Договор перевозки груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор перевозки груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Читайте также:  10 бонусов от государства, которые помогут с ипотекой

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Что указать в договоре

При перевозках производится перемещение груза из одной точки в другую. Основная цель перевозчика заключается в загрузке транспорта и аккуратном перемещении груза до клиента.

Дополнительные документы

При проведении транспортировки недостаточно иметь только договор. Дополнительно нужны:

  • удостоверение, свидетельствующее о качестве скоропорта;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • качественный паспорт на нефтепродукты;
  • сертификат качества зерна;
  • и другие.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Комментарий к ст. 67 КВВТ РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи, по сути, дается легальное определение договора перевозки груза внутренним водным транспортом. Договор перевозки груза представляет собой обязательство, в рамках которого перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Как замечено О.Н. Припузовой, правовая основа договора перевозки грузов внутренним водным транспортом сложилась уже в XVI веке. Данный факт подтверждается первым законодательным актом — Уложение 1649 г. «О мостах и перевозках», установившим правила судоходства по внутренним водным путям. Зарождение и начало эволюции российского законодательства о перевозках грузов внутренним водным транспортом происходило в условиях сословно-представительной монархии и связано с нормами о договоре подряда. До революции 1917 г. российское гражданское законодательство рассматривало договор перевозки грузов в качестве отдельного вида договора подряда, не признавая его самостоятельным договором, однако, уже в период подготовки проекта Гражданского уложения не было сомнений в том, что договор перевозки грузов должен быть признан самостоятельным гражданско-правовым договором. Развитие законодательства о перевозках грузов внутренним водным транспортом продолжалось в период существования советского государства, в результате которого к началу 90-х годов XX века основной правовой формой выполнения перевозок грузов внутренним водным транспортом был плановый характер .

———————————

Припузова О.Н. Гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов внутренним водным транспортом: Автореф. … дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 14.

В настоящее время содержащееся в настоящей статье понятие договора фактически повторяет определение договора перевозки груза в рамках современного гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Среди специалистов существует три точки зрения по поводу роли грузополучателя как третьего лица в заключаемом договоре перевозки: «согласно первой грузополучатель, не совпадающий с грузоотправителем, является самостоятельной стороной в договоре, поэтому сам договор следует признать трехсторонним. Вторая точка зрения базируется на том, что грузоотправитель и грузополучатель, даже если они и не совпадают в одном лице, являются одной стороной в договоре. Согласно третьей точке зрения, которая наиболее распространена, договор перевозки груза, в случае если грузоотправитель и грузополучатель не совпадают, является договором в пользу третьего лица» .

———————————

Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (постатейный) / Под ред. С.Ю. Морозова. М., 2015.

Большинство современных специалистов квалифицируют договор перевозки груза в качестве договора, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем в пользу третьего лица — грузополучателя .

———————————

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.

Согласимся с О.Н. Припузовой, подчеркивающей: «отношения, возникающие в процессе перевозки грузов, устанавливаются по поводу территориального перемещения товароматериальных ценностей (объектов перевозки) с помощью средств транспорта. Деятельность по перемещению (транспортировке) грузов и составляет предмет договора перевозки. Но перевозка грузов — процесс сложный. Кроме собственно транспортировки он включает в себя выполнение перевозчиком разнообразных по своему характеру и значению операций, в частности погрузку и выгрузку порожних и груженых контейнеров, загрузку грузов в суда, контейнеры, хранение грузов, выдачу их получателю и некоторые другие. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров — подряда, хранения, поручения, имущественного найма» . Однако в совокупности все перечисленные обязательства образуют предмет договора перевозки.

———————————

Припузова О.Н. Оказание услуг, возникающих из договора перевозки грузов внутренним водным транспортом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. N 1-2. С. 61 — 64.

По своей правовой природе договор перевозки в рамках настоящего кодекса является реальным, так как считается заключенным только в момент принятия перевозчиком груза и выдачи правоподтверждающего документа на груз.

Заключаемый договор носит возмездный характер. Размер провозной платы устанавливается сторонами с учетом особенностей, установленных ст. 6 КВВТ (см. комментарий к ст. 6).

Читайте также:  Что делать, если завещание утеряно, как его восстановить

Как составить договор перевозки грузов?

Для составления договора перевозки грузов, в первую очередь, необходимо определить тип транспорта, которым будет осуществляться перевозка. Далее необходимо соблюсти вышеперечисленные существенные условия.

В договоре должно быть четко отражено, кто является грузоотправителем и грузополучателем, в каком объеме и какой именно доставляется груз, по какому маршруту и за какую стоимость. Необходимо учитывать обязанности, которые должны выполнять каждая из сторон договора. А чтобы обезопасить сторону, представителем которой вы являетесь, необходимо четко сформулировать ответственность сторон либо виде конкретной существенной суммы штрафа, либо ежедневных процентов от стоимости перевозки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Договор перевозки груза обязательно должен быть составлен в письменной форме. В случае, если Стороны не имеют возможности подписать договор лично, в его условиях необходимо предусмотреть возможность считать сканированные копии за подлинные документы и имеющие юридическую силу. Это упростит доказывание в судебном процессе в случае, если одна из Сторон договора ненадлежащим образом исполнит свои обязательства или вовсе откажется от их исполнения.

Также необходимо согласовать со Стороной момент исполнения договора. Это может быть, как и передача груза грузополучателю, так и момент передачи (возврата) оригиналов или сканов транспортных документов (ТТН) обратно грузоотправителю для проведения оплаты.

Для чего нужно юридически оформлять отношения?

Не у каждой организации есть транспорт, чтобы доставить товар в пункты его реализации. Содержать собственный транспорт довольно дорого, и порой выгоднее обратиться за услугами в транспортные компании. Для этих целей изначально оформляется специальная заявка на перевозку.

Подобный первичный документ позволяет решить все возникающие вопросы перед заключением официального договора между нанимателем и перевозчиком.

Договор защищает права нанимателя и гарантирует, что товар доставят вовремя, в полной сохранности до пункта назначения. Разумеется, в нем учитываются и интересы грузоперевозчика. Благодаря введению новых правил и требований в закон о транспортных перевозках, усилился контроль качества подобных услуг, что позволило приблизить их к международным стандартам.

3.1. Перевозчик обязан:
— выполнять перевозки грузов на основании заявок Заказчика;
— уведомить Заказчика о невозможности выполнения его заявки в течение …………… после ее получения. В противном случае заявка считается принятой к исполнению;
— обеспечивает своевременную подачу автотранспортных средств под погрузку в указанный Заказчиком пункт;
— не допускать простоя автотранспортных средств сверх установленных предельных норм времени на погрузку и разгрузку грузов;
— подавать под погрузку исправные автомашины, пригодные для сохранной перевозки указанного в заявке груза и отвечающие санитарным требованиям;
— доставить груз Заказчика в пункт назначения в установленный Сторонами срок;
— обеспечивать сохранность груза при перевозке;
— передать груз грузополучателю по сопроводительным документам.

3.2. Перевозчик имеет право:
— самостоятельно определять тип автомашин и их количество для осуществления перевозки, в соответствии с видом груза;
— проверить до погрузки состояние тары (упаковки) груза на пригодность к перевозке;
— отказаться от перевозки груза состояние тары (упаковки) которого не гарантирует его сохранность при перевозке;
— отказаться от перевозки груза без оформленной товарно-транспортной накладной и других сопроводительных документов на груз;
— изменять действующие тарифы, письменно предупредив об этом Заказчика не поздне, чем за ………….. дней.

3.3. Заказчик обязан:
— подать заявку на перевозку груза не позднее, чем за …………………… до подачи автотранспортного средства под погрузку;
— обеспечить подготовку груза (упаковать, затарить, маркировать и т.п.) к перевозке;
— своевременно подготовить и надлежаще оформить в установленном порядке путевые листы и сопроводительные документы на груз;
— оформить Перевозчику пропуск на право проезда к месту выгрузки грузов.

3.4. Заказчик имеет право:
— до погрузки проверить автомашины на пригодность к перевозке данного груза;
— отказаться от поданных транспортных средств непригодных для перевозки груза;
— на сопровождение груза экспедитором Заказчика.

3.5. Путевой лист, заверенный печатью Перевозчика, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего его личность, является основанием для получения им груза и принятием материальной ответственности Перевозчиком при перевозке.

Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.

В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).

Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.

Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.

Суд констатировал, что ответчик обязан был доставить вверенный ему отправителем груз и выдать его истцу, однако свои обязательства по договору не выполнил.

Суд пришел к выводу о несостоятельности доводов ответчика о непринятии груза в свое ведение, в том числе об отсутствии личного транспорта для организации спорной перевозки, поскольку ответчик перепоручил иностранному перевозчику «Н» доставить груз истцу, заключив с ним договор и оформив транспортный заказ на перевозку груза, тем самым приняв на себя ответственность за ущерб, причиненный истцу.

В решении суд сослался на положения Конвенции, согласно ст. 9 которой накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством соблюдения условий договора и удостоверением принятия груза транспортером.

Справочно.

Согласно ст. 17 Конвенции транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
В соответствии со ст. 23 Конвенции транспортер обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза.

Суд констатировал, что отсутствие в CMR каких-либо оговорок свидетельствует о том, что груз был принят к перевозке. Кроме того, в соответствии с условиями договора ответчик обязался отвечать за действия привлеченных им третьих лиц как за свои собственные.

В этой связи доводы ответчика о том, что заключенный с истцом договор является договором транспортной экспедиции и ответчик не принимал груз в свое ведение, не освобождают его от обязанности нести ответственность в рамках согласованных обязанностей по обеспечению надлежащего исполнения обязательств по сделке, одобренной обеими сторонами, в отношении действий привлеченных третьих лиц.

Читайте также:  Как поставить мотоцикл на учет

Также суд дал оценку исследованной при рассмотрении дела переписке между истцом и ответчиком (сообщения посредством электронной почты, Viber, Skype), из которой следовало, что ответчик принял обязательства по заявке истца на перевозку груза, а также при исполнении договора признавал наличие договорных отношений с иностранным перевозчиком «Н».

Кроме того, факт направления ответчиком ответа на претензию, содержащего описание обстоятельств утраты груза без указания на то, что заявленная истцом претензия ошибочна по причине отсутствия договорных отношений между ответчиком и иностранным перевозчиком «Н», также подтверждает заключение ответчиком договора с польским перевозчиком.

Суд указал, что довод ответчика о противоправных действиях иностранного перевозчика «Н» не освобождает его от ответственности перед истцом, так как при должной разумности и предусмотрительности перед заключением договора ответчик должен был проверить надежность иностранного перевозчика и только после этого поручать ему перевозку груза.

Суд отверг довод о том, что истец не является собственником утраченного груза, поскольку условием поставки товара является FCA (Инкотермс). Сама группа «F» Инкотермс предусматривает, что продавец доставляет товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Продавец передает товар, прошедший таможенную очистку, перевозчику в обусловленном месте (право собственности переходит в момент сдачи товара перевозчику). Поставщик выполнил свою обязанность, осуществив загрузку товара и передав все документы водителю, названному ответчиком. С момента выполнения своей обязанности поставщиком право собственности на товар перешло к покупателю. При этом отсутствие штампа перевозчика на CMR-накладной не является доказательством того, что поставка на условиях FCA не была выполнена, так как согласно ст. 4 Конвенции неправильность накладной не влияет на существование и действительность договора перевозки.

Требования истца суд удовлетворил в полном объеме.

Перевозка в прямом смешанном сообщении:

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования. Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; 2) составлением на перевозку одного транспортного документа.

В прямое смешанное сообщение включаются: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и речные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот-ренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Стоимость работ указывается после их выполнения в транспортной накладной для взимания стоимости работ с грузополучателей.

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из сово-купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.

За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую ответственность несет сторона, принявшая груз.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Договор перевозки груза:

Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

Сторонами договора признаются перевозчик — транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель — юридическое или физическое лицо; грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или — на морском транспорте — коносамент.

Моментом заключения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

Срок договора — это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, или определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот-ветствующим транспортным уставом или кодексом.

Перевозочные документы — оформленные в соответствии с предусмотренными правилами документы, необходимые при перевозке грузов. При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основании транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Для заключения договора перевозки нужны предпосылки организационного характера.

Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, — административно-плановые акты.

Договор транспортной экспедиции:

Договор транспортной экспедиции — соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор является взаимным и возмездным. Помимо этого он может быть консенсуальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг); реальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг с вверенным ему грузом).

Стороны договора:

  • клиент — субъект, которому оказываются услуги;
  • экспедитор — субъект, оказывающий услуги клиенту.
  • В качестве клиентов по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспеди-ционных услуг.
  • Экспедитором может быть только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация, так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *