Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления. Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими. Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация имеет право:
1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
3. запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
Виды СРО:
1. СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта (СРО строительное).
СРО в строительстве – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
2. СРО в области архитектурно-строительного проектирования (СРО проектное).
СРО в проектировании – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.
3. СРО в области инженерных изысканий (СРО изысканий).СРО изыскателей – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц выполняющих инженерные изыскания.
Как правильно выбрать СРО?
Зайдите на сайт, посмотрите оформление, ознакомьтесь с контентом. Солидная компания не экономит на оформлении интернет-ресурса. Прочитайте, какую помощь и услуги предоставляет организация для своих членов.
- Узнайте сколько лет на рынке.
- Уточните, состоит ли саморегулируемая организация в Государственном реестре.
- Проверьте состав участников СРО. Обратите внимание на крупные компании.
- Почитайте отзывы клиентов в интернете.
- Ознакомьтесь с требованиями к новым членам (перечень документов, минимальная сумма обязательных взносов, установленных законодательством, условия для специалистов). Если требования занижены, лучше поищите другое объединение.
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Когда надо вступать в СРО
С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).
Если планируемые вами работы не указаны в Перечне, то вступать в СРО необязательно. Если есть, но при этом помечены звездочкой *, то допуск СРО требуется, только если объект, на котором будут производиться эти работы, указан в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Перечень не распространяется на следующие объекты:
- не требующие выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (гаражи, не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, киоски, навесы, строений и сооружений вспомогательного использования и др.);
- на объекты индивидуального жилищного строительства, с количеством не более трех этажей.
Таким образом, существует большой объем строительных работ, для которых допуск СРО, а значит, и вступление в саморегулируемую организацию не требуется. Например, не нужен допуск для отделочных и малярных работ, установки окон, работ по благоустройству, индивидуального малоэтажного строительства.
При этом заказчик может потребовать от подрядчика членства в СРО, а условие о допуске саморегулируемой организации может быть обязательным для выполнения работ по государственному заказу.
Правовые формы деятельности саморегулируемых организаций
Саморегулирование в соответствии с законодательством РФ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Так, СРО являются ключевым элементом и одновременно правовой формой механизма саморегулирования в России. В соответствии с Законом о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Таким образом, можно выделить следующие признаки саморегулируемой организации.
Основным законодательным актом, регулирующим процесс саморегулирования предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию.
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО, как некоммерческих организаций, установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Закон о СРО появился, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах .
Подробнее см.: Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44 — 77; Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011. С. 89 — 97; Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 3; Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8; Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1.
Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО. Так, Н.Г. Семилютина отмечает, что «вступление в действие закона о СРО привело в определенной степени к фетишизации СРО независимо от того, насколько эффективно то или иное объединение предпринимателей выполняет функции по самоорганизации рынка» . В.К. Андреев задает вопрос, «нужен ли вообще единый Закон о саморегулируемых организациях безотносительно к тому или иному виду предпринимательской деятельности и виду товарных и финансовых услуг. Не послужит ли он дальнейшей бюрократизации российской системы управления и координации в деятельности субъектов предпринимательской деятельности» .
Семилютина Н.Г. Регулирование, дерегулирование, саморегулирование и вопросы статуса СРО // Материалы VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.) «Законность в экономической сфере как не обходимый фактор благоприятного инвестиционного климата». М.: Юриспруденция, 2012. С. 166 — 167.
Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России: курс лекций. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 183.
Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуры их легитимации, функций и т.п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что впрочем не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.
Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и др.
Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций — на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер. 2010.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности. М., 2012.
Гринев В.П. Безопасность и саморегулирование в строительстве. М.: Инфра-М, 2013.
Кузнецов О.В., Стрельников С.С., Зульфугарзаде Т.Э., Федотов В.Е. Саморегулируемые организации: научно-практическое пособие / под общ. ред. О.В. Кузнецова. М.: Финакадемия, 2009.
Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут. 2013. Современное предпринимательское право: монография / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2014.
Какие преимущества дает членство в СРО? Стандартная гослицензия предоставляет предпринимателям только право на осуществление работ, без каких-либо дополнительных выгод. Став членом саморегулируемого объединения значит, что организация получает возможность:
- принимать участие в госзакупках и других тендерах, к которым допускаются исключительно организации – действующие члены СРО;
- пользоваться ресурсами объединения с целью повышения квалификации сотрудников;
- получать бухгалтерскую и юридическую поддержку;
- возмещать собственные убытки или ущерб, причиненный третьим лицам, с помощью ресурсов компенсационных фондов организации;
- обмениваться опытом и наработками с компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью.
Кроме этого, наличие лицензии СРО — это знак качества для предпринимателя, повышающий его имидж и выгодно выделяющий на фоне конкурентов.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.
Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, ст. 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.
Участники (учредители) НКП и СРО
Число учредителей НКП законом не ограничивается, главное, чтобы их было не менее 2.
Особенности членства в СРО могут устанавливаться федеральными законами для отдельных сфер профессиональной и предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 закона о СРО).
Членство в СРО может быть обязательным условием для осуществления того вида деятельности, регулированием которого занимаются соответствующие СРО.
Важнейшей характерной особенностью правовой конструкции НКП является возможность его участников претендовать при выходе из НКП или его ликвидации на часть имущества последнего (п. 2 ст. 20 закона о НКО).
Ограничиваться это право может федеральным законом либо учредительными документами.
Участник НКО вправе вернуть имущество НКП:
- переданное им в собственность НКП;
- не относящееся к членским взносам;
- в рамках стоимости внесенного в имущество НКО вклада.
Права саморегулируемой организации во всех отраслях экономики:
- Обжалует действия, бездействие и нормативно – правовые документы, издаваемые органами федеральной и региональной власти, органами местного самоуправления, если их решения нарушают права и законные интересы СРО или отдельных ее участников;
- Создает третейские суды, которые рассматривают споры между членами СРО, на основании нормативно – правовых актов о третейских судах;
- В отношении членов организации применять меры дисциплинарного воздействия за действия, нарушающие нормативные документы органов государственной и муниципальной власти, правила и стандарты СРО.
Функции СРО и ее членов
Статья 6 Закона о СРО устанавливает функции, права и обязанности СРО и ее членов, общие для всех видов СРО. Вниманию подлежат обязательные для исполнения функции:
-
каждой без исключения СРО, вне зависимости от сферы предпринимательства, необходимо разработать и установить в СРО условия членства субъектов сферы предпринимательства;
-
применение мер дисциплинарного воздействия к своим членам. СРО наделены данной функцией для предотвращения членами СРО возможного намеренного причинения вреда своим контрагентам и третьим лицам под страхом применения к ним различных мер дисциплинарного воздействия, таких как принуждение к устранению нарушений, возмещение вреда и многое другое;
-
анализ деятельности членов СРО. Для проведения саморегулируемой организацией анализа деятельности членов, каждый член в определенный промежуток времени с периодичностью представляет в СРО информацию (отчет, документацию) о своей деятельности;
-
каждая СРО должна обеспечить информационную открытость всех своих членов, для этого информация публикуется на официальном сайте СРО. Информационный перечень, подлежащий публикации содержится в законе о СРО;
-
всеми саморегулируемыми организациями должен осуществляться контроль за деятельностью своих членов по соблюдению условий членства в компании и требований правил и стандартов, установленных саморегулируемой организацией;
-
каждая СРО обязана принимать жалобы от всех потерпевших от действий членов саморегулируемой организации. Данные жалобы подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией, а также СРО рассматривает дела обо всех нарушениях членами условий членства и установленных организацией правил и стандартов.
-
все саморегулируемые организации должны вести реестр своих членов, такой реестр ведется организацией по требованиям, установленным законом о СРО, и отражает те сведения, которые по закону должны найти обязательное отражение в реестре.