Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.
План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности. Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.
План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:
- предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
- иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
- соответствовать установленным законодательствам требованиям.
Внешний управляющий в процедуре несостоятельности
Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего. Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации. Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.
Информация Сразу после назначения, арбитражный управляющий начинает осуществлять руководство организацией. В трехдневный срок руководящие органы передают всю бухгалтерскую и другую документацию, штампы, печати, материальные ценности в распоряжение управляющему. Он при этом обязан принять все имеющееся имущество, провести его инвентаризацию, открыть специальные банковские счета для проведения финансовых операций и по всем действиям составлять отчетность.
Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления
Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.
Информация Принципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.
Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.
Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен
Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.
Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).
Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.
Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.
Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.
Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.
При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.
Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.
Частые нарушения конкурсного управляющего
Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,
Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.
Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.
Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов
Подробнее о функциях арбитражного управляющего
Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:
- наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
- финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
- внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
- конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.
Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:
- Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
- Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
- Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
- Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.
Внешнее управление — одна из стадий несостоятельности фирмы, назначается только, если есть реальные шансы на возобновление платежеспособности компании.
Особенности процедуры следующие:
- имеет ограниченный период – не более 1,5 лет;
- возможно продление еще на 6 месяцев либо сокращение по постановлению судебного органа и обращению заинтересованных лиц;
- руководство фирмы отстраняется от исполняемых функций, а их полномочия передаются временному управляющему;
- временный директор берет на себя решения по дальнейшей политике компании, но должен отчитываться перед взыскателями и судебным органом;
- у временного управляющего есть 1 месяц на составление проекта по возобновлению платежеспособности фирмы и его одобрение судебным органом и взыскателями;
- Внешнее управление невозможно для банков и физических лиц;
- контроль за процедурой осуществляется взыскателем и судебным органом согласно утвержденному плану;
- отличается от финансового оздоровления тем, что полностью меняется стратегия деятельности организации;
- допускается 2 варианта завершения этапа: приостановление процедуры признания несостоятельности и возврат к прежним функциям (если все прошло успешно) либо запуск конкурсного производства и последующая ликвидация (если этап не имел эффекта);
- если деятельность временного управляющего не приносит результата, на него может быть подана жалоба любым лицом, перед которым у компании имеются непогашенные финансовые обязательства.
Таким образом, внешнее управление – важный этап процедуры признания несостоятельности компании, который может восстановить ее жизнеспособность и избежать ликвидации.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Внешнее управление как процедура банкротства формируется из следующих стадий:
- утверждение арбитражного управляющего;
- создание проекта по финансовому оздоровлению фирмы;
- приведение данного проекта в действие после одобрения кредиторами на общем собрании;
- исполнение всех обязательств перед контрагентами.
План для приостановления процедуры банкротства, содержит:
- действия для возобновления состоятельности предприятия;
- обстоятельства и период их приведения в действие;
- смету на реализацию;
- период, за который несостоятельность фирмы будет ликвидирована;
- аргументы, подтверждающие реальность восстановления жизнеспособности фирмы;
- разделение функций взыскателей общего собрания и комитета по одобрению соглашений предприятия-банкрота.
Временный управляющий обязан не только согласовать план оздоровления фирмы с финансовыми контрагентами, но и отчитываться по ходу ее реализации по запросу.
Процесс внешнего управления будет считаться успешно завершенным, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности, и она исполнит свои обязательства по финансовым договорам.
Алгоритм действий при внешнем управлении
Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:
- уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
- направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
- получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
- передача новому временному руководителю пакета документов;
- первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
- направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
- общее собрание персонала организации;
- привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
- организация инвентаризации;
- анализ финансового положения компании;
- возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
- составление и рассмотрение претензий кредиторов;
- повторное собрание кредиторов;
- формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
- осуществление мероприятий по плану оздоровления;
- составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.
Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.
Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.
Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:
- имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
- кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
- после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.
Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.
Алгоритм действий при внешнем управлении
Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:
- уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
- направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
- получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
- передача новому временному руководителю пакета документов;
- первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
- направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
- общее собрание персонала организации;
- привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
- организация инвентаризации;
- анализ финансового положения компании;
- возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
- составление и рассмотрение претензий кредиторов;
- повторное собрание кредиторов;
- формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
- осуществление мероприятий по плану оздоровления;
- составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.
Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления
Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:
- единая цель – восстановление платежеспособности компании;
- предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
- введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.
При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:
- При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
- Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.
Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве
Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:
- ведение реестра кредиторских претензий;
- проведение инвентаризации активов юрлица;
- направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
- обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
- инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
- направление возражений против несостоятельных претензий должника;
- изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
- регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
- составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.
Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.