Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за езду без нужной категории ТС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Штрафы ГИБДД за отсутствие техосмотра в 2023 году
Какой штраф когда нет техосмотра? Ранее сотрудники ГИБДД действительно могли проверить наличие документа и при его отсутствии выписать протокол, размер которого не превышал 1 000 рублей.
Что касается физических граждан, которые использую автомобиль в личных целях, то тут административная ответственность не предусмотрена.
Другая категория граждан от санкций не освобождается. Сотрудники ГИБДД смогут выписать протокол водителю:
- пассажирского автобуса, который вышел на линию, с целью перевозки граждан;
- такси, который имеет официальный договор с транспортной компанией;
- который занимается перевозкой опасного груза.
Можно ли избежать ответственности
Как уже было сказано, штраф без техосмотра выписывается не всем, а только особой категории водителей, которая нарушает условия. Но можно ли избежать ответственности и не платить выписанную квитанцию? Такой вопрос интересует многих.
К сожалению, уйти от ответственности не получится. При этом важно знать, что если наказание не будет оплачено своевременно, то его размер может быть увеличен в несколько раз. Законный метод избежать ответственности – это показать машину на осмотр, получить документ и спокойно передвигаться за рулем своего «железного друга».
Размер штрафа за отсутствие техосмотра может достигать 5 000 рублей, как уже было сказано, в то время как сама процедура осмотра стоит не более 1000 рублей.
Что понимать под отсутствием нужных прав?
Штраф за управление ТС без категории (A, B, C, D, E), соответствующей типу транспортного средства, назначается за правонарушение, которое представляет собой любое расхождение между:
- категорией ТС, указанной в водительских правах (смотрится по буквам);
- классификацией ТС, определяемой по таким ключевым параметрам как максимальная масса, объем двигателя, наличие или отсутствие прицепа и иным, которые по существу позволяют установить факт правонарушения.
При этом, категории, фиксируемые в правах, в общем случае не делятся «по старшинству»: условно говоря, наличие в документе буквы C не означает, что водитель вправе управлять легковыми автомобилями — для которых нужны права, где зафиксирована буква B. Исключение — права категории M, соответствующие мотоколяскам. Такого типа транспортные средства могут управляться человеком, у которого есть права любой категории.
К числу распространенных нарушений, приводящих к штрафу, о котором идет речь, можно отнести, к примеру, езду:
- на легковой машине с тяжелым прицепом в отсутствие прав категории BE (и если даже есть B, то это уже будет нарушением):
- на мотоцикле с правами B (в то время как обязательно нужны A);
- на большом автобусе, который состоит из двух сцепленных шасси, с правами D (в то время как обязательно нужны DE).
Не следует путать самостоятельную категорию прав и подкатегорию. Первый тип идентификатора всегда обозначается только буквами. Второй — буквами (одной или двумя) и цифрой (пока что используется только цифра 1). Например, права C1 – это подкатегория прав C (соответственно, с правами C можно управлять соответствующими категории C1 автомобилями). Однако, CE (грузовики с прицепом большой массы) – это уже самостоятельная категория прав. Если ТС, соответствующее ей, управлять с правами C, то будет штраф.
Единственный способ избежать штрафа за управление ТС с правами, где нет нужной категории — пройти в установленном порядке переобучение на нужную категорию. Данная процедура имеет ряд нюансов — полезно будет ознакомиться с ними.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Как переобучиться на нужные права и избежать штрафа?
Можно выделить следующие несколько базовых сценариев, при которых осуществляется переобучение водителя на права нужной категории:
- Сценарий, при котором обязательны:
- прохождение обучения в автошколе (с теоретическим курсом и практическим вождением с инструктором);
- последующая аттестация с участием инспектора ГИБДД в три этапа (теория, автодром, город).
Указанный сценарий актуален, если человек, к примеру, имея права только на легковую машину, планирует получить документ с буквой C. То же самое — если он, обладая задокументированными навыками на управление грузовиком, по каким-то причинам не имеет разрешения категории B и желает получить его. Таким образом, мы наглядно наблюдаем сценарий, при котором нет «старшинства» каких-либо прав: наличие удостоверения C не предопределяет каких-либо льгот в получении удостоверения B. Как и наоборот — с точки зрения навыков, необходимых для получения прав C, человек, имеющий права B, и претендент, не имеющий никаких прав вообще, расцениваются как лица с одинаковым уровнем подготовки.
Отметим, что есть некоторые исключения из рассматриваемого правила. Например, если человек недавно сдавал теорию на удостоверение D (езда на автобусе), то ее результаты могут зачесть при сдаче теории на права C – но только если с момента предыдущей сдачи прошло не более 3 месяцев. Это обусловлено тем, что билеты на указанные две категории прав в значительной части совпадают. Но практику придется сдавать на общих основаниях — вне зависимости от результатов, показанных ранее — даже если они позволяют охарактеризовать претендента как квалифицированного водителя.
- Сценарий, при котором обучение необязательно, а при сдаче на права проводится только теоретический тест.
Россия впрок запаслась зимней резиной
«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.
«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».
Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.
В случае если у вас в микроавтобусе установлены только 3 сидения, вместо 9, наступает спорная ситуация. Ведь фактически у вас нет 8 мест для сидения, как написано в законе. Все зависит от того, что написано в документах на автомобиль. При прохождении ТО должна устанавливаться классификация транспортного средства. Именно она определяет к автобусу относить ваш транспорт или к легковому авто. Без категории Д вы можете водить его, если количество мест не написано. Если при проверке документов вам выписали штраф, вы можете обжаловать его в суде.
Если на посту ДПС вам наложили штраф и вызвали эвакуатор для отгона авто на штрафстоянку, вы можете только самостоятельно поехать домой и обратиться в суд. Вторая спорная ситуация может возникнуть, если на эвакуаторе повредили какую-нибудь деталь автомобиля. Вам нужно составить акт на месте, когда вы обнаружите повреждение. После этого вам с помощью юриста придется доказать, что виноваты именно сотрудники ДПС. Обратитесь к квалифицированному юристу, чтобы вернуть деньги на ремонт этого повреждения.
Управление транспортным средством без категории – это то же самое, что управление им без прав. Теперь вы знаете, какой штраф без категории Е или Д. Поэтому лучше не садиться за руль вовсе, а найти другой способ перемещения транспорта. Если вы знаете, что вам в скором времени понадобится сесть за руль автобуса или авто с прицепом, озаботьтесь обучением в автошколе заранее.
Если срок годности прав истек, а в России пользоваться удостоверением можно 10 лет, и инспектор ГИБДД заметил этот недочет, то водитель вынужден будет оплатить штраф за это от 5 до 15 тыс. руб. Точно так же будет наказан водитель, позволивший себе управлять транспортом, который не соответствует категории, обозначенной в его правах.
Вот, например, человеку, получившему категорию «В», в соответствии с которой можно управлять легковым автомобилем, нельзя водить грузовой транспорт или автобус с пассажирами. В связи с тем, что требования, предъявляемые к водителям любых ТС были расширены, то на данном этапе даже те, кто имеет скутер или мопед, должны обзавестись правами, где будет проставлена категория «М», как минимум. Для управления этим ТС подходит и любая другая категория.
На 2021 год определены следующие категории и подкатегории для управления транспортом определенного типа.
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
---|---|
M | Мопеды, скутеры до 50 куб.см. |
A | Все мотоциклы |
A1 | Мотоциклы до 125 куб.см. |
B | Легковые автомобили до 3,5 тонн, где менее 8 мест |
B1 | Различная мототехника в том числе 3ех и 4ех колесные |
BE | Легковой автомобиль с прицепом более 750 кг |
C | Автомобиль массой от 3,5 тонн, где менее 8 мест |
C1 | Грузовое авто массой от 3,5 до 7,5 тонн |
CE | Грузовое авто массой от 3,5 тонн с прицепом от 750 кг |
D | Автобусы, где более 8 мест |
D1 | Автобус, где от 8 до 16 мест |
DE | Автобусы с прицепами массой от 750 кг |
Некоторые из подкатегорий могут не указываться на обратной стороне удостоверения. Но это не избавляет от необходимости иметь соответствующую отметку для управления определенным типом транспортного средства.
Задержание транспортного средства
Водитель, совершивший данное нарушение, отстраняется от управления, транспортное средство (ТС) задерживается и помещается на спецстоянку по статье 27.13 КоАП РФ
Статья 27.13.Задержание транспортного средства.
1. При нарушениях правил эксплуатации, использования ТС и управления ТС соответствующего вида, применяются задержание ТС, то есть исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого ТС и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
1.1. Задержание ТС прекращается непосредственно на месте задержания ТС в присутствии лица, которое может управлять данным ТС в соответствии с ПДД, если причина задержания ТС устранена до начала движения ТС, предназначенного для перемещения задержанного ТС на специализированную стоянку.
3. Решение о задержании ТС соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании ТС, после чего они присутствуют на месте задержания ТС до начала движения ТС, предназначенного для перемещения задержанного ТС на специализированную стоянку.
4. Перемещение ТС на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат ТС их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными ТС, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
5. Расходы на перемещение и хранение задержанного ТС возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания ТС.
Если водитель транспортного средства будет управлять своим автомобилем, относящимся к какой-то определенной категории или подкатегории, что не указана в водительском удостоверении, это будет автоматически считаться нарушением.
Сложности подобного нарушения расценивается современным законодательством, как езда без стандартного водительского удостоверения. Наказание за это может быть достаточно серьезное.
Согласно Кодексу РФ относительно административных правонарушений от 30.12.2001, управление автомобилем тем водителем, который не имеет права на управление данным транспортным средством, наказывается определенной суммой.
Штраф за управление ТС без категории A, B, C, D, E, может достигать 5 000 – 15 000 рублей.
Исключением в данном случае является только учебная езда. В этом случае штраф за езду с прицепом без категории Е или Д, Е, не будет назначен.
В чем выражается нарушение
Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.
Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.
Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.
Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).
Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.