Порядок проведения служебного расследования ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения служебного расследования ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начинается служебное расследование ДТП на предприятии с создания комиссии, которая займется разбором произошедшего. Обычно в нее включают руководителя или его заместителя, специалиста по охране труда, юриста.

Порядок проведения расследования

Выделяют следующие этапы разбирательства:

1. Осмотр места происшествия и определение:

  • даты, времени, точного места;
  • модели ТС, его государственного номера;
  • числа пострадавших;
  • технического состояния ТС, характера и степени повреждения его и груза;
  • сведений о водителях, в том числе о его состоянии (здоров, трезв и т. д.);
  • цели поездки и вида перевозки;
  • информации о том, по назначению ли использовался транспорт;
  • погодных и дорожных условий.

При осмотре места комиссия знакомится с протоколом осмотра места и транспорта, фиксирует общий вид произошедшего, осматривает документы.

Каким требованиям должно соответствовать ответственное лицо

Инструкция для руководителя, регламентирующая подбор специалиста, содержится в Приказе № 287, изданном Минтрансом 28.09.2015 г. В документе изложены основные критерии для назначения работника на должность, обеспечивающую охрану передвижения.

К ним относятся:

  • наличие высшего образования по профилю «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • альтернативный вариант – диплом об окончании вуза по другой специальности дополняется благополучным завершением курсов переподготовки с присвоением соответствующей квалификации.

При подборе сотрудника, контролирующего БДД, предпочтение отдается претендентам, обладающим углубленными знаниями:

  • базовых положений трудового законодательства;
  • нормативно-правовых документов, регламентирующих безопасность движения на дорогах, грузоперевозок и транспортировки пассажиров;
  • установленных стандартов планирования и утверждения мероприятий производственно-хозяйственной деятельности коммерческой или государственной структуры;
  • основных правил охраны труда, противопожарной защиты, санитарно-гигиенических нормативов, ТБ и БДД;
  • регламента формирования графиков технического обслуживания и безаварийной эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, погрузочно-разгрузочных механизмов и прочего подвижного состава;
  • порядка организации рабочего процесса водителей и персонала, обслуживающего транспортные средства;
  • правил учета ДТП и методик проведения служебных расследований по выяснению причин инцидентов на дорогах;
  • функциональности и основных технических характеристик подвижного состава, числящегося на балансе или арендованного АТП.

Кроме того, в задачи сотрудника, отвечающего за БДД на предприятии, входят умения:

  • планирования, проведения и контроля выполнения мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций при привлечении транспортных средств к эксплуатации;
  • анализа причин возникновения ДТП и нарушений ПДД, допущенных водительским персоналом компании;
  • составления отчетности по инцидентам на трассах и принятых мерах по предупреждению аварий;
  • сопоставления информации Ространснадзора и ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям с данными внутренней службы предприятия, отвечающей за охрану передвижения;
  • участия в разработке локальной документации, регламентирующей безаварийную перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • планирования, организации и проведения агитационно-массовых мероприятий по БДД среди персонала компании;
  • своевременного информирования водителей, инженерно-технических работников и администрацию о состоянии аварийности на автотранспортном предприятии;
  • проведения служебных расследований по выяснению причин ДТП и обстоятельств, приведших к нарушению ПДД;
  • составления графиков прохождения обязательного медицинского освидетельствования сотрудников, допущенных к управлению ТС;
  • организации инструктажей водительского персонала, включая информирование об особенностях эксплуатации подвижного состава в экстремальных ситуациях, связанных с суровыми климатическими условиями;
  • контроля соблюдения режима труда и отдыха работников в соответствии с требованиями ТК РФ;
  • участия в создании на предприятии отдельной комнаты для занятий по БДД;
  • организации стажировки водителей под руководством наставников.

Дополнительные требования к сотрудникам, отвечающим за безаварийное передвижение транспортных средств, принадлежащих компании на правах собственности или арендуемых у сторонних АТП, зависят от вида деятельности. Полный перечень обязанностей специалиста по БДД содержится в должностной инструкции, утвержденной руководителем предприятия. Главные условия для такого лица – соответствие установленным критериям и благополучное прохождение аттестации.

Действия диспетчера при ДТП

Алгоритм действий:

  • · При получении информации от населения (организации) о ДТП уточнить адрес или иные сведения о месте ДТП, наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, фамилию, имя, отчество заявителя ДТП, а также улицу, дом или ориентир и иные сведения (в том числе -номер телефона заявителя, наличие возгорания транспортного средства, разлив нефтепродуктов и т. д.) о ДТП. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту ДТП. Уточнить достоверность полученной информации.
  • · Немедленно довести информацию о ДТП дежурным диспетчерам: ДДС «01»; ДДС «02»; ДДС «03» района; осуществить контроль за выездом дежурных сил.
  • · Записать информацию в журнал учёта дорожно-транспортных происшествий.

Служебное расследование ДТП

По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принад­лежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:

— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

— как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);

— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось тех­ническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

— как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;

— соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.

По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:

состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного рассле­дования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

Обязанности специалиста по БДД

  • Ключевая обязанность ответственного за безопасность дорожного движения заключается в том, что он персонально обязан вести техническую документацию по использованию автомобилей.

У ТС должны быть диагностические карты техобслуживания, путевые листы с нумерацией, учет которых ведется в журнале. Хранение путевых листов должно быть организовано в соответствии с номенклатурой дел компании.

Важно, чтобы расходы по ГСМ соответствовали летним и зимним нормам выдачи. Если нужно заменить автошины, трансмиссионную жидкость, моторное масло, должна быть сделана соответствующая отметка в журнале по техобслуживанию авто. Кроме того, ответственный за БДД должен составить схему размещения автотранспорта в гараже, а также технологическую карту передвижения ТС по территории компании.

  • Следующая важная обязанность ответственного за БДД – контролировать допуск водителей к рейсу.

Многие специалисты допускают ошибку, думая, что если у сотрудника есть водительская справка, которую он всегда носит с собой, значит, его можно допустить к рейсу. В реальности все обстоит иначе. Водительская справка необходима для выдачи гражданину водительского удостоверения. Предварительный медосмотр проводится для того, чтобы выполнить оценку рисков получения профессиональных заболеваний в производственных условиях в организации.

Читайте также:  Минтруд назвал размер пособия по безработице на 2023 год

Ответственный за БДД должен следить за тем, чтобы данные требования соблюдались. Служба охраны труда может оказать методическую помощь и осуществить надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Задача ответственного за обеспечение БДД – строго исполнять требования этой службы.

Аттестация по безопасности дорожного движения — это качественная проверка знаний и умений для ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Основанием для такой проверки служит приказ Минтранса России от 11 марта 1994 года № 13/11.

Во время подготовки специалист должен изучить 360 вопросов, которые могут быть включены в билет при тестировании.

Согласно пункту 3 Положения об аттестации, срок действия аттестации по БДД — 5 лет.

Однако в некоторых случаях проводят досрочную аттестацию. Например, если специалист, ответственный за БДД, допустит грубые нарушения требований БДД, или в организации произойдет ДТП с тяжелыми последствиями.

Решение о досрочной аттестации принимает ФБУ «Росавтотранс». Проходит она точно так же, как первичная или периодическая аттестация.

Как проходит аттестация? Обратимся к приказу Минтранса России от 20.03.2017 № 106, где пошагово расписан порядок действий.

Предупреждение травматизма

Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.

В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:

  • переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
  • езда на красный свет светофора;
  • превышение допустимой скорости автомобиля;
  • управление автомобилем в нетрезвом виде;
  • неисправность подушки безопасности;
  • непрестегнутый ремень безопасности;
  • разговоры по телефону во время езды;
  • неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.

Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:

  1. Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
  2. Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
  3. Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
  4. Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения

В каких организациях должен быть ответственный за БДД

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Кого назначить ответственным за БДД

У сотрудника должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Кроме того, ответственный должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения (смотрите памятку).

Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.

Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Читайте также:  Как обратиться в полицию?

Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.

Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.

Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.

Какие обязанности выполняет ответственный

Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.

Обязанности водителя после ДТП, в котором сбит пешеход, в основном такие же, как и при обычной аварии. Главное отличие заключается в том, что в таком ДТП чаще всего участвует только одно транспортное средство.

При этом важно не уезжать с места аварии даже из лучших побуждений. Водители часто допускают ошибку, особенно когда пешеход получает незначительные травмы, самостоятельно отвозя пострадавшего в больницу. За этим стоит естественное желание помочь человеку, попавшему в беду, но так поступать нельзя.

Во-первых, как правило, скорая помощь приедет быстрее, чем вы доберетесь до больницы, а во-вторых, вы станете виновным в том, что уехали с места ДТП без весомых причин.

В этом случае в обязанности водителя, причастного к ДТП, входит обеспечение безопасности всех участников движения и пострадавшего. Важно предупредить остальных автомобилистов об опасности на дороге, чтобы они заблаговременно объехали место происшествия. Ведь пешеход, как правило, лежит на проезжей части, а, не имея специальных медицинских знаний, передвигать пострадавшего не рекомендуется, чтобы не нанести ему дополнительных увечий.

Если не предпринять этих действий, на пострадавшего пешехода может наехать другое авто. Чаще всего последствием такой безалаберности становится трагедия.

Уведомить страховщика

Потерпевший обязан при первой возможности уведомить о произошедшем свою страховую компанию. Желательно сделать это сразу после аварии. Затем на протяжении пяти дней необходимо предоставить страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии. Это можно сделать лично, по почте или любым другим способом, при котором можно будет получить подтверждение о доставке извещения.

Параллельно потерпевший в ДТП подает заявление на получение страхового возмещения. Все остальные документы, которые вам потребуются для получения страховой выплаты, разрешается привести и позже.

Виновник аварии также должен направить в страховую компанию свою часть извещения. Однако если он это не сделает, а ДТП зафиксируют сотрудники ГИБДД, то это ему ничем не грозит. А вот если инспекторы не оформляли аварию, а виновник в течение пяти дней не отправит извещение своему страховщику, то ему придется самостоятельно оплатить весь ущерб, причиненный потерпевшему, это так называемое регрессное требование. Также регресс возможен, если вы решите ремонтировать или утилизировать свое авто в течение 15 дней после оформления европротокола.

Кто должен составлять акт при ДТП?

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц, в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *