Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зимние развлечения: нужны ли права на снегоход?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Постановлением от 21.09.2020 г. No1507, владельцы внедорожных автомототранспортных средств (в частности, квадроциклы и снегоходы) ОБЯЗАНЫ в течение 10 суток со дня приобретения зарегистрировать их в органах Гостехнадзора. Если опоздаете, выпишут штраф за нарушение правил регистрации ТС — от 1500 до 2000 р, однако зарегистрируют, несмотря на штраф.
Как закрепляются номера
После постановки на учет, собственник получает регистрационные знаки.
В соответствии актом Правительства России No 1507 от 21.09.2020 г., номерные знаки крепятся в соответствии с требованиями. Детали крепления номера предоставляются вместе со снегоходом. Знак прикрепляется к трубе багажника с помощью хомутов, а нижняя часть-с помощью кронштейна.
Государственные номера для снегоходов изготавливаются согласно правилам, прописанным в ГОСТ Р 50577-93. Такие таблички относятся к типу 4А. Для создания этих знаков используются специальные светоотражающие пластины квадратной формы. Таблички имеют белый фон, цифры (две в верхней и в нижней строке) и буквы (две в верхней и в нижней строке), которые наносятся краской чёрного цвета.
Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.
А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?
Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно…А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.
В обязанности инспектора входит потребовать у вас водительские права, но особой категории АI, то есть, права тракториста, потому как снегоход приравнивается к аналогичному с трактором транспортному средству. Пока на него нет отдельной категории, распределение происходит по этой сетке.
Какая категория водительских прав нужна для снегохода
Квадроциклы и снегоходы очень популярны среди любителей активного отдыха. Однако управлять этими транспортными средствами без прав невозможно, хотя многие убеждены в обратном. Законы Российской Федерации запрещают управлять таким транспортным средством без прохождения проверки Гостехнадзора. Такое нарушение влечет за собой штраф и даже конфискацию транспортного средства. Получить лицензию на управление снегоходом несложно и не занимает много времени, поэтому нет необходимости рисковать. Достаточно найти учебный центр, собрать пакет документов и начать обучение.
Невозможно получить права на управление транспортным средством, не пройдя обучение, будь то очное, внешкольное или дистанционное. Процесс не быстрый, потому что сначала нужно изучить теорию, затем посетить практические курсы, и только потом сдать экзамены (внутри страны и в Гостехнадзоре). Владелец должен ознакомиться со всеми особенностями процедуры, чтобы не попасть впросак.
У них часто возникают вопросы: нужны ли водительские права на снегоход или можно обойтись без них, если ездить только по полям? Однако человек, управляющий такими машинами, представляет опасность для пешеходов, других водителей и их транспортных средств. Даже в лесах регулярно проводятся проверки Гостехнадзором и инспекторами дорожного движения. Кроме того, в некоторых случаях квадроциклы и снегоходы ездят по дорогам общего пользования. По этим причинам вы не можете обойтись без уроков.
Отсутствие водительского удостоверения или документов о прохождении технического осмотра является основанием для конфискации номерных знаков и штрафа для водителя. Вождение в нетрезвом состоянии влечет за собой лишение водительских прав, будь то снегоход или любое другое транспортное средство.
В целом, экзаменационное испытание похоже на аналогичную процедуру в ГИБДД, но есть и различия:
- экзамен делится на две части: теоретическая и практическая;
- теорию предстоит сдавать по билетам, которые утверждало министерство сельского хозяйства РФ;
- если не получилось сдать экзамен сразу же, в следующий раз можно будет сделать это через семь дней. А если и третья попытка ни к чему не привела, предстоит пройти дополнительное обучение;
- практика тоже делится на две части: сначала автодром, а потом город.
На автодроме предстоит (п.13 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»):
- стартовать с места на эстакаде;
- заезжать в гараж задним ходом с ориентировкой по зеркалам;
- разворачиваться в условиях ограниченного пространства;
- экстренно останавливаться и тормозить на разной скорости;
- агрегатировать прицепную машину.
В городе проверяются:
- ПДД;
- навык вождения в разных сложных дорожных ситуациях;
- как водитель соблюдает правила эксплуатации ТС.
Рекомендуется действовать следующим образом:
- После прохождения обучения и успешной сдачи экзаменационного испытания нужно собрать дополнительную документацию. Список нужных бумаг можно уточнить в Гостехнадзоре.
- Оплатить госпошлину. Это можно сделать в любом банковском отделении, терминале или банкомате, а также при помощи разнообразных онлайн-систем и электронных кошельков.
- Когда документы собраны, следует обратиться к сотруднику учреждения и записаться к нему на приём. Это можно сделать, как посетив учреждение лично, так и позвонив по телефону.
- В назначенный срок сотрудник получит все документы и займётся их проверкой для последующего оформления прав.
- Если во время проверки не выявились какие-либо нарушения и всё в порядке, примерно через полчаса водитель получит права.
Получая знания в учебном комбинате при Гостехнадзоре, будущий водитель учится управлять снегоходом. Также он будет изучать его техническое устройство и правила безопасного использования. Кроме того, понадобится познакомиться с правилами движения на дороге.
Всё это можно изучить и самостоятельно, однако рекомендуется пройти обучение в профильном заведении — тогда риск оставить без внимания какую-то важную область знаний стремится к нулю.
Экзаменационную комиссию на выдачу УТМ возглавляет инженер-инспектор Гостехнадзора с профильной подготовкой.
К специалисту применяются определённые требования:
- возраст – старше 23 лет;
- наличие УТМ той категории, по которой принимается экзамен;
- профильное высшее либо среднее техническое образование.
Жалобу можно доставить лично, разместить в специальном разделе портала Госуслуги либо направить по почте. Обращение рассматривается госорганами в течение 30 дней после его регистрации.
В чём особенность категории прав A1
Те, кто не успел подробно изучить правила получения УТМ, имеют поверхностное представление о том, какие категории водительских прав на квадроцикл существуют еще. Надо знать, что обычное водительское удостоверение не имеет категорий для квадроциклов. Оно, как сказано выше, может помочь при сдаче экзаменов для оформления УТМ и не более. Зато в так называемых «правах для трактористов», есть целых две категории — «А» и «А1». Однако у них нет совпадений с такими же пунктами удостоверений, которые выдаются водителям мопедов и мотоциклов.
Категория «А» разрешает управлять транспортными средствами, которые используются на дорогах общего пользования и чья скорость технически ограничена до 50 км/ч. Тогда как категория «А1» относится к внедорожным мотосредствам, среди которых — квадроциклы, снегоходы и так далее.
К соответствующей категории относятся самые распространенные мототрактора. Появление прав с категорией «А1» обусловлено значительным увеличением таких ТС на российских дорогах. Ответом на это явление стало законодательное урегулирование в отношении водителей квадроциклов, что позволяет гарантировать безопасность других участников движения на дороге.
Как проходит регистрация и постановка на учет снегохода или мотовездехода
Необходимо обратиться в территориальный отдел Гостехнадзора (обращайтесь в тот, к которому вы причислены по адресу прописки или постоянного места жительства) и сдать документы на технику.
Список документов на технику:
- ПСМ (паспорт самоходной машины) вашего снегохода или мотовездехода;
- договор купли-продажи с актом приема-передачи, в подтверждение законности владения;
- сертификат соответствия на технику.
Весь комплект документов на технику выдают в официальных дилерских центрах РМ при покупке техники;
Список документов:
- Заявление.
- Паспорт
- Квитанция, подтверждающая произведение оплаты госпошлины.
- Права категории «А1» (УТМ)
Срок подачи заявления на регистрацию (постановку на учет) техники не должен превышать десять дней с момента приобретения, потом возможен штраф.
Требования к водителям
Узнав, нужны ли права на квадроцикл или снегоход, и с какого возраста можно обучаться управлению данной техникой, не лишним будет рассмотреть и список обязательных требований к кандидатам. Состоит он из следующих пунктов:
- Гражданам, подающим заявку на оформление ВУ, должно быть не меньше 16 лет (подростков не допустят к экзаменам даже при наличии хорошей подготовки);
- Автолюбитель, получающий корочку категории А1, обязан иметь удовлетворительное состояние здоровья, о чем свидетельствует полученная медицинская справка (в этом документе необходимо проставить подписи четырех основных врачей: офтальмолога, терапевта, психиатра и нарколога. При отсутствии хотя бы одного специалиста из списка, сотрудники ГИБДД откажут в выдаче водительского удостоверения);
- Кандидат, претендующий на управление квадроциклом или бураном, должен обладать соответствующими теоретическими и практическими навыками, о чем свидетельствует выписка из автошколы (в особенности это касается людей, обучающихся на грузовой снегоход).
Зная о том, какая категория прав нужна на квадроцикл и буран, а также список обязательных требований к водителю, гражданин может смело обращаться в ближайшее отделение ГИБДД по своему городу для оформления корочки А1.
Чтобы получить водительское удостоверение в ГИБДД или региональном отделении Гостехнадзора требуется:
- Получить медицинское заключение, позволяющее управлять транспортными средствами указанных категорий. Выдавать медсправки имеют право лечебные учреждения, имеющие соответствующую лицензию. Документ будет выдан, если у кандидата в водители отсутствуют следующие проблемы и/или заболевания:
- с алкоголизмом и наркоманией
- с психикой
- со зрением и слухом
- с эндокринной системой
- эпилепсия
- глаукома
- заболевания крови
- Пройти обучение, срок которого варьируется в зависимости от иных факторов:
- при первичном получении прав требуется не менее 2 месяцев
- если у кандидата в водители имеется водительское удостоверение категорий А, В, С и так далее, выданное Госавтоинспекцией, то получить права можно без обучения или с минимальным сроком в 1-2 недели
- Сдать квалификационный экзамен по общим правилам движения, основным навыкам управления транспортным средством данной категории, технике безопасного вождения. Экзамены принимаются квалифицированными специалистами Гостехнадзора или Госавтоинспекции соответственно.
- Оплатить госпошлину. В 2020 – 2020 годах размер государственного сбора за права тракториста – машиниста составляет 500 рублей, а за права водителя, не зависимо от категории – 2 000 рублей.
Процедура требует определённой последовательности:
- Перед поступлением в образовательное учреждение проходят медицинскую комиссию. По её окончании выдаётся справка, действительная один год, с пометкой о допуске к управлению самоходными машинами.
- Получение теоретических и практических знаний в образовательном учреждении. С ноября 2015 отменено право на самостоятельную подготовку.
- Подача документов, оплата госпошлины.
- Прохождение теста по теории и сдача вождения инженеру-инспектору Гостехнадзора.
- Выдача прав.
Категория прав для езды на снегоходе
Владельцы должны понимать, какие права нужны на снегоход. А они однозначно понадобятся.
Для езды на снегоходе требуется удостоверение тракториста или тракториста-машиниста с открытой категорией А1, что дает право управлять внедорожными автомотосредствами.
Необходимая категория прав на снегоход — А1, открывается на мототранспортные средства, на которых не предполагается движение по дорогам общего пользования, или имеющим максимальную скорость 50 километров в час и меньше. В качестве примера выступает мотовездеход, снегоболотоход.
Актуальным является вопрос, со скольких лет можно получить такие права. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 796 от 12 июля 1999 года «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, к сдаче экзамена на законную возможность управления самоходными машинами допускаются лица, которым исполнилось 16 лет.
Данное удостоверение можно получить, пройдя обучающий курс в учебных учреждениях, которые имеют лицензию. Она должна позволять ведения образовательной деятельности соответствующей категории.
По окончанию учебы нужно будет сдать соответствующие квалификационные экзамены — теорию и практику. По закону допускается и самостоятельная подготовка для получения прав на управление самоходными машинами категорий А1 и В.
Нужна ли отдельная категория?
Наверное, неожиданно услышать, что водитель снегохода обязан пройти соответствующее обучение и получить разрешение на управление снегоходом. Тем более непонятно, какая конкретно категория должна быть открыта. Из 16 возможных категорий в современных правилах дорожного движения, снегоход относится к категории «А1».
Обучение в автошколе пройти необходимо в любом случае, даже если уже имеется большой стаж по одной из других категорий. Исключение составили те, кто открыл данную категорию ещё до 2014 года, когда проходил обучение на категорию «В» или любую другую, а категория «А» была проставлена автоматически. Именно поэтому таким владельцам, достаточно просто прийти с пакетом документов в Гостехнадзор и получить удостоверение.
Открытая категория будет вписана в отдельный документ – «удостоверение тракториста-машиниста». Зачем открывать эту категорию, если на общественных дорогах на снегоходе вы не появитесь?
Во-первых, вы получите или же обновите знания не только по использованию мототехники, но и по общей медицине, общим правилам дорожного движения и разберёте технические характеристики некоторых машин.
Во-вторых, у вас будет официальное разрешение от ГИБДД в использовании техники этой подкатегории. В последнее время участились случаи поимок пользователей снегоходов и квадроциклов без прав в пересечённой местности с назначением штрафа.
В-третьих, возможно вы найдёте интересную компанию с теми же интересами, что и у вас, к приключениям и экстриму.
Права этой категории выдаются только с 16 лет, но обучение можно начинать проходить уже с 14.
Список документов для обучения состоит всего из 3 пунктов: паспорт, медицинское разрешение и фотографии (3 шт. 35х45 мм). Если водительские права уже есть, то информацию по ним добавляют к общим документам.
Как только вы прошли обучение в автошколе, и собираетесь сдать экзамен, то необходимо подготовить для Гостехнадзора еще пару документов:
- документ, подтверждающий, что госпошлину вы уже оплатили (терминал выдаст специальную квитанцию);
- по окончании обучения в автошколе будет выдан документ, что вы обладаете всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями для безопасного вождения.
Гражданин может выбирать: посетить ему обычную автошколу или курсы Госехнадзора.
Требуемые для зачисления документы:
· паспорт;
· справка 083у;
· фото 3х4 (количество уточнить, 2-3 штуки обычно).
В заведении он заполняет простую анкету, где указывает основные сведения. Свое ФИО с датой рождения, род занятий и прочее. Вопросы стандартные.
Важно! Указать не один, а несколько телефонов, чтобы менеджеру было проще связаться. Например, уточнить дату или время занятий, уведомить об их начале или дате экзамена.
В Гостехнадзоре имеются сокращенные курсы, включающие общую программу. Ученики должны ознакомиться с ПДД, особенностями строения техники, которой планируют управлять. Также разбираются с инструктором различные поломки и варианты их устранения. Бывает, машина ломается, а вокруг лишь дорога или заснеженное поле. Лишь знания, полученные им, спасут водителя.
В автошколе программа схожая. Она включает еще уроки вождения, которые ученики оплачивают сами. Им дается возможность решать, сколько занятий хватит. Зависит от степени обучаемости человека, его опыта. Новичкам советуют взять больше уроков. Теория хороша, но практическое занятие максимально приближает к естественным условиям, которые ждут выпускника на дороге.
Завершив обучение, ученики получают:
· сертификат, где указываются их данные, дата пройденного обучения, нужная категория, данные заведения;
· карточка водителя – там заполнены все пройденные ими практические занятия;
· справка 083у – ее предъявляют в Гостехнадзор перед экзаменом.
Если группу сопровождает менеджер школы, все документы он держит сам.
Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.
А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?
Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно…А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.
В обязанности инспектора входит потребовать у вас водительские права, но особой категории АI, то есть, права тракториста, потому как снегоход приравнивается к аналогичному с трактором транспортному средству. Пока на него нет отдельной категории, распределение происходит по этой сетке.
Более подробно о сдаче на права А1 смотрите на видео:
Кроме того, водитель должен соблюдать правила вождения, правила техники безопасности и быть не младше 16 лет. Так гласит законодательство РФ, регламентирующее правила езды на снегоходе.
Кто-то сейчас возмутится: как же так? Ведь это всего лишь снегоход, почему столько требований! Но не будем критичны: снегоход – скоростное транспортное средство, которое не менее, а даже более, чем автомобиль, может навредить окружающим при несоблюдении правил вождения.
К тому же нужно потренироваться, чтобы управлять таким мощным железным конем, так как его главной особенностью является не самый легкий центр тяжести.
Садясь за руль снегохода, будь это Ямаха , Ермак, Викинг 540, Динго 150, БРП, Варяг 550, Поларис или любой другой, без прав, стоит помнить, что существует система штрафов, применяемых к водителям незарегистрированного снегохода или не имеющих прав.
Вождение самоходного транспортного средства требует специальных знаний и навыков, которые приходят от водителя во время обучения. Обучение можно пройти в учебных заведениях, имеющих лицензию на осуществление такой деятельности. Учащиеся обучаются по специальным программам профессионального образования или по дополнительным программам профессионального образования.
Внимание! С конца осени 2015 года самостоятельное обучение граждан для регистрации УТМ вне автошколы не допускается.
Обучение длится 3-4 недели в учебном центре. Этого времени достаточно для того, чтобы учащиеся прослушали лекции теоретического курса, в том числе основы ПДД и правил эксплуатации снегоходов. Стажер должен знать нюансы машины и полный список её поломок. При любой неисправности, которая произошла вдалеке от города или при отсутствии средств коммуникации, водитель не должен иметь проблем с её разрешением в будущем.
После прохождения тестирования в учебном учреждении, кандидат должен подтвердить, что научился. После этого нужно сдать полный экзамен в Гостехнадзоре на получение УТМ подкатегории А1. Экзаменационный тест содержит две части – теорию и практику.
Экзамен состоит из двух составляющих. Сначала сдается теория, затем проходит практика.
Теория включает в себя прохождение двух тестов: на ПДД и на технику безопасности при обращении со снегоходом или мотовездеходом. Практическая часть включает выполнение ряда упражнений: «змейка», «гараж» и другие. Если вы уже обладаете правами
Те, кто не смог сдать теорию, к практике не допускаются, но они могут «испытать счастье» повторно через 7 дней. Положительная оценка за сдачу теории действует 3 месяца. После трех раз подряд неудачных испытаний необходимо пройти дополнительное обучение вождению с представлением документа.