Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки бизнеса в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Основания налоговой проверки работодателя
Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:
- жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
- если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
- низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
- уточнение правильности исчисления налогов и сборов
Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:
- по поручению прокурора
- если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
- камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
- малый размер отчислений в бюджет
- частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
- другие основания
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Как снизить риски при проверке
Для этого есть несколько простых рекомендаций.
- Старайтесь избежать убыточной отчетности более, чем один период подряд. В противном случае вам стоит понимать, что ФНС нагрянет неминуемо. Разумеется, это выглядит крайне подозрительно. Поэтому сразу готовьте объяснения с документным подтверждением всех обоснований.
- Не снижайте «белую» зарплату до минимума. Будет наглядно видно, что основную часть своего заработка работники получают в «серой» форме. Что особенно станет явным, если в принцип прибыль предприятия находится на вполне вменяемом уровне.
- Не опускайте налоговые отчисления ниже среднего уровня по рынку. Даже если для этого существует чисто техническая возможность. Это всегда дополнительное нежелательное внимание.
- Минимизируйте число агентов в поставках. Конечно, идеальным вариантом будет прямое сотрудничество с производителями. Но мы понимаем, что это не всегда возможно по банальным логистическим причинам. Но старайтесь, чтобы число контрагентов на пути от стадии производства до реализации было как можно меньшим.
- Всегда давайте развернутые комментарии для ФНС, если в них потребуется нужда. Не пытайтесь скрыть данные или говорить расплывчато.
- Отправляйте декларации вовремя. Даже если вас за эту просто накажут штрафом без выезда, то вы получите очередную «галочку». И если они накопятся, то сотрудники службы точно вас посетят.
И главное — не забывайте, что налоговый контроль индивидуальных предпринимателей становится проблемой только тогда, когда вы не знаете, как он точно работает.
Возможные негативные последствия.
После рассмотрения жалобы и сбора доказательной базы вины компании-работодателя она привлекается к ответственности и несет дополнительные расходы. Вместе с тем, внутри организации принимаются меры по устранению выявленных нарушений. А последующие выплаты сотрудникам будут производиться в полном объеме с соблюдением налогового законодательства.
В свою очередь, итоговый результат будет отрицателен для фирмы в целом и может вылиться в ряд недостатков для самого сотрудника. Среди таких негативных моментов могут быть:
- Ухудшение взаимоотношений между сотрудником и руководством компании;
- Снижения получаемой суммы «на руки», так как размер налогов увеличится;
- Размер официальной зарплаты увеличится, как следствие, будет утрачена возможность получения социальных выплат.
Прежде чем подавать жалобу стоит хорошо взвесить все плюсы и минусы последующего развития событий. Возможно, не всегда жалоба в налоговую инспекцию будет оптимальным решением и выходом из ситуации.
На чье имя составлять
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России.
Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Рекомендации по заполнению описательной части
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Самое главное требование – избегать субъективности и голословности. В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:
- разобраться в ситуации;
- отменить какое-либо принятое решение;
- начислять денежные средства;
- изменить часть принятого документа;
- принять новое решение по обжалуемому делу и пр.
Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.
Как подать жалобу в налоговую
С момента, когда пострадавшему лицу стало известно о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье.
Здесь скажем только, что ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом. Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его можно восстановить, подав надлежащее ходатайство.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, также может быть аналогично продлен.
Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее можно обжаловать в суде. Напомним, что в ст. 139. 3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74. 1 НК и другим условиям из п. 5 ст.
138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению. При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ.
Можно указать и конкретное должностное лицо, которое будет его рассматривать. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу.
Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить как можно больше доказательств факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, можно отразить это в тексте
- Ф. И. О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
- Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
- Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
- Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
- Запросы обратившегося.
- Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).
Претензию необходимо составить в двух экземплярах, поскольку после регистрации (в ней нужно убедиться) канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй будет у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления.
Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.
Проверка юридического адреса при регистрации ООО
При регистрации юридического лица его учредители должны предоставить документы, подтверждающие будущее местонахождение. Чаще всего это гарантийное письмо от собственника помещения, где будет располагаться компания. Чтобы исключить возможные неприятности с налоговой, всегда следует выбирать реальный адрес, где организация в дальнейшем будет вести свою деятельность. При этом следует предварительно провести его ]]> проверку ]]> на сайте налоговой о том, что он не относится к категории адреса массовой регистрации. Имеет смысл осмотреть само здание, т.к. при регистрации юрлица велика вероятность выезда налоговиков по указанному в документах адресу, а значит, помещение должно быть пригодным для использования в качестве офиса или для производственной деятельности.
Как показывает практика, налоговая служба не пропускает регистрацию юридических адресов, по которым располагаются аварийные здания, инженерные сооружения, некапитальные строения, а также постройки вспомогательного назначения (гаражи, кладовки, сараи).
Заявление судебным приставам о проверке бухгалтерии должника образец
Обращайтесь за информацией и консультациями на наш сайт.
Наши опытные специалисты ответят на такие ваши вопросы, как: если нет прописки, куда придут приставы; как происходит арест ; может ли судебный пристав войти в квартиру и т.д.
Сам чиновник утверждает, что квартиры куплены на многолетние накопления в предыдущие годы.
Копия Постановления была направлена письмом с уведомлением по месту работы ФИО должника. В бухгалтерии, выше указанной организации, данное Постановление получили, но, по не понятной мне причине, денежных средств я так до сих пор не получаю.
1. Провести проверку бухгалтерии организации ОАО…………. адрес: на наличие исполнительного документа, правильности удержания, правильности и своевременности перечисления денежных средств взыскателю ФИО.
Требование по встречке вместо проверки
Случается, что налоговый орган несмотря на широкие полномочия по истребованию документов в рамках проверки (хотя бы и камеральной) запрашивает значительный объем документов в режиме «встречки»: за несколько лет, по всем сделкам и по всем контрагентам вообще. Это абсолютно не соответствует действующему законодательству. Требование вне рамок проверки должно иметь целью не самого адресата, а только его контрагентов (Постановление 9ААС № 09АП-76715/2021 от 14.12.2021 по делу № А40-105384/21).
В деле № А40-55951/2020, успешно прошедшем три судебных инстанции, выявлено сразу несколько случаев злоупотребления правами со стороны должностных лиц налогового органа: требование в режиме «вне проверки» было направлено по почте несмотря на многолетнее использование связи по ТКС, объем требуемых документов превысил 22 тыс. штук, на исполнение требования отводилось 10 дней, и вообще в день отправки письма на предприятии лично побывало несколько налоговых инспекторов – они проводили выездную проверку. Судьи единодушно признали недопустимость подобных нарушений (Постановление АС Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021).
Кто несет ответственность за правильность документов
Налоговый орган может отказать в регистрации ООО или ИП, если в заявлении допущены ошибки, указаны недостоверные сведения, а также по иным законным основаниям. Нужно помнить, что передача нотариусом документов в налоговую инспекцию — это техническое действие, автоматически НЕ влекущее за собой проверку сведений, указанных в передаваемых документах.
Нотариус не проверяет их юридическую силу, не отвечает за их законность и действительность, не анализирует пакет документов на возможность отказа регистрирующего органа в совершении запрашиваемых заявителем действий. Единственный факт, за который отвечает нотариус, это факт явки лица в нотариальную контору и проставление его личной подписи на заявлении, уведомлении или сообщении, подаваемом в регистрирующий орган. Приведем пример.
Что такое выездная налоговая проверка?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Заявление прокурору о проведении проверки
Основным нормативным актом, устанавливающим порядок обращения граждан в государственные органы, в том числе в органы прокуратуры, является закон «О порядке рассмотрения обращений граждан…» № 59-ФЗ (далее — закон № 59). Однако непосредственно форма заявления в прокуратуру о проведении проверки в данном акте не устанавливается. Для юрлиц аналогичного специального акта нет, требования к заявлению от юрлица можно найти в инструкции, утв. приказом Генпрокуратуры России № 45 (далее — Инструкция).
Исходя из ст. 7 закона № 59 в своем заявлении граждане должны указать:
- наименование госоргана либо должностного лица, кому направляется заявление;
- свои фамилию, имя, отчество;
- почтовый адрес, куда направляется ответ;
- суть обращения;
- личную подпись заявителя;
- дату направления заявления.
Когда направляется письмо в прокуратуру о проведении проверки
Ст. 8 закона № 59 устанавливает, что граждане сами решают, в какой орган обратиться с заявлением. Основным полномочием органов прокуратуры в соответствии со ст. 1 закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I (далее — закон о прокуратуре) является обеспечение верховенства закона.
Как гласит ст. 10 закона № 59, при поступлении заявления граждан соответствующие органы и должностные лица, в данном случае прокурор, обязаны:
- обеспечить своевременное и всестороннее рассмотрение;
- запросить у соответствующих лиц документацию и материалы;
- принять меры по восстановлению нарушения прав и свобод;
- дать письменный ответ либо уведомить заявителя о перенаправлении заявления в компетентные учреждения.
Письменные заявления граждан подлежат регистрации в 3-дневный срок с момента их поступления в прокуратуру (ч. 2 ст. 8 закона № 59). Если суть заявления не относится к компетенции органов прокуратуры, оно в течение недели перенаправляется в соответствующий орган.
Вопросы контроля, относящиеся к компетенции прокуроров в РФ, перечислены в ст. 1 закона о прокуратуре:
- надзор за соблюдением законов;
- надзор за соблюдением прав и свобод;
- уголовное преследование;
- возбуждение дел об административных нарушениях в случаях, предусмотренных законодательством.