Новые автоштрафы в 2023 году: что ждет водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые автоштрафы в 2023 году: что ждет водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Штраф можно обжаловать, если вы точно не виноваты в ДТП. Для этого нужно подать заявление в ГИБДД или суд. В нем нужно подробно описать происшествие и указать, что наказание было неправомерным. Обращение должно выполняться в течение 10 суток с момента получения постановления о штрафе.

Зависимость размера штрафа

Согласно статье 12.9 КоАП РФ, размер штрафа за превышение установленной скорости транспортного средства зависит от величины километров в час, значение которых было превышено водителем. Если водитель превышает скорость больше двадцати, но не более сорока километров в час, то денежная выплата государству составит пятьсот рублей. Когда скорость превышает допустимую норму в восемьдесят километров в час, то штраф за ДТП в 2023 году составит пять тысяч рублей, возможно лишение прав до шести месяцев.

За вторичное нарушение предусмотрен штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. Административное правонарушение фиксируется специальным средствами видеозаписи, данные с которых используются в качестве доказательства при назначении штрафных санкций.

Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2023 году?

Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.

Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.

Тем не менее, в законодательстве 2023 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.

В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.

Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?

Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия. Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2021 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ. Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.

Читайте также:  Как работодателю написать рекомендательное письмо работнику

В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично. Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году вменяют, если уже произошло столкновение.

Типовые ситуации аварий с несоблюдением дистанции

Существует несколько типовых ДТП, возникающих из-за несоблюдения дистанции:

  1. Автомобили движутся по одной полосе в одном направлении. Скоростной режим соблюдается. Внезапно первое транспортное средство резко останавливается без предупреждения, второй автомобилист въезжает в него, не успев затормозить. Виновником ДТП будет признан водитель второй машины, если передний автомобилист остановился, чтобы предотвратить аварию. Предполагается, что человек всегда должен держать в голове, что движущийся впереди автомобиль может резко остановиться. Необходимо ехать на расстоянии, позволяющим успеть затормозить.
  2. Автомобиль, находившийся позади, ехал значительно быстрее. В результате он врезался в находившееся впереди транспортное средство. Виновным признают водителя, выбравшего неподходящую скорость.
  3. Автомобиль, находившийся впереди, резко остановился без причины. Виновным признают водителя этого транспортного средства.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Обычно виноват тот, кто нарушил п.9.10 и 10.1 Правил (не придерживался установленного скоростного режима, или безопасного расстояния при езде), что и послужило основанием для совершения наезда. Однако есть исключения, о которых вскользь было упомянуто выше.

Это когда передвигающийся по дороге автолюбитель, вдруг резко затормозил, чего нельзя делать без крайней надобности при движении, в городских условиях, так и за пределами населенного пункта.

В соответствии с п. 10.5 это разрешено делать тогда, когда необходимо предотвратить ДТП (столкновение с внезапно выбежавшим на дорогу человеком или двигающимся автомобилем). Тогда выполнение этого маневра будет оправдано с точки зрения существующих правовых норм.

Однако если будет доказано, что (довольно сложно сделать это без видеорегистратора и свидетельских показаний очевидцев), что экстренная остановка была сделана без причины, умышленно, из личной прихоти – ответственность полностью ложится на первого участника аварии.

Есть еще вариант, при котором происходит двойное ДТП. Машина тормозя врезается в уже столкнувшиеся автомобили. Здесь его вина бесспорна, так как он обязан контролировать ситуацию и реагировать на нее.

Примеры конфликтных ситуаций

Обвинить водителя в игнорировании безопасного расстояния между ТС могут в следующих обстоятельствах:

  • Машина A едет первой, позади автомобиль B. Оба перемещаются с допустимой скоростью. Но первый внезапно останавливается, не дав знать о маневре сигналом. И второй въезжает в него.

Если не найдется свидетелей или записей с висящей рядом камеры наблюдения, доказать невиновность водителя B будет трудно. Здесь напрашивается обвинение в несоблюдении дистанции. Ведь автомобилист должен держать в уме ситуацию, когда придется выполнять экстренное торможение. Расстояние между ТС должно быть таким, чтобы маневр никому не причинил вреда.

  • Автомобиль A стоит на обочине, мимо идет достаточно плотный поток транспорта. Водитель A выезжает на дорогу перед носом у автомобиля B. Тот тормозит, но все же врезается в оппонента. Здесь трудно предсказать, кого назовут виновным. Но объективно виновен скорее водитель A, который не уступил дорогу, не удостоверился в безопасности маневра. Ведь у того, кто управлял B, не было иного выхода, кроме экстренного торможения.

Свернуть вправо или влево означало бы врезаться в другие ТС или людей. Но возложить ответственность могут и на водителя B, если он превысил скорость.

  • Автомобиль A едет по главной дороге, у перекрестка включает стоп-сигнал, снижает скорость, поворачивает на второстепенную. В этот момент в него въезжает машина D, не успевшая затормозить. Ее водителя скорее всего обвинят в несоблюдении интервала и, возможно, превышении скорости.

Примеры аварийных ситуаций

Хоть и всегда учат водителей, что виноват тот, кто въехал сзади, стоит рассмотреть особый случай, когда признать виновным могут и водителя впереди идущего ТС.

Представим, что с обочины в плотный поток машин въезжает автомобиль, буквально “втискиваясь” между двумя следующими друг за другом ТС. И моментально нажимает на тормоз. Естественно, у автомобиля, оказавшегося сзади не хватает времени и возможности остановить свое транспортное средство. Происходит столкновение.

Читайте также:  Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом

Теоретически, виноват водитель въехавшей машины, ведь дистанция между ТС практически отсутствовала. Но, с другой стороны, водитель перестроившегося авто даже не дал ему возможности эту дистанцию восстановить после вклинивания в поток, ведь до этого он ни к кому не “прижимался”.

Вот и выходит, что вину на себя должен взять водитель автомобиля, который выехал на полосу, поскольку он не учел получающуюся дистанцию, неверно выбрал скорость потока, а так же не уступил дорогу едущим ТС.

Важно! Вина всегда возлагается на водителя автомобиля, который ехал сзади, если нет подтверждений и доказательств вины водителя впереди едущего автомобиля.

ДТП подобного рода можно отнести к спорным ситуациям, когда требуется очень досконально проводить расследование с целью выявления истинного виновника. К сожалению, в подобной ситуации доказать свою невиновность будет очень сложно, но если в автомобиле установлен видеорегистратор, то это может облегчить задачу.

Другой пример — классическое ДТП, когда на оживленной трассе один из автомобилей тормозит с целью съезда на прилегающую дорогу, а водитель движущегося за ним ТС не успевает среагировать или не замечает своевременно загоревшиеся стоп-сигналы.

В этом случае вина будет возложена на водителя второго автомобиля, поскольку дистанцию он соблюсти не сумел и не предпринял своевременных действий для необходимого снижения скорости.

Разбирательство на месте

Согласно новым правилам оформления ДТП, у его участников появилась возможность разобраться с ситуацией самостоятельно, не обращаясь в полицию и страховую компанию.

Нежелание привлекать третьи лица к решению проблемы может быть обусловлено:

  • Незначительными повреждениями транспортного средства, когда проще отдать небольшую сумму на ремонт вместо того, чтобы дожидаться страховой выплаты.
  • Нежеланием виновника повышать стоимость своего ОСАГО, которая увеличивается с каждой выплатой в 1,6 раза.
  • Отсутствием времени и желания посещать ГИБДД и страховую компанию.

В любом из этих случаев виновник аварии может просто передать наличные потерпевшей стороне и при взаимном согласии закончить на этом конфликт. Но не стоит забывать о возможных рисках при таком поведении. Например, потерпевшая сторона, дождавшись отъезда виновника, может вызвать ГИБДД и зафиксировать факт ДТП. Чтобы обезопасить себя от подобного развития событий, следует составить расписку о передаче денег на ремонт автомобиля. Документ заполняется от руки с указанием всех данных об участниках происшествия и описанием характера повреждений. Сведения следует указывать максимально точно, а также прописать фразу об отсутствии претензий к виновнику. Расписка будет иметь юридическую силу при наличии подписи каждой из сторон.

Согласно п.26 ПДД, участники ДТП могут решить вопрос самостоятельно, если:

  • Вред нанесен только автомобилю, пострадавших нет.
  • Отсутствуют разногласия по характеристике повреждений и определению виновной стороны.
  • Каждая из сторон согласна не оформлять документы по ДТП.

Еще одна возможность самостоятельного оформления ДТП — составление Европротокола. Помимо перечисленных выше условий, обязательными для его оформления является:

  • Факт столкновения автомобилей, их количество при этом не должно превышать двух.
  • Наличие у каждого участника ДТП полиса ОСАГО (или зарубежного аналога «Зеленая карта»).

Составляется Европротокол на специальном бланке страхового извещения, по которому впоследствии можно получить компенсацию без длительного ожидания специалистов на месте происшествия.

Только ли виноватому будет наказание за ДТП

Статьёй 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что владельцы транспортных средств (ТС) ответственны за причинение урона своими ТС другим независимо от своей виновности (исключение составляет вред владельцу другого транспортного средства).

Освободить от ответственности может только признание умышленности в действиях потерпевшего (например, суицид), а также действие непреодолимой силы (если машину перемещал ураган). Поэтому при наезде на пешехода, даже если виновен он, отвечать за нанесённый вред придётся.

Но административную и уголовную ответственность нести будет только виновник. Кроме того, не стоит путать наказание за ДТП и за нарушение ПДД. Платить штраф, например, за отсутствие страховки или прав придётся и потерпевшему.

Читайте также:  Взыскать долги по алиментам за 15 лет: возможно ли это

Советы юриста: как избежать штрафа за ДТП

Если вы хотите снять необоснованные обвинения, снизить размер денежной выплаты или доказать неправомерность претензий других участников аварии, следует придерживаться нескольких несложных правил:

  • купите и активно пользуйтесь видеорегистратором, такие материалы принимаются в качестве доказательства даже в судебных заседаниях, но не забудьте при составлении протокола в разделе объяснения внести запись своей рукой о том, что во время аварии велась видеосъемка с указанием марки и модели устройства и обязательствами представить носитель на рассмотрение;
  • не полагайтесь полностью на официальное расследование, проводите активный самостоятельный поиск свидетелей;
  • обязательно сделайте фотоснимки на месте происшествия – состояние и положения ТС, тормозной след и другие обстоятельства, лучше сделать несколько фото одного и того же объекта с двух-трех ракурсов;
  • сразу после аварии осуществите все необходимые действия, согласно ПДД;
  • при оформлении обстоятельств ДТП возьмите копии протокола и схемы, внимательно прочтите, а при подписании документов, если вы не считаете их адекватными, изложите свою позицию на бумаге.

Как по ПДД нужно держать дистанцию

Рассматривая правила дорожного движения, понятие «безопасная дистанция» трактуется как расстояние от транспортного средства, движущегося впереди, в том же направлении и на той же полосе, позволяющее избежать столкновение при резком торможении впереди идущего автомобиля.

При этом точных цифр не указывается. Определять размер безопасной дистанции водитель должен самостоятельно, исходя из нескольких параметров:

  • тип транспортного средства;
  • мощность автомобиля, скорость торможения;
  • качество дорожного покрытия;
  • погодные условия;
  • скорость автомобиля;
  • качество резины.

Так, современному мощному автомобилю в хороших погодных условиях, достаточно 3 метров для экстренного торможения.

Какие бывают исключения из правил

Типичные ситуации: «ехал, резко затормозил, потому что дорогу перебегал пешеход, сзади врезалась машина» встречаются чаще. Но бывают нетипичные случаи, при которых виновников происшествия признается другое лицо.

К таким ситуациям относится:

  1. Водитель без предупреждения совершил маневр на дороге (обгон или поворот без включения сигнальных знаков).
  2. Автомобиль, находящийся вторым, технически неисправен (отказали тормоза), о чем водитель уведомил других участников движения.
  3. Несоблюдение боковой дистанции не применимо к случаям, когда столкновении происходит с автомобилем, выезжающим со стоянки на узкой дороге.

В перечисленных ситуациях виновник определяется по обстоятельствам и для него не применимо наказание за несоблюдение дистанции.

Основные причины столкновений

За несоблюдение дистанции штраф оплачивает виновник ДТП. Но ситуации на дороге бывают разными, и причин, почему произошло нарушение ПДД, возможно много. Основными из них являются:

  • Движение транспортных средств в разном скоростном режиме. К примеру, задний с 80 км/час, а впереди идущий с 30 км/час.
  • Произошло экстренное торможение для предотвращения опасной ситуации или ДТП с участием пешехода. Чаще всего выскакивает ребенок на дорогу или выезжает коляска.
  • Было выбрано крайне маленькое расстояние между транспортными средствами.
  • Впереди идущий автомобиль дал задний ход или у него произошел отказ на склоне.

Возможные конфликтные ситуации

На дороге, из-за резкого торможения впереди идущего автомобиля, нередко возникают конфликтные ситуации. В этом случае ДТП выглядит как нарушение дистанции двигающимся сзади транспортом. Также возможными вариантами бывают:

  1. Тонированные габариты. Это ограничивает видимость водителя, и он может не среагировать на маневры транспорта, так как стоп-сигналы не четкие. Даже в этом случае виновник не освобождается от ответственности. Но при желании можно добиться наложения штрафа и на владельца такого «тюнинга».
  2. У впереди идущего авто шипованные шины. Они увеличивают тормозной путь и повышают вероятность столкновения с машиной, двигающейся сзади, «обутой» в обычные покрышки. Если специального значка нет, есть все шансы привлечь вторую сторону к ответственности. Но от выплаты штрафа это также вряд ли освободит.
  3. Авто грубо подрезало при обгоне. Доказать в этом случае свою невиновность также проблематично, если не установлен регистратор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *