Реформа третейских судов в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа третейских судов в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Положения кодекса дают полное представление о действующих законах в отношении предпринимателей и экономики в целом. В них описаны:

  • Общие термины и понятия, которыми оперирует система судопроизводства в арбитраже. Полное описание правил – доступно и понятно.
  • Порядок рассмотрения процессов в первой инстанции и споров по административным и публичным отношениям.
  • Пояснения отличий рассматриваемых процессов в особом порядке.
  • Пояснения для граждан иного государства при спорах, возникающих на территории Российской федерации и за ее пределами.
  • Пересмотры результатов арбитражных процессов. В том числе по уже вынесенным судебным решениям.
  • Порядок надзора за исполнением судебных решений.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации (схема 12).

Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — суды по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах (ст. 24 ФКЗ об арбитражных судах).

Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов, соответственно числу арбитражных кассационных округов: Арбитражный суд Волго-Вятского округа; Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

Арбитражный суд Дальневосточного округа; Арбитражный суд Западно-Сибирского округа; Арбитражный суд Московского округа; Арбитражный суд

Поволжского округа; Арбитражный суд Северо-Западного округа; Арбитражный суд Северо-Западного округа; Арбитражный суд Уральского округа; Арбитражный суд Центрального округа.

Арбитражный суд округа действует в составе (ст. 25 ФКЗ об арбитражных судах): президиума арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия арбитражного суда округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах): проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику; рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Состав арбитражного суда округа аналогичен составу арбитражного суда субъекта РФ.

Президиум арбитражного суда округа действует в составе председателя арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума арбитражного суда округа, утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда округа.

Президиум арбитражного суда округа: 1) утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; 2) рассматривает другие вопросы организации работы суда; 3) рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум арбитражного суда округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.

Постановления президиума арбитражного суда округа принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда округа.

Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

В арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.

Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы формируются председателем арбитражного суда округа.

Структура аппарата арбитражного суда округа в основном аналогична структуре аппарата арбитражного апелляционного суда.

Комментарии к ст. 3 АПК РФ

1. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ арбитражное процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты РФ не вправе принимать законы, регулирующие процедуру рассмотрения дел арбитражными судами.

2. Основополагающим источником арбитражного процессуального права является Конституция РФ, закрепившая основные цели правосудия во всех формах его осуществления, его важнейшие принципы, а также основные права и свободы человека и гражданина в сфере правосудия (см. комментарий к ст. ст. 1, 2 и последующим статьям гл. 1 АПК). Все другие нормативные акты, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах, не должны противоречить Конституции РФ.

Некоторые положения Основного Закона страны, затрагивающие наиболее важные стороны деятельности арбитражных судов по осуществлению правосудия, дополняются и развиваются в федеральных конституционных законах, которыми, в частности, устанавливаются полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ). Кроме названных в комментируемой статье Федеральных конституционных законов от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к источникам арбитражного процессуального права относятся и другие федеральные конституционные законы.

В частности, в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены нормы об обязательности решений Конституционного Суда для других судов при разрешении ими дел, о пересмотре судебных решений, если они основаны на актах, признанных неконституционными, о приостановлении производства по делу при обращении суда с запросом в Конституционный Суд и др.

3. Нормы процессуального права, устанавливающие некоторые правила судопроизводства в арбитражных судах, содержатся в многочисленных федеральных законах, не являющихся конституционными, в том числе и в кодифицированных актах материального права (гражданского, налогового, таможенного и др.). Однако важнейшее значение среди обычных федеральных законов имеет АПК, в котором закреплено большинство норм арбитражного процессуального права, в том числе все его основные положения (принципы).

По смыслу ч. 2 ст. 3 АПК, процессуальные нормы для судопроизводства в арбитражных судах, которые содержатся в других федеральных законах, должны соответствовать не только Конституции РФ и Федеральным конституционным законам «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», но также и основным положениям настоящего Кодекса. Это не относится к иным федеральным конституционным законам, не названным в данной норме, но имеющим по отношению к АПК большую юридическую силу.

4. К источникам арбитражного процессуального права следует относить решения Конституционного Суда РФ, которые нередко вносят существенные коррективы в правила судопроизводства путем признания процессуальных норм неконституционными или выявления их конституционно-правового смысла, расходящегося со смыслом, придаваемым им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. В последнем случае дисквалификации оспоренной нормы не происходит, но в последующем она может применяться лишь с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в соответствующем решении.

5. Правило комментируемой статьи о приоритете международного договора Российской Федерации по отношению к внутреннему арбитражному процессуальному законодательству конкретизирует соответствующие положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к судопроизводству в арбитражных судах. Хотя условия большинства международных договоров Российской Федерации, затрагивающих сферу процессуальных отношений, распространяются на производство по делам с участием иностранных лиц, данное правило имеет общее значение для всех норм процессуального законодательства, в связи с чем вполне оправданно помещено законодателем в гл. 1 АПК.

Читайте также:  Жилье ветеранам боевых действий в 2023 году

Это обусловлено тем, что имеются такие международные соглашения с участием Российской Федерации, которые затрагивают основные права человека в сфере правосудия по гражданским делам или содержат некоторые унифицированные процедурные правила. К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Российской Федерацией 30 марта 1998 г. .

———————————

СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Международные договоры Российской Федерации не должны заключаться и ратифицироваться, если они противоречат Конституции РФ (ст. 22 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). Если это все же произойдет, должны будут применяться не нормы международного договора, а конституционные положения, поскольку в правовой системе страны, составной частью которой являются международные нормы, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу.

В частности, международные договоры не должны устанавливать такой порядок судопроизводства, который допускает меньшие гарантии для субъектов процесса, чем это предусмотрено Основным Законом страны. Установление же международным договором больших гарантий не противоречит Конституции РФ.

Подробные разъяснения по вопросам применения международных договоров в практике арбитражных судов даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» .

———————————

Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

6. Среди международных договоров, относящихся к источникам процессуального права, особое значение имеет Конвенция о защите прав человека и основных свобод, поскольку при ее ратификации Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Соответственно, правовые позиции Европейского суда, сформулированные им в своих решениях, являются обязательными для российских судов при осуществлении ими правосудия.

7. Закрепленное в ч. 4 ст. 3 АПК правило о действии процессуальных норм во времени означает, что, если в процессе рассмотрения и разрешения дела изменилось процессуальное законодательство, после вступления его в силу суд обязан применять правила, действующие в момент совершения конкретных действий. Однако это не означает, что совершенные в соответствии с прежним законодательством процессуальные действия на предшествующих этапах судопроизводства должны признаваться незаконными.

Процессуальный закон вступает в действие в течение десяти дней после дня его официального опубликования, если в нем самом не установлен другой порядок. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации (ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

8. В комментируемой статье не сформулированы правила о том, как следует поступать суду при отсутствии нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе производства по делу. Вместе с тем в законодательстве трудно, а иногда и невозможно предусмотреть все многообразные ситуации, которые могут возникнуть в процедуре рассмотрения и разрешения арбитражным судом конкретного дела.

В связи с этим в судебной практике довольно часто приходится преодолевать пробелы в правовом регулировании процессуальной деятельности и связанных с нею отношений между субъектами судопроизводства с помощью аналогии закона или права. Не случайно соответствующие правила для процедуры рассмотрения и разрешения аналогичных дел, относящихся к подведомственности судов общей юрисдикции, содержатся в ст. 1 ГПК.

Арбитражное соглашение и арбитрабильность споров: главные разъяснения

Функции, указанные в частях 3 и 4 статьи 11, части 3 статьи 13, части 1 статьи 14, части 3 статьи 16 и статье 40 настоящего Федерального закона, выполняются компетентным судом.

1. Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

3. Положение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.

4. Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

5. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.

6. Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое арбитражное соглашение является арбитражным соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

7. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж. Местом арбитража при рассмотрении указанных в настоящей части споров должна являться Российская Федерация. (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

7.1. Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами указанного соглашения участников юридического лица или сделки. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

8. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.

9. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.

10. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 — 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).
5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.

Путин подписал закон об арбитраже в РФ

АААС – асимметричное альтернативное арбитражное соглашение; ААС – апелляционный арбитражный суд;

АПК, АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

АРС – альтернативное разрешение споров;

АС – арбитражный суд;

ВАС, ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС, ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации;

ГК, ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК, ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

ЕГРИП – Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕСПЧ – Европейский Суд по правам человека;

Закон № 409-ФЗ – Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»»;

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Закон о медиации – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Закон о МКА – Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже»;

Закон о статусе судей – Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»;

Закон о третейских судах – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;

Закон об арбитраже – Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»;

Закон об исполнительном производстве – Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Информационное письмо № 96 – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»;

Читайте также:  Изменятся правила выплат из маткапитала на детей до 3 лет

коммент. ст. – комментируемая статья;

КС, КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации;

МКАС при ТПП РФ – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

НК, НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации;

НКО – некоммерческая организация;

Нью-Йоркская конвенция – Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.);

ПДАУ – постоянно действующее арбитражное учреждение;

ПДТС – постоянно действующий третейский суд;

Постановление № 10-П – Постановление Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Президиум ВАС РФ – Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей;

СААС – симметричное альтернативное арбитражное соглашение;

Типовой закон ЮНСИТРАЛ – Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1985 г. о международном торговом арбитраже;

ТПП РФ – Торгово-промышленная палата Российской Федерации;

УПК, УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ФАС – федеральный арбитражный суд.

Задача регулирования третейского разбирательства на качественно новом уровне была поставлена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. и конкретизирована ровно через год – в следующем Послании Президента. Поручение, сформулированное Президентом, состояло в том, чтобы устранить несоответствие российских механизмов разрешения хозяйственных споров лучшим мировым практикам и добиться повышения авторитета третейских судов.

Состоявшееся обновление законодательства о третейских судах продиктовано весьма важными обстоятельствами, прежде всего необходимостью повысить доверие бизнеса и граждан к третейским судам, сделать этот институт гражданского общества, выполняющий значимые публичные функции, более действенным и весомым в рамках правовой системы и более востребованным и уважаемым в деловой среде.

Инициатива реформы, которая была активно поддержана федеральными органами власти, исходила именно от ведущих предпринимательских объединений – ТПП РФ, а также РСПП, члены которых указывали на проблемы в этой сфере и предлагали различные пути их решения.

Указанная инициатива была направлена на совершенствование законодательного регулирования, во-первых, вопросов компетенции третейских судов и, во-вторых, самой процедуры разбирательства. В-третьих, требовалось уточнить и дополнить положения, касающиеся содействия третейским судам со стороны государственных судов и выполнения последними контрольных функций в этой сфере. И наконец, назрела реальная потребность создать нормативно-институциональные механизмы, лишающие недобросовестных лиц возможности использовать третейское разбирательство для неблаговидных целей, возвести эффективную преграду для осуществления соответствующей деятельности лицами, не подготовленными должным образом и в силу этого во многих случаях не знающими и нарушающими положения законодательства и принципы разбирательства споров, которые должны соблюдаться в любой цивилизованной юрисдикции.

Результатами законодательной части реформы стали два федеральных закона: Закон об арбитраже и сопустствующий ему Федеральный закон, которым были внесены изменения в Закон о МКА, АПК РФ, ГК РФ, УПК РФ и в некоторые иные нормативные правовые акты.

Закон об арбитраже базируется на нормах Типового закона ЮНСИТРАЛ, который был рекомендован Генеральной Ассамблеей ООН для использования государствами в качестве национального закона. Это привело к текстуальному сближению нового «внутреннего» арбитражного Закона с Законом о МКА.

Законом об арбитраже вводится детальное регулирование вопросов, связанных с заключением арбитражного соглашения, устанавливается презумция его действительности и исполнимости.

Наряду с регламентацией процедуры арбитража, требований к арбитрам, Закон об арбитраже в отдельном разделе регулирует порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации. В нем, в частности, предусмотрено образование в Российской Федерации арбитражных учреждений исключительно при НКО. Право на создание такого учреждения в случае соответствия арбитражного учреждения определенным критериям предоставляет Правительство РФ по рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, формируемого в основном из представителей гражданского общества, в том числе предпринимателей.

Определена позиция законодателя в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитрабельных споров), с одновременным формулированием закрытого перечня споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (неарбитрабельных споров). Подобное регулирование касается как споров, подведомственных арбитражным судам, так и споров, относящихся к ведению судов общей юрисдикции.

Дополнительные возможности для бизнеса появились в результате признания арбитрабельными отдельных категорий корпоративных споров.

Позитивной оценки заслуживает унификация оснований для отмены и отказа в приведении в исполнение решений третейских судов с основаниями, применимыми в рамках международного коммерческого арбитража, а также предусмотренными международно-правовыми договорами Российской Федерации (Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.).

Согласно 25 статье Закона «О третейских судах «, они принимаются по просьбе одного из участников процесса, если стороны не условились об ином. Суд может требовать предоставления надлежащего обеспечения от любого участника спора.

Обращение в компетентный суд РФ с заявлением и принятие обеспечительных мер не могут расцениваться как действия, противоречащие соглашению о передаче спора на рассмотрение в третейскую инстанцию или как отказ от него.

Направление ходатайства осуществляется по месту третейского производства либо адресу расположения имущества, в отношении которого принимаются меры.

К заявлению в компетентный суд РФ заинтересованная сторона прилагает доказательства предъявления исковых требований в третейский суд, квитанцию об оплате пошлины.

Рассмотрение дела в третейском суде осуществляется на основании соглашения. Оно заключается сторонами и определяет условия и порядок проведения процесса.

Лица, заключившие соглашение, принимают обязанность добровольно выполнять решение, вынесенное по существу. Третейский суд и стороны должны приложить все усилия к тому, чтобы исполнение постановления было юридически возможным.

Согласно ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», после изучения обстоятельств дела судьи большинством голосов принимают решение. Оно объявляется на заседании. Председательствующий судья третейского (арбитражного) суда вправе озвучить только резолютивную часть постановления.

Если сторонами срок не согласован, мотивированное окончательное решение направляется в течение 15 дней с даты объявления резолютивной части.

Решение должно быть изложено письменно и подписано судьями, в том числе судьей, имеющим особое мнение. При коллегиальном рассмотрении дела постановление может быть подписано большинством. При этом должна быть указана уважительная причина, по которой подписи других уполномоченных лиц отсутствуют.

Изменения в 102 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Последние изменения в Закон под номером 102 ФЗ были внесены 29 декабря 2015 года. Согласно поправкам главы 7 и 8 об оспаривании и исполнении решения суда были упразднены.

Изменения были внесены в рамках принятия нового Федерального закона 382 об арбитраже. Порядок оспаривания, а также процедура исполнения постановлений суда регулируется положениями нового документа. Кроме данных аспектов новый закон рассматривает и иные нормы, не включенные в ФЗ 102 и затрагивающие исключительно арбитражное рассмотрение споров.

Новый закон об арбитраже имеет схожую структуру с ФЗ 102 о третейских судах. При углубленном изучении положений нового документа прослеживается правопреемственность отдельных положений и общих принципов законодательства. Хотя ФЗ 102 продолжает действовать, его правовые нормы уже не принимаются во внимание, чаще обращаются к новому документу об арбитраже.

Из-за чего чаще всего обращаются в арбитражный суд?

Арбитражные споры обусловлены: (а) убежденностью стороны спора в нарушении или ущемлении её прав; (б) невозможностью договориться с контрагентом; (в) отказом виновной стороны компенсировать нанесенный ущерб, убытки или оплатить неустойку.

В арбитражный суд обращаются:

  • когда сторона договора нарушает условия выполнения обязательств, в том числе несоблюдение сроков оплаты или поставки товара (оказания услуг или выполнения работ);
  • для защиты деловой репутации юридического лица;
  • с целью оспорить право собственности на объекты недвижимости;
  • по делам о банкротстве юридических и физических лиц;
  • для взыскания долгов, компенсаций, неустоек, убытков;
  • чтобы оспорить решения государственных органов.

Третейский суд и международный коммерческий арбитраж: общие черты и отличия. Виды арбитражей и третейских судов.

Под арбитражем понимается любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ.

Третейский суд означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей).

Название международного коммерческого арбитража имеет условный характер, так как международный коммерческий арбитраж действует на территории определенного государства, является одним из законных средств рассмотрения споров, допускаемых указанным государством, и не имеет каких-либо национальных свойств.

Виды арбитражей и третейских судов.

1. Постоянно действующий (институциональный) суд – негосударственная организация, сформированная с целью осуществления функций избранного суда на основании соглашения о юрисдикции. Функционирует постоянно и не прекращает своей деятельности после рассмотрения спора. Зачастую действует своя канцелярия или свой аппарат, на которых возложены все технические и вспомогательные действия.

Постоянно действующий арбитраж – научно-исследовательские центры: изучение и обобщение арбитражной практики; обмен знаний и опытом между арбитрами; единообразное применение международных норм. Суды: МАС МТП (Международный арбитражный суд Международной торговой палаты) в Париже, Лондонский МАС, Арбитражный институт Стокгольмской Торговой палаты, Американская арбитражная ассоциация (ААА).

2. Арбитражи ad hoc (изолированный) – для вынесения конкретного решения по определенному делу, после чего прекращает свое существование. «Классический» арбитраж ad hoc формируется непосредственно сторонами контракта для рассмотрения одного конкретного спора, причем регламент разбирательства определяют либо стороны совместно, либо его устанавливает созданный арбитражный трибунал. Однако обычно, вместо согласования регламента, с целью экономии времени и избежания противоречий стороны используют уже существующие регламенты, к примеру, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

Классификация арбитражей по предметному признаку или по компетенции: арбитражи общей компетенции; арбитражи специальной компетенции (споры из определенных правоотношений): Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерном, Арбитраж при ассоциации при торговле кофе в Гамбурге, Арбитраж Ливерпульской хлопковой ассоциации.

Классификация по доступности: закрытый арбитраж: при профессиональной торговой ассоциации – споры могут передавать только члены данной организации; открытый арбитраж.

3. Преимущества арбитражного разбирательства.

Преимуществами арбитража в целом являются:

1) возможность избрания экспертов на должность арбитра;

2) возможность влиять на формирование состава суда;

3) скорость рассмотрения;

4) стороны имеют большую возможность для продления срока для вынесения решения, если это целесообразно;

5) окончательность арбитражного решения;

5) стоимость (более низкие расходы);

6) конфиденциальность процедуры разбирательства;

[2]

7) возможность принудительного исполнения арбитражного решения.

[1]

Среди преимуществ арбитража также отмечаются нейтральность места рассмотрения спора (форума), возможность исполнения арбитражного решения за рубежом, недопустимость обжалования (апелляции) решения по существу.

Читайте также:  Что делать, если жена не подает на алименты?

Преимуществами третейского разбирательства являются:

— компетентность третейских судей в специальных вопросах;

-участие сторон в определении правил третейского разбирательства, упрощении процедуры рассмотрения и разрешения спора (например, в части оптимизации правил доказывания, применении новых видов доказательств, в том числе электронных и т.д.);

— недопустимость обжалования (апелляции) решения по существу;

— возможность принудительного исполнения решения третейского суда;

— конфиденциальность процедуры третейского разбирательства;

— возможность разбирательства дела по месту осуществления деятельности.

Выделенные особенности предопределяют доступность третейской формы защиты права, более низкие издержки при рассмотрении дела в третейском суде.

Основной недостаток третейского разбирательства связан с риском вынесения третейским судом решения с нарушением норм материального права. Возможности для обжалования такого решения весьма ограничены.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС)

Работу МКАС регулирует Закон о МКА, Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленной палате России (приложение 1 к Закону о МКА), Регламент МКАС. Образованная на основе Законе арбитражная модель переняла международные стандарты и современные тенденции рассмотрения международных коммерческих споров. Начиная с 1 марта 2006-го г. вступила в законную силу новая редакция Регламента МКАС (с изменениями и дополнениями по приказу ТПП России от 23 июня 2010-го г.). В процессе разработки новой редакции Регламента учитывались современные тенденции развития нормативно-правового регулирования международного коммерческого арбитража, в частности, вступивший в юридическую силу в 1998-м г. Арбитражный регламент МТП. В соответствии с МКАС появилась концепция согласительного урегулирования споров, а также Согласительный регламент МКАС.

Международный коммерческий арбитраж в РФ рассматривает споры из международных коммерческих соглашений в случае наличия арбитражного соглашения. МКАС рассматривает споры без согласия участников в случае, если его компетенцию подтверждает международный договор России. Признаны все 3 разновидности арбитражных соглашений, которые обязательно должны быть в письменной форме.

Право рассматривать споры МКАС обусловлено его компетенцией. МКАС – это МКА общей компетенции, которая имеет право рассматривать 2 группы споров (статья 1 Закона):

  • споры из соглашений и прочих гражданско правовых отношений при реализации внешнеторговой деятельности, то есть международные коммерческие споры. Субъектный критерий уточняет, какие же споры считаются международными: в случае если коммерческие организации участников расположены на территории различных стран. В случае наличия нескольких коммерческих организаций ко вниманию принимается та, которая больше относится к арбитражному соглашению. Если у участника нет коммерческой фирмы (например, это индивидуальный предприниматель), ко вниманию принимается постоянное место жительства.

Положением о МКАС конкретизируются гражданские правовые отношения, споры из которых признаются предметом разбирательства: отношения, возникающие в процессе купли-продажи (поставки), выполнения работ, оказания услуг, обмена товарами/услугами, перевозки грузов и пассажиров, торгового представительства и посредничества, аренды/лизинга, научно-технического обмена, обмена результатами интеллектуальной деятельности, проведения лицензионных операций, кредитно-расчетных отношений, инвестирования, страхования, совместного предпринимательства. Перечень может дополняться. На основе федеральных законов к полномочиям МКАС входят также споры, вытекающие из остальных гражданско правовых отношений;

  • споры организаций с иностранными инвестициями, международных организаций и учреждений, образованных на территории России (между данными субъектами, между их сторонами, их споры с иными субъектами российского права). Причем характер данных споров в законодательстве не определен. Предполагается, что МКАС уполномочен рассматривать абсолютно любые споры между данными субъектами.

В Регламенте МКАС закреплены правила арбитражных этапов, используемые в случае отсутствия соглашения участников о другом. В правила Регламента входит наличие перечня арбитров (он не обязателен, арбитром может выступать лицо, которое не включено в список, включая иностранца). Регламентом устанавливается состав арбитража, назначается супер-арбитр, назначается арбитр Председателя МКАС, запасные арбитры. МКАС обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Регламент содержит диспозитивные нормы касаемо места проведения арбитражного разбирательства (город Москва) и его языка (русский). Участники имеют право согласовать проведение слушаний в ином месте и на любом другом языке.

Замечание 2

Дело слушается в устной форме, может иметь место заочное разбирательство. Участники вправе договориться о разбирательстве спора на основании лишь письменных материалов и, не проводя устное слушание. Арбитраж вправе провести разбирательство спора на основании письменных материалов и в случае отсутствия такой договоренности участников, если ни один из них не просит проведения устного слушания (статья 34).

Арбитражное разбирательство проводится на основании принципа состязательности и равноправия участников. Документация предоставляется на языке арбитражного разбирательства, либо языке договора, либо языке, на котором участники между собой переписывались. Письменные доказательства представляются на оригинальном языке. В Регламенте закреплено, что истец обязан обосновать компетенцию МКАС. Одним из главных принципов работы МКАС выступает сохранение коммерческой тайны. При этом используются правила Регламента и внутренние положения российского права.

По завершению арбитражного разбирательства окончательно выносится арбитражное решение. Регламент закрепляет правило: решения МКА выполняются в добровольном порядке в определенные в данном решении сроки. В случае если срок не определен, тогда решение должно быть исполнено немедленно. Решение, не выполненное в добровольном порядке, должно быть исполнено принудительно.

В случае если по делу не принято окончательное решение, тогда арбитражное разбирательство завершается постановлением о приостановлении разбирательства. Постановление о приостановлении разбирательства выносится в следующих случаях:

  • при отказе истца от собственного требования, если только у ответчика не возникнет возражений против приостановления разбирательства и арбитр не увидит законного интереса ответчика в окончательном разрешении спора;
  • если участники договорятся о приостановлении арбитражного разбирательства;
  • если арбитр обнаружит, что дальнейшие разбирательства по каким-то причинам не нужны или невозможны.

МАК функционирует на основании приложения II к Закону о МКА. Новый Регламент МАК утвердили приказом торгово-промышленной палаты России от 21 декабря 2006-го г. (вступил в юридическую силу 1 января 2007-го г.) МАК имеет право разрешать споры на основании соглашения участников о передаче их в данный третейский судебный орган. МАК рассматривает также споры, которые участники обязаны передать на ее решение в силу международных соглашений России.

Замечание 3

Компетенцию МАК по конкретному делу определяет состав арбитража, рассматривающий дело. Данное Постановление может приниматься в качестве промежуточного решения как предварительно, так и по существу спора.

Для МАК характерна узкая, специальная компетенция, в задачу которой входит решение международных коммерческих споров, вытекающих из договорных и иных гражданско правовых отношений, образующихся из торгового мореплавания. Различие от МКАС заключается в том, что при установлении компетенции МАК субъектный состав спора не играет роли (юрисдикция МАК распространяется вне зависимости от того, выступают участниками данных отношений субъекты российского и иностранного или только российского, либо только иностранного права).

В Положении о МАК определен приблизительный перечень отношений, споры из которых относятся к ее компетенции (статья 2) – МАК решает споры, которые вытекают из отношений, связанных с:

  • фрахтованием судов, морской перевозки грузов, а также перевозки грузов в смешанном плавании (река-море);
  • морской буксировкой судов и других плавучих объектов;
  • морским страхованием и перестрахованием;
  • куплей, продажей, залогом и ремонтом морских судов и других плавучих объектов;
  • лоцманской и ледовой проводкой, агентским и иным обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания, так как соответствующие операции имеют отношение к плаванию данных судов по морским путям;
  • применением судов для проведения научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и прочих работ;
  • спасением морских судов или морским судном судна внутреннего плавания, а также спасением в морских водах судном внутреннего плавания иного судна внутреннего плавания;
  • подъемом затонувших в морских просторах судов и иного имущества;
  • столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах и причинением судном деформаций портовым сооружениям, средствам навигации и прочим объектам;
  • причинением деформаций рыболовным сетям и прочим орудиям добычи/вылова водных биологических ресурсов и другим причинением ущерба в процессе промышленного рыболовства.

В компетенцию МАК входит разрешение споров, возникающих в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам; споров, связанных с проведением судами внутреннего плавания перевозок за границу.

Споры в МАК рассматриваются на основе Регламента. Стороны арбитражного разбирательства могут вести собственные дела в МАК напрямую либо через представителей, которые назначаются участниками по собственному усмотрению, включая иностранных граждан и организаций. Каждое заявление, относящееся к арбитражному разбирательству, подаваемое в МАК каждым из участников, представляется с копиями для другого участника.

Итак, как быть, если в договоре наличествует пресловутая арбитражная оговорка?

  1. Начать стоит с вопроса контрагенту: а почему, собственно, в договоре указан именно этот суд? Какие бонусы дает сторонам обращение туда?
  2. Если речь идет о постоянном третейском суде, то необходимо узнать о нем больше:
    • собрать информацию в интернете;
    • почитать отзывы людей, уже сталкивавшихся с этим судом;
    • обязательно изучить положение и регламент его деятельности;
    • уточнить размер и методику определения третейского сбора;
    • изучить список судей, которые трудятся в этом суде, по возможности собрать о них информацию, как минимум – не имеют ли они какого-либо касательства к делам или личности потенциального контрагента (держа в уме потенциально возможные причины отвода: они те же, что и в арбитражном процессе).
  3. Попытаться предложить контрагенту выбрать другой суд. Если он будет сильно сопротивляться и отказываться от изменения этого пункта, то нужно очень хорошо подумать о возможных причинах этого и понять, есть ли хоть какая-то выгода от рассмотрения дела в этом суде. А также принять решение, стоит ли вообще подписывать этот договор при подобной позиции контрагента.
  4. Если выбрать другой суд не удалось, а контрагент изначально составляет арбитражное соглашение с условием создания сторонами третейского суда, стоит постараться внести в это соглашение следующие моменты:
    • указать в нем принцип открытости судебного заседания (это даст возможность хоть какого-то внешнего наблюдения и контроля за проведением процесса);
    • проследить, чтобы в этом соглашении не было указания на отказ от ведения протокола;
    • обязательно предусмотреть отсутствие указаний на отказ от обжалования будущего решения;
    • «вооружиться» Законом об арбитраже и АПК и максимально подробно прописать в арбитражном соглашении все процессуальные условия потенциального разбирательства, чтобы позднее избежать разногласий при рассмотрении спора.

Итак, при исследовании возможных плюсов и минусов разрешения спора в третейском или арбитражном суде, стороне всегда стоит адекватно оценивать возможные результаты передачи дела в тот или иной суд. Только при понимании нюансов каждого вида судопроизводства и анализе обстоятельств каждой конкретной ситуации можно принять действительно взвешенное, обоснованное решение, о котором не придется жалеть вскоре после подписания договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *