Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда надо проходить техосмотр автомобиля для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Как можно проверить действительна ли диагностическая карта для ОСАГО
Проверить действительность ДК возможно через ЕАИС. База круглосуточно доступна операторам, экспертам ТО, сотрудникам ГИБДД и страховщикам. Отдельные страховые предприятия и маркетплейсы на своих интернет-ресурсах размещают онлайн-сервисы для оперативной проверки легальности выданной ДК. Для этого нужна соответствующая информация, поэтому рекомендовано получать ДК, подтверждаемую бумажной версией. Ее получение происходит исключительно в заявительном порядке.
Далее в онлайн-форму вносятся следующие сведения:
- госномер искомого транспорта;
- VIN-нумерацию авто;
- номерные значения кузова, шасси;
- информацию о выданной ДК (нумерация по ЕАИСТО).
Какую информацию содержит карта техосмотра
Итак, что такое диагностическая карта автомобиля мы разобрались. В бланке документа имеется таблица с 65 обязательными показателями технического состояния машины. ДК имеет собственный уникальный номер из 17-20 цифр.
Карта содержит полную техническую информацию об автомобиле, исправности его основных узлов, агрегатов, механизмов, влияющих на безопасность, комфорт, удобства водителя и пассажиров. Всего позиций в документе, как говорилось выше, 65, и все они обязательно проверяются мастером СТО. Кроме этих данных в диагностической карте содержатся:
- Дата последующего технического осмотра. Одновременно это же и срок действия данной карты.
- Резюме о пригодности автомобиля к эксплуатации, рекомендации мастеров.
- Технические показатели авто в целом, тип двигателя, коробки передач, модель шин, их износ, показания километража.
- ФИО, должность специалиста, который осуществлял техосмотр.
- Серия, номер, дата выдачи, наименование компании, которая выдала технический паспорт на авто.
- Подробная информация о машине: марка, модель, государственный регистрационный номер.
- Подробный перечень проведенных технических осмотров, результаты проведения.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.
Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.
Как часто проходить технический осмотр авто
Правила нового ТО существенно усложнили жизнь многим автовладельцам, в частности тем, что теперь невозможно купить диагностическую карту, а владельцам грузовиков надо проходить ТО чаще. Однако обновленный Закон привнес ряд послаблений для некоторых собственников легковых ТС. Например, увеличился интервал прохождения ТО.
Таблица 1. Техосмотр 2021 по новым правилам (ст. 15, № 170-ФЗ)
Транспортные средства | Возраст ТС | Регламент прохождения ТО |
---|---|---|
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы | До 4 лет | Освобождены |
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т | — | Освобождены |
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т | До 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
1 раз в 2 года | 1 раз в год | |
Легковые автомобили «В» и мотоциклы | 4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года |
Легковые автомобили «В» и мотоциклы | от 10 лет | 1 раз в год |
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили | до 5 лет | 1 раз в год |
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили | от 5 лет | 2 раза в год |
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т | до 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
от 10 лет | 1 раз в год | |
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т. | до 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
от 10 лет | 1 раз в год | |
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов | — | 2 раза в год |
Что нужно для получения диагностической карты
Формально получить ДК можно одним способом – пройти техосмотр по всем правилам. Перед техосмотром водителю лучше найти все серьезные поломки, способные повлиять на работоспособность транспортного средства. Например, если лобовое стекло со стороны водителя имеет повреждения, то техосмотр автомобиль не пройдет. У водителя должны быть в наличии огнетушитель (с действующим сроком годности), аптечка с непросроченными препаратами, знак аварийной остановки.
Для прохождения ТО владельцу машины нужно иметь при себе свой паспорт и водительское удостоверение, свидетельство о государственной регистрации автомобиля, техпаспорт. Если собственник поручит пройти технический осмотр своему представителю, то на его имя должна быть выписана нотариально заверенная доверенность.
Помимо общего ознакомления с интерьером выбранного вами оператора технического осмотра, рекомендуется:
- проверять факт наличия этого оператора в Общем реестре операторов ТО;
- до заключения договора на ТО (до оплаты услуги техосмотра) необходимо получить от сотрудника СТОА подтверждение (на практике оно будет устным) о том, что фактические идентификационные номера вашего автомобиля соответствуют данным, указанным в правоустанавливающих документах на автомобиль.
Если вы и без данной процедуры знаете, что такую проверку автомобиль по каким-либо причинам не пройдет, будет целесообразным до прохождения ТО принять меры по полной легализации автомобиля в соответствии с порядком, определенным законодательством; - по окончании прохождения техосмотра получить диагностическую карту на бумажном носителе;
- как ни банально это звучит, соблюдать закон. Тем более, что по итогам прочтения этой статьи вы ознакомились с возможными последствиями его нарушения.
Что будет, если ДТП и нет бланка
Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.
В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.
Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.
Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:
- требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
- писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
- получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
- если компания повторно откажет, обратиться в суд.
Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Распространяется ли она для новых автомобилей?
Владельцы новых транспортных средств, использующихся для личных целей, могут спать спокойно – диагностические карты им пока не требуются. Они понадобятся, когда придет время для первого техосмотра.
Исключение составляет транспорт, который используется для коммерческой перевозки пассажиров (включая легковые такси), а также провоза токсичных, легковоспламеняющихся и опасных грузов. Им диагностическая карта требуется сразу же.
Внимание! Нужда в этом документе может возникнуть и до истечения трехлетнего срока с момента изготовления автомобиля.
Если новый транспорт приходится продавать, без техосмотра сложно обойтись. Он позволит получить экспертное заключение о техническом состоянии машины, что поможет выставить справедливую цену. Но даже в этом случае оформление диагностической карты на новый автомобиль, срок официального техосмотра которого еще не подошел, дело сугубо добровольное.
Срок действия диагностической карты
Диагностическая карта имеет определенный срок действия, он указан в самой карте. Если ТС нет 3 лет, то оформлять ДК не придется, а впервые сделать диагностику необходимо после достижения автомобилем трехлетнего возраста. Второй раз повторить процедуру рекомендуется еще через два года. Когда машине будет 7 лет, следует проверить техническое состояние вновь, а по достижении машиной восьмилетнего возраста проверки нужно будет проводить ежегодно.
Возраст автомобиля | Наличие бланка |
---|---|
2 года или менее | ДК не требуется |
От 2 до 3 лет | технический осмотр не требуется |
Машине 4 года | Обязательно пройти осмотр |
К чему имеет привязку?
Она имеет привязку только к транспортному средству, но не к собственнику, в ней указывается VIN-код или номер кузова автомобиля. Как мы уже отмечали, диагностическая карта остается действительной при смене владельцев. В ней отсутствует требование лимита срока действия, главное, чтобы он был действителен на момент покупки полиса ОСАГО. Нет необходимости подтверждать подлинность документа, все сведения есть в системе, и для их проверки не требуется присутствие водителя. Отсутствие диагностической карты при себе не влечет за собой никаких последствий для автомобилиста. Кроме того, отменена необходимость прохождения технического осмотра для новых автомобилей до истечения трехлетнего возраста.
Выдачу диагностической карты не контролирует ГИБДД, каждый эксперт действует самостоятельно в рамках действующего законодательства. Диагностическую карту можно оформить в любом месте, независимо от адреса проживания. На основании этого документа возможно осуществлять эксплуатацию автомобиля не только в пределах Российской Федерации, но и за ее пределами. Это обусловлено наличием международных договоренностей. Если транспортное средство не прошло осмотр, то карту все равно оформят, но с соответствующими пометками.
Часто задаваемые вопросы
Чтобы изучить нюансы диагностической карты, следует рассмотреть вопросы, которые наиболее часто задаются водителями.
Нужно грамотно действовать в ситуации, когда сотрудник ГИБДД требует этот документ у водителя, поскольку такие действия будут неправомерными, и об этом тоже нужно узнать подробнее.
Для водителя важно не попасть в руки мошенников, которые часто встречаются на рынке техосмотров, предлагая услугу продажи карты, при этом выдавая подделку за оригинал. Все чаще встречается и ситуация, в которой ТО проводится неквалифицированным или невнимательным сотрудником, не замечающим серьезные дефекты. Если из-за этого произошла авария, то тоже нужно знать, как в таких случаях может действовать страховая компания и кто будет платить за подобный ущерб, спровоцированный человеческим фактором.
Как оформить диагностическую карту для ОСАГО?
Мы подошли к способам прохождения ТО. Именно здесь и сконцентрированы некоторые правила, которые, по неподтвержденным данным, могут несколько отклоняться от законных методов. Понимая, что для юридического портала оперировать понятиями «неподтвержденные сведения», «слухи» и «сплетни» не лучшая идея, мы все же приняли решения сообщить о некоторых способах, о которых стало известно из опросов. Повторимся, наши рекомендации всегда на стороне закона, и использую непроверенные данные, каждый принимает риски на себя.
Рассмотрим три основные направления:
- Белый способ. Законный метод прохождения ТО в аккредитованных пунктах.
- Серый способ. Прохождение техосмотра без предъявления авто, но с внесением результатов в ЕАИСТО.
- Черный способ. Покупка, в т.ч. и онлайн, полностью поддельной диагностической карты.
При этом в законном методе рассмотрим полный процесс диагностики, в кто время как некоторые операторы могут осматривать ТС поверхностно или с акцентом на то или иное направление.
Как часто следует проводить ТО
Есть категории автотранспорта, которые не подлежат осмотру в течение первых 36 месяцев со дня их выпуска. К таким ТС относятся:
- легковые авто;
- грузовики, способные перевозить не более 3500 кг грузов;
- прицепы и полуприцепы;
- мототранспорт.
В этих случаях для оформления страховки ДК предъявлять не нужно. Сразу же по истечении этого срока придётся пройти первый ТО и получить диагностическую карту. Её наличие позволит продлить ОСАГО. Следующие ТО вышеперечисленные категории автотранспорта должны проходить, когда исполнится 5 и 7 лет со дня их изготовления. В дальнейшем осмотр придётся проходить каждый год.
Есть категории автотранспорта, у которых график прохождения осмотров зависит от их оснащения, характеристик и предназначения:
- грузовые ТС, способные перевозить более 3500 кг грузов, проходят ТО ежегодно;
- все виды автотранспорта, перевозящие опасные грузы, а также такси и автобусы осматриваются каждые 6 месяцев;
- автотранспорт, предназначенный для обучения водителей, а также снабжённый специальными сигналами, проходит ТО каждые 12 месяцев.
Сроки действия результатов техосмотра и страхового полиса не изменяются, если в течение периода их действия сменился владелец автотранспортного средства.