Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы круче, запретов больше: важные изменения для водителей 2022–2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Нововведения в скоростном режиме
Я целиком за такие изменения. Но вот только, честно говоря, думаю, что к должному эффекту такие изменения не приведут. Приведу свои аргументы. Тяжесть аварий, безусловно, зависит от скорости автомобилей перед столкновением. Поэтому, казалось бы, уменьшение максимальной скорости должно привести к улучшению ситуации на дорогах. Но сегодня большинство водителей не придерживаются установленной скорости 60 км/ч, следовательно и 50 км/ч они соблюдать не будут. Многие сегодня в городах ездят со скоростью 90-120 км/ч и будут продолжать это делать.
Так каким же образом можно снизить аварийность на дорогах? Ответ тут очевиден, нужно увеличить штрафы за превышение скорости, например, в 10 раз. Свою копейку водители беречь, конечно же, будут. Так и понизится аварийность (если вдруг этот абзац читает человек, имеющий отношение к принятию законов, задумайтесь над моим предложением). Даже в тех же европейских странах, где скорость меньше 60, штрафы за превышение скорости движения значительно крупнее, чем наши.—>
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Таблица скоростного режима на дорогах России 2023 года
Тип транспортного средства | Тип дороги и разрешенная скорость в км/ч | ||
В границах населенного пункта | Автомагистраль | Другие дороги вне населенного пункта | |
Мотоцикл | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль с прицепом | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль до 3,5 т | 60 | 110 | 90 |
Грузовой автомобиль свыше 3,5 т | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль с пассажирами в кузове | 60 | 60 | 60 |
Автобус междугороднего сообщения | 60 | 90 | 90 |
Маломестный автобус | 60 | 90 | 90 |
Другие типы автобусов | 60 | 90 | 70 |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку детей | 60 | 60 | 60 |
При буксировке транспортного средства | 50 | 50 | 50 |
Виды ограничений скоростного режима
Стоит отметить, что ограничения скоростного режима регулируются десятой главой ПДД. Разновидность же этих режимов будет зависеть от нескольких факторов:
- От расположения дорожных покрытий (в пределах населенных пунктов или нет), а также их разновидностей — дороги, автомагистрали и т.д.
- От разновидностей транспортных средств (грузовые автомобили, легковые, мотоциклы и т.д.).
- От тех задач, которые выполняет определенное транспортное средство (транспортировка грузов, пассажирские перевозки, буксировка других автомобилей и т.д.).
Это достаточно общие характеристики, но для полноты картины стоит рассмотреть каждое отдельное транспортное средство и те ограничения скорости, которые предусмотрены для них в таблице.
Согласно постановлению, эти нормативы могут изменяться, в соответствии с различными факторами, не влияющими на общую безопасность движения на автодорогах. Данные изменения могут быть направлены в сторону увеличения допустимых значений разрешенной скорости, с установкой соответствующих знаков. При этом скорость не должна превышать показатели, которые прописаны для движения по автомагистралям.
Ограничение скорости (км / ч) | |||||
Тип транспортного средства | В жилых зонах и на дворовых территориях | Населенные пункты | Вне населенных пунктов на авто-магистралях | Вне населенных пунктов на остальных дорогах | |
Легковые автомобили и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т | Самостоятельно | 20 | 60 | 110 | 90 |
Буксировка прицепа | 20 | 60 | 90 | 70 | |
Буксировка транспортного средства | 20 | 50 | 50 | 50 | |
Междугородние, маломестные автобусы и мотоциклы | Самостоятельно | 20 | 60 | 90 | 90 |
Буксировка транспортного средства | 20 | 50 | 50 | 50 | |
Перевозка группы детей | 20 | 60 | 60 | 60 | |
Другие автобусы | Самостоятельно | 20 | 60 | 90 | 70 |
Буксировка транспортного средства | 20 | 50 | 50 | 50 | |
Перевозка группы детей | 20 | 60 | 60 | 60 | |
Грузовые транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 т | Самостоятельно | 20 | 60 | 90 | 70 |
Прицеп | 20 | 60 | 90 | 70 | |
Буксировка транспортного средства | 20 | 50 | 50 | 50 | |
Перевозка людей в кузове | 20 | 60 | 60 | 60 | |
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение соскоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки. |
Превышение скорости без штрафа
Каждый водитель может в РФ превышать скорость и не нести за это ответственность по закону. Речь идет о незначительном превышении до 20 км/ч. Это было сделано для того, чтобы погрешности измерения скорости, а также случайные превышения не были наказуемыми. Иногда это обусловлено непосредственно особенностями самой ситуации на дороге. При этом стоит всего лишь на 1 километр превысить допустимый порог, как ответственность наступит по всей строгости.
В результате нормы допустимой скорости многие воспринимают автоматически плюс 20 км/ч. Это неверный подход. Действительно, в рамках этого порога ответственность не наступает. Однако велика вероятность превысить даже этот допустимый порог, а также есть серьезный риск для безопасности, ведь нормы по скорости пишутся в ПДД с точки зрения обеспечения защиты всех участников движения.
Штраф не будет самым серьезным негативным последствием. При аварии водитель становится виновным, кроме того, само происшествие приводит к материальным проблемам по восстановлению машины и является серьезной угрозой для здоровья.
Штрафы за скорость при фиксации камерами
Оценка скорости с помощью камеры уже стала обыденностью для каждого современного водителя. При этом есть ряд особенностей при таком способе диагностики нарушений. Нет наказания в виде лишения свободы, прав или же работ. Можно лишь назначить штраф, и возможность уплаты со сниженной стоимостью, меньше на 50 %, сохраняется.
В том случае, когда предусмотрен ряд вариантов наказания, предпочтение отдается минимальному. В частности, диапазон штрафа может быть от 1000 до 1500, решение обычно при остановке принимает инспектор. В случае с камерой может быть только меньшая цифра для уплаты.
Важной деталью становится то, что ответственность в виде штрафа налагается именно на собственника авто. Инспектор может остановить другого водителя, но по камере автоматически несет ответственность владелец конкретной машины, его находят по номерам и назначают такое наказание.
Зачем закон хотят ужесточить?
По мнению депутатов, которые вынесли инициативу на рассмотрение, действующий ныне лимит скорости создает угрозу безопасности движения. Можно доказать справедливость этого утверждения на следующем примере. Возьмем ограничение в 40 км/ч, действующее перед пешеходными переходами, расположенными вблизи образовательных учреждений. Добавим к ним допустимые 20 км/ч и погрешность камеры на 2-4 км/ч. Отсюда мы получим ТС, движущееся на небезопасной скорости в 64 км/ч по дороге, на которой внезапно может оказаться ребенок. С другой стороны, нет никаких оснований предполагать, что скорость в 54 км/ч принесет меньший вред потенциальной жертве ДТП. Опыт Европы показывает, что для снижения числа инцидентов следовало бы ввести штраф за любое превышение скорости в черте города свыше 50 км/ч.
Говоря объективно, новый закон – это еще один легкий способ пополнить бюджет, ведь пункт о соблюдении скорости является одним из наиболее нарушаемых ПДД.
Вопрос относительно того, а зачем вводить ограничение в 10 км/ч, риторический. Главный фактор – это наполнение бюджета. Стоит напомнить, что именно 10-20 км/ ч – самое частое нарушение водителей. И если каждый заплатит даже по 500 рублей, то казна значительно увеличится. Кто же откажется от такого источника дополнительного дохода.
Правительство озвучивает, конечно, другие доводы. Среди которых можно выделить:
- допустимый диапазон в 20 км/ч является не всегда безопасным, особенно в черте города. Например, если на аварийно опасном участке нужно передвигаться со скоростью в 40 км/ч, и к нему прибавить те же допустимые 20, то получится уже 60 км/ ч. Не стоит забывать и о допустимых погрешностях в 3 км. Это приводит к аварийным ситуациям на дорогах;
- по утверждениям представителей полиции, те же 20 км/ч играют большую роль для пешехода, попавшего в аварию. Если автомобиль едет со скоростью до 60, то шансов у субъекта выжить в разы больше, чем при наезде автомобиля со скоростью более 60. Такие слова не подтверждены статистикой, но здравый смысл в них есть.
Предупреждение и статистика
Нарушения скоростного режима довольно опасны для любого участника движения – как для водителя, так и для пешехода. Соблюдение правил и следование знакам могут не только снизить травмоопасность на дороге, но и предотвратить автокатастрофы. Конечно, кроме скорости, необходимо выполнять и другие предписания административного кодекса, касающиеся эксплуатации автомобилей и норм вождения.
Соблюдение ПДД должно стать правилом и для пешеходов, которые часто полагаются на «авось». Перебегая дорогу вне зоны перехода, люди рискуют оказаться под колесами автомобиля законопослушного водителя, который никогда не был в подобных ситуациях. Для участников ДТП это может закончиться плачевно.
Не стоит думать, что если одни нарушают и не попадаются, то и остальным можно. Превышение скорости в 25% случаях становится причиной катастрофы. По данным ГИБДД на 2013 год, зафиксировано более 203 000 ДТП по различным причинам. В них погибло около 27 000 человек, ранено – 255 000 тысяч. Такая статистика должна заставить задуматься каждого участника дорожного движения о соблюдении правил, как бы непривычно это ни оказалось.
Как оспорить штраф за превышение скорости
Для граждан Беларуси ряда профессий наличие административного наказания чревато не продлением трудового контракта. Поэтому, если вы не согласны с постановлением о наложении административного взыскания, вынесенного за нарушение скоростного режима, зафиксированного средствами фото и видеофиксации, необходимо в течение месяца с момента получения извещения обратиться с заявлением в отделение ГАИ по месту жительства. В заявлении нужно указать причину несогласия.
Обычно заявление на отмену штрафа пишут, когда в момент совершения нарушения за рулем находился не владелец автомобиля по техпаспорту.
После подачи заявление, вынесенное постановление о наложении штрафа утратит силу и процесс будет вестись в обычном порядке.
Ответственности не будет, если собственник автомобиля докажет, что в момент совершения правонарушения за рулем транспортного средства находился другой человек. Основанием может быть больничный лист о пребывании в стационаре, командировочное удостоверение о нахождении в другом населенном пункте, штамп в паспорте о выезде за границу и другие причины. Заявление самого водителя также является доказательством. Размер штрафа для водителя не изменится.
В течение какого времени нарушение ПДД считается повторным?
Срок действия первого нарушения составляет 1 год со дня вступления постановления в силу. Такой срок установлен статьей 4.6 КоАП РФ.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление об административном правонарушении вступает в законную силу:
- через 10 суток со дня вручения или получения копии (статья 30.3 КоАП РФ);
- через 10 дней, в случае подачи жалобы должностному лицу (часть 1 статьи 30.5 КоАП РФ);
- через 2 месяца, в случае рассмотрения жалобы в суде (часть 1.1 статьи 30.5 КоАП РФ);
- в течение суток, в случае административного ареста (часть 3 статьи 30.5 КоАП РФ).
Первый расчетный день начинается со следующего дня.
Ограничения скоростного режима, установленные ПДД
Виды ограничений скорости движения транспортных средств, установленных главой 10 Правил, зависят от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:
- от местонахождения дорог (в населенных пунктах или вне их) и их категории (автомагистрали или обычные дороги);
- от вида автотранспорта и его технических характеристик (легковые автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы);
- от выполняемых транспортным средством определенных функций (буксировка, перевозка людей, опасных грузов и т.д.).
Для удобства приведем основные ограничения скоростного режима в виде таблицы
Виды ограничений | Максимально допустимая скорость движения ТС |
Транспортные средства при движении в населенных пунктах (пункт 10.2 ПДД) | 60 км/ч |
Транспортные средства при движении на территории жилых зон и внутри дворовых территориях (пункт 10.2 ПДД) | 20 км/ч |
Легковые автомобили и грузовики с максимально разрешенным весом не выше 3,5 тонны, двигающиеся вне населенных пунктов по автомагистралям (пункт 10.3 ПДД) | 110 км/ч |
Легковые автомобили и грузовики с максимально разрешенным весом не выше 3,5 тонны, двигающиеся вне населенных пунктов по остальным дорогам (пункт 10.3 ПДД) | 90 км/ч |
Междугородние и маломестные автобусы и мотоциклы, двигающиеся вне населенных пунктов по любым дорогам (пункт 10.3 ПДД) | 90 км/ч |
Другие автобусы, легковые автомобили при буксировке прицепа, грузовые автомобили с максимальным разрешенным весом больше 3,5 тонн, двигающиеся вне населенных пунктов по автомагистралям (пункт 10.3 ПДД) | 90 км/ч |
Другие автобусы, легковые автомобили при буксировке прицепа, грузовые автомобили с максимальным разрешенным весом больше 3,5 тонн двигающиеся вне населенных пунктов по остальным автодорогам (пункт 10.3 ПДД) | 70 км/ч |
Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки людей в кузове, двигающиеся вне населенных пунктов по любым дорогам (пункт 10.3 ПДД) | 60 км/ч |
Транспортные средства при осуществлении организованных перевозок детей, двигающиеся вне населенных пунктов по любым дорогам (пункт 10.3 ПДД) | 60 км/ч |
Транспортные средства, осуществляющие буксировку другого механического транспортного средства, двигающиеся по любым дорогам (пункт 10.4 ПДД) | 50 км/ч |
Транспортные средства, перевозящие различные опасные, тяжеловесные или крупногабаритные грузы, двигающиеся по любым дорогам (пункт 10.4 ПДД) | не выше скорости, согласованной по условиям перевозки |
В соответствии с примечанием к пункту 10.2 ПДД исполнительные органы субъектов РФ могут принимать решение об увеличении максимального значения разрешенной скорости движения на отдельных участках автодорог в населенных пунктах с установкой соответствующих дорожных знаков, если это негативно не повлияет на безопасность дорожного движения. При этом максимально разрешенная скорость не должна превышать скорости, установленной для движения соответствующих транспортных средств по автомагистралям.
Штрафы за превышение скорости, установленные КоАП РФ
Административный штраф за превышение установленного скоростного режима зависит от величины превышения максимально допустимой скорости и способа фиксации данного правонарушения.
Для наглядности приведем размеры штрафов по статье 12.9 КоАП в виде таблицы:
Вид правонарушения | Размер штрафа |
Превышение скорости движения свыше 20 и не более 40 км/час (часть 2 ст. 12.9) | Штраф в 500 руб. |
Превышение скорости движения свыше 40 и не более 60 км/час (часть 3 ст. 12.9) | Штраф от 1.000 до 1.500 руб. |
Превышение скорости движения свыше 60 и не более 80 км/час (часть 4 ст. 12.9) | Штраф в 2.000-2.500 рублей либо лишение ВУ на срок от 4 до 6 мес. |
Превышение скорости движения свыше 80 км/час (часть 5 ст. 12.9) | Штраф в 5.000 рублей либо лишение ВУ на полгода |
Повторное нарушение в течение последнего года скоростного режима, предусмотренного частью 3 ст. 12.9 (часть 6 ст. 12.9) | Штраф от 2.000 до 2.500 руб. |
Повторное нарушение в течение последнего года скоростного режима, предусмотренного частями 4 либо 5 статьи 12.9 (часть 7 ст. 12.9) | Лишение ВУ на 1 год * |
Административная ответственность
Денежное наказание в случае превышения скорости зависит от того, на какое значение она больше за установленного предела. Штрафы ГИБДД за превышение скорости начинаются с 500 рублей в случае превышения больше чем на 20 километров в час. Если увеличивается на 30 км, размер денежного взыскания увеличивается. Нарушение скорости, произошедшее повторно, обернется:
- если таковое имеет диапазон от 40 до 60 км/ч – штрафом величиной до 2,5 тысяч рублей;
- от 60 до 80 км/ч – отбираются права на 1 год. В случае автоматической фиксации придется заплатить 5000 рублей;
- больше 80 км/ч – лишение прав на срок 1 год.