Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.
Если выявлены нарушения, то:
- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.
Если на апелляцию поступил отказ, плательщик может направить исковое заявление в суд. Иск подается в суд, располагающийся по адресу органа, принявшего решение.
Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ
Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.
Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .
Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :
- не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
- не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Представление пояснений при проведении камеральной проверки
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:
- в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
- в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
- в налоговой декларации заявляется получение убытка;
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
- в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.
Когда может быть отсрочено составление окончательного акта по проверке: разные позиции
Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации ранее начатые мероприятия должны быть прекращены (без составления итогового документа). Начинается новая проверка на основании новых документов, но с возможностью использования ранее полученных данных.
На разных этапах были высказаны 2 принципиально разных варианта трактовки ст. 88 НК РФ:
- Проверка завершается в момент вынесения решения по ней. Следовательно, если до этой даты сделано уточнение, акт аннулируется. Момент составления окончательного акта, на основании которого выносится решение, отсрочивается до завершения следующей проверки (см. постановление ФАС МО от 18.02.2013 № Ф05-1150/12 по делу № А40-68918/2011).
- Проверка завершается в день, указанный в акте как дата ее окончания. Представленные позднее уточненные декларации не препятствуют рассмотрению акта (см. постановление 13-го ААС от 11.11.2015 № 13АП-20855/15).
Нарушение срока камеральной проверки
Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.
Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.
Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.
Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки
В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.
Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.
Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.
Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.
Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.
Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.
Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:
— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В течение трех месяцев инспекторы проверяют:
- полноту и своевременность предоставления отчетности;
- правильность оформления отчетности;
- правильность исчисления налоговой базы;
- обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
- арифметическую правильность расчетов сумм налога.
Камеральная налоговая проверка в общем виде является формой текущего контроля за соблюдением налогового законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности.
Налогоплательщик представляет в налоговый орган декларации и документы, налоговый орган камерально их проверяет. Своевременное обнаружение и оперативное реагирование налоговых органов на допущенные нарушения позволяют смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Порядок проведения налоговой проверки регламентирован, в связи с чем любое отступление от предписаний может поставить под сомнение законность ее результатов.
Автор в настоящем издании подробно, со ссылками на действующее законодательство и на конкретных примерах из судебной практики в доступной форме раскрывает порядок проведения камеральной налоговой проверки, выявляет типичные ошибки, допускаемые налоговыми органами при ее проведении.
При подаче налоговой декларации по НДС и заявлении права на возмещение налога проводимая камеральная проверка имеет следующие особенности.
Пункт 8 ст. 88 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность представить с декларацией ряд документов. В силу п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2012 по делу N А78-4030/2011 указано, что нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика на момент представления налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, прикладывать к ней документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. В то же время в Постановлении отмечено, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 172 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив необходимые документы, определенные ст. 172 НК РФ.
В связи с этим можно сделать вывод, что, если налоговый орган истребует документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, у налогоплательщика возникает обязанность представить эти документы.
К таким документам относятся, к примеру, документы, подтверждающие оприходование приобретенных товаров (работ, услуг), книги покупок и журнал учета полученных счетов-фактур, первичных документов, на основании которых оприходован товар (отраженный в книге покупок); книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя (отдельно по каждому осуществляемому виду деятельности), поскольку они необходимы для проверки совершенных сделок (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 N Ф03-574/2011 по делу N А37-3432/2009).
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009 указал, что главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не являются документами, которые налоговый орган вправе истребовать для проведения камеральной проверки, так как данные документы не являются документами, подтверждающими принятие товаров (работ, услуг) к учету.
Соответственно, документы, не подтверждающие принятие товаров (работ, услуг) к учету, не обязательны для представления в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов и возмещения НДС. Кроме того, следует также учитывать, что налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность представить значительное количество документов, не связанных с проверкой обоснованности получения обществом возмещений НДС из бюджета и не относящихся к проверяемому периоду (см., к примеру, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2009 N Ф03-2283/2009 по делу N А73-11087/2008).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011 обращено внимание на то, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, не признаваемых объектом обложения, не является льготой. Соответственно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.
Таким образом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговая инспекция вправе истребовать не любые документы, а непосредственно связанные с заявленными налогоплательщиком в декларации налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость, предусмотренными ст. 169, 171, 172 НК РФ.
Отметим, что обязательные и возможные действия, осуществляемые должностными лицами налогового органа, не ограничиваются сообщением налогоплательщику о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки нарушениях, выставлением требования о представлении документов. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
Однако нередко случаются ситуации, когда налогоплательщик до окончания камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации (расчета) подает уточненную декларацию. О том, как налоговый орган обязан в таких случаях поступить, пойдет речь в пункте «Подача уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации».
Анализ данных налоговыми органами в рамках камеральной проверки
Помимо контроля правильности предоставленной информации, налоговые органы проводят ее тщательный анализ. В частности, сотрудники ФНС сопоставляют показатели текущего отчетного периода с аналогичными данными за прошлый. Как мы уже говорили, ФНС сличает между собой различные формы отчетности, в том числе, отчетности по различным видам налогов.
На основании проанализированной информации фискальные органы делают выводы о соблюдении следующих важных моментов:
- отчет, расчет или декларация должны быть предоставлены в четко установленные законом сроки;
- в предоставленной документации не должно быть ошибок, неточностей и противоречий;
- при наличии нарушений требуется проведение углубленной камеральной налоговой проверки.
Кроме того, фискальные органы контролируют сроки, которые предоставляют им право на вынесение наказания за несвоевременно сданные документы.
Например, если вы отложили момент подачи отчетности более чем на 10 дней, то ФНС имеет полное право приостановить ведение операций по банковским счетам, что, по сути, является остановкой коммерческой деятельности компании.
Сроки проведения камеральной проверки
Согласно общему правилу, срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 календарных месяца с момента подачи отчетности. Исключением является проверка налоговых деклараций по возврату НДС — для нее отводится всего 2 месяца.
Если вы обнаружили до момента вынесения решения ФНС ошибки или неточности, то вы имеете полное право подать уточненную декларацию. В этом случае контроль по первоначально предоставленной документации приостанавливается. По новой отчетности срок отсчитывается вновь с момента ее подачи.
Если же ФНС выявила ошибки в предоставленных вами данных, она направляет налогоплательщику требование с просьбой предоставить пояснения и верную декларацию и отчет, также может потребоваться предъявление дополнительных документов.
На мотивированный ответ налогоплательщику в этом случае дается 5 дней. Если за это время недочеты не будут исправлены, то налогоплательщику придется заплатить штраф. На данный момент его размер составляет 5000 рублей. Если же вы в течение года снова будете пренебрегать своевременным ответом на требования налоговой, то заплатить придется уже 20 000 рублей.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?