Жалобы и апелляционные жалобы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалобы и апелляционные жалобы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ

Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.

Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .

Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :

  • не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
  • не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);

2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:

  • в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
  • в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
  • для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
  • для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .

Судебные акты в пользу налоговиков.

Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.

Читайте также:  Фиксированный авансовый платеж по налогу за действие патента в 2023 году

Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.

По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.

Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.

В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.

И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.

Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013 [1] , ФАС СЗО от 02.12.2013 №А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.

Налогоплательщик имеет право в течение трёх следующих месяцев провести обжалование действий налоговых органов в арбитражном суде. Если полагает, что акт или решение:

  • препятствует экономической деятельности;
  • незаконно возлагает обязательства;
  • нарушает собственные права.

Обжалование актов налоговой проверки

  • Подготовка к налоговой проверке.
  • Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
  • Оспаривание результатов налоговой проверки.

При каких условиях возможно оспаривание налогового акта?

Для обжалования акта налоговой проверки необходимы определённые основания. Если подать жалобу без наличия таких оснований, она будет отклонена, в большинстве случаев – даже без рассмотрения. Потому очень важно знать, в каких условиях возможно подать жалобу. Вот наиболее распространенные основания для оспаривания:

  • налоговые инспекторы допустили те или иные нарушения во время проведения аудита – достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда проверяющие нарушают закон во время проверок бизнеса. Нарушения могут быть как очень серьезными, так и мелкими, однако даже самое незначительное нарушение (например, забыли указать дату проверки, не поставили подпись или печать и т. д.), если оно вовремя и правильно зафиксировано, дает возможность оспорить итоговый акт проверки или его части. Потому очень важно, чтобы во время проверки присутствовал юрист, который сможет проследить за соблюдением законодательства со стороны инспекторов;
  • нарушены сроки проведения проверок – как камеральная, так и выездная налоговая проверка имеют законодательно ограниченные периоды проведения. Однако на практике сроки нередко нарушаются, что дает возможность оспорить акт налоговой проверки. Не имеет принципиального значения, по чьей вине произошла задержка: если сроки нарушены, можно подавать жалобу, ведь закон уже был нарушен;
  • неправомерное или безосновательное применение санкций – практически любая проверка, особенно выездная, заканчивается наложением штрафных санкций или доначислением налоговых платежей. Однако не всегда для этого есть достаточные основания. Если вы выяснили, что доначисление налогов, штрафы или другие ограничительные действия со стороны ФНС (например, блокировка счетов) были применены без должных для этого оснований, это может служить основанием для оспаривания такого акта налоговой проверки. Но чтобы обнаружить безосновательность санкций, не обойтись без консультаций профессионального юриста по налогам;
  • другие нарушения, которые так или иначе могли повлиять на результат проверки – сюда относятся более редкие ситуации, например, когда для аудита привлекаются сторонние организации, которые не имеют соответствующей сертификации, если изымались документы и техника, которые не имеют отношения к текущей проверке, если использовались сведения, которые не соответствуют действительности и т. д. Все эти сведения при должной подготовке могут быть использованы как аргументы для оспаривания результатов налогового аудита.

При подготовке к оспариванию уделите подготовке обоснования достаточно внимания, ведь часто именно недостаточная мотивационная часть служит причиной для отказа в удовлетворении жалобы. Также очень важно грамотное сопровождение налоговых проверок – тогда повышается вероятность того, что все нарушения будут зафиксированы.

Особенности обжалования решений ФНС

Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»

  • Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
  • Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
  • Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»

Обжалование ненормативных правовых актов

Несмотря на широкое использование в действующем законодательстве понятия «ненормативный правовой акт», его определения там нет. Однако этот пробел восполнен судебной практикой.

Судебная практика. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 по делу N А70-1763/2008 отмечено, что ненормативный правовой акт представляет собой «акт индивидуального характера, изданный уполномоченным должностным лицом, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей лица, которому он адресован, обязательный для исполнения и, как следствие, влекущий наступление неблагоприятных последствий в случае его неисполнения».

Применительно к налоговым отношениям особое значение приобретает определение ненормативного акта, которое дал Пленум ВАС РФ.

Судебная практика. В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 5) отмечено, что «под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика».

Обжалование в порядке ст. 101.4 НК РФ

Куда более неоднозначными являются выводы судов о возможности обжалования решений вышестоящих налоговых органов, принятых в порядке административного обжалования решений налоговых инспекций. Напомним, что с 01.01.2009 в НК РФ был установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к ней. При применении этого положения возникала масса споров (в том числе противоречивая судебная практика) относительно его распространения на обжалование решений налоговых инспекций, принятых в порядке ст. 101.4 НК РФ, решений об отказе в возмещении сумм НДС, подачи в суд заявления имущественного характера о возврате налога и т.п.

С августа 2013 г. данная проблема во многом снята в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Этим Законом введен обязательный досудебный порядок обжалования всех актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.

В то же время как до августа 2013 г., так и после этой даты для налогоплательщиков актуален ряд правовых позиций арбитражных судов, высказанных применительно к обжалованию решений вышестоящих налоговых органов.

Во-первых, судами сформулирован вывод о том, что если налогоплательщик, обжалуя в вышестоящем налоговом органе решение налоговой инспекции в полном объеме, не привел обоснование своих требований по отдельным эпизодам, то досудебный порядок обжалования все равно считается соблюденным.

Каковы же сроки и порядок обжалования решения налоговой инспекции (ИФНС) в суде и как получить итог в свою пользу? Собственные возражения допустимо подавать на протяжении одного календарного месяца (28–31 дней) с даты подписания акта, а не с момента его составления. Поэтому, прежде чем ставить свою подпись, следует всегда убеждаться, что в бумаге указана правильная цифра, иначе времени на подачу претензии останется гораздо меньше, чем предполагалось. Давайте рассмотрим некоторые варианты развития событий:

  • Важно учитывать временные рамки, когда направляют при помощи почтовых отправлений. Чтобы не упустить даты, нужно всегда ставить не только стандартные временные рамки, но также включать в расчеты возможный форс-мажор. Почта не всегда срабатывает идеально, и можно с удивлением обнаружить, что стало уже поздно. Более того, к письму следует приложить все надлежащие дополнения, а также составить их опись, чтобы они не потерялись.
  • Пока санкции не действенны, можно обратиться с апелляционным заявлением в течение 10 дней после получения сообщения о совершении правонарушения.
  • Если вышеозначенные директивы, относительно чего бы оно ни было принято, уже вступило в силу, так как своевременно не было подано обращение, то еще не время опускать руки и отступать. В двух словах можно сказать, что принцип «переступания через голову» в этом случае точно не сработает. Срок обжалования в суде решения налогового органа по поводу требования об уплате налога, или в вышестоящем, достигает 1 года (12 полных месяцев). Подается через ту же службу и ее отделение, которое выписало изначальный акт.
  • Когда пропустили подачу, то их можно восстановить. Тогда время «пойдет по новой», с момента оформления по данному поводу. Однако причины обязаны быть очень уважительными, подтвержденными официально. К примеру, веской может считаться болезнь, смерть близких, несчастные случаи и пр. Тогда подается ходатайство в тот же отдел НС. Там уже сами будут думать, согласиться с аргументами или нет, ввиду уважительности указанной причины.
Читайте также:  Чем отличается работа от услуги - судебная практика

Что следует приложить к заявлению

Для подачи нужно верно составить иск в той форме, которую предусматривает закон. Информация, которая обязательно указывается:

  • Название инстанции, куда подается заявление.
  • ИП указывает собственные данные, место государственной регистрации, адрес электронной почты и место жительства. Организация должна добавить наименование и месторасположение (юридический адрес).
  • Название и номер, место нахождения отделения инспекции.
  • Стоимость иска.
  • Название, номер и дата.
  • Права налогоплательщика, что были нарушены.
  • Требования заявителя.
  • Отсылки на законы и нормативы.

Что еще бывает приложено:

  • Обжалуемый акт или его правомочная копия.
  • Копия свидетельства о регистрации ИП или юридического лица.
  • Все, подтверждающее правоту.
  • Бумаги, что говорят о полном соблюдении досудебного порядка разбирательства, а также верности ваших действий.
  • Копии директив, принятых вышестоящими инстанциями.
  • Доверенность представителя, если таковой имеется.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Когда само заявление подается в электронном виде, в том числе и через личный кабинет на сайте ИФНС, то вся остальная документация преобразовывается подобным образом, причем часто она требует специальной подписи, чтобы считаться действительной.

Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок

Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно. Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками. Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.

Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Несоблюдение правил проведения проверок

Законодательство, которое регулирует ведение бизнеса, весьма сложное, емкое, подвержено постоянным изменениям. Однозначно применить его нормы не всегда представляется возможным.

Пример. «Белгосстрах» оштрафовал организацию за не предоставление статистической отчетности по форме 1-страхование («Белгосстрах») за 2015.

В соответствии с законодательством, действовавшим в то время, в случае, если в отчетном периоде отсутствовали выплаты для начисления страховых взносов, отчет не предоставляется. Соответственно, фирма и не начисляла страховые взносы в 2015, а были лишь перечисления за прошлый период.

После предоставления возражений на акт проверки с конкретной ссылкой на нормы законодательства, действовавшие в 2015 году, предъявленный штраф был отменен.

О чем молчат проверяющие:

1. Если к вам пришла проверка и у вас есть расходы, по каким-то причинам не учтенные для целей налогообложения (например, которые позволяют уменьшить налоговую базу), и есть все основания их учесть, вы имеете право заявить о них. Это необходимо делать в письменном виде.

Законодательство запрещает компаниям подавать «уточненные» налоговые декларации по окончании проверки — за проверенный период.

2. В большинстве случаев требование предоставить необходимые для проверки документы должно сопровождаться соответствующим письменным запросом. В нем важно, чтобы был указан срок предоставления (не менее 2 рабочих дней).

При получении запроса, помимо даты, обозначьте время получения. Это актуально в случае, если запрос предъявлен в конце рабочего дня/в конце проверки. Если запрашиваемый объем документов слишком велик или документы находятся в архиве, необходимо в запросе указать реальный срок, к которому документы могут быть представлены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *