё на водителей;
  • проход через проезжую часть без разметки разрешается только, если дорога хорошо просматривается по обе стороны, независимо, какие направления перемещения авто на таковой предусмотрены;
  • обязательно должна проводиться оценка размера территории, разделяющей человека и автомобиль;
  • не разрешается умышленно возводить препятствия, мешая другим участникам движения, что может повлечь аварийные ситуации;
  • двигаться лицу нужно только без остановки, задержка возможна только при наличии уважительной причины;
  • у пешеходов обязательно должны быть предметы со светоотражающей поверхностью, если переход осуществляется в тёмное время суток;
  • если по дороге движется транспорт со специальным сигналом, то переход запрещён, а если таковой уже начался, то гражданин должен вернуть на тротуар.
Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку

Соответственно, несоблюдение указанных выше положений может повлечь основания для наложения штрафа на граждан со стороны ГАИ. Однако не всегда невыполнение подобных обязанностей приводит именно к штрафу и административной ответственности.
Несмотря на то, что для водителей также предусмотрено большое количество правил, которые призывают уступать пешеходам дорогу, сбавлять скорость, не осуществлять обгоны и остановки на пешеходных переходах, нередко ситуация во многом спровоцирована именно необдуманными действиями прохожих. При такой ситуации Госавтоинспекция штрафовать будет пешехода, а автолюбители могут избежать мер принуждения, даже если таковым пришлось нарушить ПДД.

Уголовная ответственность

Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

Уголовная ответственность наступает по статьям:

  • ст. 109 — причинение смерти по неосторожности;
  • сь. 264 — нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Грубые нарушения ПДД, перечень:

  • езда в нетрезвом виде;
  • управление автомобилем без водительского удостоверения;
  • нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.

Законность штрафа за неправильный переход

Теперь перейдём к самому главному.

Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).

Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.

Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.

Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне «зебры». И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.

Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).

Срок для оплаты штрафов ГИБДД

В российском законодательстве определен временной промежуток, в течение которого автомобилист может оплатить штраф без каких-либо неприятных последствий.

На данный момент на оплату штрафа за нарушение правил дорожного движения автовладельцу дается 30 дней. К ним нужно прибавить 10 дней, которые есть у водителя для обжалования полученного постановления, в случае не согласия с нарушением или статьей, по которой он привлекается к ответственности.

Если в течение этого времени автомобилист также не оплачивает штрафные санкции, дело передается для исполнения судебным приставам. На эту процедуру в законе также отводится 10 дней.

То есть, по закону, собственник транспортного средства имеет право оплачивать штрафы в течение 50 дней. Только по истечении этого срока он может быть привлечен к дополнительным мерам ответственности.

Что будет, если пешеход не заплатит штраф

Согласно КоАП РФ за переход в неположенном месте пешехода ожидает штраф в размере 500 рублей. Если была создана аварийная ситуация или причинен вред здоровью другого участника ПДД, то размер взыскания возрастает в несколько раз. Несмотря на то, что сумма не очень большая, есть пешеходы, которые избегают своей обязанности по уплате.

Что касается сроков, то у гражданина есть целый месяц для того, чтобы погасить эту задолженность. В случае просрочки нарушителю грозит начисление пени, административный арест и даже исправительные работы. Срок давности составляет 2 года. То есть, только через 2 года после взыскания (в случае неуплаты) госорганы не имеют права привлечь гражданина к ответственности. На практике увеличение штрафа и другие виды административного наказания положительно влияют на нарушителей, поэтому они стараются внести деньги как можно быстрее.

За что карают велосипедистов

Поведение водителей велотранспорта, а также санкции в их отношении регламентируют два основных нормативных документа: правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях.

Любителей дословного цитирования и точных ссылок сразу же следует адресовать к пункту 24 ПДД, дающему строгие предписания относительно движения велосипедов по проезжей части и тротуару, а также особенностей поведения велосипедистов на дороге.

Полицейский имеет право наказать тех, чьё поведение на проезжей части является прямым нарушением ПДД или становится помехой на пути других транспортных средств.

Чаще всего поклонники велопрогулок совершают следующие нарушения:

  • управление личным транспортом в состоянии опьянения, наступившего от наркотических средств или алкоголя;
  • осуществление во время езды телефонных переговоров, не предусматривающих использование устройства «hands free» (а также прочие ситуации, когда велосипедист едет, не держась за руль одной рукой или не держась вовсе);
  • разворот или поворот влево на трамвайных линиях или дорогах в несколько однонаправленных полос;
  • движение через дорогу по пешеходному переходу верхом на велосипеде;
  • игнорирование запрещающих знаков 3.9, 3.2, 3.1: «Движение на велосипедах запрещено», «Кирпич» и «Движение запрещено».
Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Важно: За каждую из вышеперечисленных ошибок работник автоинспекции имеет полное право оштрафовать любого нарушителя. Не стоит думать, что сотрудник полиции к вам «придирается»: он обязан заботиться о безопасности на дороге, которая может быть нарушена по вашей вине.

Информация об ответственности за нарушение правил дорожного движения велосипедистами

Наступление теплой погоды, приближающиеся дни школьных каникул все больше привлекают молодежь проводить время на улицах города, многие увлекаются ездой на велосипедах.

Катание на велосипеде – это весело, полезно, интересно! Ведь это так не сложно – сел на велосипед и крути педали… Но не стоит забывать, что существуют правила движения на велосипеде, соблюдение которых гарантирует сохранение здоровья, а порой и жизни велосипедиста и других участников дорожного движения.

Напомним эти правила детям и особенно их родителям, ведь последствием нарушения правил дорожного движения может быть не только причинение вреда здоровью, но и наступление юридической ответственности. Правила нужно знать и обязательно выполнять!

Прежде всего, хочется уточнить относится ли велосипед к транспортному средству и является ли велосипедист полноправным участником дорожного движения?

Ответ на этот вопрос нам дает пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

Так что велосипедиста можно считать участником дорожного движения и он обязан подчиняться установленным правилам. Глава 24 Правил дорожного движения посвящена дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов.

  • Существуют ли возрастные ограничения для езды на велосипеде?
  • Да, существуют ограничения для различных возрастных категорий:
  • До 7 лет — движение велосипедистов должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

От 7 до 14 лет — движение велосипедистов должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.Старше 14 лет — движение велосипедистов должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

  1. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
  2. по правому краю проезжей части, если:отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  3. по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  4. по тротуару или пешеходной дорожке, если:отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  5. велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Напомните основные правила. Установлены ли запреты и ограничения для передвижения на велосипеде кроме вышеназванных?

  • Для повышения безопасности при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.Как и у водителей автомобилей у велосипедистов существуют свои запреты:
  • управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • осуществлять буксировку велосипедов, а также буксировку велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;пересекать дорогу по пешеходным переходам.
  • Категорически не советуем цепляться за другое транспортное средство – это очень опасно!

Вы сказали, что велосипедисту запрещено пересекать дорогу по пешеходному переходу. Как же быть, если нужно попасть на другую сторону дороги или изменить направление движения?

При движении велосипедиста через пешеходный переход он должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.Напомним основные правила движения пешеходов через проезжую часть.

Это будет полезно знать не только велосипедистам, пересекающим дорогу, но и обычным пешеходам.

Читайте также:  Какой стаж для женщины позволяет выйти на пенсию

В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.

Рассмотрим поподробнее каждое изменение:

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

В рассмотренных выше ситуациях автовладелец должен знать, как доказать свою невиновность. Это возможно даже в той ситуации, когда человек на переходе уже начал движение, а водитель его не пропустил. При этом шансы возрастают, если факт нарушения зафиксирован работником ГИБДД, и он же определяет степень наказания. Если же пешеход пересекал дорогу в непредназначенном для этого месте, человеку за рулем разъясняются нюансы ПДД и риск наказания обоих участников.
Лучший способ уйти от штрафа — найти свидетелей, которые подтвердят невиновность. Если таковые отсутствуют, можно делать упор на иные факторы:

  • Пешеход появился неожиданно, и заметить его сразу не удалось.
  • Плохая погода привела к ухудшению видимости, что не позволило вовремя увидеть человека.
  • События происходили в темное время суток, что и привело к нарушению.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОПУСКАТЬ ПЕШЕХОДА

Существенно изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД, касающихся движения пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах. Здесь старое требование «пропустить пешехода» сменилось на формулировку «уступить дорогу».
Понятие «Уступить дорогу» дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Смысл изменения внешне одинакового по смыслу толкования заключается в том, что если раньше, как только человек вступал на «зебру», все водители должны были останавливаться и пропускать пешехода, пока он не пройдет. Теперь останавливаться и уступать дорогу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость движения пешехода.
Таким образом, проезжать переход нужно так, чтобы пешеход не остановился, пропуская машину, или не ускорил шаг, стараясь быстрее миновать проезжую часть. Если проезжая полоса широкая и человек вступил на пешеходный переход, но находится далеко от машины, то можно не останавливаться и не пропускать пешехода. То же самое, если если человек стоит возле перехода и болтает по телефону, то водитель не обязан ждать, когда он начнет переходить, чтобы пропустить.

За что могут оштрафовать?

На нерадивого пешехода, спровоцировавшего аварийную ситуацию, накладывается штраф. Чаще всего за переход в неположенном месте. Цена невнимательности или пренебрежения ПДД различная, порой можно отделать небольшой суммой, а иногда оплата квитанции может заметно «ударить» по карману.

Штрафы ГИБДД пешеходам могут быть назначены по разным причинам:

  • не по той стороне. За нарушение простого правила «лицом к лицу» легко можно попасть на «копеечку».
  • Белое на синем. Увидев знак с белым автомобилем на синем фоне надо знать, что в таком месте пешеходам официально не рады. Такой знак говорит о том, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта.
  • Красный свет – пути нет. Те, кто пренебрегает этим правилом, может быть замечен дорожным инспектором, который незамедлительно выпишет «счет» за экономию времени в неположенном месте.
  • Только прямо. Переходя дорогу на перекрестке без ограничений по линии обочины или тротуара, есть вероятность быть пойманным сотрудником Госавтоинспекции, который незамедлительно поинтересуется с какой стати вы нарушаете ПДД, с целью проверить ваши знания.

    В таком случае можно смело сослаться на пункт 4.3, прописанный в правилах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *